Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в Математическое Королевство»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Родичева Надежда Владимировна

Закреплять навык прямого и обратного счета; закреплять представления детей о геометрических фигурах: умение различать и сравнивать по свойствам (по цвету, форме) такие геометрические фигуры как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник (объёмные геометрические фигуры шар, куб, цилиндр, конус);

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_matematika.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение ЦРР/ДС

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей

старшей группы на тему:

«Путешествие в Математическое Королевство»

Воспитатель: Родичева Н. В.

2023 г.

        (Образовательная область "Познавательное развитие").

        Методы: словесные, наглядные, практические.

        Цель: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение практически их использовать посредством игры — путешествие.

        Задачи:

        Образовательные:

-Закреплять навык прямого и обратного счета;

-Закреплять представления детей о геометрических фигурах: умение различать и сравнивать по свойствам (по цвету, форме) такие геометрические фигуры как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник (объёмные геометрические фигуры шар, куб, цилиндр, конус);

-Закрепить умение соотносить количество с соответствующей цифрой;

-Упражнять в ориентировке на плоскости листа, пользоваться пространственной терминологией (правый верхний угол, правый нижний угол и т.д.);

-Формировать мыслительные операции.

        Развивающие:

-Развивать умения считать и воспроизводить количество движений по образцу и заданному числу (в пределах 10);

-Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.

        Воспитательные:

        Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

        Оборудование и материал:

        Доска магнитная; письмо, украшенное цифрами и геометрическими фигурами; карточки с заданиями из письма; карандаши; набор логических блоков, наборы цифр 1–10.  

        Организационный момент. Дети проходят в группу.

        Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются, выстраиваются на коврике). Пока дети выходят, воспитатель достает конверт.

        Воспитатель: Ребята посмотрите и скажите, что у меня в руках?               

- Письмо.

- Да, правильно. Вам интересно от кого это письмо?

- Да.

- Сейчас я его открою и прочту.

- Странно письмо не открывается, надо посчитать до 10 и обратно.

- Молодцы, вот и письмо открылось, а в нем написано!

- «Дорогие ребята, меня зовут Властелин цифр и геометрических фигур. А живу я в огромном математическом королевстве. Помогите, мне, пожалуйста, все мои подданные, цифры и геометрические фигуры поссорились друг с другом»

- Ребята как вы думаете, кому нужна наша помощь? (Ответы детей).

        

         Воспитатель:

- Поможем мы Властелину цифр и геометрических фигур?

- Да.

А чтобы нам попасть в математическое королевство, нужно произнести волшебные слова: Мы идем, мы идем, никогда не устаем!

Все преграды на пути можем запросто пройти! (шагают на месте).

        Основная часть. Воспитатель подходит к доске, и обращает внимание детей на доску, где в беспорядочном положении находятся карточки с цифрами.

        Задание №1. Дидактическая игра «Построй цифры». Ребята, цифры забыли свои места, давайте поможем им найти своё место.         Под музыку дети берут цифры и выстраиваются с ними по порядку, затем воспитатель просит каждую «Цифру» назвать своих соседей (дети называют).

        Задание №2. Дидактическая игра «Раздели фигуры» (или «Выбери правило»). Дидактическая задача. Закреплять умение группировать геометрические фигуры по одному, двум и трем признакам. Все геометрические фигуры поссорились между собой и разделились по признаку цвета. Мы должны помирить их и разложить фигуры по двум и по трем признакам.

Например: Найди все красные фигуры.Найди все синие треугольники.

Найди большой зеленый вал.

         Задание №3. Дидактическая игра «Добавь недостающую фигуру». Дети проходят за столы, где для каждого ребенка лежит карточка и карандаш

Воспитатель читает следующее задание: Ребята, геометрические фигуры забыли свои имена, напомним фигурам, как их зовут? — Да.

        Вопросы и задания.

- Дорисуйте недостающие фигуры в каждом ряду;

- Какую фигуру дорисовали  во втором ряду (квадрат), в третьем (круг), в четвертом (квадрат). Назовите пожалуйста, какие фигуры еще знаете? (плоскостные и объёмные геометрические фигуры).

Физминутка.

Мы играли и считали (шагают на месте)

Дружно вместе пошагали

Ручками похлопали – один, два, три, (хлопают)

Ножками потопали – один, два, три. (топают)

Встали- сели, встали-сели, (приседают)

И друг друга не задели.

Выше руки, шире плечи (поднимают руки)

Раз, два, три – дыши ровней! (делают вдох)

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.        

        Игра с цветными полосками. (Сидя за столами).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои цветные полоски. Какие они?

Дети: Разного цвета, разной длины, одни короче, другие длиннее.

Положите сначала самую длинную полоску. Какого она цвета? (красная). Теперь положите справа полоску покороче. Какого она цвета?  (зеленая). Какую полоску положили? (покороче). Справа от зеленой положите самую короткую. Какого она цвета? (синего). Куда вы ее положили? (справа). Какая она? (Самая короткая). Слева от красной положите желтую полоску. Какую полоску положили? (желтую). Найдите среди оставшихся полосок самую короткую. Какого она цвета? (зеленого) Положите ее справа от синей полоски. Между красной и желтой полоской положите оранжевую полоску.

Какого цвета полоска осталась? (Синего) Положите ее слева от желтой полоски. Сколько всего полосок. (7).

Гимнастика для глаз.

В среду в жмурки мы играем

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем глазки открывать,

Жмуримся и открываем.

Так игру мы продолжаем.

        Дидактическая игра «Веселый колокольчик». Дети встают в круг. (На ковре). Правила игры: Вы закрываете глаза и определяете, где звенит колокольчик. Я хожу  по кругу, останавливаюсь около ребенка, и звоню  колокольчиком. Ребенок определяет, где звенит колокольчик. (Впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.) Затем перехожу  к следующему ребенку.

        Игровое упражнение «Составь сутки».  

        Воспитатель: Ребята, из скольких частей состоят сутки?  Посмотрите на эти иллюстрации. Кто на них изображен? (Мальчик в разное время суток). Показываю картинки, дети определяют время суток. Нам надо разложить картинки в правильной последовательности, начиная с утра и называя части суток.  (Работа на фланелеграфе).На сколько частей делятся сутки? Давайте посчитаем. (На 4 части.) Какое время суток начинается после ночи? (Утро). Утром петушок поет, деткам спать не дает. Какое время суток предшествует ночи? (Вечер). Вечер наступает, каждый отдыхает. Какое время суток между вечером и утром? (Ночь). Скоро ночь зажжет все звезды, дети лягут спать. Какое время суток между утром и вечером? (День).

Физкультминутка.

Каждый раз по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Руки опускать,

Приседать и вставать,

       Прыгать и скакать.

        Игра «Верно - неверно». (Стоят в кругу). А сейчас играем в следующую игру. Если я говорю то, что вы считаете правильным, вы хлопаете в ладоши. Если я говорю что-то неправильно, вы делаете движение руками, как будто отбрасываете мяч.

Ночью дети идут в детский сад.

Днем ярко светит луна.

Утром мы завтракаем.

Днем всегда темно.

Вечером вся семья собирается дома.

Ночь наступает после вечера.

Утром просыпается петушок.

Вечером солнце всходит

Днем дети обедают.

Утром взрослые спешат на работу.

Утро наступает после ночи.

Ночью светит солнце.

Воспитатель:  

Утро, день, вечер, ночь-

Убежали сутки прочь.

Чтоб о сутках не жалеть,

Нужно каждый час беречь,

Чтоб успеть потанцевать,

Почитать, порисовать

Поиграть с друзьями

И помочь маме.

         Задание №4. «Посчитай блоки и покажи нужную цифру».

-Посчитайте все круги и покажите нужную цифру

-Посчитайте все красные блоки и покажите нужную цифру

-Посчитайте все маленькие блоки и покажите нужную цифру

-Посчитайте все толстые блоки и покажите нужную цифру.

Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.

        Задание №5. В Математическом Королевстве постоянно происходят какие-то истории. Вот сегодня, например, все цифры перессорились, но мы их вновь помирили. А теперь давайте поиграем с ними в «Числовую разминку».

-Назовите все цифры по порядку (хором)

-Назовите цифры в обратном порядке (хором)

-Алиса, посчитай от пяти до семи

-Вова, посчитай от трех до шести

-Арсений, два, а ты считай дальше

-Женя, пять, а ты считай обратно

-Соня, назови соседей числа три

Молодцы, ребята. Все цифры нам нужны и важны, без них нам не обойтись.

А теперь нам пора возвращаться обратно, в детский сад. Для этого нам нужно произнести такие слова:

«Мы на месте покружились и в детский сад свой возвратились».

        Итог: Ребята, вам понравилось наше занятие? Мы смогли помирить цифры и геометрические фигуры в Математическом Королевстве. Сегодня мы с Властелином цифр и геометрических фигур убедились, что вы любите математику и дружите с ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие в страну «Математика»

Цель:  1.Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке и ориентировке на листе бумаги, упорядочении полосок по длине. 2.Закрепить умение быстро находить геомет...

Конспект проведения ООД: занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе ОНР . Тема: "Путешествие на Цветочную Планету".

Увлекательное занятие-путешествие позволяет детям применить полученные ранее математические знания и навыки. ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие на остров геометрических фигур»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие на остров геометрических фигур»...

Конспект проведения занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме: "Путешествие по сказке"

В ходе путешествия по сказке "Гуси - лебеди" дети уточняют счет предметов в пределах 10, умение соотносить количество предметов с цифрами, упражняются в умении двигаться в заданном направлении и в соо...

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе на тему "Перелетные птицы"

В занятии представлен материал о зимующих и перелетных птицах,  материал направлен на углубление представлений о причинах отлета птиц,  классификации зимующих и перелетных птицах....