Конспект занятия в старшей группе по математическому развитию "Путешествие в королевство математических наук"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Кузина Алла Валерьевна

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Зачастую на занятиях по математике дети очень активны, особенно в восприятии задач-шуток и логических упражнений. Поэтому их непременно следует включать в образовательную деятельность воспитанников. Данные задания побуждают детей применять находчивость, смекалку, приобщают детей к активной умственной работе и развивают чувство юмора. Задачи – шутки также можно заменить математическими загадками.

Очень важна для общего математического и психологического развития дошкольника работа с геометрическим содержанием. Здесь значимо не только знание геометрических фигур, но и знание их свойств и особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Куньинский детский сад «Лучик»

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе

 «ПУТЕШЕСТВИЕ  В  КОРОЛЕВСТВО МАТЕМАТИЧЕСКИХ  НАУК»

                                                      Воспитатель: Кузина Алла Валерьевна

2019г.

Актуальность:

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Зачастую на занятиях по математике дети очень активны, особенно в восприятии задач-шуток и логических упражнений. Поэтому их непременно следует включать в образовательную деятельность воспитанников. Данные задания побуждают детей применять находчивость, смекалку, приобщают детей к активной умственной работе и развивают чувство юмора. Задачи – шутки также можно заменить математическими загадками.

Очень важна для общего математического и психологического развития дошкольника работа с геометрическим содержанием. Здесь значимо не только знание геометрических фигур, но и знание их свойств и особенностей.

Предварительная работа: решение примеров на сложение и вычитание; дидактические игры с цифрами, числами, геометрическими фигурами, индивидуальная работа.

Материал к занятию:

демонстрационный – рисунки геометрических фигур, ватман для геометрических фигур.

раздаточный – фломастеры, чистые листы, цифры.

Цели:

1. Стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность. Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы.

2. Уточнить знания о прямом и обратном счете; знания о геометрических фигурах.

3. Учить определять местоположение предметов по отношению к плоскости листа.

4. Развивать зрительное восприятие и внимание детей.

5. Продолжать учить  решению занимательных задач с математическим смыслом.

6. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята подойдите ко мне, встаньте в круг.

Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и улыбнёмся гостям и друг другу. Улыбнулись? От ваших улыбок у всех сразу стало хорошее настроение.

( Сверху под ноги детей падает большой конверт.)

Воспитатель: Что это? Письмо? Интересно! Само прилетело! От кого же оно может быть? Давайте посмотрим?

Дети: Да!

СОДЕРЖАНИЕ ПИСЬМА:

Здравствуйте, ребята, я приглашаю вас  в мое замечательное королевство Математических наук. Хочу проверить ваши знания . Готовитесь ли вы к школе?  Выполните правильно все задания, представленные в конверте, и получите  приятный сюрприз! Я желаю вам удачи и с нетерпением жду в гости!

С наилучшими пожеланиями, королева Математика…

Воспитатель:

 Как  же мы попадём в королевство математических наук?

Дети:  ….. (предлагают свои варианты)

Воспитатель:

Здесь в конверте я увидела волшебную палочку ( достаёт её из конверта) а к ней привязано и волшебное заклинание!

А давайте мы попробуем закрыть глаза и я произнесу волшебное заклинание…

Раз,два,три,четыре,пять.

Будем чудо в гости звать,

Палочкой взмахнем своей,

К волшебству спешим скорей!

Воспитатель: Вот мы и в королевстве Математических наук! Но, прежде чем мы начнем выполнять задания, давайте проведем небольшую разминку перед сложными испытаниями?

Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте.

 РАЗМИНКА

- Какое сейчас время года?

- Сейчас утро или вечер?

- Сколько пальцев на одной руке?

- Сколько углов у треугольника?

- А у квадрата?

- Сколько раз в году бывает день рождения?

- Сколько носов у трех котов?

- Сколько ушей у двух мышей?

- Сколько месяцев в году?

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны, и правильно ответили на все вопросы. А сейчас мы все дружно сядем за стол, и посмотрим на письма, которые прислала Королева Математика.

Положить перед детьми конверты.

Воспитатель: Я буду вам задавать вопросы, а Вы отвечайте мне полным ответом!

Сколько писем передала Королева Математика? Правильно – 5.

  1. Давайте откроем первый конверт. Какого он цвета? (жёлтого). Что вы здесь видите?

Дети: Мы видим прямоугольник!

Воспитатель: Как вы думаете, какое у него настроение? Дети: Настроение у прямоугольника грустное, невеселое.

Воспитатель: А почему он загрустил?

Дети: Не знаем!

Воспитатель: Он загрустил, потому, что он один, рядом нет его друзей.

Воспитатель: А как вы думаете, с кем дружит прямоугольник?

Дети: Прямоугольник дружит  с другими геометрическими фигурами: с кругом, квадратом, овалом, треугольником, трапецией, ромбом,  прямоугольником, многоугольником, полукругом.

Воспитатель: Замечательно! А давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас окружают. Я вам буду называть предмет, а вы должны изобразить его геометрической фигурой.

Для выполнения  задания детям раздаются чистые листы бумаги, простые карандаши и линейки с геометрическими фигурами.

ТАРЕЛКА, ДВЕРЬ, КРЫША ДОМА, ОГУРЕЦ,ОДНА СТОРОНА  КУБИКА,  ДОЛЬКА АПЕЛЬСИНА.

(Воспитатель проверяет после каждого названного предмета правильно нарисовали дети, или нет.)

Воспитатель:  Какие фигуры у вас получились? Назовите их.

Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?

Дети:  Одним словом их можно назвать «геометрические фигуры».

Воспитатель: Молодцы  с этим заданием вы справились без проблем.

Воспитатель: Ребята, откроем конверт под цифрой 2. Какого он цвета? (Оранжевого)

  ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Скажи наоборот»

Воспитатель: Я буду бросать вам мяч и называть вам одно математическое понятие, а вы мне в ответ бросаете мяч и называете противоположное понятие. Только отвечаем быстро, если кто-нибудь не знает ответ, другие ему помогут.Договорились?

Длинный - короткий

Большой - маленький

Высокий – низкий

 Широкий - узкий

Далеко – близко

 Вверху - внизу

Справа – слева

 Вперед – назад

Один - много

Снаружи - внутри

Быстро – медленно

 Тяжелый – легкий

Молодцы, справились и с этим заданием!

  1. Воспитательоткрываем следующий конверт с цифрой…? (3) Какого он цвета?

Дети: Фиолетового!

Воспитатель: Зачитывает содержание задания:

У меня очень много геометрических фигур и они часто теряются. Помогите мне поселить все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут соседями и никогда друг друга не потеряют.

Но математика очень точная наука, любит, чтобы всё было строго на своём месте. Поэтому геометрические фигуры нужно поселить в определённом порядке. Будьте внимательны, не перепутайте.

Воспитатель: Ребятки, кто пойдёт и поселит первую фигуру?

А остальные внимательно смотрят, правильно мы выполняем задание, или нет!

Берём овал.

Овал будет жить в центре листа.

Квадрат – слева от овала,

 прямоугольник – справа от овала,

 ромб – справа от прямоугольника,

 многоугольник – слева от квадрата,

 круг – над овалом,

трапеция – над кругом,

полукруг – под овалом.

Дети поочередно размещают заранее заготовленные фигуры в домике следуя инструкции (геометрические фигуры приклеиваются с помощью двухстороннего скотча).

Воспитатель: Ребята, давайте наш дом сделаем еще ярче? Для этого разукрасим уголки домика разными цветами.

Желающие поучаствовать в выполнении данного задания фломастером закрашивают указанные воспитателем углы:

Слушайте внимательно:

Верхний левый угол сделаем желтым.

Нижний правый угол раскрасим фломастером розового цвета.

Верхний правый угол будет синим.

А нижний левый сделаем оранжевым.

Воспитатель: Ребята, у меня появилась идея, давайте дадим название нашему домику?

Дети«Дом геометрический фигур»«Дом радости»«Семья»«Дом дружбы».

Воспитатель: Кто сосчитает, сколько фигур живет в Доме дружбы?

Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием!

  1. Воспитатель: А вам интересно, что в других конвертах?

Дети: Да!

Восп:. Вот конверт под цифрой..? (4 ) Какого он цвета?

В этом конверте королева Математических наук предлагает нам решить задачи? Попробуем?

Садитесь за стол. Решать задачи нам помогут ваши пальчики. А теперь смотрим на экран и слушаем.

(для детей карточки с цифрами)

Во время решения задач, вызвать к доске некоторых детей и показать решение задач с помощью круглых магнитов.

Задавать вопросы: Что сделали, добавили, или убрали? Сколько стало, больше, или меньше?

Восп.: Слушаем 1 – ю задачу..

Молодцы, справились и с этим заданием!

  1. откроем конверт  с цифрой…? (5) Какого он цвета?

 

Воспитатель: Посмотрим, что в этом конверте? А здесь цифры, давайте с ними поиграем. Делимся на две команды. Одна команда выполняет задание, другая их проверяет. Потом поменяемся.

 Для первой команды игра «По порядку становись» Слушайте правила игры.   Правила игры: пока играет музыка, дети берут по одной цифре. Когда музыка закончится, вы должны построится в прямом порядке. Напоминаю, строимся слева – направо. А это значит строится мы начинаем…. Кто вспомнит??? Правильно, от окна!

Начинаем…

После выполнения этого задания,  предложить назвать соседей у указанных цифр.

Задание «Кто мой сосед?»

- Число 3, назови своих соседей? (2, 4)

- Число 5, назови своих соседей? (4, 6)

- Число 8, назови своих соседей? (7, 9) и т. д.

А затем для второй команды игра  «Наоборот» 

 Для этого нам надо повторить обратный счет. Вам надо соединить цифры в обратном порядке,  от 10 до 1. После того как цифры будут расставлены по порядку, необходимо дружно их назвать. 

Воспитатель: (заглядывая в конверт) Ребятки, вот задания и закончились! Мы с вами очень хорошо с ними справились. Скажите, вам понравились задания королевы Математических наук?

А кому какое задание понравилось больше всего?

Что мы делали в этих заданиях?

Дети отвечают.

После ответов детей незаметно включается цветная лампа и слышится голос в микрофон.

Ребятки, спасибо вам, что выполнили мои задания. Вы успешно с ними справились, я увидела, что вы хорошо готовитесь к школьному обучению. И  за это я, как  обещала, приготовила для вас приятный сюрприз. Он находится в трёх предметах прямоугольной формы. Оглянитесь вокруг и найдите эти предметы. Удачи вам! Досвидания, друзья!

Раз,два,три,четыре,пять.

Будем чудо в гости звать,

Палочкой взмахнем своей,

К волшебству спешим скорей!

РАЗМИНКА

- Какое сейчас время года?

- Сейчас утро или вечер?

- Сколько пальцев на одной руке?

- Сколько углов у треугольника?

- А у квадрата?

- Сколько раз в году бывает день рождения?

- Сколько носов у трех котов?

- Сколько ушей у двух мышей?

- Сколько месяцев в году?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по формированию элементарных математических представлений "Путешествие в сказочное королевство".

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 Московского района Г.Санкт-ПетербургаКонспект занятия в старшей группе по формированию элементарных математических представлений "...

Конспект занятия в старшей группе по развитию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие Смешариков в страну знаний».

·        Закрепить с детьми знания, полученные на занятиях: в счёте, о геометрических фигурах, в решении задач, знания о линиях, цвете. ·...

Конспект занятия в старшей группе по математическому и сенсорному развитию "В гостях у профессора математики"

Конспект непосредственно образовательной деятельности рамках образовательной области"Познание"....

"Математическое королевство" конспект занятия для старшей группы.

Дети отпрвляются в путешествие, по дороге выполняют задания....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Путешествие в королевство сказок»

Программное содержание:С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (...