Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Ознакомление с зимней природой через ФЭМП»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Шестакова Наталья Ивановна

В данном занятии формируется интерес к математике через ознакомление с зимней природой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Ознакомление с зимней природой через ФЭМП»

Цель: формировать интерес детей к математическим занятиям через ознакомление с природой.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках зимы;
  • закреплять количественный и порядковый счет в пределах 10;
  • закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по трём признакам (размер, цвет, форма);
  • упражнять в выкладывании множество с заданным количеством элементов;
  • упражнять в ориентировке на листе бумаги;
  • учить выполнять игровые действия.

Развивающие:

  • развивать связную речь, моторику, воображение
  • развивать воображение, внимание, логическое мышление, умение понимать образный смысл загадки;
  • развивать познавательный интерес к временам года.

Воспитательные:

  •  воспитывать любовь к природе, интерес к математическим занятиям.

 Предварительная работа. Чтение стихов и сказок о зиме, отгадывание загадок, дидактические игры: «Найди отличия, Подбери пару» (классификация геометрических фигур по одному - трём признакам), игры со счетными палочками, наблюдения на прогулке

Методы и приемы:

Словесный метод: объяснения, пояснения, вопросы к детям, инструкция для выполнения, контроль и оценка работы.

Наглядный метод: использование демонстрационного материала, раздаточного материала.

Практический метод: – выполнение детьми практических заданий.

Игровой метод: игровые моменты.

Ход занятия

1.Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, давайте возьмёмся за руки. Один, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я, улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу.

- Сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости, посмотрите на них и подарите им тоже свои улыбки. Мы сегодня все будем делать с улыбкой, и у нас все будет получаться.

Стук в дверь. Воспитатель выходит и возвращается с конвертом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (письмо). Кто бы мог написать нам письмо? Давайте откроем и прочитаем его:

Дорогие ребята,

По лесам и по полям,

Я спешила в гости к вам.

По горам и тропинкам,

Уложила я снежинки,

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила,

И на санках прокатила.

Воспитатель: ребята, а вы узнали, про что эта загадка? Ответы детей: зима.

- Да действительно ребята, это зимушка-зима.

- А что вы можете сказать о зиме? Какая она?

Ответы детей: холодная, снежная, морозная, белая, красивая, можно кататься на санках, кататься с горки.

Воспитатель: Молодцы ребята, и загадку отгадали, и о зиме рассказали, какая она бывает. Читаю вам дальше письмо от зимы.

Будет вам тогда сюрприз

От зимы прекрасной приз.

2. Основная часть

Воспитатель:  Ребята, хотите, узнать какой вам снежная зима приготовила сюрприз?

- Давайте приступим к выполнению заданий, но зима хитрая, все задания «заморозила», чтобы их разморозить, надо отгадать ее загадки.

Задание № 1.  Количественный и порядковый счет.

- Итак, первая загадка:

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

- Правильно снежинка. Посмотрите, сколько разноцветных снежинок принесла нам зима.

Вопросы детям:

- Сосчитайте, сколько всего снежинок?

 - Назовите, какого цвета снежинки? (на доске 10 снежинки разных цветов)

- Какая по счету голубая снежинка?

- Какая по счету желтая снежинка?

- Какая по счету зеленая снежинка?

- Какого цвета шестая по счету снежинка?

- Какого цвета первая по счету снежинка?

- Какого цвета девятая по счету снежинка?

- Какая снежинка находиться между зеленой и голубой? Между белой и красной?

Воспитатель:  Отлично справились с этим заданием.

 - А теперь давайте встанем, закроем глаза и представим, что мы лёгкие снежинки и падаем с неба, медленно-медленно кружась.

Дети кружатся под музыку, затем открывают глаза.

Попробуем отгадать следующую загадку.

Задание № 2. Образование множеств с заданным количеством элементов.

Работа с демонстрационным и раздаточным материалом

У нее одежки колки: Все иголки, да иголки.

Звери шутят: "Дядя еж на нее слегка похож".

Приходит с подарками, блестит огнями яркими,

Нарядная, забавная, на Новый год - главная. (Елка).

- Верно, елка, но не простая, а новогодняя. Посмотрите, какая она нарядная (выставляется картинка елки с игрушками).

Воспитатель:  А что можно ещё про ёлочку сказать, какая она?

Ответы детей: красивая, колючая, зелёная, пушистая.

- Смотрите, ребята, зима нам приготовила сюрприз. Воспитатель вносит вазу с еловыми ветками. 

 - Дети, вы чувствуете хвойный аромат? Глубоко вдохните.

Проводится дыхательное упражнение.

Вопросы детям:

- На какую геометрическую форму похожа елка? (треугольник)

- Игрушками, какой формы украшена наша елка? (круглой и квадратной)

- Кто поможет мне выбрать круг? (вызывается один ребенок к доске)

- Что мы знаем о Круге? (у круга нет углов)

- У какой еще геометрической фигуры нет углов? (овал)

- Кто поможет мне выбрать овал?

- Кто может выбрать квадрат? Что мы о нем знаем? (у квадрата четыре стороны, четыре угла, все стороны ровны).

- У каких еще фигур по четыре стороны и угла? (прямоугольник). Как их можно назвать одним словом? (четырехугольники)

- А сейчас открывайте пеналы и приготовьте карточки. (карточки из двух рядов)

-Выложите в первом ряду карточки столько квадратов, сколько игрушек квадратной формы на нашей елке.

- Во втором ряду выложите столько кружков, сколько игрушек круглой формы.

- Сколько вы выложили квадратов? Давайте проверим. Сколько кругов?

- Чего больше кругов или квадратов?

- А сейчас выложите в первом ряду столько квадратов, сколько красных игрушек на елке, а во втором ряду столько кругов, сколько желтых игрушек. Проверим. Каких игрушек больше: красных или желтых? Каких меньше?

- А сейчас задание посложнее, с ним справиться самый внимательный.

- Какая фигура здесь лишняя? Почему, объясните.

- Уже две загадки Зимы мы отгадали и справились с заданиями, попробуем отгадать третью:

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век.

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла. (Снеговик)

Физкультминутка «Лепим снеговика» (музыкальная игра)

Задание № 3. Логическое упражнение «Найди отличие».

Воспитатель:  Вот каких снеговиков мы слепили. Чем же они отличаются? (выставляются 2 снеговика, отличающихся цветом ведра на голове, метлой или лопатой в руках, разным количеством «пуговиц»)

Воспитатель:   Ребята, а как вы думает о ком следующая загадка?

Две сестрички,

Две плетенки

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять - их надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

- Варежки носят по одной? Нет, конечно, их носят парой, а вот наши варежки перепутались, помогите найти пару одинаковых варежек (из 5 варежек необходимо выбрать 2 одинаковые)

Проводиться дидактическая игра «Найди пару»

Задание № 4. Работа с сигнальными карточками. Дидактическое упражнение «Это правда или ложь»

Воспитатель:   А сейчас немного поиграем и докажем Зиме, что мы готовы ее встретить и все о ней знаем. Если то, о чем я говорю – правда, вы поднимаете зеленую карточку, если ложь, красную карточку.

- Зимой метет метель.

- Зимой цветет сирень.

- Зимой можно кататься на лыжах.

- Зимой птицы улетают на юг.

- Зимой медведь спит.

-Зимой бегут ручьи.

-Зимой можно играть в снежки.

- Дед Мороз приходит зимой.

- Молодцы, вы были очень внимательны!

Воспитатель: Ребята, скажите, почему зимой не тает снег?  ответы детей: солнце слабо греет землю.

а какую фигуру похоже солнце? ответы детей: Круг!

Задание № 5. Показ на доске.

Воспитатель: Правильно! Если мы поделим круг на 2 равные части, как будет называться каждая часть круга?  (Полукруг или ½). 

- А если мы поделим каждый полукруг еще пополам, сколько частей у нас получиться? (Четыре) 

- А как называются эти части?   (четверти)

Задание № 6. Ориентировка на листе бумаги.

Воспитатель: Следующее задание, которое приготовила вам Зимушка-Зима.

- Давайте немного поиграем, вы слушаете меня и выполняете задания по тексту.

- Перед вами лежат снежинки, но тут вдруг подул ветер и разнес снежинки по всему небу. Одну снежинку он унес в правый верхний угол, вторую – в левый нижний угол, третью – в левый верхний угол, а последнюю в самую середину. Скажите, какое место осталось свободные? (правый верхний угол).

Воспитатель: Молодцы! И последнее задание, которое приготовила вам Зимушка-Зима.

Задание № 7. «Составь снежинку для Зимы из счётных палочек»

-  Давайте составим из счётных палочек снежинки. Перед вами несколько вариантов снежинок. Выбирайте, какая вам понравилась, а можно составить свою по своему замыслу.

Воспитатель: Молодцы! Замечательные получились у вас снежинки, я думаю, что Зиме они  очень понравится.             

3. Рефлексия. Подведение итогов.

Воспитатель:  Сегодня мы много узнали о зиме, читали красивые загадки. Зима - это чудесное время года. Оно еще продолжается, мы не раз еще с ним встретимся на улице.

Воспитатель: А теперь, ребята, вы сегодня справились со всеми заданиями проказницы Зимы (отметить наиболее активных детей), и она, как и обещала – дарит вам подарок – это математическое лото.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию: "Ознакомление с миром природы". Тема: "Путешествие в сказочный лес"

Конспект по ознакомлению с миром природы детей среднего дошкольного возраста. Тема недели: "Дикие животные"....

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию ФЭМП на тему "В стране Королевы Математики"

Заинтересовала  детей  на  занятие  с  игровой  мотивацией  -  нахождение  в  группе  волшебного  чемодана, в  котором  лежал...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) «Весёлый счёт с Буратино»

Цель: •   Закрепить навыки счёта в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.•   Совершенствова...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) “Путешествие в страну математики”.

Игровое занятие в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) "Путешествие в страну Математики" создано для повторения и закрепления пройденного материала....

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ознакомление с природой) Тема: «Зимние явления в природе»

Цель: закреплять знания о природных явлениях в природе в зимнее время; закреплять знания о зимних месяцах; активизировать словарный запас; закреплять познавательную активность.Демонстрационный материа...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) Тема: «Знакомство с цифрой 5»

Цель: продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Како...

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию (Ознакомление с природой) «В гости к хозяйке луга».

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию (Ознакомление с природой) «В гости к хозяйке луга»..Цель: расширять представления детей о разнообразии насекомых, закреплять з...