Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Как Мурашик домой спешил»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Довгань Наталья Андреевна

Цель: Создание условий для закрепления математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия, с использованием игр В. В. Воскобовича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx47.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Конспект

организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию

по теме: «Как Мурашик домой спешил»

(старшая группа)

Разработала:

        воспитатель 1 категории

        Довгань Н.А.

Рубцовск, 2019 г.

Схема конспекта занятия

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: старшая

Тема занятия: «Как Мурашик домой спешил»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Цель: Создание условий для закрепления математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия, с использованием игр В. В. Воскобовича.

Программные задачи: 

Образовательные:

- закрепить название времён года, их последовательность;

- повторить числа первого десятка, их последовательность, закрепить счёт в прямом и обратном порядке;

- закрепить умение детей решать арифметические задачи на слух;

- повторить состав числа 7;

Развивающие:

- развивать слуховое и зрительное внимание, умение слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней;

- развивать логическое мышление, умение высказывать предположения, делать выводы, умозаключения;

Воспитательные:

- стимулировать эмпатийные  переживания, желание прийти на помощь;

- воспитывать самостоятельность, умение находить способы решения поставленных задач.

Формы организации совместной деятельности: путешествие, просмотр презентации, проблемная ситуация, сюрпризный момент, выполнение заданий, рисование

Форма организации детей: подгрупповая

Методы организации: наглядные: демонстрация презентации, показ картинок;

словесные: беседа, объяснение, рассказ;

игровые: игра малой подвижности.

Оборудование: коврограф, кружки большие и маленькие разного цвета, набор цифр от 1 до10

Предварительная работа: знакомство с героями и  играми В.В. Воскобовича , решение  дидактических игр с математическим содержанием, решение арифметических задач, написание графических диктантов

  1. Организационный момент

Цель: Организация внимания детей, введение в тему.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети заходят в группу, здороваются с гостями, рассаживаются на ковре.

Дети внимательно слушают, отгадывают загадку.

                                                             

Ребята сопереживают, высказывают свои предположения.

Дети включаются в работу, называют осенние месяцы.

Принимают приглашение и включаются в игру.

Дети выполняют движения по тексту.

Сюрпризный момент

 - Ребята, сегодня к нам в гости пришел необычный гость. А кто он,  отгадайте.

- А теперь для вас, ребята,

Загадаю я загадку.

Знаю, знаю наперед,

Вы – смекалистый народ!

В лесу, у пня, суета, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет:

Себе дом строит.

Кто это? (Муравей)

Входит печальный Муравей

- Я - муравей Мурашек.

Живу в лесу густом.

Ребята, помогите отыскать мой дом!

- В лесу, среди густой травы, окруженный таинственным лабиринтом с запутанными дорожками затерялся мой дом – муравейник. А мне очень нужно попасть домой.

Воспитатель: Ребята, почему же Мурашек такой печальный?

- Рассмотрите эту таблицу и скажите, приметы какого времени года зашифрованы здесь? А какие осенние месяцы вы знаете?

- Какой месяц наступит за сентябрем? А какой месяц наступает после октября? Какой месяц находится между месяцами сентябрь и ноябрь?

- Так вот скоро двери муравейника закроются и останется Мурашек на улице. А впереди холодная зима! Нельзя дать ему погибнуть, надо отыскать его домик. Поможем, ребята, маленькому Мурашику отыскать свой домик?

- А для этого мы с вами отправимся в лес. Темного леса не испугаетесь? А лесных жителей пугать не будете? Тогда в путь! А в лес попасть легко!

Не надо ехать далеко:

Закрой глаза и сделай шаг,

Теперь в ладоши хлопни раз!

Над нами сеют небеса,

Везде одни только деревца.

Открой скорее ты глаза!

Звучит музыка леса

Муравей  -ребенок в костюме

  1. Основная часть занятия.

Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети любуются лесом, слушают звуки леса.

Дети составляют числовой ряд и считают от 1 до 10 и обратно.

Дети садятся за столы.

Дети помогают Ежику решить задачи.

Выкладывают краткую запись и решение на коврографе, коментируя свои действия. 1 ребенок у коврографа, остальные на игровизорах  - зарисовывают и записывают.

Встают выполняют движения в соответствии со словами.

Дети подбирают прилагательные, на что похож по форме.

Включаются в работу выпоняют задания, устанавливают причинно – следствнные связи.

Дети находят и показывают квартиру.

Вспоминают сказки где встречается цифра 7.

Дети строятся и спокойным шагом возвращаются на стльчики у ковра.

- Вот мы и в лесу.

- Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы – свои!

- Посмотрите, как прекрасна осень в лесу! А сколько листьев нападало. Листья эти не простые, на каждом своя цифра написана. Ветерок подул и перемешал их.

Вот так цифры, вот так чудо –

Перепутались повсюду.

Ты подумай, посмотри,

И на место их верни!

- Ребята, мы продолжаем наш путь. Посмотрите, кто идет нам навстречу! (Ежик)

- Давайте спросим у него, не знает ли он дорогу к муравейнику?

- Некогда мне с вами возиться! Вот задачки задали в лесной школе. Поможете решить их, покажу дорогу.

          ***

Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел:

2 под березой, 3 у осины.

Сколько их будет в плетеной корзине? (5)

          ***

Вот 8 зайчат по дорожке идут,

За ними вдогонку двое бегут.

Так сколько ж всего по дорожке лесной

Торопится в школу зайчишек зимой? (10)

          ***

3 яблока из сада зайчик притащил.

Самое румяное белке подарил.

С радостью подарок получила белка.

Сосчитайте яблоки у зайчика в тарелке! (2)

Ежик: Спасибо, ребята. Я покажу вам дорогу к муравейнику.

Воспитатель: А вот и муравейник. Посмотрите, ребята, какой он?

Физминутка «Муравейник на поляне»

Муравейник на поляне ночью крепко спит.

А, как солнце заиграет, муравьишки выбегают:

Лапками перебирают, и головками качают.

Муравьишек ровно 5: 1-2-3-4-5!

Очень дружные они!

Ты, дружок, их береги.

Воспитатель: Ребята, давайте мы опишем муравейник: какой он? (Большой, высокий, красивый…)

-На что похож домик муравьев? (На горку, на кучу, на шапку, на коробочку конфет).

- Давайте сосчитаем, сколько в нем этажей.

 - А теперь будьте внимательны и посчитайте, сколько квартир на 1 этаже? На 2? На 4?

 - Давайте сравним 1 и 3 этажи. На каком этаже больше квартир? На каком меньше?

 - Почему на верхнем этаже квартир меньше, а на нижнем больше? (Вверху узкий, а внизу широкий).

 - На какую геометрическую фигуру похож муравейник? (На треугольник).

- Ребята, у каждого муравья своя квартира. Наш Мурашик живет на первом этаже в квартире номер 7. Давайте отыщем его квартиру.

- А где еще мы встречали число 7? (сказка «Волк и семеро козлят», 7 дней в неделе, 7 нот в музыке, пословица «Семеро одного не ждут», 7 чудес света).

- А как можно получить число 7? (На первом этаже муравейника дети показывают состав числа 7, расселяя муравьев – девочек и мальчиков по квартирам).

- А какой цифрой будет обозначена квартира Мурашека? (7).

- Вот Мурашек и дома, ребята. Теперь ему не страшна зима. И нам пора домой.

До свидания, старый лес,

Полный сказок и чудес.

Подружились мы с тобой,

Нам теперь пора домой!

На экране изображение леса

На коврике лежат разноцветные осенние листья

Кукла Би- ба –бо - Ёжик

На коврографе приготовлены кружки разного цвета и размера, набор цифр от 1 до 10 и математических знаков

Звучит веселая музыка

На доске изображение муравейника

На экране лес и звучит тихая  сказочная музыка

  1. Заключительная часть занятия:

Цель: Подведение итога занятия.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети включаются в беседу, анализируют, высказывают свои мнения.

- Вам понравилось наше путешествие?

- Кого мы повстречали в пути?

- Какие задания выполняли?

- Что было самым трудным? Интересным? Легким?

- «По работе и награда» муравьишка передал для вас угощение, он благодарит вас за помощь.

Раздаются витаминки  (предварительно выяснив нет ли аллергии у кого то из детей)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Конспект

организованной образовательной деятельности по познавательному развитию

по теме: «Как малыш Гео получил подарок»

(подготовительная группа)

Разработала:

        воспитатель 1 категории

        Довгань Н.А.

Рубцовск, 2019 г.

 Схема конспекта занятия

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: старшая

Тема занятия: «Как малыш Гео получил подарок»

Интеграция образовательных областей:  речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Цель: Поддержание интереса к интеллектуальной деятельности, желания играть в игры с математическим содержанием.

Программные задачи 

Образовательные:

- Закреплять навыки счета и отсчета в пределах 10, представления о цвете и форме.

- Совершенствовать умения выкладывать целые изображения из геометрических фигур.

-  Закреплять умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Развивающие:

- Формировать умение сравнивать, анализировать, выстраивать логические связи и зависимости.

-  Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

-  Развивать смекалку, зрительную память, воображение, мелкую моторику.

-  Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные: 

Воспитывать интерес к математике с помощью игр Воскобовича.

Воспитывать желание помочь игровому персонажу, умение доводить начатое дело до конца.

Формы организации совместной деятельности: путешествие, просмотр презентации, проблемная ситуация, сюрпризный момент, выполнение заданий, рисование.

Форма организации детей: подгрупповая.

Методы организации: наглядные: демонстрация презентации, показ картинок;

словесные: беседа, объяснение, рассказ;

игровые: игра малой подвижности.

Оборудование: дидактические пособия «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Квадрат Воскобовича», «Геовизор»; схематические рисунки: оленя, лошадки; дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Предварительная работа: знакомство с героями и играми В.В. Воскобовича, использование  дидактических игр с математическим содержанием, решение арифметических задач, написание графических диктантов

  1. Организационный момент

Цель: Организация внимания детей, введение в тему.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети заходят в группу, здороваются с гостями, рассаживаются на ковре.

Дети соглашаются.

 

Сюрпризный момент

- Дети, а вы любите подарки? Хотите узнать, какой подарок однажды получил малыш Гео?

- «Однажды малыш Гео получил письмо. В письме было написано «Возьми паутинки и сделай фигуру по цифрам: Ф1-Ф3-Б4-К3-К1-Ф1 и Б1-З3-З3-Ж3Ж2-З2. Отправляйся на озеро АЙС, на его берегу найди то, для чего эта фигура и получишь подарок. Малыш Гео взял «Геоконт», паутинки и начал делать фигуру.

Один ребенок работает у «Геоконта» с резинками

  1. Основная часть занятия.

Цель: Поддержание интереса к интеллектуальной деятельности, желания играть в игры с математическим содержанием.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети делают фигуру по шифру на «Геовизорах». Отвечают на вопросы.

Обдумывают, высказывают свои соображения.

Дети делают оленя по схеме из шести пластинок игры «Прозрачный квадрат», предварительно выбрав нужные из всего комплекта.

Дети составляют из тех же пластинок лошадку по схеме.

Дети складывают летучих мышей из «Квадрата Воскобовича».

Дети произносят заклинание.

Дети включаются в игру.

Называют форму, толщину.

Выкладывают и читают слово.

Дети рассуждают, высказывают свои предположения, выстраивая логическую цепочку.

Игра «Геоконт»

- Ребята. Возьмите «Геоконт» и на координатной плоскости отметьте точки: Ф1-Ф3-Б4-К3-К1-Ф1 и Б1-З3-З3-Ж3-Ж2-З2

- Что получилось? (ключ)

- Как вы думаете, для чего нужны ключи?

- Что можно открыть ключом?

- Где может находиться замок?

Игра «Прозрачный квадрат»

- Осталось найти то, что можно открыть этим ключом.

-  Малыш Гео еще раз прочитал письмо. В письме было написано, что на берегу Озера Айс надо найти то, для чего нужен ключ. Делать нечего, Малыш ГЕО отравился на Озеро АЙС. На его берегу росло много цветов, деревьев и непонятно где и что искать. Малыш ГЕО заглянул под каждый цветок, посмотрел у каждого дерева, но ничего не нашел.

- Вдруг он услышал голос: «Что ты ищешь?». Гео посмотрел по сторонам и увидел Оленя-Золотые Рога.

- Малыш рассказал Оленю о том, что получил письмо, в котором сплошные загадки. «Попробуй посмотреть вон на том дереве»,- ответил Олень и превратился в лошадку, которая начала резво бегать по поляне.

Физминутка «Лошадки»

Игра «Квадрат Воскобовича»

- Малыш Гео подошел к дереву и увидел на нем мешочек. Только протянул руку, как услышал свист крыльев. Это летучие мыши пытаются ему помешать, появилась одна, еще как же помочь малышу ГЕО? 

- Малышу Гео надо вспомнить заклинание Фиолетового леса. Он тут же произнес: «Кохле - охле - желе – зеле – геле - селе - фи» и летучие мыши исчезли.

- Малыш Гео подошел к дереву и увидел на нем Мешочек. Малыш взял его и сделал маленькое отверстие для руки. Гео опустил руку в мешочек, что- то нащупал, но вытащить руку обратно не смог. «Лошадка, лошадка, помоги!» - крикнул Малыш Гео лошадке, которая как раз пробегала мимо. «Надо сказать, что ты держишь в руке», - на бегу бросила она.

Игра «Волшебный мешочек»

- Достаньте фигуру из мешочка, назовите её цвет и форму.

- Вы заметили, что на фигурах есть цифры и буквы. Давайте расставим их по порядку и прочитаем слово: «ЗНАНИЯ»

- «Вот оказывается, для чего нужен это ключ, - подумал ГЕО. С его помощью можно получить знания».

- «Догадался?» - услышал Малыш голос Ворона Метра, - возьми в подарок Плод знаний».

- «Я желаю вам успехов на этом пути к знаниям».

- Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужны знания?

Слайд с картинками

Схема оленя расположена на доске

Дерево изображено на коврографе

В мешочке шесть блоков, на каждом цифра и буква

Дети получают в подарок Плоды знаний

  1. Заключительная часть занятия:

Цель: Подведение итога занятия.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети включаются в беседу, анализируют, делятся впечатлениями.

- Вам понравилось наше путешествие?

- Кого мы повстречали в пути?

- Какие задания выполняли?

- Что было самым трудным, интересным, легким?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме : «Как паучок домой спешил»

Цель: Развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов у детей. Задачи:Обучающие:-Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о диких животных, насекомых.-Соверше...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию. Тема: «Строительство саманных домов на Кубани»

Конспект  образовательной деятельности по познавательному развитию.Тема: «Строительство саманных домов на Кубани»Задачи: познакомить детей с этапами постройки саманных домов в станице Медведовско...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Тема: «Спешим на помощь колобку»

Цель: развитие у детей дошкольного возраста способностей составлять сравнения.  Задачи:Образовательные:·        Учить детей составлять загадки с пом...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: мир природы и мир человека. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: « Моя родина - Россия».

Конспект по познавательному развитию на тему "Моя Родина - Россия" Данный конспект предназначен для детей старшей группы. В течении всего НОД дети путешествуют по карте....

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»Предварительная работа: Беседа по теме: «Транспорт», Д. ...