Занятие "Длинее, короче"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Рыжова Марина Евгеньевна

образовательная ситуация с дошкольниками 4 -5 лет,.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ryzhova_m.e._zanyatie_po_matematike_dlinee_koroche.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. педагога Рыжова Марина Евгеньевна

         

Тема: Длиннее, короче

Цель:

  1.  формировать представление о сравнении предметов по длине путём наложения и приложения;
  2.  формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
  3.  закреплять умение считать до двух, сравнивать предметы по свойствам;
  4.  тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение;
  5.  развивать внимание, речь, логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение.

Материал:

Демонстрационный – презентация к занятию, картинка с изображением Красной Шапочки и домика на каждого ребёнка, две дорожки – «тропинки» разного цвета и длины, мольберт, изображение домика.

Раздаточный – по две полоски – «тропинки» на каждого ребёнка разного цвета и длины, полоски- «дощечки» для заборчика разного цвета и длины на каждого ребенка.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Дети собираются около воспитателя.

- Любите ли вы сказки?

- Какие сказки вы знаете?

- Я тоже люблю сказки. Хотите узнать мою самую любимую сказку?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации к сказке «Красная Шапочка».

- Для какой сказки эти иллюстрации? Кто здесь изображен?

- В сказке волк обманул Красную Шапочку. Помните, как? Он пошел по короткой дорожке, а Красную Шапочку отправил по длинной. Пришел и притворился бабушкой, а потом съел Красную шапочку. А вот если бы Красная Шапочка пошла по короткой дороге, такое произошло бы?

- Хотите помочь Красной Шапочке выбрать правильную дорожку к домику бабушки?

- Сможете?

2.Актуализация знаний и умений.

Дидактические задачи: актуализировать умение правильно называть слова «длинная», «короткая»;

Воспитатель предлагает детям отправиться в сказку, но для этого им надо выбрать короткий путь. Перед детьми лежат две дорожки разной длины (видно на глаз) и разного цвета.          

- Сколько дорожек?  Чем отличаются?

- По какой дорожке пойдем?  (По красной)

- Почему вы решили, что по красной?  (Она короткая)

Воспитатель хвалит детей. Дети проходят по красной дорожке.

3.Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

1) Создать мотивационную ситуацию для поиска способа непосредственного сравнения предметов по длине (наложение, приложение).

2) Формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы. На столах у детей картинка с изображением Красной Шапочки и домика бабушки и две полоски-дорожки, которые мало отличаются по длине.

Давайте выберем дорожку, по которой пойдет Красная Шапочка к домику бабушки. Какую мы хотим выбрать дорожку? (Короткую.) Пробуйте. Дети, скорее всего, выберут разные дорожки. Возникает затруднение, т.к. дети не знают способа сравнения по длине путем наложения и приложения.

- Смогли мы показать Красной шапочке короткий путь к домику бабушки?

- Как вы думаете, почему не смогли?

Выслушиваются ответы детей, после чего воспитатель подводит итог: мы не смогли объяснить, потому что пока не умеем сравнивать предметы по длине.

3.Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1) формировать представление о сравнении предметов по длине путём наложения и приложения;

2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

– Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?  (Спросить у того, кто знает.)

Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего показывает и рассказывает, как правильно сравнить дорожки по длине путём наложения и приложения: для того чтобы сравнить дорожки по длине, можно приложить их друг к другу (или наложить), обязательно выровнять два конца.

Дети сравнивают дорожки путем приложения и выбирают короткую дорожку.

- Смогли мы показать Красной шапочке короткий путь к домику бабушки? Да, потому что узнали, как правильно сравнить дорожки по длине.

Теперь волк не сможет прийти первым к домику, не притворится бабушкой и не съест Красную Шапочку.

Воспитатель предлагает вместе с Красной Шапочкой отправиться к домику бабушки: включает бодрую, веселую музыку, дети маршируют.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи:

Закреплять умение сравнивать предметы по длине путём наложения и приложения, умение называть цвета.

Воспитатель рассказывает детям, что был сильный ветер, и забор у бабушки упал. Спрашивает у детей, что же теперь делать бабушке. Дети предлагают построить бабушке новый заборчик.

А вот и дощечки для нового забора. Чем они отличаются? Воспитатель уточняет, что дощечки отличаются цветом и длиной. Далее воспитатель предлагает детям взять по две дощечки разного цвета. 

Бабушка просит построить забор из длинных дощечек. Сможете?

Дети сравнивают дощечки, выбирают ту которая длиннее. Воспитатель помогает сравнить дощечки по длине. Дети выставляют заборчик у домика бабушки.

Воспитатель благодарит детей за помощь.

- Теперь волк не сможет пройти к домику бабушки. Ну, а нам пора возвращаться в детский сад. По какой дорожке вернемся: по длинной или по короткой?

Дети по дорожке проходят на ковер.

6.Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

– Где вы сегодня побывали?

– Что полезное сделали?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они помогли Красной Шапочке найти короткий путь к домику бабушки и построить забор, потому что научились сравнивать предметы по длине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в коррекционной группе компенсирующей направленности ГБОУ школа №297 д/о Пушкинского р-на г. Санкт-Петербурга на тему: «Сравнение множеств. Формирование понятий «длинный» - «короткий», «длиннее» - «короче», «одинаковые по длине»

Комплексное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, возраст детей 5-6 лет. В процессе данного занятия реализуются  коррекционно-образовате...

Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию на тему: «Длиннее, короче»

Умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, закреплять слова длиннее, короче....

Конспект НОД по ФЭМП "Длиннее, короче. Цифра 2"

Цель: создание  условий для сравнения двух предметов, выделение параметров  длины, использование в речи слов «длиннее», «короче»; закрепление навыков счета, соот...

Конспект по образовательной области «Познавательное развитие» формирование элементарных математических представлений во второй младшей группе.Тема: «Длиннее – короче, геометрические фигуры»

Учить определять отношения предметов по длине: длиннее – короче.  Закреплять представление о:·        геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник;·...

Занятие по математике 2 младшая группа. Тема: Соотнесение предметов одной группы с предметами другой, пользуясь приемами наложения и приложения. Формирование знаний о понятиях «длиннее», «короче», «длинный, короткий».

Цель: *Познакомить детей со способами приложения предметов к их изображениям на карточке.*Продолжать учить брать предметы правой рукой и раскладывать в направлении слева на право, использовать в речи ...

Конспект НОД по Познавательному развитию. ФЭМП № 6. Тема: Число и цифра 6, знаки = и +, сложение числа 6 из двух меньших, логическая задача на установление закономерностей, понятия «длинный», «короче», «еще короче», «самый короткий». Цель: Формирование

Конспект НОД по Познавательному развитию. ФЭМП № 6.Тема: Число и цифра 6, знаки = и +, сложение числа 6 из двух меньших, логическая задача на установление закономернос­тей, понятия «длинный...

НОД по познавательному развитию. ФЭМП с детьми старшей группы Тема. Счет в пределах 6. Самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот). Форма, величина.

НОД по познавательному развитию. ФЭМП  с детьми старшей группыТема.   Счет в пределах 6. Самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).  Форма, величина.Фор...