Конспекты ОД
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

ТИХОНОВА (КЛЕЙМЕНОВА) ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36 города Ельца»

Конспект НОД по ФЭМП

в старшей группе
«Путешествие в страну Математики» с использованием блоков
Дьенеша и палочек Кюизенера

Составила:

воспитатель

Тихонова Т.Н.

г. Елец


Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании
развивающих игр, формировать умение радоваться, достигая цели.
Задачи:
Образовательные:

- закрепить счет в пределах 10;
- уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;
- закрепить умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
- закреплять знания названий дней недели, их последовательность;

- закреплять знания частей суток, времена года, месяцев.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные:
воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных
действий, успешно выполненных заданий.
Материалы и оборудование:
Аудиозаписи голоса ученого
конверт (с письмом и разрезной картинкой волшебника),
корзина с мячами (на каждом мяче цифры от 1 до 5),
шкатулка с призами,
палочки Кюизенера,
блоки Дьенеша;
Дидактическая игра «Живая неделя».
Предварительная работа:
- игры с блоками Дьенеша,
- игры с палочками Кюизенера,
- игры на ориентировку в пространстве.
Ход НОД:
Группа разделена на зоны: столы на каждом столе палочки Кюизенера,
пустой – на нём дети будут собирать картинку и разбирать блоки
Блоки Дьенеша на подносе, пять контейнеров, карточки – обозначения
свойств блоков Дьенеша.
Палочки Кюизенера (индивидуально на каждого).
Д/И: «Живая неделя» - части лежат хаотично, цветной стороной вниз.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (обращает внимание
детей на воздушный шарик, с привязанным конвертом, конверт не
подписан).
Воспитатель: Давайте откроем конверт и узнаем от кого мы его получили.
(открываю конверт - в нем разрезная картинка.)
Воспитатель: Что надо сделать, чтобы узнать от кого пришло письмо ?Не
понимаю?
Дети: Нужно собрать картинку.
Дети собирают картинку
Воспитатель: Все ясно! Это написал нам Ученый?
Дети: Да
Воспитатель: Ой, посмотрите, на конверте нарисован компьютер. Что же это
может означать .Нам какое то важное сообщение. Давайте посмотрим.
Воспитатель включает аудиозапись и вместе с детьми прослушиваем его.
Аудиозапись:
« Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы многому научились .И я
хотела бы вас поздравить с успешной учебой. Я приготовила вам подарок –
сокровища! Но, чтобы их получить, вам необходимо пройти испытание.
Только смелые и дружные ребята смогут получить мои сокровища. Вы
готовы к путешествию? (ответы детей).

Воспитатель: А я предлагаю отправиться в путешествие на …. А на чём
узнаете, отгадав загадку: Очень, длинный и могучий
Он летит, пронзая тучи.
Громко в облаках ревёт
Пассажиров он везёт.

Дети: (самолёт)

Воспитатель: Правильно! Вот мы отправимся в полёт на самолёте.

Воспитатель: Правильно! Посмотрите, на каких воздушных шарах мы
отправимся в полёт!
Воспитатель показывает на стулья с привязанными к ним воздушными
шарами.. Полетели.(
Вместе с детьми находим лукошко с мячами и
возвращаемся обратно туда, откуда начали движение).
Воспитатель: Детки, вот мы выполнили первое задание и приземляемся на
землю. Давайте, посмотрим, что же у нас в лукошке.(
Дети достают мяч с
цифрой 1)

Воспитатель:Что же это за цифра?
Дети: Это цифра 1.
Воспитатель: Правильно, где эта цифра – здесь наше первое испытание
Теперь мы с вами возьмем конверт с этой цифрой.

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, что означает это письмо и что же
здесь нарисовано.
(
Воспитатель достает картинку с геометрическими фигурами)
Садимся самолёт и отправляемся в путешествие. И теперь мы
отправляемся в замок геометрических фигур.

Воспитатель: А теперь, посмотрите, в каком беспорядке перед нами лежат
геометрические фигуры (на столе стоят пять контейнеров и разные
геометрические фигуры (блоки Дьенеша).
Воспитатель: Нужно разобрать эти фигуры, но не просто, а по группам.
По каким признакам можно разделить фигуры?
.
по цветам
по ширине
по величине.

Воспитатель: Дети, теперь нам надо разделиться на группы. Втроем идем
за этот стол, делим блоки по цветам. Вдвоем за этот стол, делим блоки по
величине. Вдвоем за этот стол, делим блоки ширине.(
Называем детей по
имени).А мы с вами (остальные 2 ребенка) будем контролировать,
правильно ли они выполняют задания. А потом меняемся.
Дети поочерёдно складывают блоки, а воспитатель меняет карточки.
Воспитатель: Молодцы, навели порядок. Фигуры разобраны.

Воспитатель: Молодцы, ребята! На нас ждет следующее задание!(Берем
следующий мяч с цифрой #1053;аходим конверт с этой цифрой)
Воспитатель: Посмотрим, что находиться в этом конверте. Что это ребята?
(
Ответы детей)

А на каком транспорте мы еще можем путешествовать? (Ответы детей )
Давайте мы сегодня с вами поедем на поезде? А для этого нам надо
построить вагоны. Посчитаем сколько у нас их. (Поезд на магнитной доске)

Воспитатель: И задание такое: постройте вагоны от самого длинного,
до самого короткого.

На экране появляется лесенка.
Работа с палочками Кюизенера

Воспитатель: Вот какие молодцы и с этим заданием справились! Поехали!!!
Воспитатель: А теперь мы с вами попадаем в город времени. (Встают с мест
и подходят в центр к воспитателю)

Вот и следующее задание: в этом городе случилось несчастье – перепутались
дни недели, нам нужно их построить друг за другом в нужной
последовательности. Для этого вам понадобятся цветные карточки.
Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей».
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, называть «соседей» дня.

Материал: На столе части круга с цветами спектра. С емь частей. На
каждой части изображены соответствующии числа .
Ход: семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждый
цвет соответствует какому-либо дню недели:
понедельник – 1
вторник – 2
среда – 3
четверг – 4
пятница – 5
суббота – 6
воскресенье –7 .
Воспитатель: Кто хочет стать моим помощником?(Ответы детей)

Дети берут по одной карточке.
Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!»
Дети выстраиваются в указанном порядке.
Воспитатель: «Назовите свой день недели!»
Называют свой день недели.
Воспитатель: Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник,
среда); и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята! На нас ждет следующее задание!(Берем
следующий мяч с цифрой #1053;аходим конверт с этой цифрой)

Воспитатель: Посмотрим, что находиться в этом конверте. Что это ребята?
(
Ответы детей)

Дети: Времена года и части суток

Воспитатель: Правильно. А сейчас ответьте на вопросы: Какое время года сейчас?

Дети: зима

Какой месяц сейчас?

Дети: Февраль

Назовите зимние месяца?

Дети: декабрь, январь, февраль.

Какие части суток вы знаете7

Дети: утро, день, вечер, ночь.

Воспитатель: А сейчас я вас попрошу назвать части суток не попорядку.

Какое время суток наступает, когда мы ложимся спать?

Какое время суток наступает, когда дети идут домой из садика?

Как называется часть суток, когда дети играют в садике?

Как называется часть суток, когда мы просыпаемся, умываемся, чистим зубы и идём в садик?

Воспитатель: Молодцы, ребята! На нас ждет следующее задание!(Берем
следующий мяч с цифрой #1053;аходим конверт с этой цифрой)

Воспитатель: Посмотрим, что находиться в этом конверте. Что это ребята?
(
Ответы детей)

Дети: листочки

Воспитатель: На этом листочке нужно расположить геометрические фигуры. Слушайте задание внимательно.

- в левом верхнем углу расположите треугольник

- в правом нижнем углу расположите квадрат

- в центре расположите овал

- в левом нижнем углу расположите прямоугольник

- в правом верхнем углу расположите круг.

А теперь посмотрите пожалуйста на доску на листочек правильно вы расположили фигуры на своём листе.

Воспитатель: Молодцы, ребята! На нас ждет следующее задание!(Берем
следующий мяч с цифрой #1053;аходим конверт с этой цифрой)

Воспитатель: Посмотрим, что находиться в этом конверте. Что это ребята?
(
Ответы детей)

Дети: цифры

Воспитатель: У вас на столе лежат цифры их нужно разложить по порядку от 1 до 10. Все правильно разложили?

Сейчас мы с вами поиграем в игру "Назови соседей"

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами поиграем с мячом в игру "Скажи на оборот"

Высоко-низко

Далеко-близко

Широкий-узкий

Худой-толстый

Холдный – горячий

Лёгкий – тяжелый

Весёлый – грустный

Много – мало

Маленький – большой

Вперёд – назад

Быстро – медленно

Воспитатель: Молодцы. Справились с заданиями, были очень внимательными. . А теперь отправляемся за сюрпризом. Сюрприз лежит в шкафчике в раздевальной комнате с правой стороны в 4 шкафчике.

Дети находят сюрприз.

Воспитатель: вам понравилось искать сюрпризы и выполнять задания? Какое задание больше всего понравилось? А какое задание было для вас сложным?

А мне понравилось, что вы старались и были очень активны! Молодцы!!!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36 города Ельца»

Конспект ОД

по познавательному развитию

(ФЭМП)

в подготовительной группе

с использованием блоков Дьенеша

Составила:

воспитатель

Тихонова

г. Елец

Возрастная группа: подготовительная к школе.

Образовательная область: математика.

Цель: Научить дошкольника решать логические задачи на разбивания по свойствам.

Образовательные задачи: – упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер..), сравнивать, обобщать, декодировать информацию со знаком отрицания. Уметь выявлять и абстрагировать свойства, читать схему. Закреплять навыки порядкового счета и вычислительной деятельности.

Развивающие задачи: – развивать пространственные воображения, умение синтезировать и комбинировать;

– развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память

– развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию на слух.

Воспитательные задачи: – воспитывать инициативу, настойчивость в достижение цели, самостоятельность, уважение друг к другу, желание помогать товарищам;

– поощрять стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи.

Предварительная работа:

– дидактические игры с блоками Дьенеша, индивидуальная работа с детьми по использованию кодовых карточек.

Оборудование

Демонстрационный: блоки Дьенеша, нарисованные закодированные цепочки, изображение схемы, карточки с буквами слова “Математика”, конверты.

Раздаточный материал: набор блоков Дьенеша (на каждого ребенка), кодовые карточки, коврики на каждого ребенка.

Прогнозируемый результат:

  • Дети смогут моделировать важные понятия математики и информатики. У них ускориться развитие способностей к логическому структурному мышлению.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много гостей к нам пришло, давайте поздороваемся с ними. и подарим им наши улыбки. Ребята, мы сегодня отправляемся в путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда я вас ребята, приглашаю отправиться в интересное путешествие: выполнить разные задания, поиграть и правильный ответы на загадки узнать. А в награду за старания вас ждёт сюрприз, который лежит в волшебных конвертах. Мы должны выполнить все задания и за каждый правильный ответ мы получим ключик к ответу . Но открыть мы их сможем только собрав их все.Ну что ребята, справимся?

Дети : Да!

Воспитатель: – Давайте скажем наши волшебные слова.

Психогимнастика.

У нас все получится,

У нас все в порядке.

Настроение, каково – Во! (Дети выставляют большой палец)

У всех без исключения – Да!

И вы такого мнения – Да!

Ну, вы ребята молодцы!

Воспитатель: – Все , мы готовы.

  1. Воспитатель: А вот и первое задание, которое мы должны выполнить, чтобы найти первую цифру и спрятаный под ней конверт.

Игра «Логические домики»

Цель: Развивать логическое мышление у детей, и развивать внимательность.

Раздаются карточки с логическими домиками. Дети должны найти недостающую фигуру в ряду ( на этаже).

Воспитатель : Ребята посмотрите у своих друзей правильно ли они выполнили это задание. Все ли справились?

Дети: Да.

Воспитатель : Молодцы. Вот первая загадка — подсказка:

Дарит бабушка-лисица

Трём внучатам рукавицы:

«Это вам на зиму внуки,

Рукавичек по две штуки,

Берегите, не теряйте!

Сколько варежек? Считайте! (Шесть)

Дети: 6 . Первый конверт с буквами.

Воспитатель: Правильно. Теперь надо найти в группе где спряталась цыфра 6 и конверт под ней.

Нашли? Молодцы. А теперь нужно найти место на числовом отрезке место , где должна находиться цыфра 6. Справитесь?

Дети: Да.

  1. Воспитатель: Ой, и на улице налетел сильный ветер и порвал бусы гирлянды. А собрать их сможете только вы. Поможет вам схема подсказка.

Проводится игра «Собери бусы»

Цель: Развивать умения, выявлять свойства и умение «читать схему». Закреплять навыки порядкового счета.

Воспитатель: – Ребята, вот вам карточки со схемами и карточки, на которых вы будете выкладывать бусины. Бусины нужно выкладывать слева направо. (Дети выполняют и объясняют свой выбор)

Воспитатель: – Молодцы и с этим заданием мы справились. Появился следующая загадка которая поможет найти следующий конверт, цифру под которой он спрятался. Загадка:

У одного цветка

Четыре лепестка

А сколько лепестков

У двух таких цветков? (Восемь.)

Дети: – 8.

Воспитатель: – Молодцы! нужно найти место на числовом отрезке место , где должна находиться цыфра 8. Справились?

Дети: Да. Второй конверт с буквами.

  1. Наши глазки тоже должны тренероваться.

Гимнастика для глаз «Маляры»

Нет забавнее игры: Наши глазки – маляры.

Мы заборы красим ,

Вверх – вниз – раз

Вверх – вниз – два (и так до четырех раз)

Влево – вправо – раз

Влево – вправо – два (и так до четырех раз)

Наши глазки молодцы, работают в согласии

  1. Воспитатель: – А вот вам и следующее задание. Надо навести порядок в волшебных камнях- блоках . Разложить их по местам . Но смотрите ничего не напутайте. А схема на электронной доске вам поможет.

Игра « Разложи правильно».

Цель: Развивать логическое мышление, аналитические способности. Формировать навыки, необходимые для решения логических задач: абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам.

Воспитатель: – Молодцы и с этим заданием мы справились.

Появился следующая загадка:

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди? (Пять.)

Дети: 5

Воспитатель: Правильно. нужно найти место на числовом отрезке место , где должна находиться цыфра 5. Справились?

Дети: Да. Третий конверт с буквами.

  1. Физминутка. А сейчас мы отдохнем и разминку проведем

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

  1. Воспитатель: А разминка была не простая . Она готовила нас к ледующему , последнему заданию . Нужно по схеме из наших блоков Дьениша построить космический корабль . Который поможет нам вернуться в группу.

Игра составление «Космический корабль» из блоков Дьениша по схеме.

Воспитатель: Помогите друг другу если кто то не справился.

Приготовились ? Полетели…

Воспитатель: Вот мы и вернулись.

Давайте откроем наши конверты и узнаем спрятаноное там слово.

Составим из букв получившееся слово и прочтём его.

М — А — Т — Е — М — А — Т — И — К — А .

  1. Подведение итогов путешествия.

Подведение итогов. Воспитатель просит дать оценку занятию, что понравилось, что не понравилось, было ли детям интересно во время путешествия.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36 города Ельца»

Конспект НОД по математике с использованием блоков Дьенеша и игр В. Воскобовича

Тема:

«Путешествие в страну математики».

Составила:

воспитатель

Тихонова Т.Н.

г. Елец

Программное содержание:
I. Закрепить:
1. Одновременно выделять 3 свойства предмета.
2. Сосчитывать предметы.
3. Умение различать и называть геометрические фигуры.
4. Умение декодировать информацию о свойствах предмета по их знаковым символическим обозначениям.

II. Познакомить:
1. С составом пяти, десяти.
2. Дать понятие «целого» и «части».

III. 1. Развивать логическое и пространственное мышление, мелкую моторику рук.
2. Развивать умение сравнивать, анализировать, сопоставлять.
3. Совершенствовать внимание, память.

Оборудование:
Дидактическая игра «Забавные квадраты» (квадрат Воскобовича), блоки Дьенеша, дидактическая игра «Засели дом» (блоки Дьенеша), дидактическая игра «Чудо-цветик» (игры Воскобовича), фиолетовый лес , карта путешествия, письмо в конверте, звуковое сопровождение, мольберт, новая дидактическая игра.

Содержание:
Дети в группе стоят вокруг воспитателя.
— Ребята, сегодня мы получили письмо, давайте его прочитаем. Читает: «Дорогие ребята! Пишут вам зверушки. Мы живем не далеко и не близко, за морями, за лесами, в Фиолетовом лесу. Мы любим играть с геометрическими фигурками. Однажды, возвращаясь с прогулки, Фигурки узнали свои домики, но забыли, в каких квартирах они живут. Приезжайте к нам в фиолетовый лес и помогите геометрическим фигуркам найти свои квартиры. А чтобы вы не заблудились, высылаем вам карту.»

— Ребята, чтобы добраться до фиолетового леса, нужно потрудиться и выполнить несколько трудных заданий. Давайте вспомним, какие пословицы о труде вы знаете.
(Дети вспоминают пословицы, воспитатель спрашивает их значение).

— Молодцы, много знаете пословиц а теперь посмотрим, как вы умеете трудиться. Пора отправиться в путь. (Воспитатель приглашает детей за столы, на которых лежат квадраты Воскобовича).

— В путешествии нам будет помогать волшебный квадрат, он может превращаться в разные полезные вещи, которые нам пригодятся в пути.

Также интересное занятие по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша: Конспект НОД по математике с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизинера

— Скажите, сколько маленьких квадратов находится в большом? Какие еще геометрические фигуры здесь есть? Как превратить квадрат в треугольник? А в прямоугольник? (дети показывают).

— А сейчас мы отправимся в Фиолетовый лес. Посмотрите на карту, что у нас впереди? (зеленый лес), а как можно перебраться через этот лес?

— Давайте превратим наш волшебный квадрат в самолет.(Дети
выполняют задание). Все самолеты готовы? Молодцы! Отправляемся в полет. (Под музыкальное сопровождение дети переходят к Поляне чудесных цветов).

— Смотрите, я вижу удобное место для посадки, идем на посадку. (Дети складывают самолетики на столик).
— Мы прилетели на Поляну чудесных цветов. Подойдите к цветку, который вам больше нравится.
— Ой, ребята, а кто это плачет? (плач в записи). Воспитатель показывает Дольку.
— Эту девочку зовут Долька. Она мне по секрету сказала, что не может разгадать тайну Чудо-Цветика. Давайте ей поможем .Она рассказала мне такую печальную историю. Налетел сильный ветер и унес куда-то ее сестричек. И вернутся они, если мы разгадаем тайну Чудо-Цветика. Все ее сестрички похожи на нее и она почему-то называет их десятиглазками. Давайте посчитаем, сколько лепестков у Дольки? (10). Догадались, почему Долька и ее сестрички называются десятиглазками?

— Посмотрите, вот 2 лепестка (показ на мольберте). Как можно назвать такой цветик? (двухглазка). По аналогии 3, 4, 5. Как можно из этих лепестков сложить пятиглазку? Можно ведь по-разному. Как? (4+1) ( 3+2). Дети выполняют.

— Пятиглазка-это половина Чудо-цветика, а если соединить две половинки, то получится целый цветок. (Воспитатель показывает на мольберте.)

— Что больше, половина или целый цветок? Половина – это часть цветка, значит, часть меньше, чем целое. Десятиглазка – это 10 одинаковых лепестков. Возьмите в руки один лепесточек. Это ее одна долька из десяти, значит Чудо-цветик состоит из десяти равных долек. Это и есть главная тайна Чудо-цветика. В Чудо-цветике 10 равных долек.

— Давайте посмотрим на нашу карту путешествий. Что у нас впереди? (Море). Как хорошо, что мы взяли в дорогу наш волшебный квадрат. Он может превратиться в лодку. (Дети делают лодку).

— Лодки готовы? Отправляемся в плавание. (Под музыкальное сопровождение дети изображают, что плывут по волнам).

— Посмотрите, прямо по курсу у нас Фиолетовый лес, причаливаем к берегу. (Дети подходят к фиолетовому лесу). Вот мы и в волшебном лесу, значит, мы многое знаем и умеем. А кто нас здесь встречает? (Дети перечисляют персонажей фиолетового леса).

— Здравствуйте, жители фиолетового леса. Мы с ребятами получили письмо, в котором вы просите помочь геометрическим фигуркам найти свои квартиры. Мы готовы выполнить вашу просьбу. (Воспитатель приглашает детей пройти за столы, где лежат блоки Дьенеша и дидактическая игра «Засели дом»). Выберите квартиры, которые вам больше нравятся.(Дети выполняют задание, воспитатель спрашивает несколько детей, почему они заселили в ту или иную квартиру).

— Всех друзей расселили? Молодцы, никого не оставили в беде. А жители Фиолетового леса дарят вам за это новую настольную игру.



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 36

Конспект ОД

по познавательному развитию

(ФЭМП)

в старшей логопедической группе

Тема:

«Путешествие в математическую галактику».

Составила:

воспитатель

Тихонова Т.Н.

г. Елец

Программное содержание:

1. Учить детей приему измерения жидких те, подбирая соответствующую мерку для их измерения, и наполнять условную мерку до определенной отметки.

2. Упражнять детей в порядковом, обратном, прямом счете в пределах 10.

3. Упражнять в умении соединять точки в соответствии с последовательностью цифр.

4. Продолжать учить находить недостающую фигуру на основе самостоятельного анализа, сравнения и обобщения рядов фигур по признакам: форма, цвет и расположение хвоста.

5. Формировать умение ориентироваться на плоскости.

6. Продолжать учить пояснять свои действия, рассказывать о том, что и как дети делают, пользуясь разными типами предложений.

7. Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, творческого воображения.

Оборудование: 2 мольберта; наборное полотно; цифры от 0 до 9; таблица с точками-цифрами от 1 до 10, расположенными в виде звезды; таблица с птицами, составленными из разных геометрических фигур; лабиринт; таблица с занимательными цифрами; макет ракеты.

Воспитатель: Сегодня со спутника поступил сигнал бедствия. Кому необходима помощь? Попал в беду Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а однажды вышел из дому и не сумел найти обратной дороги. Вы хотите ему помочь? Предлагаю совершить полет в математическую галактику вы согласны?

Полет будет долгий, чтобы вернуться на Землю, нам надо взять с собой горючее. А вот и заправочная станция. Здесь стоят емкости со знаками «+» и «–». Нам нужно взять ту, где больше горючего. Как вы думаете, где больше жидкости: в сосуде со знаком «+» или со знаком «–» ? А как это проверить? Да, нужно измерить объем жидкости в этих сосудах и результаты измерения сравнить.

Сегодня будем измерять объем жидкости. Чем будем измерять? Можно измерит полоской?

Дети: Нет, ею измеряют длину, высоту, ширину.

Воспитатель: Можно ложкой?

Дети: Да, но она мала.

Воспитатель: Тазом?

Дети: Он велик.

Воспитатель: Будем измерять стаканом. Сначала измеряем объем жидкости в бутылке со знаком «+». (Воспитатель заходит за стол, наполняет стакан водой и поясняет свои действия)

Посмотрите, я наливаю стакан не до самого края, а до определенной метки, иначе воду можно расплескать. Чтобы не забыть, сколько стаканов жидкости отмерено, положу на наборное полотно зеленый квадрат, а вы положите у себя на столе на верхнюю полоску. В сосуде со знаком «+» закончилась вода.

Сколько жидкости было в ней?

Дети: Пять стаканов.

Воспитатель: Теперь надо узнать, сколько жидкости в бутылке со знаком «–». Кто хочет измерить объем бутылки со знаком «–»? Кто будет работать у наборного полотна?

Как будешь наполнять стакан?

Дети: До отметки.

Воспитатель: Сколько воды оказалось в бутылке со знаком «–»?

Дети: Три стакана.

Воспитатель: Что означают пять зеленых квадратов?

Дети: Столько стаканов жидкости в бутылке со знаком «+».

Воспитатель: Что означает три желтых квадрата?

Дети: Столько стаканов жидкости в бутылке со знаком «–».

Воспитатель: Какое же горючее нам нужно?

Дети: В бутылке со знаком «+», так как его больше.

Воспитатель: Нам пора в путь, горючее берем с собой.

Рассчитайтесь по порядку!

Дети: Первый, второй … .

Воспитатель: Всего в нашем экипаже 8 человек. Займите свои места.

Чтобы запустить наш корабль, надо набрать специальный код из трех цифр. Но код засекречен. Чтобы его узнать, надо ответить на вопросы:

– первое число кода больше 2, но меньше 4.

– второе больше 5, но меньше 7.

– третье больше 1, но меньше 3.

Дети: 3 6 2. (Выкладывают нужные цифры на мольберте)

Воспитатель: Наш корабль к полету готов! Внимание! Готовность № 1. Считаем от 10 до 1. (Хоровой ответ)

Все, мы уже в космосе. Перед нами математическая туманность. Какая опасность нас подстерегает?

Дети: Можем врезаться в метеорит, другой корабль.

Воспитатель: пришла телефонограмма. Обратить внимание на экран корабля. Здесь таблица с точками. Каждой точке соответствует определенная цифра. Надо соединить точки с цифрами по порядку прямыми линиями. Если выполним это задание, то сможем благополучно пройти сквозь туманность.

Итак, что надо сделать?

Дети: Соединить точки по порядку.

Воспитатель: Покажите какие точки будем соединять вначале? Потом? Кто хочет дольше соединять?

На что похожа эта фигура?

Мы с вами в математической галактике обнаружили новую звезду.

Давайте закроем глаза и пофантазируем, что напоминает нам звезда? Откройте глазки, кто хочет поделиться своими мыслями?

Дети: Елочная гирлянда, снежинка и др.

Воспитатель: Наш полет продолжается. Мы приближаемся к планете Марс. Здесь живут необычные цифры. Только очень внимательный сможет их увидеть. Давайте найдем их по порядку. На что похожа цифра 0? 1? и т.д.

На этой планете живут и необычные птицы, давайте их рассмотрим. (Они составлены из геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат разного цвета, у них разные хвосты).

Как вы думаете, какой птицы не хватает?

Молодцы отгадали. А теперь такое задание вам нужно выполнить в тетрадях.

Пальчиковая гимнастика «Пчела».

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелек (Загибают по одному пальчику.)

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальцев и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетели, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Роняют ладошки на стол.)

(Работа в тетрадях)

Воспитатель: Какую птичку рисуешь ты, Ирина?

Дети: Туловище квадратное, красное. Голова треугольная, хвост смотрит в низ.

Воспитатель: Вы справились с заданием. Но нам еще предстоит найти Звездочета и выручить его из беды. Продолжаем наше путешествие. А вот и наш Звездочет. Он стал стар и не может найти дорогу. Что надо сделать?

Дети: Пройти по лабиринту. (Объясняют направление движения)

Воспитатель: Мы показали путь домой Звездочету. А нам пора отправляться домой.

Начинаем отчет времени: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0. Пуск.

Вот мы и вернулись на Землю. Вам понравилось наше космическое путешествие? Что запомнилось? Что хочет сказать Ирина?

Чтобы космонавтом стать,

Чтобы в небо взлететь,

Надо много знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Космонавтам помогает

Математика.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36 города Ельца»

Конспект ОД

по познавательному развитию

(ФЭМП)

в подготовительной группе

Тема:

«Путешествие в страну математики».

Составила:

воспитатель

Тихонова

г. Елец

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе (с использованием блоков Дьенеша)

Тема: "Путешествие в страну математики"

Виды деятельности: познавательная и игровая;

Учет требований ФГОС.: создание атмосферы заинтересованности, проблемная ситуация, использование наводящих вопросов;

Создание ситуации успеха: оказание помощи при затруднениях, активизация положительных эмоций, создание атмосферы дружелюбия;

Демонстрационный материал: письмо от Феи с карточками-заданиями, набор логических блоков Дьенеша, "волшебный мешочек", лист бумаги с изображением дома, план-схема, сундучок с призами;

Раздаточный материал: логические блоки Дьенеша на каждого ребенка, листы бумаги с изображением дома, листы бумаги с числовым рядом, наборы цифр от 1 до 9, простой карандаш, листы бумаги в клетку;

Задачи: обучающие - создать условия для закрепления порядкового счета в пределах 10 и обратного. Формировать умение выделять в объектах (ЛБД) разнообразные свойства (форма, цвет, размер, толщина), обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия/отсутствия каждого. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве относительно себя. Продолжать развивать связную речь, формировать умения отвечать на вопросы полным ответом;

развивающие - развивать память, внимание, воображение, наблюдательность, стимулировать познавательную активность, развивать общую и мелкую моторику;

воспитывающие - воспитывать самостоятельность, умение доводить начатую работу до конца. Воспитывать дружеские отношения, умение выслушивать товарища не перебивая его. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Методы и приемы: словесные - вопросы (прямые и поисковые), оценка ответов детей (положительная), указания, поощрения;

наглядные - демонстрация, наглядное моделирование (ЛБД);

игровые - вводная беседа, физ. минутки, сюрпризный момент.

Предварительная работа: заучивание слов физ. минуток, Д/И "Раздели блоки", "Цепочка" и другие (ЛБД), графические диктанты.

ХОД НОД

I. Организационный момент: дети стоят в кругу вместе с воспитателем.

Воспитатель. Ребята, сегодня к вам пришли гости, давайте с ними поздороваемся (здравствуйте!)

Справа, друг и слева друг, сделаем большой мы круг.

Соня, кто стоит слева от тебя? Витя, кто стоит справа от тебя? И т. (ответы детей.)

Воспитатель. Ребята, за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь. Сегодня у нас ответственное задание. Фея математики просит о помощи. Вот письмо, которое она прислала в детский сад (воспитатель читает письмо): " Ребята, здравствуйте! Я давно наблюдаю за вами, вы очень хорошо занимаетесь, стремитесь к знаниям, поэтому я приготовила для вас небольшие сюрпризы, но вот беда, я потеряла ключ, который открывает сундук с призами, помогите отыскать его, выполнив задания ".

- Ребята, поможем Феи Математики? (Да.)

- Посмотрите, в конверте карточки с заданиями, их сколько? (дети считают: 6.)

- Справимся? (Да.) Тогда приступаем.

II. Разминка.

Воспитатель. Начинаем с разминки. Сколько дней в неделе? Назови их Коля.

Какой день недели после пятницы? И т.д. (ответы детей.) Хорошо! Молодцы!

Воспитатель. Чтобы выполнить первое задание прошу вам подойти за столы (дети присаживаются.)

Задание называется "Цифры потерялись ". У вас на столах лежат карточки с цифрами, но некоторые клеточки пустые, вам надо найти "потерявшиеся " цифры и заполнить клеточки. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Молодцы! Ваня, посчитай цифры прямым счетом. Соня - обратным счетом. Кирилл - порядковым.

Молодцы! Вы справились с первым заданием. (Дети встают и становятся в круг на ковре.)

Воспитатель. Мы на верном пути. А сейчас позаботимся о наших глазах, сделаем гимнастику: "Чудеса".

Закрываем мы глаза

Вот такие чудеса.

Глазки наши отдыхают,

Упражненья выполняют.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим,

Нарисуем букву "О " -

Получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем

Заниматься вновь начнем.

(Дети выполняют упражнения).

Воспитатель. Хорошо! Глаза — наши помощники, отдохнули. Переходим к следующему заданию. "Весёлый счет "

Воспитатель. На столе лежат карточки с цифрами (вниз), возьмите себе по карточке, назовите цифру (ответы детей.) Хорошо. А теперь, сделает шаг вперед тот, у кого цифра на 1 меньше 5, на 1 больше 2 и т.д. (дети выполняют задание).

Воспитатель. Молодцы, ребята! Я думаю, что мы обязательно найдем ключ от сундука. А теперь продолжим. Проходите за столы.

Задание называется "Рассели соседей". У вас на столах лежат листы бумаги с изображением дома.

- Витя, сколько этажей в доме?

- Алина, сколько квартир на каждом этаже? (Ответы.)

Жильцами будут блоки Дьенеша. Соня, на что похожи блоки? (на геометрические фигуры). Правильно, но они разные, отличаются по четырем свойствам. Каким, Егор? (Ответ.)

Да, все верно. Внимательно слушайте следующее описание блока и адрес. Чтобы жильцы не заблудились, напоминаю: этажи, считаем снизу вверх, а квартиры слева направо. Начинаем. (Воспитатель называет 4 свойства блока, место их расположения, дети выполняют задание. На каждом этаже остается пустая "квартира".)

Воспитатель. Молодцы, отлично! Но, что-то мы засиделись. Давайте сделаем физ. минутку 'Ветер". (Дети становятся в круг на ковре.)

Воспитатель. Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Ветки выше, выше, выше.

(дети выполняют упражнения.)

Воспитатель. Для того, чтобы найти ключ, нам необходимо выполнить еще задания. И вот одно из них. Называется "Волшебный мешочек". В нем лежат блоки Дьенеша. Вы будете не глядя доставать блок и описывать его свойства, а потом проверим правильно ли вы описали. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Молодцы, и с этим заданием справились. Осталось совсем немного. Следующее задание. (Присаживаются за столы.)

В домах остались пустые квартиры, надо заселить жильцов. Заселять будете по общему признаку. На каждом этаже жильцы с одним или двумя общими признаками. Ваня, какой юлок ты поселишь на первом этаже? Почему? И т.д.

Хорошо, вы отлично справились с заданием. Посмотрим, что Фея еще вам приготовила. (Дети выходят на ковер.)

Воспитатель. Итак, задание №5 "Найди сундук". Здесь есть план-схема с инструкцией. Егор, попробуй найти сундук. (Ребенок выполняет задание, следуя плану.)

Воспитатель. Вот он, сундучок с призами, но ребята, ключ мы еще не нашли. У феи есть еще одно задание. Называется "Графический диктант". (Дети проходят за столы.)

Воспитатель. Возьмите лист в клеточку и карандаш, слушайте внимательно инструкцию. Но, прежде чем приступить, сделаем гимнастику для пальцев "Подводный мир".

Посмотри скорей вокруг

Что ты видишь, милый друг?

Здесь прозрачная вода:

Плывет морской конёк сюда.

Вот медуза, вот кальмар,

Ну, а это рыба-шар,

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

(Дети выполняют упражнения.)

Воспитатель. Итак, приступаем. (Воспитатель зачитывает инструкцию, на листах получается ключ.)

- Ребята, что у вас получилось? (Ключ)

- Вот он ключ, который откроет наш сундук. Подходите все ко мне. (Дети становятся вкруг на ковре.)

III. Подведение итогов.

Воспитатель. Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями, я помогли вам в этом ваши знания. Вы все молодцы! Что было трудно? (Ответы.) Кому вы помогли? (Фее) И вот ваши призы! (Открывает сундучок и раздает призы.)

Воспитатель. Путешествие по стране Математики закончилось. Всем спасибо!



Предварительный просмотр:

Конспект проведения занятия по математике

«Знакомство с блоками Дьенеша» в старшей группе

Воспитатель Тихонова Т. Н

Программное содержание:

- Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша и учить различать их по форме, цвету, размеру и толщине.

- Развивать классификационные умения, опираясь на свойства блоков.

- Познакомить с карточками – символами и научить «читать» знаки.

- Воспитывать любознательность и интерес к новому.

 Демонстрационный материал:  блоки Дьенеша;  простынка. Конверт,  карточки – символы, обозначающие свойства  блоков. Три  разноцветных обруча.  Игрушки  Буратино, Мальвина,Пьеро.

Ход занятия.

Дети стоят в двух шеренгах друг против друга.

Дети, давайте поприветствуем друг друга.

Игра – приветствие «Поздороваемся».

Друг к другу лицом повернулись,

Улыбнулись.

Руку правую подали,

А потом ее пожали

И друг друга мы обняли.

Отошли,

И поклонились,

И немного покружились.

Все готовы заниматься?

   Дети:     Очень будем мы стараться.

Дети  проходят на ковер,  занимают  свои  места  на стульчиках.Перед ними на столепод простынкой лежат  блоки Дьенеша.

Дети, я получила необычную посылку. (Снимаю  простынку, открываю посылку). Как  много здесь фигур! Давайте рассмотрим их.

                              --Какого цвета фигуры вы видите?

                              --     Какой формы?

                              --     Какого размера?

                              --     Какой толщины?

                              --     Найдите две одинаковые фигуры.    Одинаковых  нет.

                              --    Найдите похожие фигуры. Чем они отличаются?

Вывод: похожих фигур много, но двух одинаковых нет.

В посылке еще есть конверт, а в нем много карточек со знаками символами. Как вы думаете,  что они обозначают?(Показываю  карточки, рассматриваем, называем  цвет, форму, размер, толщину).

(Набор «Давайте вместе поиграем» карт.24-25).

Входит Буратино (игрушка), предлагает детям отдохнуть и сделать музыкальную паузу. Танцевальная композиция «Буратино».

Буратино мне шепчет, что ему больше всего нравятся красные фигуры. Давайте, дети, соберем их в один обруч. (Дети выполняют задание)

Мальвина любит играть большими круглыми блоками, соберём их во второй обруч.(Дети выполняют задание)

Пьеро любит играть маленькими треугольными блоками. Поместим их в третий обруч. (Дети выполняют задание)

Молодцы! Наши игрушки довольны.

Давайте разделим фигуры, выполним задание по-другому.  У Буратино оказались все треугольные, у Мальвины – все большие, а у Пьеро – все толстые квадратные.(Попутно делаю «запись» знаками – символами.)

Давайте посчитаем, сколько фигур у Мальвины, у Пьеро, у Буратино. У кого фигур больше? У кого меньше? Сколько красных? Сколько толстых? и т.д.

Итог занятия:  Вам  было интересно на занятии?  Что вам больше всего понравилось? Какие трудности у вас были? Вы довольны собой?

Конспект проведения занятия по математикес использованием

логических блоков Дьенеша на тему: «Спасатели приходят на помощь»

в старшей группе

Воспитатель Тихонова Т. Н.

Программное содержание:

- Учить детей декодировать полученную информацию, по знакам – символам выбирать нужные блоки.

                 - Развивать мыслительные операции сравнения, восприятия, мышления.

- Самостоятельно выполнять работу, осуществлять самоконтроль.

Демонстрационный материал: чудесный мешочек, блоки – 16 штук (большие и маленькие, толстые и тонкие по одному каждой формы, независимо от цвета),  игрушка щенок (картинка).

Раздаточный материал: по два набора блоков на каждого ребенка, карта – схема составления изображения грузовика, кота.

Ход занятия.

(дети стоят в двух шеренгах друг против друга)

Дети, давайте поприветствуем друг друга.

Игра – приветствие «Поздороваемся».   (См. занятие   «Знакомство с блокамиДьенеша»).

 Дети проходят на ковер, занимают места на стульчиках. В центре ковра мешочек, сверху записка.

Читаю: Я чудесненький  мешочек,

Вам, ребята, я дружочек.

Очень хочется мне знать,

А вы любите играть?

Вы хотите узнать, что в мешочке? Правило такое: не подглядывать, а определить на ощупь, что там, в мешочке.Дети по очереди вынимают  блоки из мешочка, рассказывают,  какой блок они достали.    Называют всепризнаки,   сравнивают,   ищут  сходстваи различия.

Показываю картинку маленького щенка. Вы хотите с ним поиграть? Сейчас щенок будет прятаться, а мы его будем искать. (Дети закрывают глаза, прячу картинку под одним из блоков).

На крыльце сидел щенок,

Грел он свой пушистый бок.

Вдруг, кого – то испугался,

Куда исчез он, догадайся.

Куда   же   спрятался щенок?      Дети, отгадайте, где щенок? Вопросы:

- Щенок спрятался за синим блоком?

- Нет!

- Под красным блоком…

(Дети ищут щенка,  вначале уточняя цвет, потом форму, размер и толщину блока).  Игра  повторяется  3 – 4  раза.

                  Музыкальная   физминутка   «Мы едем, едем, едем…»(аудиозапись)

Щенку очень понравилось с вами играть. Он пришел к нам за помощью. Его друзья ехали на машине, случилась авария, сломался грузовик. Давайте поможем починить    грузовик.

      Альбом  «Спасатели приходят на помощь». Игра №2.  «Житейские   истории».

     ( Дети  составляют  грузовик  из  блоков,  пользуясь  схемой  сборки).

По ходу работы уточняю, сколько красных блоков потребовалось для ремонта, сколько треугольных, сколько всего и т.д.

Щенок очень благодарен вам за помощь. В грузовике ехал кот, но очень испугался и куда – то убежал. Кот был вот такой.Показываю  карту – схему.

( Дети составляют кота из блоков).    Задаю аналогичные вопросы.

Молодцы! Вы сегодня были настоящими спасателями. Оцениваю, кто быстрее всех отремонтировал грузовик, кто первых составил рисунок кота.

Итог занятия. Что больше всего понравилось?   Чему  научились?  Какие были трудности? Вы довольны собой?

Конспект проведения занятия по математике

с использованием логических блоков Дьенеша на тему:

« Помоги фигуркам  выбраться из леса » в старшей группе

Воспитатель Тихонова Т. Н.

Программное содержание.

- Подвести к пониманию отрицания свойств, умению производить логические операции «не», «и», «или» и с помощью этих операций строить истинные высказывания.

- Кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.

-  Развивать логическое мышление

- Приучать к строгому выполнению правил.

Демонстрационный материал:Картинка  сороки,   фланелеграф.  Карточки с отрицанием свойств.    Схема составления вездехода.  Набор блоков Дьенеша. Набор игрушек: заяц, белка, лисенок, волчонок, ёж, медвежонок.   Альбом - карта «Помоги фигуркам выбраться из леса». Магнитофон, аудиозапись гула мотора.

Раздаточный материал:Набор карточек для каждого ребенка, набор блоков, мониторы (альбомныйлист бумаги), набор логических фигур «сундучок».

Ход занятия.

        Игра – приветствие «Поздороваемся». (См.занятие  « Знакомство с блоками Дьенеша»).

Дети проходят на свои места. Нафланелеграфе   картинка  – сорока.

Прилетела сорока и сообщила, что в лесу беда. В ее лесной школе ученики играли в компьютерную игру и вдруг компьютеры «зависли»,  видимо попал «вирус».  Они просят помощи.  Вы готовы  помочь?   «Вылечить» компьютеры можно только с помощью антивирусных программ, которые закодированы на этих карточках.

Показываю карточку Дети декодируют .

Показываю  карточку  .                       Дети показывают .

Молодцы! Давайте введем программу и уничтожим вирусы.

Показываю еще карточки:  .    Дети декодируют информацию.

Молодцы! Теперь пора на помощь в лесную школу. Трудно идти по лесу. Нам нужен вездеход. Давайте его построим из блоков.     Дети  выполняют  задание   по  схеме.

Замечательный  вездеход   у  нас  получился!  Поехали! (включаю аудиозапись гул мотора).

Вот мы и на месте.     Давайте   поможем  ученикам    лесной  школы.       Сорока объясняет, что ученики лесной школы не могут выйти из леса, дорогу преградили непонятные знаки. Дети помогите!      Дети берут  блоки  поочередно  и  по  плану находят путь, куда можно идти, а куда нельзя.

Физминутка«Лесные жители»

(дети выполняют движения согласно тексту)

У нас славная осанка,                                                         Пойдем  мягко,  как  лисята,    

        Мы свели лопатки.                                                              И  как  мишка  косолапый,

Мы походим на носках,                                                      И  как  серый  волк – волчище,

А потом на пятках.                                                              И  как  заинька  - трусишка.

Вот свернулся волкв « клубок»,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.

Спасибо дети, вы нам очень помогли!

Давайте поиграем в компьютерную игру «лото». Придвиньте мониторы ваших персональных компьютеров (альбомный лист) и выполните задание.

На середину экрана поместите большой синий, но не круглый блок. В левом верхнем углу -   маленький,  но  не желтый квадратный  блок. В правом нижнем углу –  не большой красный треугольный  блок. В левом нижнем – большой синий,  но не  толстый блок.  В правом верхнем – маленький,  но  не  синий   и  не  круглый   блок.

Итог занятия.    Что  новое  сегодня  узнали?   Что больше понравилось? Что было трудно? Вы довольны своей работой?

Конспект проведения занятия по математикес использованием логических

 блоков Дьенеша на тему: «Новости из Простоквашино» в старшей группе

Воспитатель Тихонова Т .Н.

Программное содержание.

- развивать способность к анализу, абстрагированию, умение «читать» схему, кодировать и декодировать информацию.

- устанавливать равенство групп предметов.

             - формировать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (линейный и разветвленный алгоритм).

Демонстрационный материал: картинки дяди Федора, кота Матроскина, пса Шарика, монеты, кодовые карточки, схемы изображения трактора, построение дорожки.

Раздаточный материал: пенал с монетами, набор блоков Дьенеша на каждого ребенка.

Ход занятия.

Дети стоят в двух шеренгах друг против друга.

Дети, давайте поприветствуем друг друга. Игра – приветствие «Поздороваемся».

(См.   занятие   «Знакомство с блокамиДьенеша»).

                                          Дети  проходят  на  свои  места.

Слышали новость? Дядя Федор, пес Шарик и кот Матроскин из деревни Простоквашино нашли клад в огороде. Они сдали   клад  в музей и получили за  это премию -   6 «золотых»

и 6 «серебряных» монет  (показываю). Дядя Федор решил отдать монеты  коту   Матроскину и Шарику. Для этого нужно разделить их между котом и псом поровну. Поможем мальчику.

Выставляю на магнитной доске плоскостные изображения дяди Федора, кота Матроскина, пса Шарика, монеты. Один ребенок работает у доски, остальные на местах.

- Сколько здесь золотых монет?

- Сколько серебряных? По сколько их?

- Как проверить, что их поровну?

Надо составить пары, положить одну под другой.

- По сколько пар монет достанетсяМатроскину и Шарику?

Кот Матроскин на свои деньги решил купить корову Мурку. Мурка была капризная, но давала много молока. Кот разливал молоко по ведрам.

Выставляю кодовые карточки со знаками – символами ведер:      

                                и т.д.

Дети работают с блоками, декодируют информацию.

Матроскин во всем любил порядок.Ведра  с  молоком  расставлял  по полкам.  Назовите, какое ведро  стоит  на первой   полке,   какое на второй  и т.д.     Сколько всего ведер?

Живут себе простоквашинцы в деревне и многое не знают, что бывает в мире, а чего нет. Физминутка   «Бывает – не  бывает».

Бросаю мяч  детям  поочередно  и задаю по одному вопросу.    Они  ловят  мяч, отвечают  на вопрос, возвращают мяч обратно.

Вопросы: - Бывает круг с углами?

- Бывает у кошки два хвоста?

- Бывает ночью звездное небо?

- Бывает у слона три уха?

- Бывает трава зеленого цвета?

- Бывает у петуха четыре ноги?

- Бывает суп сладкий?

- Бывает небо голубое?

А еще купили простоквашинцы трактор Митю. Трактор был добрый, веселый, но часто громко хохотал и от смеха разваливался на части. Помогите его собрать. (Альбом «Спасатели приходят на помощь»).

Вопросы:  - Какой формы капот у трактора?

- Какого цвета колеса?

- Сколько у трактора желтых деталей?

- Сколько толстых блоков?

- Какая часть у трактора прямоугольная?

- Сколько всего деталей?

                         Дети самостоятельно  собирают  трактор  по  схеме.

Поехали друзья в магазин и решили купить плитку, чтобы выложить красивую дорожку у своего дома.  В  магазине  был  большой выбор  товара. Каждый  из  них  сделал  свой  заказ. Какую  плитку  купили бы вы в магазине? Давайте  составим  бланк заказа.    Дети работают самостоятельно, составляют заказ, находят  нужные блоки.  Простоквашинцы благодарят вас за помощь и прислали вам в подарок мультфильм «Каникулы в Простоквашино».

Итог  занятия.       Вам  понравилось  путешествие?  Что  для  вас  было  самым  интересным?      Что  новое  узнали?    Чему  хочется  научиться?  

Конспект проведения занятия по математике

с использованием логических фигур на тему: «Выкладываем дорожки»

               в старшей группе  

Воспитатель Тихонова Т. Н.

Программное содержание:

- Развивать умение анализировать, «читать» схему, кодировать и декодировать информацию.

- Продолжать развивать мыслительные процессы внимания, памяти, навыки самоконтроля, уметь ориентироваться на плоскости.

Демонстрационный материал: игрушка Незнайка, мяч, схема №1 выкладывания дорожки.

Раздаточный материал: у каждого ребенка «сундучок» с логическими фигурами, поднос,  схема выкладывания дорожки.

Ход занятия.

Дети стоят в двух шеренгах друг против друга.

Игра – приветствие «Поздороваемся». (См.занятие  « Знакомство с блокамиДьенеша»).

Дети проходят на свои места за столы.

Дети, у вас на столах «волшебные сундучки». Вы хотите узнать что там? Отгадайте загадки:  1. Нет углов у меня, 2. Он  давно  знакомый  мой,

И похож на блюдцея.                                 Каждый  угол  в  нем  прямой.

На тарелку и на крышку,                             Все  четыре  стороны одинаковой  длины

На кольцо, на колесо.                                  Вам  его  представить  рад,

Кто же я такой, друзья,                                А  зовут  его…    (квадрат).

Назовите вы меня. (Круг)

                                                   3.  Что  похоже на открытку,

На конверт и на альбом?

Что сравнить, ребята, можно

С одеялом и ковром?

Вы подумайте, скажите,

Что же это? (прямоугольник)

                4. Три  вершины,  три  угла,   три  сторонки.   Кто   я?    (Треугольник)

Проверим, если мы правильно отгадали загадки, то замочек на «волшебном сундучке» сейчас откроется.(Дети открывают сундучок и высыпают фигуры на поднос).

Разложите фигуры перед собой так:

первый ряд – большие прямоугольники,

второй ряд – большие квадраты,

третий ряд – большие круги,

четвертый ряд – большие треугольники.

( Маленькие фигуры дети раскладывают самостоятельно).

Физминутка     «Мы  устали,  засиделись»

(Дети   выполняют  движения   в  соответствии  с  текстом)

Мы устали, засиделись,                                         Приседания  начинаем,

Нам размяться захотелось.                                    Ноги   до  конца  сгибаем,

То на стенку посмотрели,                                      Вверх  и  вниз,  вверх  и  вниз,

То в окошко поглядели.                                          Приседай,  не  торопись!

Вправо, влево поворот,                                           И   в  последний   раз  присели,

А потом наоборот.                                                   А  теперь  на  место  сели.

Входит Незнайка. Говорит,  что он потерял дорожку домой. Путь его зашифрован,  и он ничего не может понять. Давайте поможем Незнайке! Выложим дорожку из геометрических фигур.

Игра «Выкладываем дорожки».   (Альбом «Праздник в стране блоков»)

 Смотрите, здесь есть подсказка. В первом столбике зашифрована форма, во втором – размер, в третьем – цвет.  

(расшифровываем    4 - 6  заданий, выстраиваем дорожку).

Смотрите, как обрадовался Незнайка. Расскажите, дети, как вы выкладывали дорожки. (Проверяем задание).

Давайте   научим   Незнайку   играть  в игру «Наоборот».     Я  буду  говорить  слова,  а  вы,  передавая  друг  другу  Незнайку,    помогаете  ему  подобрать  нужное  слово.

Быстро – медленно                          высоко – низко                      далеко – близко

 справа – слева                                 вверху – внизу                        широко – узко,

 прямо – криво                                глубоко – мелко                       светло – темно    и  т.д.      

Итог  занятия. Оцениваю, кто быстрей  и правильно выложил дорожку. Чем понравилось   заниматься?    Что  у  вас  хорошо  получилось?     Чему  хотите  научиться?  Незнайка   благодарит  детей  за  помощь  и  прощается  с  ними.

Конспект проведения занятия по математикес использованием логических фигур

 на тему: «Путешествия со Звездочетом» в старшей группе

Воспитатель Тихонова Т. Н.

Программное содержание:

 - Развивать  мыслительные  умения:  анализировать  формы  предметов, сравнивать их по свойствам, классифицировать.

- Развивать пространственное мышление, воображение, комбинаторские способности.

- Способствовать развитию художественных способностей.

Демонстрационный материал: шапочка Звездочета.   Карты - схемы: кареты, автомобиля, самолета, ракеты.  Магнитофон, аудиозапись, напоминающая пуск ракеты.   Три обруча, набор блоков, эскиз к игре «Художники».

Раздаточный материал: набор блоков на каждого ребенка, два листа цветного картона большого размера, детали для составления композиции картины.

Ход занятия.

Дети стоят в двух шеренгах друг против друга.

Дети, давайте поприветствуем друг друга.Игра – приветствие «Поздороваемся».

(См.занятие  « Знакомство с блокамиДьенеша»).

(Дети садятся на места)

Жил да был Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую большую звезду – солнце, пытаясь разгадать его тайны. Решил он полететь к солнцу. «Возьму свою старую карету, запрягу в нее самых быстрых лошадей и помчусь!»   - решил он. Старая карета  Звездочета   была  вот  такая  (показываю).                                                                      

Дети строят ракету из блоков.   (Самостоятельная разработка).

«Что ты! Что ты! – заскрипела ракета. – Мне не выдержать такого длинного путешествия.  Ведь оно продлится не менее 500 лет. Возьми лучше автомобиль».

Построил Звездочет самый быстрый автомобиль. Вот такой.(показываю).

Дети строят автомобиль из блоков  (самостоятельная разработка).

Но едва взялся за руль, как зафырчал мотор: «Фр – р!..». Не буду включаться! Сто лет работать без отдыха! Возьми лучше самолет, он летать умеет.Самолет был вот такой.(Показываю). Дети строят самолет из блоков.     (Самостоятельная разработка).

Но и самолет отказался выполнить его просьбу. В космосе нет воздуха, и его крыльям не на что опереться. Только ракета может лететь в безвоздушном пространстве. А ракета была вот такая.(Показываю). Дети строят ракету из блоков.

«Я самая выносливая, самая быстрая, довезу тебя за один день.    Готовьтесь, ребята, к полету, полетим вместе со мной».

Вот готов ракетодром.

Раздается гул и гром.

Миг…и чудо – корабли

Отделились от земли.

Внимание! На старт! 5,4,3,2,1 – пуск! Полетели!

На несколько секунд гаснет свет, звучит аудиозапись, напоминающая пуск ракеты.

Физминутка   «Чтобы  в  космос  полететь»

Чтобы в космос полететь,                               Утром  на  зарядке.

                    Надо силушку  иметь.                                     И  руками  оттолкнусь,

Будем мы тренироваться,                                Будет  все  в  порядке!

Будем силы набираться.                                  Раз,  два – руки   согнуть,

Раз – два – три, приседаем мы!                       Три,  четыре – разогнуть!

Много раз я отожмусь

                 ( Дети  выполняют  движения  в  соответствии  с  текстом).

Летим со Звездочетом, смотрим в иллюминаторы, звезды пытаемся сосчитать, делаем зарисовки. В космическом пространстве много камней – метеоритов. Давайте сравним их. Их надо разложить так: в один обруч – все красные, в другой – все квадратные, в третий – все маленькие. (Составляем «паспорта» метеоритов).

          Пора  возвращаться на землю. Занимаем свои места.(На несколько секунд гаснет свет, включаю аудиозапись  «Космический  репортаж»).

Возвращаться нам пора,   прилетает детвора.

Мы с полета возвратились и на землю приземлились.

Звездочету очень понравилось в космосе,  и он хочет написать картину по эскизу, который сделал во время полета.

Игра «Художники».     (Набор «Давайте вместе поиграем»).

Дети разбиваются на две команды по 3 – 4 человека и составляют картинки из блоков и дополнительных деталей, вырезанных из картона.

Итог занятия. Чем вам понравилось путешествие? Что особенно запомнилось?

Чему  научились?      Куда  еще  хотите  совершить  путешествие?

Конспект проведения развлечения с использованием логических фигур

на тему: Математическая тропинка» в старшей группе

Воспитатель Тихонова Т. Н.

Цель:

- развивать мыслительные способности детей: воображение, мышление, внимание и речь.

- уметь кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов, используя знаки символы отрицания.

- приучать к строгому выполнению правил.

- воспитывать интерес к играм математического содержания.

Материал:  листы бумаги с точками по контуру корабля, загадки на бумажных лепестках, наборы блоков, лабиринт А. Магнитофон, аудиозапись шума моря и голоса волшебника, билеты на каждого ребенка    и т.д.

Дети, давайте поприветствуем друг друга.Игра – приветствие «Поздороваемся».

(См.занятие  « Знакомство с блокамиДьенеша»).

  Сегодня я приглашаю вас в путешествие в «Страну Математику».

 Хотите там побывать? Я буду капитаном.(Надеваю фуражку).

Эта страна состоит из небольших островов, на каждом есть свои сказочные обитатели волшебники. Им очень нравится загадывать гостям загадки, задавать вопросы. Я думаю, что вы все любите математику, это путешествие для вас будет очень интересным. Но на чем же нам отправиться в путь? (Разворачиваю лист бумаги с нарисованными точками по контуру корабля).

Вы видите на листе точки, рядом с каждой стоит цифра. Все точки надо соединить между собой линиями по порядку, который подскажут цифры. Последнюю точку 8 соединяем с точкой 6, а точку 1 с точкой 4.(Звучит спокойная музыка, дети выполняют задание «соедини точки»).

Что же у нас получилось?(Кораблик).На этом корабле мы и отправимся в путешествие.

Капитан: разрешаю принять гостей на борт корабля!

Дети занимают свои места согласно билетам, например: Все вместе проверяем правильность выполненного задания.

Корабль к отплытию готов!

Капитан: Корабль  к  отплытию  готов!  Поднять трап! Отдать швартовы!

Матрос: Есть поднять трап! Есть отдать швартовы!

Капитан:Чтоб водить корабли,   чтобы в небо взлетать,

Надо много уметь,  надо многое знать!

                            И на свете нет профессий,  вы заметьте – ка,

                            Где бы нам не пригодиласьма – те – ма – ти – ка!

Капитан: А вот и остров «Загадок»! Опустить якорь!

Матрос:   Есть опустить якорь!

Волшебник:(аудиозапись) Здравствуйте дети и взрослые! Я волшебник, хозяин острова «Загадок», приветствую вас! Добро пожаловать на мой остров!

Дети выходят из корабля, осматривают остров, находят лепестки цветов, где написаны загадки.

- Из какой посуды нельзя ничего съесть?

- 4 ноги, а ходить не может?

- Сколько ушей у трех мышей?

                         - Наступил январь.  В начале распустились 2 ромашки, а потом еще 1. Сколько            распустилось цветов?

- Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов?

- Отец с сыном играли в шашки 2 часа. Сколько часов играл каждый из них?

Капитан:Молодцы! С загадками и вопросами справились. Пора купаться!

Физминутка    « К  морю  быстро  мы  спустились»

                     Дети  выполняют  движения  в  соответствии  с текстом.

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

А потом поплыли дружно:

Обеими руками – раз: это брасс!

Одной рукой, потом другой – это кроль!

Все как один

Плывем мы, как дельфин!

Капитан:Занять свои места на корабле! Поднять якорь!

Матрос: Есть поднять якорь!

Звучит аудиозапись, напоминающая  шум  волн  моря.

Капитан:Я вижу остров! Опустить якорь!

Матрос:Есть опустить якорь!

Капитан: Сложный остров. Здесь много скал, похожих на лабиринты.

Появляется фигурка   принца   на   фланелеграфе.

Принц:Я обязательно должен спасти принцессу, но не могу найти дорогу в лабиринте! Очень надеюсь на вашу помощь!      См.  альбом «Спасатели приходят на  помощь».

Капитан:Запомните, друзья! Из любого лабиринта есть выход, только надо быть внимательным и сообразительным. Итак, попробуем выбраться из лабиринта. Нам помогут волшебные камни – блоки. (Выставляю карту лабиринт А). Надо соблюдать правила:

 - блоки можно передвигать только по прямой, наискосок нельзя.

- темные (синие) клетки – ловушки, их надо обходить стороной.

- путь камня (блока) надо выстраивать в соответствии со знаками – символами.

- по пустым клеточкам может идти любой блок.

        Дети  поочередно  берут блоки, например,    и прокладывают путь в лабиринте.    Все вместе помогаем  найти  правильный  выход.

Принц:Ура! Принцесса спасена! Она доставлена в замок! Спасибо вам, дети!

Капитан: Молодцы! Вы замечательно справились с заданием! Нам пора возвращаться обратно! Всем занять места на корабле! Поднять якорь!

Матрос:Есть поднять якорь!

                                          Звучит аудиозапись шума моря.

Капитан:Вот мы и вернулись домой! Опустить якорь! Всем покинуть корабль!

Матрос:Есть опустить якорь!

Вот мы  возвратились из путешествия по «Стране Математике». Хотели бы вы еще раз там побывать? Я думаю, ваше желание сбудется!

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....