Конспект занятия по образовательной области «познавательное развитие» на тему «Русалка в гостях у ребят» в старшей группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
В конспекте описан опыт работы по обучению детей измерительной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности.
Ключевые слова: познавательное развитие, дети старшего дошкольного возраста, условная мерка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по образовательной области «познавательное развитие» на тему «Русалка в гостях у ребят» в старшей группе компенсирующей направленности.
Задачи:
- Образовательные: обучать сравнивать два предмета по величине опосредованно – с помощью третьего (условной меры); упражнять в сравнении разных частей множества на основе счета;
- Коррекционно-развивающие: развивать познавательно-исследовательский интерес, внимание, мышление; умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); закреплять умение использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;
- Воспитательные: создавать условия для развития эмоционального и социального интеллекта детей: формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость, внимательное отношение к окружающим; воспитывать усидчивость, учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: кукла Русалочка; плакат «Человек»; указка; две чашки разные по размерам; крупа риса; пять разных по объему ложек; счетные палочки;
Раздаточный материал: поднос, мерная ложка, счетные палочки, крупа, стакан, тарелка, игрушка (животное) на каждого ребенка.
Ход:
Воспитатель: ребята, поздоровайтесь, пожалуйста, с гостями.
Дети здороваются с гостями, встают в круг.
Воспитатель: все ребята зарядились энергией и теперь можно присесть на стульчики. Ребята, пока мы с вами отвлеклись и поделились своими улыбками, к нам в группу из Морского царства приплыла Русалочка. Поздороваемся с ней.
Дети: здравствуйте!
Русалочка: доброе утро, ребята. Приплыла я к вам не просто так, мне понадобилась помощь. Не знаю, к кому можно обратиться.
Воспитатель: что произошло у тебя, Русалочка?
Русалочка: на берегу я встретила Принца, влюбилась в него. И теперь я тоже хочу стать человеком, как он. Но Морская Колдунья сказала, что даст мне волшебное зелье, если я подарю ей свой волшебный голос. Я сомневаюсь, стоит ли соглашаться на ее предложение, или лучше остаться Русалочкой и не превращаться в обычного человека.
Воспитатель: Русалочка, это верно, что ты обратилась к нашим ребятам за помощью – они все знают про человека, потому что сами люди. Ребята, сделаем доброе дело: поможем Русалочке сделать выбор?
Дети: да.
Воспитатель указывает на плакат с изображением человека.
Воспитатель: ребята, посмотрите, пожалуйста, на плакат и на Русалочку. Сравните их. Какие части тела у человека в одном количестве, по одному? (имя ребенка), покажи, пожалуйста, на плакате, начиная перечислять сверху вниз.
Ребенок 1: у человека одна голова, один живот, одна спина, один рот, одна спина.
Воспитатель: верно. А у Русалочки?
Ребенок 1: у Русалочки одна голова, один живот, одна спина, один рот, одна спина и еще один хвост.
Воспитатель: какие части тела у человека и у Русалочки по два? (имя ребенка), покажи, пожалуйста, на плакате.
Ребенок 2: у человека два глаза, два уха, две брови, две руки, две ноги. А у Русалочки – тоже два глаза, два уха, две брови, две руки, нет ног.
Воспитатель: молодец, (имя ребенка). Какие части тела у человека и у Русалочки по пять? (имя ребенка), покажи, пожалуйста, на плакате.
Ребенок 3: у человека пять пальцев на руках и ногах. А у Русалочки – только пять пальцев на руках.
Воспитатель: ребята, вы нашли все отличия между строением тела человека и Русалочки. Но не только этим мы отличаемся. Например, люди и русалки едят разную еду. Мы, например, кушаем разные крупы, а русалки – водоросли. Мы хотим угостить тебя, понравится ли тебе человеческая еда. Посмотри на две чашки с крупой: одна для нас, другая – для тебя.
Русалочка: ого, а я думала, что пришла к воспитанным ребятам! А вы наложили мне в чашку крупы меньше, чем себе.
Воспитатель: ребята, вы тоже так думаете, что в чашке Русалочки риса меньше, чем в нашей чашке?
Дети сомневаются.
Воспитатель: как можно узнать, одинаковое или разное количество крупы в двух чашках?
Дети: измерить.
Воспитатель: что нам нужно, чтобы измерить крупу в чашках?
Дети: условная мерка, например, ложка.
Воспитатель предлагает на выбор пять разных по объему ложек.
Воспитатель: сначала нам нужно договориться, какой ложкой мы будем мерить крупу в обеих чашках. Потому что, чтобы получить правильный результат, нужно мерить одной ложкой, а не разными. Для того, чтобы не сбиться со счета, каждый раз, когда мы наполняем ложку крупой и перекладываем ее в другую новую чашку, выкладываем одну счетную палочку. Наша мерка – полная ложка крупы.
Воспитатель показывает полную ложку крупы, указывая на отсутствие горочки.
Воспитатель: (имя ребенка), возьми, пожалуйста, ложку и измерь количество крупы в чашке Русалочки.
Ребенок набирает ложкой крупу, отсчитывает количество ложек, отмечая результат счетными палочками в первой тарелке.
Воспитатель: (имя ребенка), возьми, пожалуйста, ложку и измерь количество крупы в нашей чашке.
Ребенок набирает ложкой крупу, отсчитывает количество ложек, отмечая результат счетными палочками во второй тарелке.
Воспитатель: а теперь посчитаем, сколько счетных палочек выложил Артем, когда измерял крупу в тарелке Русалочки, и сколько счетных палочек насчитала (имя ребенка), когда измеряла крупу в нашей тарелке. (имя ребенка), посчитай, пожалуйста, количество счетных палочек.
Ребенок: по три счетной палочки.
Воспитатель: что ты можешь сказать про их количество?
Ребенок: их поровну.
Русалочка: вот теперь я убедилась в том, что вы воспитанные ребята, и наложили в две тарелки одинаковое количество крупы, спасибо вам. В благодарность я хотела научить вас играть в свою любимую игру. Встаем в круг.
Физкультминутка.
Русалочка:
Мои руки – это волны
Ветер гонит их вперед (ладони рук изображают волны).
Мои руки – крылья чаек.
Небо их к себе зовет (взмахи рук вверх-вниз).
Мои руки – рыбки в море.
Плавают туда-сюда (две ладони выполняют зигзагообразные движения вправо-влево).
Мои руки – это крабы.
Разбежались кто куда (пальцы рук поднимаются вверх-вниз).
Русалочка: ребята, вам понравилась игра, в которую всегда играют русалки на дне морском?
Дети: да, понравилась.
Воспитатель: да, у людей и русалок не только части тела отличаются, они едят разную еду, но и игры любимые у них разные. Ребята, в какие игры вы любите играть?
Дети перечисляют любимые игры.
Воспитатель: больше всего ребятам нравится играть в дочки-матери, кормить и ухаживать за своими куклами или игрушечными питомцами. Русалочка, мы хотим научить тебя играть в любимую игру любого человека. Ребята, покажем, как мы будем ухаживать за волшебными зверятами, покормим их? Присаживайтесь за столы.
Дети присаживаются за столы.
Воспитатель: наши зверята проголодались и хотят покушать. Чтобы они наелись, зверятам нужно съесть четыре ложки крупы. Перекладываем из стакана в тарелку только четыре ложки крупы. Если наложите меньше – зверята не наедятся. Если наложите больше ложек крупы – зверята переедят и у них будут болеть животы. Попробуем их накормить?
Дети: да.
Воспитатель: только сначала нам нужно вспомнить правила измерения крупы. Кто может перечислить их?
Дети: нужно мерить крупу одной ложкой, а не разными; для того, чтобы не сбиться со счета, каждый раз, когда мы наполняем ложку крупой и перекладываем ее в другую новую чашку, выкладываем одну счетную палочку; наша мерка – полная ложка крупы. Накладываем крупу без горочки, и наполняем ее полностью, не оставляя в ней место.
Воспитатель: все верно. Ребята приступаем к нашей игре – начинаем кормить зверят. А ты, Русалочка, посмотри, пожалуйста, внимательно, верно ли мы все перекладываем и измеряем.
Дети начинают перекладывать крупу из стаканов в тарелку, сопровождая свои измерительные действия счетом. В случае необходимости, воспитатель помогает детям.
Воспитатель: все ребята молодцы, накормили зверят. Русалочка, ты посмотрела, как наши ребята любят играть – ухаживать и кормить понарошку кукол и другие игрушки. Тебе понравилась наша игра?
Русалочка: игра интересная, но мы в подводном царстве привыкли к раздолью, морским хороводам, к кораллам и водорослям. Ох, спасибо вам ребята, что помогли мне понять, что я не хочу прощаться со своим хвостом, морским царством, с любимой едой и играми всех русалок. Поплыву обратно к Морской Колдунье и скажу, что благодаря ребятам из вашей группы, я поняла, что хочу остаться же Русалкой. Спасибо вам огромное за вашу помощь.
Воспитатель: это тебе огромное спасибо за твою интересную игру. Приплывай к нам в гости еще! Ребята попрощайтесь с Русалочкой.
Дети: до свидания.
Русалочка прощается с детьми.
Воспитатель: ребята, скажите, пожалуйста, какое хорошее дело мы сегодня с вами сделали? (ответы детей)
Воспитатель: какое задание было самым сложным (интересным) для каждого? (каждый ребенок перечисляет самое сложное/ интересное задание).
Воспитатель: огромное спасибо каждому за активное участие в помощи Русалочке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Фиксики в гостях у ребят» в старшей группе
Цель занятия формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей воспитанников в совместной игровой деятельности в процессе решения практических ...

Конспект итогового занятия непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП во второй младшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Белочка в гостях у ребят»
Задачи:Образовательные задачи: Совершенствовать умение составлять из геометрических фигур предмет и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, ...

Конспект итогового занятия непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП во второй младшей группе № 7 «Сказка» по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Кошечка в гостях у ребят»
Задачи:Образовательные задачи: Совершенствовать умение составлять из геометрических фигур предмет и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, ...

Конспект интегрированной непосредственной – образовательной деятельности по образовательной области: «Познавательное развитие» на тему: «Пространственная ориентировка на плоскости» для детей старшей группы
Интегрированное занятие по познавательному развитию с использованием интерактивными средствами обучения....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в образовательной области «познавательное развитие (ФЭМП)» Тема: «Путешествие в страну математики» для детей старшей группы
Конспект занятия для детей старшей группы...
Конспект ОД По образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) Тема: «Белочка в гостях у ребят» (младшая группа)
формирование элементарных математических представлений в процессе игровой деятельности...
