Технологическая карта НОД. Образование числа 5. Счёт в пределах 5
материал по математике

Волкова Елена Валерьевна

Технологические карты НОД

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                  Технологическая карта НОД

Тема занятия: «Образование числа 5Счёт в пределах 5»

Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет)

Образовательная область: Познавательное развитие

Цель занятия. Знакомство с образованием числа 5 и обучение счету в пределах 5.

Задачи:

Образовательные:

-Познакомить с образованием числа 5.

-Учить считать в пределах 5.

-Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько, сколько.

-Закрепить знание детей о геометрических фигурах.

Развивающие:

-Развивать речь, внимание, память

-Развивать мелкую моторику

Воспитательные: 

-Воспитывать усидчивость и любознательность.

Планируемые результаты занятия:

- Дети на практике познакомились с образованием числа 5, освоили счет в пределах 5

- Закрепили знания  о геометрических фигурах.

Материалы и оборудование: игрушечный петушок, 5 курочек, 5 цыплят, фланелеграф, карточки с изображением частей суток; раздаточный материал: блюдца и зернышки (по 5 штук)

Учебно-методический комплект:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», средняя группа 

      Формируемые интегративные качества: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, овладение необходимыми умениями и навыками.

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.Организационно-мотивационный

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей

Здравствуйте, ребята. Давайте с вами поздороваемся, как мы умеем.

Здравствуйте, ручки, хлоп-хлоп-хлоп! (хлопают в ладоши)

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ! (топают ножками)

Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают, прижав язык к нёбу)

Здравствуй, шустрый язычок! (болтают языком между губами)

-Молодцы, ребята. Присаживайтесь на свои места, и мы с вами начинаем.

Воспитатель показывает игрушечного петушка или картинку с его изображением и читает потешку:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

- Когда просыпается петушок?

-Кто еще просыпается вместе с петушком?

К нам сегодня пришел петушок с семьей на занятие, они хотят научиться считать.

- Ребята, поможем? Вы готовы к занятию?

Форма организации: групповая

Приветствие

Сюрпризный момент-

петушок

Беседа, вопросы

Слушают педагога,

Ребята встают и хором проговаривают, выполняют движения

отвечают на вопрос

Заинтересовались предстоящей деятельностью

 

2.1 Этап ознакомления с материалом

Усвоение и систематизация знаний и представлений

Посмотрите, сколько курочек пришло с петушком?

Дети считают курочек (4). Затем один ребенок выходит, считает курочек и располагает на фланелеграфе столько же цыплят.

- Сколько курочек?

-Сколько цыплят?

-Что можно сказать о количестве курочек и цыплят?

- Проснулась еще одна курочка и прибежала.

Воспитатель считает курочек вместе с детьми и спрашивает:

Сколько стало курочек?

Как получилось пять курочек?

Сколько цыплят?

Пять курочек и четыре цыпленка —сравните, кого больше.

Четыре цыпленка и пять курочек—кого меньше.

Какое число больше 5 или 4? Какое число меньше 5 или 4?

Как сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну?

- Как получилось 5цыплят?

- Как еще можно сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну? (восстанавливает неравенство, предлагает сделать равенство путем убавления)

Молодцы ребята, теперь давайте немного отдохнем.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперёд нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Повторим это упражнение еще раз!

Форма организации: групповая, индивидуальная

Метод: практический

Вопросы к детям

Дети считают, отвечают на вопросы вместе и индивидуально, дают развернутые ответы:

-5 курочек больше, чем 4 цыпленка

-4 цыпленка меньше, чем 5 курочек

Ребенок выходит и располагает еще одного цыпленка

- К 4 цыплятам добавили еще одного

Выполняют физминутку

Подготовились к практической части

Сняли эмоциональное напряжение

 2.2Практический этап

Овладение действиями, способами решения проблемы

Наши цыплята проголодались

- Давайте покормим цыплят!

Возьмите 4 блюдца и столько же зернышек.

Сколько блюдец и зернышек?

По сколько блюдец и зернышек?

Как сделать, чтобы блюдец и зернышек стало 5?

Как получилось 5 блюдец?

Что больше 5 блюдец или 4 зернышка?

Что меньше?

Какое число больше, какое меньше?

Ребята, а давайте петушка попросим остаться у нас на занятии до конца, пусть посмотрит какие мы с вами умные детки!

Сейчас мы с вами будем играть в игру «Не ошибись».

Воспитатель уточняет названия геометрических фигур, выложенных на фланелеграфе (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), и предлагает поиграть.

Воспитатель в разном порядке показывает геометрические фигуры, а дети выполняют соответствующие движения: круг — прыгают, квадрат —хлопают в ладоши, треугольник — приседают, прямоугольник—шагают на месте.

Молодцы, ребята, все справились.

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная

дети сидят за столами

Создание игровой ситуации «Покормим цыплят»

Уточняет у детей способы уравнивания предметов и образование полученных чисел

Оценка педагога работы детей

Слушают педагога, отвечают на вопросы, выполняют задания с раздаточным материалом

Закрепили образование числа 5, счет в пределах 5

3.Заключительный

(рефлексия)

Подведение итогов, оценка результатов

- Кто у нас сегодня был в гостях?

- Сколько курочек и цыплят?

- Кого мы кормили?

- Сколько блюдец и зернышек у нас было?

-До скольки, мы считали?

Форма организации: фронтальная (дети сидят полукругом)

Обобщающая беседа

Педагог помогает детям с помощью наводящих вопросов вспомнить, чем занимались на занятии

Дети вспоминают, отвечают на вопросы

Стараются подвести итог занятия самостоятельно



Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

 

Тема занятия: Ориентировка на листе бумаги.

Возрастная группа: старшая группа(5-6 лет)

 Цель занятия: формирование умения детей 6-го года жизни  ориентироваться в пространстве. 

Задачи занятия:

Образовательные:

-совершенствовать понимание пространственных отношений (вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, между, умение обозначать в речи взаимное расположение предметов ;

-формировать умение ориентироваться на листе бумаги;

-закреплять представления детей о днях недели, наступившем времени года,

Развивающие:

-развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление;

-способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речи, навыков свободного общения со взрослым.

Воспитательные: 

-поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость и целеустремленность;

- воспитывать проявления доброжелательного отношения друг к другу, взаимопомощь и взаимовыручку.

Предварительная работа: игры, направленные на развитие познавательных процессов, отгадывание загадок; рассматривание плакатов и иллюстраций «Геометрические фигуры»«Счет до 10»; дидактические игры «Подбери фигуру»«Назови и сосчитай» и др. ; упражнения на ориентирование в окружающем пространстве и на плоскости «Назови соседей»«Лабиринт»; разучивание физкультминутки, геометрическое конструирование на плоскости.

Материал и оборудование: набор геометрических фигур, квадратный лист бумаги, смайлики (грустный и веселый) на каждого ребенка; набор цифр, ключ (из составных частей) на каждого ребенка;

игрушки: белка, лиса, ежик, медведь; ноутбук, проектор.

Методические приемы: 

1.  Словесный метод - объяснение, беседа, загадки, стихи.

2. Наглядный метод - рассматривание иллюстраций, карточек, предметов.

3. Практический метод 

Учебно-методический комплект:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», старшая группа 

      Формируемые интегративные качества: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, овладение необходимыми умениями и навыками.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Создать у детей мотивацию к последующей деятельности.

Здравствуйте, ребята!

-Я  знаю, что вы очень любите сказки. И сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие по сказке.

-А чтобы попасть в сказку нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова «1, 2, 3, обернись, в сказке окажись.»

-Открываем глаза. Сказка начинается.

Словесный

Приветствуют воспитателя

Отвечают на вопросы

Создание мотивации.

2.

Основной этап

 

 

 

 

 

 

2.1.

Этап постановки проблемы

 

Поставить проблему, и наметить пути ее решения.

Слайд 2. Жил-был царь.

Слайд 3. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то царь по очень важным делам, а дочка дома осталась.

Слайд 4. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство.

Слайд 5. Пригорюнился Иван Царевич и поехал искать царевну.

Слайд 6. Едет день, едет два. Подходит к избушке на курьих ножках.

Слайд 7. А там Баба Яга живет.

Слайд 8. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван Царевич правильно ответит на ее вопросы.

А Иван Царевич сомневается, справится ли он со сложными заданиями Бабы Яги  и обращается к вам за помощью.

А помочь Ивану Царевичу смогут дети, которые умеют не только считать, знают геометрические фигуры, но еще и хорошо ориентируются в пространстве. И сегодня на занятии мы будем учиться ориентироваться в пространстве.

-Ну что, вы готовы помочь Ивану Царевичу ?

Художественное слово 

 

 

 Осознают  и принимают проблемную ситуацию.

Пытаются решить проблему

Внутренняя мотивация на решение  проблемной ситуации

2.2.

Этап ознакомления с материалом

 

Познакомить детей с материалом, с которым им предстоит работать.

-Тогда слушайте внимательно вопросы Бабы Яги:

Слайд 9.

Какой сегодня день недели?

Какой день недели был вчера?

Какой день недели будет завтра?

Какие времена года знаете? Назовите.

Какое время года наступило?

Слайд 10. Вот и помогли мы Ивану Царевичу справиться с заданием Бабы Яги. Баба Яга дала клубочек и отправила Царевича к Кикиморе. У неё находится карта. Клубочек покатился, и Царевич пошел за ним.

Слайд 11. Прикатился клубок к болоту. И перед Царевичем появилась Кикимора.

Она выслушала Царевича и решила помочь, а чтобы получить карту, надо выполнить её задание.

-Давайте поможем Ивану Царевичу.

Приготовьте геометрические фигуры. Давайте назовем их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

-Приготовьтесь слушать задание и правильно располагать геометрические фигуры на листе бумаги. (Графический диктант):

в центре листа расположите желтый круг

справа от круга расположите зеленый квадрат

слева от круга расположите красный треугольник

над кругом расположите синий прямоугольник

под кругом расположите черный овал

-Где ты расположил круг? (в центре листа)

-Какая фигура находится справа от круга?

-Какая фигура расположена под кругом?

Слайд 12 А сейчас проверим.

Если вы верно выполнили задание, геометрические фигуры на вашем листке должны быть расположены так, как показано на слайде.

- Мы справились с заданием, и Кикимора дала карту Ивану Царевичу. Клубочек покатился дальше и привел Ивана Царевича в сказочный лес.

Физминутка.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Словесный, практический

 

Развитие познавательных процессов: внимание, память, наглядно-образного и логического мышления, воображение, производительности психических процессов.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Решить проблему практическим путем.

Слайд 13

В лесу Иван Царевич встретил животных. А каких, вы узнаете, если отгадаете загадки:

1.На его спине — иголки.

И длинны они, и колки.

Потому-то вдоль дорожек

С ними смело ходит…(ежик)

2.Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

3.Хоть на вид – краса девица,

На проделки мастерица,

Кто дружить захочет с ней?

Зверя нет в лесу хитрей (Лиса)

4.Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна.(Медведь)

-Просмотрите, как расположились звери на лесной полянке.

-Кто находится между белкой и лисой? (ежик)

-Кто находится справа от ежика?

-Кто находится слева от ежика?

-Сзади (позади) ежа расположился….?

Слайд 14. Веселый гномик

А еще Иван Царевич встретил в лесу гномика, который предложил

поиграть в игру «Ничего не говори, лишь руками покажи»

Высоко! Низко!

Слева! Справа!

Далеко! Близко!

Широко! Узко!

-Дети, пока мы играли, Иван Царевич  добрался до замка.

Слайд 15-16

Вот вход в замок.

Благодаря вашей помощи Иван Царевич.оказался перед дверью, ведущей в замок ,смог открыть дверь в замок и освободить Царевну.

Слайд 17.

-А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и произносите вместе со мной:

1,2,3,4,5

Вот мы в садике опять.

С вами в сказке побывали,

Очень многое узнали,

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад.

Словесный, практический.

 Наглядный (просмотр картинок

 

 Слушают педагога, отвечают на вопросы, выполняют задания с раздаточным материалом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение проблемы.

3.

Заключительный этап

Дать объективную оценку деятельности, закрепить изученный материал.

- Дети, кому мы сегодня помогали? (Ивану Царевичу)

- Какое задание вам показалось самым интересным?

- Какое задание вам показалось самым трудным?

- Благодаря чему вам удалось справиться со всеми заданиями? (потому что уже много знаем и умеем; мы дружно работали и были настоящей командой)

Иван Царевич и прекрасная Царевна очень благодарны вам и дарят вам сладкое угощение.

Беседа, обсуждение, вопросы.

Сюрпризный момент.

Дети вспоминают,

Отвечают на вопросы

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса



Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Тема занятия:  «Прямоугольник».

Возрастная группа: средняя группа.

Образовательная область: Познавательное развитие

Цель: знакомство детей 5-го года жизни с прямоугольником

Задачи:

Образовательные: 

-Формировать представления  о прямоугольнике и его свойствах;

-Упражнять в умении правильно называть геометрические фигуры и слова, обозначающие их свойства;

Развивающие: 

-Развивать умение детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем (самостоятельно определить сходства и отличия квадрата и прямоугольника);

-Развивать пространственные навыки, мышление, внимание, память, творческие способности;

Воспитательные: 

-Воспитывать сдержанность, внимательность, чувство сотрудничества, аккуратность;

Материал к занятию:

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: кукла би-ба-бо Мышка (Приложение 1), большой конверт, изображения геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), блоки прямоугольной и квадратной формы, два обруча, магнитная доска, фланелеграф, плоскостные изображения девочки (Приложение 2), домика (Приложение 3), речки (Приложение 4), квадрата и прямоугольника (Приложение 5) для фланелеграфа, CD-проигрователь, диск Е.Железновой «Пальчиковые игры», бубен;

Раздаточный материал: геометрические фигуры из цветного картона (1 квадрат, 1 прямоугольник на каждого ребенка), лист бумаги белого цвета с изображением контура прямоугольника на каждого ребенка, цветные карандаши.

Методические приемы: 

Методы и приемы работы с детьми: словесные, игровые, практические методы и приемы (отгадывание загадки, подвижная игра, физминутка с речевым сопровождением, сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, игровые приемы, элементарный анализ, сравнение, рассказывание сказки с разыгрыванием сюжета на фланелеграфе).

Учебно-методический комплект:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», средняя группа 

 Формируемые интегративные качества: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, овладение необходимыми умениями и навыками.

Этапы, продолжительность

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём

– Вы все  будите внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать воспитателя.

Игровое упражнение, сюрпризный момент

эмоционально - психологический настрой.

Приветствие, выполнение  игрового упражнения.

Психологическая готовность, заинтересованность детей. Соблюдение социальных норм поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

-Ребята, сегодня утром почтальон принес для вас письмо! Вам интересно узнать, что находится в конверте? Давайте вместе посмотрим: какая-то записка:

« Ждите меня сегодня в гости.

А кто я – угадайте»

Я люблю кота дразнить,
Из его тарелки пить,
Незаметно, очень ловко,
Сыр украсть из мышеловки.
С длинным хвостиком малышка,
Догадайтесь кто я -(
Мышка!)

-Ребята, как вы думаете, кто это?

Раздается стук в дверь, воспитатель выглядывает и возвращается с куклой би-ба-бо Мышкой на руке.

Мышка: Здравствуйте, ребята!

Ребята, я очень рада всех вас видеть. И мне нужна ваша помощь. Вы любите заниматься математикой и уже знаете некоторые геометрические фигуры. Напомните мне, пожалуйста, как они называются?

(Мышка прикрепляет на магнитной доске изображения геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат), а дети их называют. Затем Мышка прикрепляет прямоугольник.)

А с этой фигурой я еще не знакома?

-Ребята, давайте поможем Мышке!

-Кто сможет назвать эту фигуру?

-Давайте все вместе повторим – прямоугольник.

(Дети громко и четко проговаривают название – прямоугольник. Можно выборочно попросить проговорить отдельных детей.)

Сюрпризный момент

загадка

Осознают  и принимают проблемную ситуацию.

Внутренняя мотивация на решение  проблемной ситуации.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

-А на какую геометрическую фигуру похож прямоугольник?

Дети: На квадрат.

-Все правильно! А сейчас мы с вами будем учиться различать прямоугольник и квадрат (оставить на магнитной доске только две эти фигуры).

(На рабочих столах приготовлен раздаточный материал: один прямоугольник и один квадрат из бумаги на каждого ребенка.)

-Положите перед собой квадрат, обведите его пальчиком, скажите, у него есть стороны?

Дети: Да, есть.

-Сколько их?

Дети: Много, четыре.

-А у квадрата есть углы?

Дети: Да, есть.

-Сколько их?

Дети: Четыре, много.

-А теперь положите перед собой прямоугольник и обведите его пальчиком. Скажите, у него есть стороны? Сколько их?

Дети: Да, четыре.

-А у прямоугольника есть углы? Сколько их?

Дети: Да, четыре.

-Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата?

-Как можно проверить?

Дети: Наложить.

(Дети выполняют сравнение фигур методом наложения квадрата на прямоугольник)

-Что теперь мы видим? Что можем сказать?

-Можем сделать вывод, что верхняя и нижняя стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата, а левая и правая одинаковые по длине.

(При показе необходимо обратить внимание на то, чтобы дети правильно показывали стороны и углы геометрических фигур: стороны надо проводить пальцем вдоль ее протяженности (это отрезок), углы проводим пальцем, обозначая стороны угла.)

Мышка: Спасибо, ребята, что помогли мне! А теперь давайте немного поиграем!

Физминутка «Часы»:
Вышли мыши как - то раз (маршируют маленькими шажками вперед)
Посмотреть, который час 
(указательным пальчиком правой руки показывают на запястье левой руки)
Вдруг часы сказали: “Бом!”, 
(руки на поясе, покачивания головой влево-вправо, один хлопок над головой)
Мышь скатилась кувырком. 
(на носочках отбегают назад, вращательные движения руками на уровне груди)

Словесный метод

Загадки

художественное слово

вопросы

Слушают и отвечают на вопросы.

Выполнение динамических упражнений

Развитие познавательных процессов: внимание, память, наглядно-образного и логического мышления, воображение, производительности психических процессов.

2.3.

Этап практического решения проблемы

-Спасибо, Мышка за веселую игру! Присаживайся вместе с ребятами на коврик, а я вам расскажу сказку о прямоугольнике и квадрате.

«В царстве - государстве геометрических фигур жили - были Прямоугольник и Квадрат. «Я такой неуклюжий, - говорил Прямоугольник - если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким! А если лягу на бок, то становлюсь низким и толстым. Вот таким! А ты всегда остаешься одинаковым, - говорил он, обращаясь к Квадрату - и стоя, и сидя, и лежа»

«Да , - отвечал с гордостью Квадрат: у меня все стороны равны». И переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.

Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом? » Она забралась сначала на одну его сторону, но ничего не увидела из-за деревьев, потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть, я смогу помочь тебе?» - спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. «Давай, мы тебя проводим», - предложил Квадрат. Вдруг на их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку перебраться! » - попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но - плюх и упал в воду. Добрый Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома. «Спасибо, - сказала девочка геометрическим фигурам, - вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, - обратилась девочка к Прямоугольнику, - что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, - скромно ответил Прямоугольник, - просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие».

-Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у прямоугольника?

Дети: две длинные, а две короткие.

-А теперь мы поиграем в игру «На что похоже?», будьте очень внимательны – посмотрите вокруг и назовите предметы, похожие на прямоугольник.

-У вас на столах лежат листочки с изображением прямоугольника и цветные карандаши. Закончите рисунок так, чтобы получился какой -нибудь предмет прямоугольной формы.

Художественное слово

Практический метод

вопросы.

Усвоение информации.

Снятие усталости и напряжения.

Развитие познавательных процессов.

3.

Заключительный этап

-Ребята, давайте ещё раз скажем Мышке, как называется эта геометрическая фигура.

-Чем отличается прямоугольник от квадрата?

Мышка: Спасибо, ребята. Теперь я знаю о прямоугольнике всё. А о вас я расскажу своим друзьям, какие вы умные, столько уже много знаете, как хорошо отвечаете на занятии. До свидания!

-Ребята, вам понравилось наше занятие?

-Что вам понравилось больше всего?

-С какой геометрической фигурой мы сегодня познакомились?

-А мне, как и Мышке, понравилось, как вы отвечали. Молодцы! Все старались!

Беседа, обсуждение, вопросы.

Сюрпризный момент.

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Тема занятия: Решение арифметических задач

Возрастная группа: Подготовительная группа ( 6 - 7 лет);

Образовательная область: познавательное развитие;

Цель: формирование умений  составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

 Задачи: 

Образовательная: 

- учить составлять и решать арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр и знаков;  

-закреплять умение давать развернутый ответ на вопрос задачи;

-закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.

Развивающие:

развивать внимание, логическое мышление, речь, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

воспитывать любовь к математике, желание заниматься и узнавать новое.

 Материалы и оборудование: магнитная доска, фигурки голубей и дерева, мяч.

Методы и приемы:

Словесные: беседа, вопросы, объяснение, загадки.

Наглядные: демонстрация, показ.

Практические: предметно-практические и умственные действия, игры, физминутка.

Форма организации детей: индивидуальная, фронтальная.

Учебно-методический комплект:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», подготовительная  группа 

Формируемые интегративные качества: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, овладение необходимыми умениями и навыками.

Этап, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

1.Организационно-мотивационный

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей

Здравствуйте, ребята.

Подойди ко мне, дружок,

Соберемся все в кружок,

За руки мы все возьмемся

И друг другу улыбнемся,

Здравствуй, друг.

Здравствуй, друг.

Здравствуй весь наш дружный круг.

– Вы все  будите внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать воспитателя.

Методы: Словесный, Приемы: показ,

Дети внимательно слушают педагога

Дети готовы взаимодействовать с педагогом

2.Основной этап

 

2.1Этап постановки проблемы

Выявить проблему, встречающуюся на заданиях

- Ребята! Я шла к вам и нашла интересный сундучок. Давайте откроем его

- Что-то не открывается. Смотрите, тут есть записка: «Это сундучок королевы Арифметики. Чтобы его открыть, необходимо выполнить все задания и получить за них ключи.»

Королева прислала много разных и интересных заданий. Выполним их чтобы получить ключики от сундучка?

Методы: Словесный, метод наводящих вопросов.

Слушают педагога, пока тот читает записку.

На занятии выявлена проблема, которую следует решить

2.2Этап ознакомления с материалом

Ознакомить детей с материалом

1 задание-разминка

«Быстрый вопрос - быстрый ответ»

-Посчитайте от 1 до 10 и обратно.

-Назови соседей числа 4 

-Назови соседей числа 6.

-Назови соседей числа 9.

-Я задумала число, оно меньше 3 на одну единицу. Какое это число?

-Я задумала число, оно больше 7 на единицу. Какое это число?

- Сколько дней в неделе?

- Про какие дни мы говорим «будние дни»?

- Про какие дни говорим «выходные»?

- Назови соседей среды?

- Назовите соседей субботы?

- Назовите части суток?

- Сколько месяцев в году?

- Сколько пальцев на одной руке?

- Сколько ушей у двух кошек?

- Какая цифра спряталась в слове семья?

- Кто стоит справа от тебя?

- Кто стоит слева от тебя?

  • Молодцы ребята! Вот мы и размялись.

И получаем первый ключ от сундучка.

 А сейчас немного отдохнём.

Физкультминутка «Ты давай-ка, не ленись!»

Руки вверх и руки вниз.

Ты давай-ка не ленись!

Взмахи делай четче, резче,

Тренируй получше плечи.

Корпус вправо, корпус влево –

Надо спинку нам размять.

Повороты будем делать

И руками помогать.

На одной ноге стою,

А другую подогну,

А теперь попеременно

Буду поднимать колени.

Отдохнули, посвежели

И на место снова сели.

Методы: Словесный, метод наводящих вопросов.

Приемы: показ, иллюстративный

Выполним и получим ключики

Дети проговаривают слова и повторяют движения за педагогом.

Дети ознакомлены с материалом

2.3Этап практического решения проблемы

Разрешить проблему,  путем выполнения задания, цветными карандашами

 2  задание

игра «Составь задачу»

-Ребята, посмотрите, что я прикрепила к магнитной доске. Давайте, составим и решим задачу.

-С дерева улетело 5 голубей, а затем ещё 2 голубя.

-Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в задаче?

Д: В задаче четыре части.

-Назовите их.

Д: 1 - условие, 2 - вопрос, 3 - решение, 4 - ответ.

-Повторите условие.

Д: С дерева улетело 5 голубей, а затем ещё 2 голубя.

-Повторите вопрос задачи.

Д: Сколько всего улетело голубей?

-Повторите задачу целиком.

Д: С дерева улетело 5 голубей, а затем ещё 2 голубя. Сколько всего улетело голубей?

-Давайте решим эту задачу.

-Улетевших голубей стало больше или меньше?

 -Посчитайте улетевших голубей.

-Давайте, теперь запишем задачу.

-Я на доске, а вы на столах, выкладывайте.

-Сколько голубей улетело сначала?

Д: сначала улетело 5 голубей.

 -Значит, какую цифру мы поставим первой?

Д: Цифру 5.

-Сколько голубей улетело после?

Д: после улетело 2 голубя.

-Улетевших голубей стало больше или меньше?

Д: улетевших голубей стало больше.

-Можем узнать сколько всего голубей улетело, зная сколько улетело сначала и зная сколько улетело потом?

-Что для этого нужно сделать?

Д: Мы к 5+2= 7

Так сколько голубей всего улетело?

- Маша, повтори вопрос задачи?

Д: Сколько всего улетело голубей?

- Сережа, ответь на вопрос задачи полным ответом.

Д: Всего улетело 7 голубей.

Молодцы! А теперь составьте и решите задачи сами (составление задач по картинке – педагог читает загадку)

На полянке у дубка

Крот увидел 2 грибка.

А подальше, у сосны,

Он нашёл ещё один.

Ну-ка, кто сказать готов:

Сколько крот нашёл грибов?

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/014d/00067d74-08b6d4e9/img9.jpg

Молодцы!

 - Какие интересные задания для нас приготовила. Королевы Арифметики За это она нам отдаёт последний ключик.

-Теперь попробуем открыть? Открылся наш сундучок, а в нём лежит книжка «Занимательная математика».

- Давайте скажем спасибо за книгу королеве Арифметики.

-Ребята! Вам понравился подарок королевы Арифметики?

Методы: Словесный, наглядный, практический, метод наводящих вопросов.

Приемы: показ, сравнение, иллюстративный, художественное слово

Дети решают задания.

Выполнения задания, представленного педагогом

3.Заключительный

Подвести итог по выполнению задания. Произвести оценку работы

Молодцы ребята, вы ответили на все вопросы, выполнили все задания.

Какое задание королевы было сложным для вас?

Какое показалось лёгким?

Королева Арифметики благодарит всех.

Большое спасибо за работу.        

Методы: Словесный, наглядный, Приемы: иллюстративный

Слушают внимательно педагога отвечают на вопросы.

Подведение итога, оценка результата выполненной деятельности.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Тема занятия: Число и цифра 8.

Возрастная группа: старшая группа.

Образовательная область: Познавательное развитие

Цель: Ознакомление с образованием числа и цифры восемь.

Задачи:

Образовательные: 

-Познакомить с образованием числа 8 и составом числа 8.

-Учить составлять число 8 из двух меньших.

-Познакомить с цифрой 8 и научить писать эту цифру.

-Закрепить навыки счёта в пределах 10.

Развивающие: 

-Развивать память, внимание, логическое мышление.

-Способствовать формированию мыслительных операций , развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

-Учить грамотно использовать в речи математическую терминологию.

Воспитательные: 

-Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
-Воспитывать интерес к занятиям.

Материал к занятию:

Демонстрационный - таблички с семью квадратами красного и 1синего цвета, рисунки похожие на цифру 8, картинки животных.

Раздаточный - палочки Х. Кюизенера, тетради.

Методические приемы: 

1.  Словесный метод - объяснение, беседа, загадки, стихи.

2. Наглядный метод - рассматривание иллюстраций, карточек, предметов.

3. Практический метод - палочки Х. Кюизенера.

Учебно-методический комплект:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений», старшая группа 

Планируемые результаты: дети  овладеют умением  соотносить цифру 8 с числом предметов, узнают место числа 8 в натуральном ряду чисел.

      Формируемые интегративные качества: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, овладение необходимыми умениями и навыками.

Этапы, продолжительность

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём

– Вы все  будите внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать воспитателя.

Игровое упражнение, сюрпризный момент

эмоционально - психологический настрой.

Приветствие, выполнение  игрового упражнения.

Психологическая готовность, заинтересованность детей. Соблюдение социальных норм поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

 - Я вас приглашаю в страну "Знаний ".

- Ребята, на чём можно путешествовать?

На автобусе, самолёте, пароходе, поезде, велосипеде.

- Мы с вами отправляемся в наше путешествие на поезде.

Для этого должны купить билеты.

- Чтобы сесть в поезд, нужно знать  прямой и обратный счёт  до 10.

Вы,  передавая мяч друг другу, считаете.

- Молодцы, хорошо считали и все можем сесть на свои места в поезд.

Звучит музыка «Паровозик из « Ромашково», дети проходят на свои места за стол.

Беседа, художественное слово

Осознают  и принимают проблемную ситуацию.

Внутренняя мотивация на решение  проблемной ситуации.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

- Первая остановка – станция «Лесная».

- Отгадайте загадки и узнаем, кто живёт на этой станции.

- Дети отгадывают их. На доске одновременно выставляются картинки отгаданных животных.

Загадки:

  1. 1.Сердитый недотрога
    Живёт в глуши лесной.
    Иголок очень много,
    А нитки не одной. (ёж)

2.Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?  ( медведь)

3.Серый и зубастый
Произвёл в лесу  переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…(волк)

4.Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый летом, зимой белый.
Кто это? (заяц)

5.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)

6. Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами — кисти-рожки.

С виду кроток,  но не верь:

Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

7.Кто по ёлкам ловко скачет
 И взлетает на дубы?
 Кто в дупле орехи прячет,   

 Сушит на зиму грибы?  (белка)

- Кто это? (дикие животные).

- Сколько всего животных? (7)

- Считают, и снимает педагог.

- Животные готовятся к зиме у них много дел, а мы поедем дальше.

Физминутка для развития мелкой моторики:

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик гриб помыл,

Этот пальчик гриб сварил,

Этот пальчик только ел,

Оттого и растолстел.

- Следующая станция «Цифровая».

- Что вы видите на доске?

- Ребята, перед вами на доске красные и синие квадраты.

- Сколько красных квадратов? (6) 

- Сколько синих? (1)

 Сколько всего квадратов? (7)

- Как мы получили число 7?  

Мы к 6 добавили 1, получили 7.

- Внимательно посмотрите на квадраты и запомните

- А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь»

Дети закрывают глаза, наступила ночь.

Педагог меняет синий квадрат на красный.

Наступил день, открываем глаза «Что изменилось?»

- Синий поменяли на красный.

- Сколько стало красных квадратов? ( 7)

- Ночь, закрываем глаза.

Педагог добавляет один красный квадрат.

- День, что изменилось?

- Добавили ещё один квадрат красного цвета.

- Сколько стало всего квадратов?

- Давайте посчитаем.  (8)

- Как мы получили число 8? 

- Мы к 7добавили 1, получили 8.

- Число восемь обозначается цифрой 8.

(Выставляется на доске цифра 8)

- На что похожа цифра 8?

                  https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0d67/00073956-aa619ea9/img3.jpg

- Цифра 8 так вкусна, из двух бубликов она.

- Цифра 8 плюс крючки – получаются очки.

- К этой цифре ты привык, эта цифра – снеговик…

-Посмотрите на числовой луч, за какой цифрой идёт цифра 8?

-Какие соседи будут у цифры 8?

- Бывает ли восьмой день недели? (нет, после 7, опять первый день недели)

- Как называется праздник, в название которого есть цифра 8? (8 Марта)

- Ребята, давайте нарисуем цифру 8 в воздухе как лисичка носиком, рукой в воздухе, потом в тетради по точкам.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

До носочков дотянулись,

Вправо, влево повернулись, 

Тихо все на место сели.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 8 считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Словесный метод

Загадки

художественное слово

вопросы

Слушают и отвечают на вопросы.

Выполнение динамических упражнений

Развитие познавательных процессов: внимание, память, наглядно-образного и логического мышления, воображение, производительности психических процессов.

2.3.

Этап практического решения проблемы

 Состав числа 8.

Ребята, откройте коробочки с цветными счётными палочками.

- Достаньте палочку, которая обозначает число 8.

- Какого цвета эта палочка? (Бордовая)

- А сейчас достаньте столько белых палочек, чтобы они все разместились на бордовой.

- Сколько их? (8)

- Значит в числе 8 - 8 единиц.

- А теперь подумайте и приложите такие палочки, чтобы они вместе по длине были равны бордовой палочке.

- Какого цвета эти палочки?

- Это могут быть палочки разных цветов.

- Положите рядом со своей бордовой палочкой эти пары.

- Вот какой получился красивый ковёр!

- ребята, сейчас мы с вами узнаем из каких ещё двух меньших чисел можно составить число 8.

- обратите внимание на дом.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0700/00039cf7-f45e1c81/img11.jpg

- сначала посчитаем, сколько этажей в доме? (4).

- на каждом этаже сколько квартир? (две).

- ребята, помогите мне заселить цифры в квартиры так, чтобы вместе они составили число 8.

- Давайте ещё раз назовём состав числа 8.

Работа в тетрадях.

- Дорисуйте в каждом ряду столько квадратов, чтобы их стало 8.

- Поздравляю вас! Вы хорошо справились с заданием и нам пора возвращаться.

Практический метод

вопросы.

Усвоение информации.

Снятие усталости и напряжения.

Развитие познавательных процессов.

3.

Заключительный этап

- Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране «Знаний»

-  Вам понравилось путешествие?

- Что понравилось?

- Что интересного было?

- С какой цифрой и числом познакомились?   

- Вы молодцы!

- Я хочу подарить вам на память о нашем занятии наклейки – смайлики, которые приклейте на страничку в тетради.

Беседа, обсуждение, вопросы.

Сюрпризный момент.

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Образование числа 5. Счёт в пределах 5»

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Образование числа 5. Счёт в пределах 5»...

« Конспект ООД по ФЭМП в средней группе «Образование числа 5. Счёт в пределах 5»

laquo; Конспект ООД по ФЭМП в средней группе «Образование числа 5. Счёт в пределах 5»...

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Образование числа 5. Счёт в пределах 5»

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Образование числа 5. Счёт в пределах 5»...

Конспект по ФЭМП в средней группе «Образование числа 5. Счёт в пределах 5»

Конспект  по ФЭМП в средней группе «Образование числа 5. Счёт в пределах 5»...

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Образование числа 5. Счёт в пределах 5»

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Образование числа 5. Счёт в пределах 5»...

Конспект занятия для средней группы "Образование числа 4. Счёт в пределах 4"

Конспект занятия для средней группы "Образование числа 4. Счёт в пределах 4"...

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Образование числа 9. Счёт в пределах 9. Геометрические фигуры».

Занятие по знавательному развитию в старшей группе, с использованием ИКТ-технологий....