Занятия по математике в средней группе «Математическое путешествие с куклой Катей»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Дорохова Ирина Викторовна

Дети имеют элементарное представление о геометрических фигурах;  ориентироваться в пространстве; с интересом участвовать в коллективной игре ;активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; развивает мышление; при выполнении математических действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/c №36

Конспект занятия по математике в средней группе «Математическое путешествие с куклой Катей»

Разработала: воспитатель высшей категории:

Дорохова И.В.

Таганрог 2023г.

Конспект занятия по математике в средней группе «Математическое путешествие с куклой Катей»

Воспитатель высшей категории: Дорохова Ирина Викторовна 

Предварительная работа: заучивание физкультминутки, разучивание стихотворения «Времена года» А.Кузнецовой.

Материалы: наглядные пособия, раздаточный материал, игрушка кукла.

Методы и приемынаглядные, словесные

Организация детей : коллективная, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность.

Интегрированные образовательные области: познавательное развитие .Форма проведения: игровая.

Демонстрационный материал: квадрат, прямоугольник;  карточки с цифрами от 1 до4, кукла Катя; 4 картинки времён года; две цветные ленточки одинаковой ширины ,но разной длины.

Раздаточный материал: карточки с точками от 1 до 4,наборы с геометрическими фигурами и счётными палочками; картонные карточки, на которых дети выкладывают счётный материал.

Планируемый результат иметь элементарное представление о геометрических фигурах;  ориентироваться в пространстве; с интересом участвовать в коллективной игре ;активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; развивает мышление; при выполнении математических действий.

Цель:- Систематизировать представления детей о геометрических фигурах и находить их в окружающем пространстве, закреплять знания детей о порядковом счете до 4. Учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

Задачи:

-Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. Учить находить эти фигуры  среди множества других;

- определять положение предметов по отношению к себе;

-закреплять умение сравнивать предметы по высоте (высокий, низкий)

- закреплять умение считать в пределах 4;

-учить соотносить цифры 1,2,3,4 с количеством предметов.

- Развивать пространственное представление о направлениях (верх-низ, лево - право);

-закреплять знания детей о временах года,

Развивать мышление, внимание, память, речь, формировать навыки

самоконтроля, воспитывать умение работать в коллективе.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Приходит в гости кукла Катя. Она сообщает ребятам, что ей 4 года, что она путает времена года и хочет, чтобы ребята научили её считать.

Педагог предлагает вместе с Катей отправиться в математическое путешествие и спрашивает у Кати: «Ты знаешь, что изучает математика?

А  что изучает математика , тебе поможет понять наша игра «Скажи наоборот»

(Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч и говорит :

«большой», ребёнок: «маленький» ,

в:«широкий»,р: «узкий»;

в.: «длинный»,р «короткий»,

в: «один»,р: «много»,

в: «утро»,р.: «ночь»,

в.:«левая сторона»,р: «правая сторона»;

в: «вчера»,р : «сегодня»;

в: «меньше», «больше»;

в: «Какие ты знаешь геометрические фигуры?»; р: «круг, квадрат, овал»;

в: «Какие цифры мы изучали?» ,р.: «1,2,3,4,».

Воспитатель: «Катя,   ты поняла ,что изучает математика?»(Да).

Ну  а теперь в путь, в математическое путешествие. Дети идут по кругу и говорят:

Тишина у пруда,

Не колышится вода,

Не шумят камыши,

Путешествуют малыши.

Дети проходят к столам. Игра «Число и цифра».

У каждого ребёнка числовая карточка с одним , двумя, тремя, четырьмя  кружками.

Педагог показывает 1 и просит показать карточки, на которых столько кружков, сколько обозначает эта цифра.

Педагог показывает цифру 2 и просит показать карточки, на которых два кружка.

 Показывает цифру 3 и просит показать карточки, на которых  три кружка.

Показывает цифру 4 и просит показать карточки, на которых четыре кружка.

Воспитател ь: А теперь отдохните и послушаем разговор двух геометрических фигур. (Воспитатель показывает детям большой квадрат и прямоугольник)

Вы узнаёте эти фигуры?

 Они спорили  кто из них важней. «Если поднимусь во весь рост,я становлюсь высоким и узким. Вот таким.

А если лягу на бок, то становлюсь низким и толстым. Вот таким.

А ты всегда остаешься одинаковым, - говорил он, обращаясь к Квадрату, - и стоя, и сидя, и лежа» «Да - отвечал с гордостью Квадрат. - У меня все стороны равны». Как бы я не поворачивался , мой рост и ширина от этого не меняется.

Воспитатель: Ребята давайте докажем им, что и квадратные и прямоугольные фигуры важны и нужны. Воспитатель вместе  с детьми   считают сколько углов и сторон у квадрата и прямоугольника. Какие стороны у прямоугольника? (две длинные, а две короткие). Какие стороны у квадрата? ( равные). Сравнение по высоте.(выше- ниже).Ребята ,а в нашей группе есть прямоугольные предметы? А  квадратные предметы?

 Что бывает квадратным? (Стол, часы, дом, кубик и т.д)

А что бывает прямоугольным? (Дверь, шкаф, кирпичик и т.д)

Воспитатель предлагает построить на полянке с левой стороны  вверху (цветные картонки лежат на столах на каждого ребёнка) квадратный низкий дом  и  внизу  с левой стороны прямоугольный  высокий домик. Прямоугольный дом под квадратным домом. Для квадратного домика короткую дорожку надо выложить из счётных палочек, а для прямоугольного домика выложить длинную дорожку.

Когда дети справятся с заданием , воспитатель спрашивает: «Как вы думаете ,по какой дорожке кукла быстрей попадёт в дом?.Если пойдёт по короткой или по длинной дорожке? Если она пойдёт по длинной дорожке, в какой дом она попадёт? (в прямоугольный). А если пойдёт кукла по короткой дорожке, в какой дом она попадёт? (в квадратный).

Воспитатель: ребята, вы молодцы. Вы построили и квадратные и прямоугольные дома. А значит нужны и важны квадратные и прямоугольные  геометрические фигуры, и высокие и низкие   дома.

 Воспитатель: Ну а мы продолжаем дальше путешествовать.

(дети выходят из-за столов , идут по кругу)

Дети:Тишина,тишина,

Не колышится воды,

Не шумят камыши ,

Пытешествуют малыши.

А сейчас ,кукла Катя, мы тебе расскажем стихотворение  и ты  узнаешь какие времена года сменяют друг друга.(Дети по очереди выходят с картинками  разных времён года).

Воспитатель:

Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
1 ребёнок: Приходит Весна — зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса,
2 ребёнок: И Лето пришло — все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
 3 ребёнок: Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.

4 ребёнок: Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.


В:Ребята,Скажите кукле Кате сколько времён года существует? Дети считают(4).

Педагог предлагает одному из детей  показать кукле цифру 4.

Кукла Катя благодарит детей: Спасибо ребята за познавательное, увлекательное путешествие с заданиями!(Воспитатель подытоживает)

Кукла Катя дарит на память две ленточки(короткая и длинная).

Литература :

 «Детский сад – дом радости» Н.М. Крылова

«Математика в детском саду» Л.С. Метлина

«В мире чисел и цифр» Т.М.Андрианова, И.Л.Андрианова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по пластилинографии в средней группе. Тема «Бусы для куклы Кати»

Задачи:1.Закреплять умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать детали в заданном месте;совершенствовать умение отщипывать от пластилина небольшие кусочки;упражнять детей ...

Конспект итогового интегративного занятия по математике в средней группе Тема: «Путешествие в математическое королевство»

Цель: Развитие логико-математического мышления у детей.Задачи: Стимулировать развитие мыслительных способностей детей.Развивать познавательный интерес.Развивать диалектическое мышление.Развивать ...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "В гостях у куклы Кати"

1.Совершенствовать умение называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;2. Закреплять представления детей о цвете предмета;3. Совершенствовать умение сравнивать два п...

Методическая разработка открытого занятия по математике в средней группе «Математическое путешествие."

Методическая разработка открытого занятия по математике в средней  группе «Математическое путешествие." Цель:          Закрепить умени...

Конспект – занятие по математике для средней группы «Математическое путешествие по сказке Теремок»

Упражнять в счёте до пяти. Формировать умение соотносить количество предметов с числом. Учить различать геометрические фигуры. Закреплять понятие «длинный-короткий». Учить сравнивать колич...

Конспект интегрированного занятия по математике в средней группе «Математическое путешествие»

Конспект занятия будет полезен педагогам и воспитателям средней группы....

Конспект занятия по математике в средней группе "Математическое путешествие с матрешками"

Поддержание интереса к занятиям по математическому развитию....