Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию. Тема: «Строительство саманных домов на Кубани»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Конспект  образовательной деятельности по познавательному развитию.

Тема: «Строительство саманных домов на Кубани»

Задачи: познакомить детей с этапами постройки саманных домов в станице Медведовской. Познакомить детей с новыми словами: глинеще, саман, клальщик, крыльщик,  входины. Расширять знания детей о строительных профессиях.

Расширять знания детей об обрядах, связанных со строительством дома.

Оборудование: презентация, опыт: глина, вода, солома, формы, палочки.

 

Ход образовательной деятельности

Дети играют на столе в деревянный конструктор.

Воспитатель: Что вы строите? (ответы детей)

Воспитатель: Хотите я вам расскажу из чего строили наши предки? (да)

Воспитатель показывает презентацию.

Привольна степь, чиста вода в кренице,

Магучи плавниу  Кирпили - реки,

Сюда пришли и дали жизнь станице

Чубатые, седые казаки.       (В.Тощев)

(Слайд2).  Издавна повелось в станице нашей – каждый молодой хозяин строил собственную хату. Вот и наш казак Василий вместе со своей женой Галиной решили построить свою хату.

(Слайд3)  Верхом на   коне казак спускался вниз, к реке , где находил глинище (место, где много глины – основного строительного материала), выбирал место для будущего замеса.

(Слайд 4, 5)  Для замеса глины по воскресным дням приглашал помощь - родственников и соседей.

(Слайд 6)  Из глины, воды и соломы делали саман, похожий на  кирпич, и оставляли его сохнуть на солнышке.

(Слайд 7,8) От солнца саман становился твердым, как камень.

Воспитатель: Ребята, а вы не хотите попробовать сделать саман сами? (да)

Воспитатель: Нам нужна глина, вода, и солома. Все это мы перемешаем положим в формы и поставим на солнышко сохнут.

Саманные жилища возводились обычно сообща: силами родственников, соседей, друзей. «Чем больше рук, тем легче труд», - считали казаки.

(Слайд 10) Приглашали работников, ну не всякого. Тут и опыт нужен, и мастерство. Хороший  мастер  – клальщика  самана.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что делал клальщик? (ответы детей)

Воспитатель: Кто мне скажет, а в наше время есть такая профессия? (каменщик)

Когда стены были уже возведены – неделю – другую давали им для «осадки».

После этого приглашали плотника с помощниками.

Воспитатель: А, зачем приходил плотник? (ответы детей)

Плотник вставлял окна,  навешивал двери, ставил деревянные стропила на верху – брусья для будущей крыши, набивал на них рейки.

(Слайд 12). Затем к работе приступал крыльщик , который крыл хату крупным  камышом.  Камыш предварительно связывали пучками, затем прикрепляли к рейкам на крыше.

(Слайд 13) Дальше хату мазали, штукатурили.

(Слайд 14, 15)  Нанося на стены аккуратным тонким слоем глину. Потом хату белили белой глиной.

И вот наступил черед входин, новоселья – торжественных, с обязательным приглашением священника, множеством гостей и родственников.

(Слайд16) Хозяева щедро угощали гостей, затем заводили веселые пляски, гости произносили тосты за хозяина и хозяйку, и звучало неизменное:

 «Пусть на век стоит хата!»

И что удивительно: простояла!

Вот такие хаты есть у нас в станице.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_prosmotr.docx833.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  образовательной деятельности по познавательному развитию.

Тема: «Строительство саманных домов на Кубани»

Задачи: познакомить детей с этапами постройки саманных домов в станице Медведовской. Познакомить детей с новыми словами: глинеще, саман, клальщик, крыльщик,  входины. Расширять знания детей о строительных профессиях.

Расширять знания детей об обрядах, связанных со строительством дома.

Оборудование: презентация, опыт: глина, вода, солома, формы, палочки.

Ход образовательной деятельности

Дети играют на столе в деревянный конструктор.

Воспитатель: Что вы строите? (ответы детей)

Воспитатель: Хотите я вам расскажу из чего строили наши предки? (да)

Воспитатель показывает презентацию.

Привольна степь, чиста вода в кренице,

Магучи плавниу  Кирпили - реки,

Сюда пришли и дали жизнь станице

Чубатые, седые казаки.       (В.Тощев)

(Слайд2).  Издавна повелось в станице нашей – каждый молодой хозяин строил собственную хату. Вот и наш казак Василий вместе со своей женой Галиной решили построить свою хату.

(Слайд3)  Верхом на   коне казак спускался вниз, к реке , где находил глинище (место, где много глины – основного строительного материала), выбирал место для будущего замеса.

(Слайд 4, 5)  Для замеса глины по воскресным дням приглашал помощь - родственников и соседей.

(Слайд 6)  Из глины, воды и соломы делали саман, похожий на  кирпич, и оставляли его сохнуть на солнышке.

(Слайд 7,8) От солнца саман становился твердым, как камень.

Воспитатель: Ребята, а вы не хотите попробовать сделать саман сами? (да)

Воспитатель: Нам нужна глина, вода, и солома. Все это мы перемешаем положим в формы и поставим на солнышко сохнут.

Саманные жилища возводились обычно сообща: силами родственников, соседей, друзей. «Чем больше рук, тем легче труд», - считали казаки.

(Слайд 10) Приглашали работников, ну не всякого. Тут и опыт нужен, и мастерство. Хороший  мастер  – клальщика  самана.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что делал клальщик? (ответы детей)

Воспитатель: Кто мне скажет, а в наше время есть такая профессия? (каменщик)

Когда стены были уже возведены – неделю – другую давали им для «осадки».

После этого приглашали плотника с помощниками.

Воспитатель: А, зачем приходил плотник? (ответы детей)

Плотник вставлял окна,  навешивал двери, ставил деревянные стропила на верху – брусья для будущей крыши, набивал на них рейки.

(Слайд 12). Затем к работе приступал крыльщик , который крыл хату крупным  камышом.  Камыш предварительно связывали пучками, затем прикрепляли к рейкам на крыше.

(Слайд 13) Дальше хату мазали, штукатурили.

(Слайд 14, 15)  Нанося на стены аккуратным тонким слоем глину. Потом хату белили белой глиной.

И вот наступил черед входин, новоселья – торжественных, с обязательным приглашением священника, множеством гостей и родственников.

(Слайд16) Хозяева щедро угощали гостей, затем заводили веселые пляски, гости произносили тосты за хозяина и хозяйку, и звучало неизменное:

 «Пусть на век стоит хата!»

И что удивительно: простояла!

Вот такие хаты есть у нас в станице.

Конспект образовательной деятельности  по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе

Тема: “ Я и моя дружная семья”

Задачи: Расширять и систематизировать представления о семье, учить называть членов семьи; строить простые распространенные предложения;

Расширять словарный запас за счёт имён существительных (родители, муж, жена, сестра, брат, дочка, сын, внук, внучка) ;

Развивать внимание и память – узнавать на фотографии членов семьи, знать и называть их роли в семье;

Воспитание у детей нравственно – патриотических чувств посредством знакомства с понятием семья

Оборудование: «Семейная фотография»; картинка «Семейная фотография», разрезанная на несколько частей;  комплект карточек с изображением членов семьи по количеству детей;

Ход образовательной деятельности  

Воспитатель рассматривает альбом  «Семейная фотография» и рассказывает, что на ней изображена большая семья: дети – Таня и Ваня, их папа и мама, дедушка и бабушка.

Воспитатель - говорит, что в этой большой семье много родственников: дети

Воспитатель:  как их зовут?  ( Таня и Ваня )

Воспитатель: их родители , как их называют дети?  (мама и папа)

Воспитатель:  родители родителей , как Таня и Ваня их назовут? ( дедушка и бабушка).

Обсуждает с детьми, кто кому кем приходится в семье. Дедушка и бабушка называют Таню и Ваню внуками, а мама и папа зовут их детьми – сыном и дочкой. Таня Ване – сестра, а Ваня Тане – брат. Мама с папой – муж и жена, папа маме – муж, мама папе – жена. Также и дедушка с бабушкой.

Воспитатель: «Кто дедушка для бабушки? (Муж).

Воспитатель: А кто бабушка для дедушки? (Жена) .

Обсуждает с детьми, кто в семье самый старший, а кто младший.

Спрашивает у детей, у кого из них есть бабушка и дедушка, у кого – сестра или брат. Уточнить кто в их семье старший, а кто младший.

Игра «Разрезные картинки»

Воспитатель- говорит, что у неё была ещё одна такая же фотография семьи, но случилась беда. Фотография порвалась. Предлагает детям собрать фотографию.

Игра «Посели в домике свою семью»

Воспитатель показывает детям домики. Предлагает детям сесть за столы.

Воспитатель: - Ребята, что это? (Домики)

Воспитатель: - Хотите в таком домике жить? (Да) .

Воспитатель говорит детям, что у неё есть не только большая семейная фотография, но и много отдельных портретов, на которых изображены члены семьи. Просит детей представить, что мальчики и девочки это они, а все остальные их родственники.

Воспитатель: - Выберите себе домик, который вам нравится и поставьте там себя.

Воспитатель: - Хорошо вам в вашем домике? (Да)

Воспитатель: - А не скучно жить одному? (Разные ответы детей) .

Воспитатель: - Ребята, а кто вас дома будит утром, чтобы в детский сад не опоздать? (Мама) .

Воспитатель: - А вы маму свою любите? (Да)

Воспитатель: - А за что? (Она покупает игрушки, готовит обед, стирает, читает книги и т. д.)

Воспитатель: - Значит, мама у вас какая?

(Добрая, заботливая, любимая, красивая, ласковая и т. д) .

Воспитатель: - А хотите, чтобы мама поселилась в вашем домике? (Да)

Дети поселяют маму – готовый трафарет (радуются) .

Воспитатель: - Ребята, а кто в вашей семье водит машину? (Папа) .

Воспитатель: - А вы папу своего любите?

Воспитатель: - А за что вы папу любите? Что он делает хорошего? (Покупает конфеты, катает на машине, учит ездить на велосипеде, играет в футбол) .

Воспитатель: - Значит папа у вас какой? (Хороший, умный, добрый, сильный) .

Воспитатель: - Хотите поселить папу в свой домик? (Да)

(Дети поселяют папу)

Воспитатель: - Ребята, а у кого есть братик или сестрёнка? Вы их любите?

Воспитатель: - Хотите поселить их в свой домик?

(Дети поселяют братьев, сестёр, если таковые есть в семье) .

Воспитатель: - Ребята, а у кого в семье живёт бабушка? (Ответы детей)

Воспитатель: - А вы бабушку любите? (Да)

Воспитатель: - За что? (Добрая, гуляет с внуками, забирает из детского сада, покупает мороженое) .

Воспитатель: - И бабушку поселите в свой домик.

Воспитатель: - А дедушку вы тоже любите? За что? (Ответы детей)

И дедушку давайте поселим в свой домик.

Как хорошо вам теперь живётся в своём домике! Не скучно!

Все заботятся друг о друге, играют с детьми, любят друг друга.

Хорошо, что у вас у всех есть семья!

Воспитатель: - Ребята, а вас любят в семье? (Да)

Воспитатель: - Как вы догадались, что вас любят (Целуют, ласкают, говорят хорошие слова, жалеют, играют) .

Воспитатель: - Ребята, а за что вас любят в семье? (Кушаю хорошо, слушаюсь, маму и папу люблю, папе и маме помогаю, игрушки убираю) .

Молодцы! Значит, и вы тоже заботитесь о своей семье: слушаетесь, помогаете, убираете свои игрушки, не хотите расстраивать взрослых: маму, папу, бабушку, дедушку, брата или сестру – всю свою семью.

Как хорошо, когда у каждого человека есть семья!

Воспитатель: -Вот в вашем домике живет ваша семья. А на какой улице стоит ваш домик? (ответы детей).

Воспитатель: В какой станице находится эта улица? (Медведовская)

Воспитатель: Как называется наш край? (Краснодарский)

http://g.io.ua/img_aa/large/2638/89/26388958.jpg

http://shum1980.valuehost.ru/gl/studio/img_7015.jpg

http://www.krichio.ru/images/family/_MG_5556.jpg

http://womanadvice.ru/sites/default/files/chto_odet_na_fotosessiyu_12.jpg

http://davidwphotos.com/assets/files/2013/04/fotos.jpg

http://st.depositphotos.com/1005091/1458/v/950/depositphotos_14589329-Family-faces-theme-image-1.jpg

Конспект образовательной деятельности

Тема:  «Дружная семейка»

Задачи: Закрепить знания: детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг-другу. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.

Словарная работа:

Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой пальцы; помогает, заботится, ласковая, добрая, красивая, любимая, палочка, папулечка, мамулечка.

Предварительная работа:

Рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о своих близких.

Материалы и оборудование:

Силуэт ладошки из фанеры или плотного картона, шапочки на каждый пальчик этой ладошки с изображением: лица мамы, папы, бабушки, дедушки и ребенка.

Ход образовательной деятельности:

Игровой момент. Кукла Ладушка присутствует на фотовыставке группы.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях Ладушка. Она пришла посмотреть выставку фотографий, которые вы принесли из дома. Интересно, кто изображен на ваших фотографиях. Ладушка хочет познакомиться с вашими семьями.

Рассказы детей по фотографиям. “Расскажи о своей семье” (примерные рассказы детей: Это я, а это моя мама, а это бабушка и т.д.).

Воспитатель: «Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся,

Если вскапываешь грядку -

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать».

Дети: Пальчики.

Воспитатель: А как вы догадались, что это пальчики?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Что же за теплушки, в которые они прячутся?

Дети: Перчатки, варежки, карманы.

Воспитатель: Ребята, а вы любите играть с пальчиками? Хотите научиться еще одной игре?

Дети: Да.

Воспитатель: (Разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом).

«Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик - мама,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья».   (Дети подражают воспитателю).

Воспитатель: О чем же эта игра?

Дети: О семье.

Воспитатель: У меня есть вот такая ладошка (демонстрирует силуэт). Давайте найдем на ней самый маленький пальчик - мизинец.

Дети показывают.

Воспитатель: А в вашей семье кто самый маленький, самый любимый? Как вас ласково называют в семье?

Дети: Дети высказываются.

Воспитатель: Давайте отыщем на подносе шапочку, обозначающую ребенка, и наденем ее на мизинчик ладошки-силуэта.

Воспитатель:  Послушайте стихотворение:

«Мы с мамой делали котлеты,

А за окошком дождик шел.

Мы с мамой думали при этом,

Как вместе быть нам хорошо!»

Воспитатель: О ком я вам прочитала?

Дети: О маме.

Воспитатель: Почему девочке было хорошо с мамой?

Дети: Им было хорошо, потому что они были вместе.

Воспитатель: Расскажите, какая у вас мама?

Дети высказываются.

Воспитатель: А как вы помогаете маме?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте найдем шапочку, на которой изображена мама, и наденем ее на следующий - безымянный пальчик.

Дети: (Дети надевают шапочку).

Воспитатель: Хотите узнать, о ком следующее стихотворение?

«Не терпит мой папа безделья и скуки.

У папы умелые, сильные руки.

И, если кому-нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь».

Воспитатель: Что можно сказать про такого папу?

Дети: Он сильный, смелый, деловой, смелый, всегда готов помочь.

Воспитатель: Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу?

Дети: (Дети произносят ласковые слова, находят шапочку, обозначающую папу, надевают на средний палец).

Воспитатель: Давайте поиграем с нашими ладошками. (Читает стихотворение и сопровождает его жестами и движениями. Дети подражают).

«Ладушки, ладушки,

Где были? У бабушки!    (Хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони

Все в морщинах собраны.   (Показывают руки ладонями вверх)

А у бабушки ладони

Добрые-предобрые.    (Поглаживают ладони друг о друга)

Все работали ладони

Долгими годами.    (Постукивают кулачком ладони)

Пахнут добрые ладони

Щами с пирогами.   (Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)

По кудрям тебя погладят

Добрые ладони.   (Имитируют поглаживание)

И с любой печалью сладят

Теплые ладони.   (Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них)

Ладушки, ладушки,

Где были? У бабушки!»  (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: Что же умеет делать бабушка?

Дети: Печь пироги, вязать, шить, петь и т.д.

Воспитатель: Что вы любите делать вместе со своей бабушкой?

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая!..»

Дети: (Дети произносят слова о бабушке, надевают соответствующую шапочку на указательный палец ладошки-силуэта).

Воспитатель: Ребята, у нас остался один пальчик - большой. Кто же это?

Дети: Дедушка.

Воспитатель: Правильно, дедушка. Послушайте стихотворение.

«У меня есть дедушка,

Как зима, седой,

У меня есть дедушка

С белой бородой.

Мне на все мой дедушка

Может дать ответ.

И не стар мой дедушка,

Хоть ему сто лет!»

Воспитатель: Кто хочет рассказать о своем дедушке? Как дедушка заботится о вас? Дети рассказывают, надевают последнюю шапочку.

Воспитатель: Друзья мои! Посмотрите, у нас с вами получилась большая дружная семья на нашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. У каждой семьи есть свой дом, в котором: тепло и уютно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс.Конспект НОД по конструированию через образовательную область « Познавательное развитие» Тема : « Строительство вокзала»

Вашему вниманию предоставляется конспект занятия по конструированию для подготовительной группы. Где дети активно и не принуждённо в форме игры строят, выполняют чертежи....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию тема: «Животный мир Арктики»

Конспект организованной деятельности для детей подготовительной группы. Вместе с волшебным цветиком - семицветиком дети окажутся в Арктике и много нового и необычного там увидят....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ТЕМА: «НАШИ ПОМОЩНИКИ-ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ТЕМА: «НАШИ ПОМОЩНИКИ-ОРГАНЫ ЧУВСТВ»...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема «Посуда»

Цели: расширять запас слов о посуде; познакомить с классификацией предметов посуды; описывать их; учить соблюдать соотношение величин, рисовать круг, равномерно наносить узор....

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию и конструированию "Город.Дома."в младшей группе.

Занятие "Город.Дома." для детей младшей группы, в игровой форме знакомит детей с составляющими города. Систематизирует знания о родном город, семье, доме. Дом как архитектурное сооружение, э...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности: конструирование по заданной теме «Строительство жилого дома» в подготовительной группе.

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности: конструирование по заданной теме «Строительство жилого дома» в подготовительной группе....