Математические представления посредством создания сказочных ситуаций для детей дошкольного возраста.
статья по математике

Мещерякова Марина Евгеньевна

Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Её изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал личности. От эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит в дальнейшем  успешность обучения математике в начальной школе.

    Часто от взрослых можно услышать, что математика – скучная наука. Это неверно. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность дошкольников.

Чем любит заниматься ребёнок больше всего?  Играть и слушать сказки.

    «Игра для ребёнка – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается мир, раскрываются творческие способности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития ребёнка» (В.А. Сухомлинский).

    Мир детства невозможно представить и без сказки. «Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого», - писал А. В. Запорожец.

     Народные и авторские сказки - это бесценные помощники в обучении детей математике. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. Например: в русской народной сказке «Колобок» дети знакомятся с порядковым счётом. Сказки «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице). С помощью сказки «Три медведя»  ребятам легко усвоить понятие о размере.

    

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов общества. В связи с этим отказ от данного способа воспитания детей представляется если не ошибкой, то заметным упущением. 

В наше время новейших технологий очень актуально ходить с детьми в кино, на мюзиклы, театры и т.п  , где можно окунуться в мир сказки ,вроде знакомые русские народные «По щучьему велению», «Конек-Горбунок», «Баба-яга» ,но на новый лад , и   с мудрым окончанием. Общаясь с ребенком и обсуждая сказки добра и зла ,которые были раньше в книгах и мультиках советского времени мы плавно прикасаемся в мир новых возможностей и переходим в мир современной сказки, тем самым  даем ребенку мыслить обширно и глобально. Ребенку легче мыслить и проявлять самостоятельность, так как он видит сходства и различия старых и новых сказок и на основе этого может придумать и свою, которая является результатом нашего обучения и развития ребенка в детском саду. Сделать выводы и в мире реальном ему легче воспринимать значения сказки.

 

В современной жизни проблема обучения математике приобретает  всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной компьютеризации.

      Математика - это одна из наиболее важных областей знания современного человека. В наше время, когда люди широко используют технику (в том числе и компьютерную) - это требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений.

      В мир математики ребенок попадает с маленького возраста.  А в течении всего дошкольного возраста у ребенка начинают формироваться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут служить фундаментом для развития его интеллекта и учебной деятельности.

       Математика для дошкольников  позволяет одновременно решить   сразу несколько  задач,  главная  из которых - это привить детям основы логического мышления и научить простому счету.

 

      Целью работы стало: создание системы работы по развитию математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей дошкольного возраста.

Для реализации цели поставила следующие задачи:

•        Обучать детей основным логическим операциям: (анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям).

•        Развивать у детей высшие психические функции: умение рассуждать и доказывать;

•        Развивать у детей  временные и пространственные представления;

•        Учить применять полученные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни;

Для повышения профессиональной компетентности поставила следующие задачи:

1.  Изучить методическую литературу  и опыт  передовых педагогов по данной теме.

2. Создать предметно – пространственную развивающую среду в группе (разработка картотеки игр и игровых упражнений для формирования математических представлений через сказку у дошкольников).

3. Разработать и реализовать перспективные планы.

4. Провести мониторинг с целью определения уровня сформированности математических представлений у дошкольников через использование сказки.

5. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста.

Новизна опыта заключается в разработке и использовании авторских математических игр и упражнений с элементами сказок в работе с детьми дошкольного возраста.

В процессе обучения опиралась на принципы построения общей дидактики:

•        Принцип  индивидуального подхода (предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности).

•        Принцип научности обучения и его доступности (означает, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные математические знания).

•        Принцип активности (в усвоении и применении знаний предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяются активность педагога и каждого ребенка).

•        Принцип последовательности (предлагает такой логический порядок изучения учебного материала, когда вновь полученные знания опираются на ранее полученные).

Основными методами обучения дошкольников элементам математики являются наглядные, словесные, игровые и практические.

•        Наглядный метод обучения: (демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей).

•        Словесный метод: (рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры).

Наглядные и словесные методы в обучении математике не являются самостоятельными - они сопутствуют практическим и игровым методам.

•        Практический метод (упражнения, опыты, продуктивная деятельность)

•        Игровой метод, основанный на ведущем виде деятельности дошкольников – игре.

На этапе завершения дошкольного образования формируются следующие целевые ориентиры:

•        Дети активно используют математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.

•        У детей сформировано активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умеют выделять в ней цель, основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты.

•        Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.

•        Ребенок способен к принятию решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Педагогическая ценность сказки

 Описание: в данной статье рассмотрим теоретико-методическое обоснование педагогического воздействия сказки в процессе воспитания младших школьников в общеобразовательной школе.

Современная социокультурная ситуация в российском обществе способствует увлечению интереса к проблемам воспитания детей младшего школьного возраста. В связи с перспективным планом деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013-2018 годы важной задачей в современной российской педагогической практике становится усиление воспитательного потенциала, а также разработка мер, направленных на реализацию обеспечения социализации и индивидуального психолого-педагогического подхода для каждого обучающегося, особенно по отношению к младшим школьникам, так как именно в этом возрасте закладывается дальнейшая мотивация к обучению.

Обращение к теме сказки в этой связи определено рядом факторов. Во-первых, педагоги начальной школы сталкиваются со сложной воспитательной проблемой «кризиса 7 лет»,который включает проблемы адаптации ребёнка к школе, смену игровой деятельности учебной, сложности вхождения в новый коллектив, изменение обязанностей младших школьников, увлечение доли личной ответственности за поступки и их результаты.

Во-вторых, в связи с новой педагогической парадигмой развития российского образования перед учителем встаёт вопрос объединения традиционного и инновационного компонентов обучения и воспитания в педагогическую практику учителя в целях обеспечения в современных требований к современной российской системе образования. В этой связи своевременным является обращение именно к сказке, которая изначально служит источником сохранения и передачи нравственного и эмоционального опыта народных традиций, способом воспитания и обогащения культуры ребёнка, которые не теряют своей актуальности.

Работа со сказкой широко применяется в системе дошкольного образования, она знакома детям и понятна, таким образом осуществляется преемственность между этими ступенями системы образования. Сказка помогает в привычной для ребёнка форме осознать себя в новой ситуации развития и преодолеть адаптационный период младшего школьного возраста.

Одним из способов приобщения младших школьников к социально значимым ценностям является народная сказка.

Сказки очень важны в жизни каждого человека, поскольку хранят в себе нравственные постулаты, передают их от сердца к сердцу и понятны и взрослым, и маленьким.

Народные сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии, поскольку прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого бытия. Изучение народной сказки в начальной школе начинается со сказки о животных и это не случайно. Сказки о животных – самый простой вид сказок. Сказки о животных одушевляют их, наделяют способностью думать, говорить и разумно действовать, т. е. очеловечивают животный мир.

Излюбленным героем русских сказочных историй о животных сделалась лиса – Лиса Патрикеевна, лисица – маслена губица, лиса-кумушка, Лисафья. Ее проделки и проказы стали основой многих сюжетов. Она обманывает мужика, прикинувшись мертвой; чуть не губит волка, научив его ловить рыбу хвостом («Лиса и волк»); пользуется доверчивостью петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц») и т. д.

Чаще других зверей лиса обманывает волка и жестоко смеется над ним. Феноменальная глупость, которой наделен волк в сказке, – свойство, которое, прежде всего, порочит волка.

В сказках выведен и медведь, зверь «высшего ранга». Медведь – самый сильный лесной зверь и потому беспросветная глупость медведя – глупость располагающего властью, но мало осведомленного сильного, могущественного существа.

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они служат на посылках, их легко обидеть. Из животных и птиц «положительными героями» сказочники сделали кота и петуха. Кот верен в дружбе и трижды спасает петуха от смерти. Воинственный петух готов прийти на помощь всякому обиженному.

Гегель признавался: «...в изображении животного царства с чрезвычайной меткостью делается для нас наглядной человеческая низость».

Образность составляет основу словесной ткани сказки. Язык персонажей воспроизводит бытовую речь людей разных сословий и разного индивидуального облика. Речевые реплики многообразны и характерны. Некоторые сказки почти сплошь состоят из диалогов: «Лиса и тетерев», «Кочеток и курочка», «Бобовое зернышко».

В сказках о животных всегда существует четкое разграничение положительного и отрицательного. Никогда не возникает сомнение, как отнестись к тому или иному персонажу. И это не примитивность подачи жизненного материала, а ясность оценок основанных на народных традициях.

Такая ясность оценок в сказках о животных существует, прежде всего, потому, что именно они в первую очередь должны быть усвоены ребенком.

Читая русские народные сказки о животных, учащиеся входят в единое духовное пространство и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.

В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказах учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.

Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: зло наказывается, добро торжествует. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего, и состоит большая педагогическая ценность сказки.

Сказка дает детям раскрепощение и в то же время учит их жизненной мудрости, отфильтрованной и тщательно собранной и бережно сохраненной народом, пронесённой им через века. Легко и ненавязчиво в метафоричной манере сказка ведёт юного читателя, уча при этом добру, стойкости правде, дружбе, показывая при этом насколько уродливы зло, предательство, жадность. Сказка противопоставляет эти понятия друг другу явно, без каких-либо полутонов, а это особенно важно, учитывая особенности восприятия младших школьников. В этом возрасте они уже способны воспринимать достаточно большой объем информации, но он должен быть ярким, акцентированным, удобным для запоминания и осмысления. В этом смысле сказка с ее особым языком и образностью уникальна, она настолько специфична именно для детского восприятия, что педагогам даже не нужно прикладывать особых усилий, чтобы увлечь ребят.

Таким образом, в руках педагога находится мощнейшее воспитательное средство, воздействующее не только на разум, но и подсознание маленького человека. Сказка – культурный жанр, впитавший в себя мифологические, этические, религиозные представления определённой эпохи; уникальная метафоричность языка делает её незаменимой в воспитательном процессе.

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме формирования мыслительных операций у старших дошкольников. Доказано, что математическая сказка является средством развития основных операций мышления у детей. Также в статье представлен пример сказки с математическим содержанием, которую можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: анализ, Классификация, математическая сказка, мыслительные операции, обобщение., синтез, сравнение, старший дошкольник

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

 Математические представления посредством создания сказочных ситуаций для детей дошкольного возраста.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.              

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Её изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал личности. От эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит в дальнейшем  успешность обучения математике в начальной школе.

    Часто от взрослых можно услышать, что математика – скучная наука. Это неверно. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность дошкольников.

Чем любит заниматься ребёнок больше всего?  Играть и слушать сказки.

    «Игра для ребёнка – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается мир, раскрываются творческие способности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития ребёнка» (В.А. Сухомлинский).

    Мир детства невозможно представить и без сказки. «Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого», - писал А. В. Запорожец.

     Народные и авторские сказки - это бесценные помощники в обучении детей математике. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. Например: в русской народной сказке «Колобок» дети знакомятся с порядковым счётом. Сказки «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице). С помощью сказки «Три медведя»  ребятам легко усвоить понятие о размере.

     

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов общества. В связи с этим отказ от данного способа воспитания детей представляется если не ошибкой, то заметным упущением. 

В наше время новейших технологий очень актуально ходить с детьми в кино, на мюзиклы, театры и т.п  , где можно окунуться в мир сказки ,вроде знакомые русские народные «По щучьему велению», «Конек-Горбунок», «Баба-яга» ,но на новый лад , и   с мудрым окончанием. Общаясь с ребенком и обсуждая сказки добра и зла ,которые были раньше в книгах и мультиках советского времени мы плавно прикасаемся в мир новых возможностей и переходим в мир современной сказки, тем самым  даем ребенку мыслить обширно и глобально. Ребенку легче мыслить и проявлять самостоятельность, так как он видит сходства и различия старых и новых сказок и на основе этого может придумать и свою, которая является результатом нашего обучения и развития ребенка в детском саду. Сделать выводы и в мире реальном ему легче воспринимать значения сказки.

В современной жизни проблема обучения математике приобретает  всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной компьютеризации.

      Математика - это одна из наиболее важных областей знания современного человека. В наше время, когда люди широко используют технику (в том числе и компьютерную) - это требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений.

      В мир математики ребенок попадает с маленького возраста.  А в течении всего дошкольного возраста у ребенка начинают формироваться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут служить фундаментом для развития его интеллекта и учебной деятельности.

       Математика для дошкольников  позволяет одновременно решить   сразу несколько  задач,  главная  из которых - это привить детям основы логического мышления и научить простому счету.

      Целью работы стало: создание системы работы по развитию математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей дошкольного возраста.

Для реализации цели поставила следующие задачи:

•        Обучать детей основным логическим операциям: (анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям).

•        Развивать у детей высшие психические функции: умение рассуждать и доказывать;

•        Развивать у детей  временные и пространственные представления;

•        Учить применять полученные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни;

Для повышения профессиональной компетентности поставила следующие задачи:

1.  Изучить методическую литературу  и опыт  передовых педагогов по данной теме.

2. Создать предметно – пространственную развивающую среду в группе (разработка картотеки игр и игровых упражнений для формирования математических представлений через сказку у дошкольников).

3. Разработать и реализовать перспективные планы.

4. Провести мониторинг с целью определения уровня сформированности математических представлений у дошкольников через использование сказки.

5. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста.

Новизна опыта заключается в разработке и использовании авторских математических игр и упражнений с элементами сказок в работе с детьми дошкольного возраста.

В процессе обучения опиралась на принципы построения общей дидактики:

•        Принцип  индивидуального подхода (предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности).

•        Принцип научности обучения и его доступности (означает, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные математические знания).

•        Принцип активности (в усвоении и применении знаний предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяются активность педагога и каждого ребенка).

•        Принцип последовательности (предлагает такой логический порядок изучения учебного материала, когда вновь полученные знания опираются на ранее полученные).

Основными методами обучения дошкольников элементам математики являются наглядные, словесные, игровые и практические.

•        Наглядный метод обучения: (демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей).

•        Словесный метод: (рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры).

Наглядные и словесные методы в обучении математике не являются самостоятельными - они сопутствуют практическим и игровым методам.

•        Практический метод (упражнения, опыты, продуктивная деятельность)

•        Игровой метод, основанный на ведущем виде деятельности дошкольников – игре.

На этапе завершения дошкольного образования формируются следующие целевые ориентиры:

•        Дети активно используют математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.

•        У детей сформировано активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умеют выделять в ней цель, основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты.

•        Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.

•        Ребенок способен к принятию решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Педагогическая ценность сказки

 Описание: в данной статье рассмотрим теоретико-методическое обоснование педагогического воздействия сказки в процессе воспитания младших школьников в общеобразовательной школе.

Современная социокультурная ситуация в российском обществе способствует увлечению интереса к проблемам воспитания детей младшего школьного возраста. В связи с перспективным планом деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013-2018 годы важной задачей в современной российской педагогической практике становится усиление воспитательного потенциала, а также разработка мер, направленных на реализацию обеспечения социализации и индивидуального психолого-педагогического подхода для каждого обучающегося, особенно по отношению к младшим школьникам, так как именно в этом возрасте закладывается дальнейшая мотивация к обучению.

Обращение к теме сказки в этой связи определено рядом факторов. Во-первых, педагоги начальной школы сталкиваются со сложной воспитательной проблемой «кризиса 7 лет»,который включает проблемы адаптации ребёнка к школе, смену игровой деятельности учебной, сложности вхождения в новый коллектив, изменение обязанностей младших школьников, увлечение доли личной ответственности за поступки и их результаты.

Во-вторых, в связи с новой педагогической парадигмой развития российского образования перед учителем встаёт вопрос объединения традиционного и инновационного компонентов обучения и воспитания в педагогическую практику учителя в целях обеспечения в современных требований к современной российской системе образования. В этой связи своевременным является обращение именно к сказке, которая изначально служит источником сохранения и передачи нравственного и эмоционального опыта народных традиций, способом воспитания и обогащения культуры ребёнка, которые не теряют своей актуальности.

Работа со сказкой широко применяется в системе дошкольного образования, она знакома детям и понятна, таким образом осуществляется преемственность между этими ступенями системы образования. Сказка помогает в привычной для ребёнка форме осознать себя в новой ситуации развития и преодолеть адаптационный период младшего школьного возраста.

Одним из способов приобщения младших школьников к социально значимым ценностям является народная сказка.

Сказки очень важны в жизни каждого человека, поскольку хранят в себе нравственные постулаты, передают их от сердца к сердцу и понятны и взрослым, и маленьким.

Народные сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии, поскольку прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого бытия. Изучение народной сказки в начальной школе начинается со сказки о животных и это не случайно. Сказки о животных – самый простой вид сказок. Сказки о животных одушевляют их, наделяют способностью думать, говорить и разумно действовать, т. е. очеловечивают животный мир.

Излюбленным героем русских сказочных историй о животных сделалась лиса – Лиса Патрикеевна, лисица – маслена губица, лиса-кумушка, Лисафья. Ее проделки и проказы стали основой многих сюжетов. Она обманывает мужика, прикинувшись мертвой; чуть не губит волка, научив его ловить рыбу хвостом («Лиса и волк»); пользуется доверчивостью петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц») и т. д.

Чаще других зверей лиса обманывает волка и жестоко смеется над ним. Феноменальная глупость, которой наделен волк в сказке, – свойство, которое, прежде всего, порочит волка.

В сказках выведен и медведь, зверь «высшего ранга». Медведь – самый сильный лесной зверь и потому беспросветная глупость медведя – глупость располагающего властью, но мало осведомленного сильного, могущественного существа.

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они служат на посылках, их легко обидеть. Из животных и птиц «положительными героями» сказочники сделали кота и петуха. Кот верен в дружбе и трижды спасает петуха от смерти. Воинственный петух готов прийти на помощь всякому обиженному.

Гегель признавался: «...в изображении животного царства с чрезвычайной меткостью делается для нас наглядной человеческая низость».

Образность составляет основу словесной ткани сказки. Язык персонажей воспроизводит бытовую речь людей разных сословий и разного индивидуального облика. Речевые реплики многообразны и характерны. Некоторые сказки почти сплошь состоят из диалогов: «Лиса и тетерев», «Кочеток и курочка», «Бобовое зернышко».

В сказках о животных всегда существует четкое разграничение положительного и отрицательного. Никогда не возникает сомнение, как отнестись к тому или иному персонажу. И это не примитивность подачи жизненного материала, а ясность оценок основанных на народных традициях.

Такая ясность оценок в сказках о животных существует, прежде всего, потому, что именно они в первую очередь должны быть усвоены ребенком.

Читая русские народные сказки о животных, учащиеся входят в единое духовное пространство и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.

В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказах учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.

Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: зло наказывается, добро торжествует. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего, и состоит большая педагогическая ценность сказки.

Сказка дает детям раскрепощение и в то же время учит их жизненной мудрости, отфильтрованной и тщательно собранной и бережно сохраненной народом, пронесённой им через века. Легко и ненавязчиво в метафоричной манере сказка ведёт юного читателя, уча при этом добру, стойкости правде, дружбе, показывая при этом насколько уродливы зло, предательство, жадность. Сказка противопоставляет эти понятия друг другу явно, без каких-либо полутонов, а это особенно важно, учитывая особенности восприятия младших школьников. В этом возрасте они уже способны воспринимать достаточно большой объем информации, но он должен быть ярким, акцентированным, удобным для запоминания и осмысления. В этом смысле сказка с ее особым языком и образностью уникальна, она настолько специфична именно для детского восприятия, что педагогам даже не нужно прикладывать особых усилий, чтобы увлечь ребят.

Таким образом, в руках педагога находится мощнейшее воспитательное средство, воздействующее не только на разум, но и подсознание маленького человека. Сказка – культурный жанр, впитавший в себя мифологические, этические, религиозные представления определённой эпохи; уникальная метафоричность языка делает её незаменимой в воспитательном процессе.

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме формирования мыслительных операций у старших дошкольников. Доказано, что математическая сказка является средством развития основных операций мышления у детей. Также в статье представлен пример сказки с математическим содержанием, которую можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: анализ, Классификация, математическая сказка, мыслительные операции, обобщение., синтез, сравнение, старший дошкольник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование элементарных математических представлений как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Современный подход к построению воспитательно-образовательного процес...

Условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста

В философской методологии, а так же в ряде конкретных общественных наук, прежде всего в социологии, образ жизни характеризуется как совокупность типичных для данного общества, социальной группы или ин...

«Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста»

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

"Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста."

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение яв...

Консультация для родителей «Формирование математических представлений и развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста посредством плоскостного моделирования»

Методический материал (буклет) в помощь родителям. В домашних условиях с детьми дошкольного возраста можно формировать у детей математические представления на основе плоскостного моделирования....

"Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)

quot;Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)...