Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Основы измерений. Использование сантиметровой линейки» для воспитанников подготовительной группы
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Федосова Ирина Александровна

Формирование начальных математических знаний по использованию сантиметровой линейки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_lineyka.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

ФЭМП. Конспект НОД «Основы измерений. Использование сантиметровой линейки». (подготовительная группа 4-А, воспитатель- Федосова И.А.)

Цель: Формирование начальных математических знаний по использованию сантиметровой линейки.

Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с различными измерительными инструментами;
- познакомить детей с единицами измерения длины;
- формировать навык измерения длины;
- развивать мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы.
Развивающие:
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- развивать логическое мышление, зрительное внимание.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать интерес к математическим занятиям.

Оборудование: коробка, линейки по количеству детей, листы в клетку, простые карандаши по количеству детей, цифры от 1 до 20, математические задания в конверте.

Демонстрационный материал: сантиметровая линейка, портновский метр, рулетка.

Раздаточный материал: Карточки с цифрами, линейки, карандаши, листы в клетку.

Ход НОД

1.Организационный момент.

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.


Постановка проблемы:

-Ребята, сегодня утром я задалась вопросом : «Какое же расстояние мы с вами проходим от калитки детского сада до двери нашего подъезда? Как мы можем с вами узнать это расстояние?»
- Предполагаемые ответы детей: измерить.
-Совершенно верно. С помощью чего мы можем измерить это расстояние?
-Предполагаемый ответ: с помощью шагов.
-Верно. Предлагаю вам проверить эту догадку с помощью эксперимента (эксперимент по длине шагов ребенка и воспитателя : Ребята, что вы заметили? Одинаковое количество шагов получилось? Почему при одинаковом количестве шагов мы прошли разное расстояние ? (Ответы детей)  Правильно, расстояние разное, т.к. оно зависит от роста и ширины шага того, кто проходит путь) Чем больше был шаг, тем большее расстояние человек преодолевает.

Сюрпризный момент:

Обращаю внимание детей на волшебную коробку. Предлагаю детям определить, что в коробке с помощью заданий и загадки.

Задание №1: вспомнить порядковый счет от 1 до 20 и обратный счет от 10 до 1:
(Ответы детей).

Задание №2:Назовите соседей числа 2,4,5,12,17.
(Дети: Соседи числа «2»-1 и 3. «4»-3 и 5. «5»-4 и 6. «12»-11 и 13. «7»-16 и 18.)

Задание №3: отгадать загадку:
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (ответы детей)

- Правильно, это линейка. Как вы думаете, для чего нужны линейки? (ответы детей).
Небольшой экскурс в историю: раньше у людей не было измерительных приборов. Сначала длину измеряли с помощью шагов, как мы уже с вами говорили. Позже появилась такая мера длины как пядь – самая малая древнерусская единица измерения длины. Само слово обозначает кисть руки и происходит от корня «пять» (отсюда слово «пятерня»). Пядь была равна расстоянию между вытянутыми большим и указательным пальцами руки. Пядью измеряли длину и ширину предметов. Воспитатель: Позже для измерения длины предметов люди придумали линейку, сантиметровую лента, рулетку.
- Ребята, предлагаю вам занять свои места.

Основная часть.

- Предлагаю вам внимательно рассмотреть линейку. Что вы видите на линейке? (ответы детей: чёрточки, цифры). – Правильно, длинные вертикальные черточки и цифры обозначают сантиметры, а короткие вертикальные линии – миллиметры.
- Для чего они нужны? (чтобы получить результат измерения).
- Длина измеряется в миллиметрах, сантиметрах, метрах и километрах.
- Чтобы правильно измерить длину, нужно совместить цифру «0» и край предмета, размещая линейку по прямой линии до конца предмета. (демонстрация измерения на примере квадрата)

1. Начерти линии и измерь их.

Для того, чтобы провести линию с помощью линейки необходимо: положите линейку на поверхность (в нашем случае лист бумаги), прижать её левой рукой и прочертите горизонтальную линию. Если наша прямая линия ограничена слева и справа двумя точками - она называется отрезок.  Можно ли с помощью линейки начертить любую геометрическую фигуру? (ответы детей: нет, с помощью линейки можно начертить только фигуры, которые состоят из отрезков. Нельзя начертить овал и круг) Предлагаю проверить это.

А теперь приступаем к практической работе:
- Ребята, перед вами лист бумаги, карандаш и линейка. Обратите внимание на разметку на листе бумаги.
Положите линейку на лист, прижмите её левой рукой и прочертите горизонтальную линию, соединив две красные точки; две зеленые, две синие точки. (Дети на листе бумаги чертят линии при помощи линейки. Воспитатель демонстрирует на доске горизонтальные линии.)
У вас получились три разные отрезка. Теперь давайте измерим каждый отрезок и запишем в квадрате справа от отрезка, сколько сантиметров он составляет. Как можно узнать длину линии?
( линейкой).
- Правильно, можно узнать с помощью делений и цифр на линейке. Напоминаю, измерять нужно с самого начала, совместив цифру 0 с началом линии. Моя первая линия 3 сантиметров, а вторая -5, третья -7. Вот как мне помогла линейка начертить линии и измерить их. Предлагаю вам измерить свои начерченные линии. (Дети измеряют отрезки и записывают результат).

Физкультминутка «Отдохнем»

Мы считали и устали.(шаги на месте)
Дружно все мы тихо встали. (встали, руки на поясе)
Ручками похлопали: 1,2,3.(движения по тексту)
Ножками потопали: 1,2,3.(движения по тексту)
Сели, встали, снова сели, (приседания)
Друг на друга посмотрели. (руки на поясе, повороты туловища вправо, влево)
Мы немножко отдохнем,  (шаги на месте)
И опять считать начнем.

2. После того, как мы с вами отдохнули, предлагаю вам небольшую математическую эстафету. Перед вами на листе задание №2 с примерами на сложение и вычитание. Условия эстафеты заключаются в самостоятельном выполнении заданий. Преступаем!

Итог.

Молодцы со всеми заданиями справились.

Что мы сегодня делали? Изучали способы измерения и черчения с помощью линейки.

Что вам особенно понравилось?

Какое задание для вас было самым трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений по теме:"Как помочь Буратино" для детей подготовительной группы

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений  по теме:"Как помочь Буратино" для детей подготовительной группы...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ МАТЕМАТИКИ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Данный конспект непосредственной образовательной деятельности закрепляет с детьми знания о последовательности времён года, месяцев, умение сравнивать числа в пределах 10, прямой и обратный счёт. Форми...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений. Тема: "Измерение объема. Литр"

В ходе НОД дети закрепляют знание о порядковом счете до 10. Знакомятся с единицей измерения жидкости (литр)....

Конспект коррекционного занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с тяжёлыми нарушениями зрения в подготовительной группе. Образовательная область: познание. Тема: «Прогулка по лугу»

Программное содержание:Коррекционно-образовательные задачи:- закрепить знания детей о днях недели;- закрепить счет до 10 и обратный счёт;-формировать умение различать количественный и порядковый счет ...

План-конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Сравнение предметов по длине, ширине, высоте» в подготовительной к школе группе.

Занятие проводится с целью:Научить сравнивать предметы по величине (длине, высоте, ширине), определять величину предметов на глаз;Познакомить с элементарными способами измерения (приёмы наложения, при...

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе. «Поможем Доктору Айболиту»

Задачи:Образовательные:- закреплять знания о цифрах от 1 до 4, умение считать в пределах 4;- закреплять знания о геометрических фигурах;- продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой;Разв...

Конспект занятия по ОО «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) на тему ««Знакомство с числом 17»» в подготовительной группе

Конспект занятия по ОО «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) на тему ««Знакомство с числом 17»» в подготовительной груп...