Календарно-тематическое планирование по ФЭМП для детей 4-5 лет
календарно-тематическое планирование по математике (средняя группа)

Луганцева Надежда Сергеевна

И.А. Помораева, В.А. Позина "Формирование элементарных математических представлений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл persp._plan_matematika_sr.gr_._novyy.docx58.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №40 «Русалочка»

Календарно-тематическое планирование по ФЭМП

для детей 4-5 лет

                                                                                      Воспитатель: Луганцева Н.С.

 Образовательная область  

«Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений/

Возраст: 4 - 5 лет

Пояснительная записка

Предлагаемые в пособии материалы составлены в соответствии с требованиями и рекомендациями программы « Детство» и представляет собой перспективный план по математике и конспекты занятий. Разработанные для 2-ой младшей группы.

План-программа воспитательно-образовательной деятельности в детском саду по программе «Детство» предлагает распределение задач поквартально, т.к. воспитателю удобнее работать с помесячной группировкой материала, распределив его на 4 игры-занятия в месяц.

На учебный год общее количество составило 36 игр-занятий.

В представленном перспективном плане четко указаны цели игр-занятий и подобраны наиболее подходящие развивающие игры и упражнения для детей. Дидактические и развивающие игры, включенные в конспекты занятий, разработаны и рекомендованы ведущими специалистами дошкольной педагогики и психологии и предназначены для закрепления знаний, умений и навыков, полученных детьми на играх-занятиях, в соответствии с программными задачами.

Задачи образовательной деятельности:

Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами),

Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур);

Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности).

Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.

Исследуем и экспериментируем.

Использование эталонов с целью определения свойств предметов (форма, длина, ширина, высота, толщина).

Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади от…), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий).

Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям. Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки-символы; понимание замещения конкретных признаков моделями.

Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов–заместителей.

Понимание и использование числа как показателя количества, итога счета, освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнения их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу, счета и называния чисел по порядку до 5-6.

Развитие сенсорной культуры

Различение и называние цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; черный, серый, белый; 2-3 оттенка цвета (светло-зеленый, темно-синий).

Развитие сенсорной культуры

Различение цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, освоение 2-4 слов, обозначающих цвет.

Узнавание, обследование осязательно-двигательным способом и название некоторых фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест).

Использование (при поддержке взрослого) простейших способов обследования с использованием разных анализаторов: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание,, бросание и др.

Освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские действия.

Сравнение (с помощью взрослого) двух предметов по 1-2 признакам, выделение сходства и отличия.

Овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, овладение группировкой по заданному предметно образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу).

Месяц

Неделя

Организованная образовательная деятельность                            

Интеграция образовательных областей

Методическое обеспечение

Совместная деятельность взрослых и детей

ФЭМП

Средняя группа

Развитие:

Познавательное развитие
Социально-коммуникативное
Физическое

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1-2

Диагностика

 

 

 

3

«Путешествие в осенний лес»


Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты словами – поровну столько – сколько; закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты словами – большой, маленький, больше, меньше; упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.12

На участке собрать листья, выбрать красные, жёлтые, зелёные, коричневые. Сравнить, каких листьев больше, меньше.

4

«В гостях у кролика»

Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных поцвету, форме, определяя их равенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, столько – сколько; закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь).

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.13

Дидактические упражнения: "Один и много", "Кто найдёт больше признаков отличия?"

Октябрь

1

«К нам приехал цирк»

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный-короткий, длиннее – короче, широкий – узкий, шире – уже.

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.14

С/ролевая игра "Магазин": предложить купить в магазине ленты (шары, цветы...), побуждая детей называть цвет.

2

«Необыкновенный зоопарк»

Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.

Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначать результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже.

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.15

Создание коллективной аппликации "В зоопарке" (длинная и короткая)

Дид. игры: «Вопрос – ответ», «Разноцветные дорожки»

3

«Гости из леса»

Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?». Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно – двигательным путем. Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами –налево, направо, слева, справа.

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.17

Дид. игра «Построим башню»

На участке найти предметы, похожие на круг, квадрат.

Дидактическая игра «Найди такую же фигуру»

4

«Три поросенка»

Учить считать в пределах 3, упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения словами длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий.

Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.18

Дид. игра «Угадай части суток»

Игры с палочками  Кюизенера,

«Где звенит колокольчик», «Через ручеёк».

Ноябрь

1

«Угостим зайчиков морковкой»

Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?». Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.

Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.19

Дидактическая игра «Отсчитай столько же»

Игровое упражнение «Подбери картинки»

2

«В гостях у Буратино»

Закреплять умение считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько», «Который по счету?» Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы. Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр. 21

Дидактическая. игра «Коврик для Буратино»

Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди свой домик»

3

«Мальвина учит считать Буратино»

Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4, учить считать в пределах 4. Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом. Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.23

Дид. игры «Составь фигуру», «Дорисуй и назови предмет»

Работа со счётными палочками.

 

4

«Давайте поиграем»

Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько», «Который по счету?», «На котором месте?». Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.24

Дидактическая игра «Найди ключик к замочку»

Игры с блоками Дьенеша

5

«Петушок-гребешок»

Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5. Закреплять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь) Упражнять в различении геометрических фигур

(квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.25

Дидактическое упражнение «Разложи игрушки правильно», «Составь группу предметов», «На что похоже?»

Декабрь

1

«Куклы собираются в гости к гномикам»

Продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько», «Который по счету?»

Учить сравнивать предметы о двум признакам величины (длине и ширине). Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.28

Дидактические игры: «Динь, динь», «Угадай, какая фигура», «Составь фигуру из счётных палочек»

2

«Встреча Умников и Умниц»

Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счет величины (длине и ширине). Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам. Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.29

Дидактические игры «Найди лишнюю», «Логические концовки», «Наоборот»

Подвижная игра «Автомобили»

3

«Чудесный мешочек»

Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько», «Который по счету?», «На котором месте?». Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.31

Дидактическая игра «Светофор»

Дидактические игры «Воздушные шары», «Кто выше», «Что бывает круглое»

4

«Разложи картинки»

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу. Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр. Закреплять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.32

На прогулке рисование шаров, цилиндров на снегу.

Дид. упражнение "Сосчитай - ка"

Январь

2

«Играем с матрешками»

Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.

Уточнить представления о значении слов далеко – близко. Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.  

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.34

Подвижная игра «На одной ножке»

Дидактические игры «Собери парус», «Волшебный клад», «Матрешки»

3

«Строим дорожки»

Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.

Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.35

Подвижная игра «Кто большой?»

Дидактические игра «Закончи предложение»

Игры с палочками . Кюизенера.

4

«Когда это бывает»

Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.

Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра.

Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо).

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.36

Дидактические игры: «Наш день», «Наоборот»

*Чтение стихотворения «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь»

Февраль

1

«Делаем зарядку»

Учить считать движения в пределах 5. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа. Учить сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности.

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.39

Дидактические игры: Гаражи», «Найди похожее»

Физминутка «Вырастаем большими»

2

КАНИКУЛЫ

3

«Письмо из Простоквашино»

Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5). Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь.

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.40

"Дидактические упражнения «Назови части суток», «Что ты делаешь....утром? вечером? Ночью»

4

«Степашка убирает игрушки»

Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5). Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).

Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей.

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.42

Дидактические игры «Составь фигуру из палочек», «Найди такую же фигуру»

Март

1

«Правильно пойдешь – секрет найдешь»

Закреплять умение двигаться в заданном направлении

Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5). Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше.

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.43

Индивидуальные задания:

разложить ленты (полоски) по уменьшению ширины.

Закрашивание геометрических форм.

2

«Накроем стол для чаепития»

Закреплять представления о том, что в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой;

Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий. Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.44

Дидактические упражнения «Назови форму», «Составь фигуру из геометрических форм»

 Игры с палочками .Кюизенера.

3

«Посадим цветочки вдоль дорожки»

Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5); сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности

Упражнять в умении сравнивать 4-5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий. Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар.

 

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.45

Дидактическое упражнение «Сосчитай – ка», «Назови цифру»

*"Дидактическая игра «Составь узор»

4

«Разложи предметы по форме»

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5). Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.46

Дидактическая игра  «Дорисуй фигуру»

На прогулке учить двигаться в заданном направлении

Апрель

1

«Строим игровую площадку»

Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве. Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом. Совершенствовать представления о значении слов далеко – близко.

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр. 48

- Дидактическое упражнение. «Составь узор из геометрических фигур»,

* Дидактическая игра «Длинный – короткий»

2

«Поездка на праздник сказок»

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше. Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.49

Дидактическая игра «Назови соседей»

На прогулке сравнивать листочки по величине.

Подвижная игра «У медведя во бору»

3

«Письмо от волшебника»

Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5). Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.50

Дидактическое упражнение «Расставь цифры по порядку», «Сравни шарфы»

На прогулке рисование кубов на песке"

4

«Весна пришла»

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета). Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.51

Дидактическое упражнение «Каких игрушек больше, (меньше)», «Найди свой домик»

Май

2

Работа по закреплению программного материала

Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?». Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно – двигательным путем. Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами –налево, направо, слева, справа.

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.17

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Работа по закреплению программного материала

Продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько», «Который по счету?»

Учить сравнивать предметы о двум признакам величины (длине и ширине). Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

И.А.Помораева, В.А.Позина

Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.6Мозаика – Синтез, 2017

Стр.28

Работа с блоками Дьенеша.

Дидактическая игра «Выложи узор»

3-4

Диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по ФЭМП для детей 4-5 лет

составлено по программе С.Г.Шевченко для детей с ЗПР 4-5 лет...

Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС

Календарный-тематический план подготовительная группа...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...