Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) по теме «Космическое путешествие» (итоговое)
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Карпова Наталья Викторовна

Данный материал "Итоговое занятие по ФЭМП "Космическое путешествие" в подготовительной группе будет полезен воспитателям подготовительных групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП)

по теме «Космическое путешествие» (итоговое)

в подготовительной группе (6-7 лет).

Воспитатель Карпова Наталья Викторовна,

 МАДОУ " детский сад "Тополёк",

г. Советский, ХМАО, Тюменская обл.

Программное содержание:

Образовательная область

«Познание»

(Формирование элементарных математических представлений)

Интеграция образовательных областей

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Тип НОД

Познавательно - развивающее

Возраст детей

6-7 лет.

Форма проведения НОД

Итоговое

Форма организации

подгрупповая

Задачи:

Образовательные:

Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 20; последующее и предыдущее число обозначенному цифрой.

Совершенствовать навыки порядкового счета, счета двойками в пределах 10; Раскладывать число 8 на два меньших.

Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядной основе; при решении задач пользоваться знаками действий: плюс «+», минус (-) и знаком отношения равно (=).

Закреплять умение ориентироваться на листе в клеточку.

Совершенствовать умение выполнять задания на развитие логического мышления.

Развивающие:

Развивать у детей навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, товарищей. Продолжать учить детей пользоваться и распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарища.

Понимать поставленную задачу, способы ее достижения. Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.

Воспитательные:

Воспитывать желание оказывать помощь ближним в трудную минуту.

Материал.

Демонстрационный: мультимедиа, звездочка, , «гора», нарисованная на ватмане, цифры (на липучках), «пещера» - дуги, сундучок, «паучок».

Раздаточный: карточки с цифрами для игры «соседи числа»
карточки для сравнения чисел, лист в клеточку, карандаши.

Предварительная работа: беседы о космосе, солнечной системе;    

 дидактические игры «Соседи числа», «Какой цифры не хватает?», упражнение «Найди недостающую фигуру». «Заколдованная фигура», упражнение «графический диктант»

 Методы и приемы: игра «Построй космический корабль».

Наглядный метод: презентация.

Игровой метод: игра «Космическое путешествие», игра «Что осталось под песком?»

Практический метод: приемы: физминутка «Если мы чуть-чуть устали…», составление и решение задач по числовым данным, упражнение «Сравни числа»,

игра «Найди фигуру», «графический диктант», игра «Что осталось под песком».

Словесный метод: художественное слово, пояснения, указания, вопросы к детям.

1.Организационный этап.

Организационный момент. Настрой на образовательную деятельность.

Дети входят в группу и встают в круг.

Воспитатель. Сегодня утром, когда я шла в детский сад и увидела звезду, которая упала с неба. Я взяла ее с собой. Она не простая, кто ее в руках подержит, тому она передаст тепло, радость и хорошее настроение.

Дети передают звезду по кругу.

Воспитатель. Какое у вас сейчас настроение?

2. Разминка

Игровая мотивация.

Слышится звук SOS.

Воспитатель: Ребята, что это за звуки?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель. Кто-то подает сигнал бедствия, SOS. Как мы узнаем, кто это?

Предполагаемые ответы детей.  Делают вывод, что азбука Морзе и ее надо расшифровать.

Воспитатель. А где же наша звездочка? 

Обращает внимание детей, что звезда на экране.

Воспитатель. Может быть, звездочка поможет расшифровать сигналы SOS.

На экране появляется слайд с расшифровкой.

«Я пришелец из космоса. Мой космический корабль наткнулся на метеорит и разлетелся на кусочки. Нахожусь в открытом космосе. Помогите мне, пожалуйста».

Воспитатель. Видимо кто-то попал в беду и просит помощи. Что же делать?

Дети. Нужно помочь пришельцу.

Воспитатель. Вы готовы отправиться в путешествие в космос, где нас ждут неожиданные препятствия и задания.

Дети. Да

Создание проблемной ситуации.

Воспитатель. На чем же мы отправимся в космос?

Предполагаемые ответы детей. Воспитатель предлагает пройти с детьми на космодром (за столы)

Воспитатель. Ребята, давайте представим, что мы инженеры конструкторы. Перед вами лежат геометрические фигуры и счетные палочки. Ваша задача, выбрать из чего вы будите строить космический корабль и построить его.

Дидактическая игра «Собери ракету»

Дети работают самостоятельно, выкладывают космический корабль из геометрических фигур или счетных палочек по выбору.

Воспитатель. Из чего ты сделал свой космический корабль?

Ответы детей.

Воспитатель. Вот и готовы наши космические корабли. Ребята, чтобы занять места, нужно взять космический билет и выполнить задание.

Детям предлагается взять карточки с цифрой, и выполнить задания: «Назови «соседей числа», «Назови предыдущее число», «Назови последующее число». Дети выполняют задание, садятся на стульчики.

Воспитатель. К старту космического корабля приготовиться!

Начинаем отчет: прямой счет от 1 до 20! (Дети считают)

Воспитатель. Что случилось? Ракета не взлетает. Может, мы неправильно считали? Начинаем обратный отсчет.

Дети считают. Пуск! (Звучит космическая музыка)

Воспитатель. Комический корабль уносит нас в звездное небо. Корабль вышел на орбиту.

3. Основной этап.

Раз, два, три, четыре, пять,

Космос будем изучать.

В небе Солнце и планеты,

В небе яркие кометы,

Полетим мы на ракете

И откроем все планеты!

Воспитатель. Ребята, что мы видим в космическом пространстве?

Дети: Звезды, планеты.

Воспитатель. Мы пролетаем мимо разных звезд и планет.

Сколько звезд вы видите? (6)

Сколько планет вы видите?  (4)

Какого цвета третья звезда слева? (…)

Какого цвета пятая справа?

Какая по счету оранжевая звезда?

Какая по счету самая маленькая звездочка?

Чего больше звезд или планет? Сравните количество звезд и планет и поставьте правильно знак.

Один ребенок выполняет задание на мольберте.

Воспитатель предлагает пройти в другой отсек космического корабля.

Упражнение «Состав числа»

Воспитатель. Ребята, перед нами какое-то космическое тело. Как вы думаете, что это?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель. Ребята, чтобы избежать столкновения с метеоритом, нужно быстро выполнить задание: назвать из каких двух меньших чисел состоит число, которое изображено на метеорите.

Дети по очереди выполняют задание на доске: состав числа 8.

Воспитатель. Молодцы, ребята, теперь мы смело можем продолжать наше путешествие.

Дети присаживаются на свои места.

Воспитатель. Ребята, перед нами неизведанная планета. Может быть, отсюда отправляли сигналы бедствия. Давайте приземлимся на этой планете.

Мы долго летели, устали, нужно нам немного размяться.

Физминутка

Если мы чуть-чуть устали,

Мы на две минуты встали.

Мы потянемся сначала,

Повернемся влево-вправо,

Мы наклонимся разок

И достанем свой носок.

Раз и два – присели вниз,

Три, четыре – поднялись,

Кто присел раз шесть иль пять,

Может тихо постоять.

А теперь шагаем вместе

На одном и том же месте.

Раз, два – не зевай,

Выше руки поднимай!

«Составь и реши задачу»

Воспитатель. Немного отдохнули и продолжаем путь по неизведанной планете.

Ребята, мы попали на планету, где прошла песчаная буря, и все засыпало песком. Давайте вместе попробуем отыскать, что осталось под песком. Работать будем парами.

Дети в песке находят по одной цифре или математическому знаку.

Воспитатель. Ребята, что вы нашли под песком?

Дети. Цифры и знаки +, -, =.

Воспитатель. Эти цифры и математические знаки помогут нам решить космические задачи. (ракеты и тарелки)

Воспитатель предлагает составить и решить задачи по картинкам на сложение и вычитание.

«Решение космических задач»

Дети рассаживаются за столы.

Воспитатель: Из скольки частей состоит задача? 

Дети: Задача состоит из двух частей.

Воспитатель: Как называется первая часть (вторая) задачи?

Дети: Условие, вопрос.

Воспитатель: Расскажите, как вы составили и решили задачу?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием и идем дальше.

Упражнение «Зашифрованная фигура»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это перед нами?  

Дети. Это пещера.

Воспитатель. На стене нарисованы загадочные фигуры. Мы сможем пройти через пещеру, если узнаем, какая фигура здесь зашифрована.

Дети выполняют задание и обосновывают свой ответ, берут еще одну деталь и отправляются дальше.

Воспитатель: Молодцы, ребята, выполнили задание. Но что-то никак не получается нам найти того, кто посылал нам сигналы бедствия.

Присаживайтесь, давайте отдохнем и посмотрим на звездное небо.

Гимнастика для глаз «В космическом пространстве».

Дети выполняют гимнастику для глаз и замечают пришельца.

Воспитатель. Ребята, вы заметили, пришелец улетел еще дальше в космическое пространство. Как же нам его найти?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель. Я вижу большую черную точку. Чтобы это могло быть? Давайте пройдем к ней, присаживайтесь за столы. Для обнаружения объекта возьмите свои космические карандаши. Будьте внимательны, иначе мы не сможем найти последнюю деталь космического корабля.

Графический диктант «Пришелец»

Дети под диктовку рисуют фигуру по клеточкам и делают вывод, что получился человечек - пришелец.  В этот момент на слайде появляется пришелец. Благодарит ребят за помощь.

Воспитатель. Молодцы, ребята, помогли пришельцу и теперь нам пора возвращаться на землю. Занимайте места в космическом корабле.

К старту космического корабля приготовиться!

Начинаем отсчет двойками: два, четыре, шесть и т.д.

4.Заключительный этап.

Итог. Рефлексия.

Воспитатель. Ребята, пока наш корабль совершает мягкую посадку на Землю, расскажите, что вам запомнилось и понравилось в путешествии?

Дети делятся впечатлениями.

Какое доброе дело мы с вами сделали?

Что вам больше всего понравилось?

Какое задание было самое трудное?

Воспитатель. Все ребята! Мы вернулись на Землю, в наш детский сад. Сегодня мы с вами совершили интересное путешествие в космическое пространство и помогли пришельцу вернуться на свою планету.

Литература:

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

-3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012-336 с.

  1. Попова Г. П., Усачева В. И. Занимательная математика: Материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками.  - М., 2005.
  2. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.
  3. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.
  4. И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений. Подготовиетельная группа.  .- М: МОЗАИКА СИНТЕЗ,  2016.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие»(ФЭМП) по теме «Цветик - семицветик»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие»(ФЭМП)по теме «Цветик - семицветик»Автор: Французова Елена Михайловна, воспитатель оздоровитель...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие " (ФЭМП) на тему: "Мы играем" для тетей второй младшей группы.

Тема: «Мы играем»Цель: активизировать познавательную деятельность посредством  игровых упражнений.Задачи:ОбразовательнаяФормировать умение классифицировать множества по двум свойствам...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 86 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района г.Санкт-Петербурга...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» «Как ребята весну спасали» (для детей младшего возраста 3-4 лет) с использованием информационно-коммуникационных технологий

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 86 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района г.Санкт-Петербурга...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП (Формирование элементарных математических представлений ) Тема: «Знайки и смышлёныши» (математическая викторина)

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП (Формирование элементарных математических представлений ) Тема: «...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП в подготовительной группе на тему: «Путешествие по островам Математики»

ЦЕЛЬ: ППродолжать формировать у детей интерес к познавательному развитию через формирование элементарных математических представлений....