«Знакомство с цифрой 4»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Журавлёва Валентина Ильинична

Формировать у детей представление о смежных числах и о цифре 4.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_matematika.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе.

Автор: Журавлёва Валентина Ильинична, воспитатель высшей квалификационной категории.

Тема: «Знакомство с цифрой 4».

Цель: формировать у детей представление о смежных числах и о цифре 4.

Задачи:

Образовательные:

совершенствовать навыки сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5;

знакомство с цифрой 4;

упражнять в определении направления движения, используя знаки — указатели направления движения;

закрепить умение последовательно называть дни недели.

Развивающие:

развивать речь детей: закрепить умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число... больше числа...», «На сколько число... меньше числа...»;

развивать психические процессы: память, внимание, мышление;

развивать мыслительные операции: сравнение.

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность, организованность;

воспитывать доброжелательное отношение друг другу.

Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал: карточки с пятью полосками, 15 квадратов красного цвета, 4 квадрата зелёного цвета, 2 набора числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов синего и жёлтого цветов, план-карта пути с указанием ориентиров и направлений движения, карточки с цифрами от 1 до 4, игрушки: волчонок, ежонок, бельчонок, лисёнок.

Раздаточный материал: карточки с пятью полосками, квадраты зелёного цвета (по 15 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от 1 до 7.

Ход ООД:

Вводная часть. Организационный момент.

(Дети заходят в группу, встают в кружок).

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь, друг другу.

Психогимнастика: «Лучик»:

К солнышку потянулись

Лучик взяли,

К сердцу прижали

И друг другу отдали. (Дети выполняют действия по тексту)

- Ребята, сегодня утром, когда я шла к вам в детский сад, мне по пути встретился зайчонок. Он был очень грустным и рассказал мне про свою беду. Дело в том, что во время сильной метели в лесу  он потеря маму и теперь зайчонок остался совсем один, ему очень страшно и одиноко. Ребята, мы поможем зайчишке найти маму?

Дети: - Да!

II. Основная часть.

I часть.

Воспитатель: - Ребята, для того чтобы зайчонок нашел свою маму нужно помочь ему выполнить задания. Поможем зайчику выполнить задания?

Дети: -Да!

Игровое упражнение «Лесенка».

- Ребята, вот перед нами первое задание. Посмотрите внимательно на доску.

Сейчас  я буду задавать вам вопросы, а вы слушайте внимательно.

На карточке с пятью полосками выложены квадраты красного цвета (от одного до пяти).

Воспитатель: - Маргарита, сколько квадратов на первой полоске?

- Настя,  сколько квадратов на второй полоске?

- Андрей, какое число больше: два или один?

- Маша, какое число меньше: один или два?

- Вика, насколько число два - больше числа один?

- Виталина, насколько число один меньше числа два?

По мере выяснения отношений между рядом стоящими числами воспитатель заменяет последний красный квадрат на каждой полоске на квадрат зелёного цвета (показывает, что последующее число увеличилось на один). Вместе с детьми воспитатель ведёт указку по ступенькам и считает: «Один, один и один - два, два и один - три... Что мы делаем, когда считаем от одного до пяти?»

Дети: - К числу добавляем по одному.

Воспитатель: - Хорошо, мы успешно выполнили первое задание.

II часть. Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель: - Ребята, вы хорошо справились с первым заданием, поэтому я уверена, что вы справитесь и со вторым заданием. Перед вами на столах карточки с пятью полосками и геометрические фигуры.

Дети, отсчитайте и положите на первую полоску карточки 5 квадратов зелёного цвета, на вторую полоску — 4 квадрата, на третью полоску — 3 квадрата, на четвёртую – 2 квадрата, на пятую – 1 квадрат. 

Молодцы, вы правильно выложили квадраты. 

Воспитатель: - Маша, Какое число больше: пять или четыре?

- Дима,  какое число меньше: четыре или пять?

- Максим, насколько число пять больше числа четыре?

- Миша, насколько число четыре меньше числа пять?

Воспитатель с детьми сравнивают числа 4 и 3, 3 и 2, 2 и 1 и уточняют отношения рядом стоящих чисел. Затем дети проводят по лестнице сверху вниз и считают в обратном порядке, начиная с 5.

Воспитатель: - Коля, что мы делали, когда считали от пяти до одного?  

Коля: Каждый раз от названного числа отнимали один.

Воспитатель: - Вика, что мы делали, когда считали от одного до пяти?

Вика: - Каждый раз добавляли к названному числу по единице.

Воспитатель: - Ребята,  вы правильно выполнили второе задание. III часть. Подвижная игра «Дни недели, стройтесь».

- Ребята, вы ещё не устали? Давайте выполним третье задание. Я верю, что мы справимся и с этим заданием. 

Зайчонок приглашает вас поиграть с ним в подвижную игру «Дни недели, стройтесь»…

Готовы?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Перед вами на столах лежат карточки с разным количеством кругов синего цвета. Я буду загадывать вам загадки о днях недели, а вы должны будете найти карточки с таким количеством кругов, которое показывает последовательность дней недели. Готовы?

Дети: - Да! 

Загадки:

Первый день большой недели, 

Трудовой день, не бездельник,

Как зовется... (понедельник). 

Прокричал усатый дворник:

«День второй в неделе (вторник)! » 

Третий день не ерунда, Как зовется он... (среда). 

День четвертый лень отверг, Как зовется он... (четверг). 

Пятый день — опрятница, Как зовется... (пятница). 

День шестой — конец работы, Как зовется он. .. (суббота).

А седьмой день — всем веселье, Как зовется. .. (воскресенье).

По мере отгадывания загадок в руках у детей находятся соответствующие карточки с синими кругами. Дети повторяют названия дней недели (все вместе) и составляют неделю.

 - Какой по счету Понедельник? Вторник? Среда? Четверг? Пятница? Суббота? Воскресенье?

- А сейчас, ребята, давайте поменяемся. Другие дети берут карточки жёлтого цвета. Карточки жёлтого цвета другая неделя (подгруппа детей). Друг за другом вы будете двигаться по кругу, по моему хлопку вы будете составлять неделю, начиная с первого дня недели – понедельника и заканчивая воскресеньем. Вы готовы играть?

Дети: - Да, готовы.

Воспитатель: - Ребята, мне очень понравилось играть с вами, вы все делали правильно, и игра у нас получилась веселая и интересная. 

Физкультминутка.

Любопытная Варвара смотрит влево, 

Смотрит вправо, 

Смотрит вверх,

Смотрит вниз, 

Чуть присела на карниз, а потом свалилась вниз.

Садитесь. 

IV часть. Игровое упражнение «Собираем друзей на помощь».

- Ребята, смотрите, сколько друзей пришло на помощь к зайчонку?

- К нам пришёл 1 друг - волчонок.

- Какой цифрой можно обозначить число один?

- Можно обозначить цифрой 1.

- Хорошо, выложите перед собой на столе карточку с цифрой 1. Посмотрите, к нам пришел ежонок. Сколько друзей теперь стало?

- Стало 2 друга.

- Какой цифрой можно обозначить число 2?

- Обозначить можно цифрой 2.

- Правильно, выложите карточку с цифрой 2.

- А вот и бельчонок пришел на помощь. Сколько друзей стало?

- Стало 3 друга.

- Какой цифрой можно обозначить число 3?

- Обозначить можно цифрой 3.

- Выкладывайте карточку с цифрой 3.

- А вот и лисёнок пришел на помощь. Сколько друзей стало?

- Всего стало 4 друга.

- Какой цифрой можно обозначить число 4?

- Обозначить можно цифрой 4.

- Выкладывайте карточку с цифрой 4.

- Ребята, на что похожа цифра 4?

- Цифра 4 похожа на стул.

Дети находят карточку с цифрой 4, кладут в ряд с другими цифрами и называют их по порядку (1, 2, 3, 4).

- А теперь напишем в воздухе цифру 4 пальчиком.

- Хорошо, а теперь покажите цифрой сколько ножек у стола (сколько углов у квадрата, сколько уголков у подушки, сколько лапок у зайчонка)?»

Дети показывают цифру 4 и объясняют, почему показали эту цифру.

- Вы порадовали меня, ребята, внимательно слушали и все делали правильно, поэтому нам удалось выполнить задание.

V часть. Дидактическая игра «Поможем зайчишке найти свою маму».

- Ребята, мы с вами близки к цели. Смотрите, что зверята нашли в лесу и принесли к нам в группу.

- Что это?

- Это схема пути, по которому можно найти маму зайчишки. Давайте подробно рассмотрим схему и поможем зайке найти его маму, чтобы они снова смогли встретиться. Ваша задача – подробно объяснить зайчишке, как пройти к маме, называя ориентиры и направление движения. Готовы?

- Да, готовы.

Дети рассматривают план, на котором обозначены ориентиры и направление движения. Затем рассказывают зайчишке, как пройти к маме, называя ориентиры и направление движения.

- Зайчику нужно пройти прямо мимо пенька, теперь налево мимо елочки с белочками, затем прямо к ёлочке и направо к рябине мимо куста направо к берёзе и налево к маме зайчихе.

-Ребята, посмотрите, а вот и мама Зайчиха! Мы помогли найти зайке свой дом. Вы были все очень внимательны, никто не ошибся. Мне очень понравилось, как вы работали сегодня на занятии.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

- Чем мы с вами занимались?

- Ребята, удалось ли нам сегодня помочь зайчику?

- Что мы для этого сделали?

- Что было интересного сегодня на занятии?

- Что больше всего понравилось делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счет до трёх, число и цифра 3. Знакомство с цифрой 3"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9888728","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"248","width":"480"}}]]Цель:Освоение числа 3, познакомить с цифрой 3. Развивать логиче...

План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине.

План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине....

«Счёт до пяти, число и цифра«5». Знакомство с цифрой «5» и соответствие с количеством предметов.

Упражнять в счете от 1 до 5. Формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой. Учить различать геометрические фигуры. Закреплять понятия «сначала - потом», «узкий...

Задания для закрепления знаний о цифрах и числах от 1 до 6. Знакомство с цифрой и числом 7.

Задания могут быть использованы в старшей группе с задержкой психического развития для закрепления знаний о цифрах и числах от 1 до 6 и для знакомства с цифрой и числом 7. Также данные задания помогаю...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Знакомство с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года (осень) "

Конспект занятия по ФЭМП  в средней группе  "Знакомство с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года (осень) "...

Конспект занятия по математике: «Знакомство с цифрой 2 Знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра.

Конспект занятия по математике: «Знакомство с цифрой 2 Знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра.Цель: закреплять умение устанавливать равенство и неравенство групп по количеству предметов, ...