Конспект занятия по образовательной области «познавательное развитие» на тему «Русалка в гостях у ребят» в старшей группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Афанасьева (Гурьянова) Надежда Евгеньевна

В конспекте описан опыт работы по обучению детей измерительной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности.

Ключевые слова: познавательное развитие, дети старшего дошкольного возраста, условная мерка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл измерительная деятельность22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по образовательной области «познавательное развитие» на тему «Русалка в гостях у ребят» в старшей группе компенсирующей направленности.

Задачи:

  1. Образовательные: обучать сравнивать два предмета по величине опосредованно – с помощью третьего (условной меры); упражнять в сравнении разных частей множества на основе счета;
  2. Коррекционно-развивающие: развивать познавательно-исследовательский интерес, внимание, мышление; умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); закреплять умение использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;
  3. Воспитательные: создавать условия для развития эмоционального и социального интеллекта детей: формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость, внимательное отношение к окружающим; воспитывать усидчивость, учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: кукла Русалочка; плакат «Человек»; указка; две чашки разные по размерам; крупа риса; пять разных по объему ложек; счетные палочки;

Раздаточный материал: поднос, мерная ложка, счетные палочки, крупа, стакан, тарелка, игрушка (животное) на каждого ребенка.

Ход:

Воспитатель: ребята, поздоровайтесь, пожалуйста, с гостями.

Дети здороваются  с гостями, встают в круг.  

Воспитатель: все ребята зарядились энергией и теперь можно присесть на стульчики. Ребята, пока мы с вами отвлеклись и поделились своими улыбками, к нам в группу из Морского царства приплыла Русалочка. Поздороваемся с ней.

Дети: здравствуйте!

Русалочка: доброе утро, ребята. Приплыла я к вам не просто так, мне понадобилась помощь. Не знаю, к кому можно обратиться.

Воспитатель: что произошло у тебя, Русалочка?

Русалочка: на берегу я встретила Принца, влюбилась в него. И теперь я тоже хочу стать человеком, как он. Но Морская Колдунья сказала, что даст мне волшебное зелье, если я подарю ей свой волшебный голос. Я сомневаюсь, стоит ли соглашаться на ее предложение, или лучше остаться Русалочкой и не превращаться в обычного человека.

Воспитатель: Русалочка, это верно, что ты обратилась к нашим ребятам за помощью – они все знают про человека, потому что сами люди. Ребята, сделаем доброе дело: поможем Русалочке сделать выбор?

Дети: да.

Воспитатель указывает на плакат с изображением человека.

Воспитатель: ребята, посмотрите, пожалуйста, на плакат и на Русалочку. Сравните их. Какие части тела у человека в одном количестве, по одному? (имя ребенка), покажи, пожалуйста, на плакате, начиная перечислять сверху вниз.

Ребенок 1: у человека одна голова, один живот, одна спина, один рот, одна спина.

Воспитатель: верно. А у Русалочки?

Ребенок 1: у Русалочки одна голова, один живот, одна спина, один рот, одна спина и еще один хвост.

Воспитатель: какие части тела у человека и у Русалочки по два? (имя ребенка), покажи, пожалуйста, на плакате.

Ребенок 2: у человека два глаза, два уха, две брови, две руки, две ноги. А у Русалочки – тоже два глаза, два уха, две брови, две руки, нет ног.

Воспитатель: молодец, (имя ребенка). Какие части тела у человека и у Русалочки по пять? (имя ребенка), покажи, пожалуйста, на плакате.

Ребенок 3: у человека пять пальцев на руках и ногах. А у Русалочки – только пять пальцев на руках.

Воспитатель: ребята, вы нашли все отличия между строением тела человека и Русалочки. Но не только этим мы отличаемся. Например, люди и русалки едят разную еду. Мы, например, кушаем разные крупы, а русалки – водоросли. Мы хотим угостить тебя, понравится ли тебе человеческая еда. Посмотри на две чашки с крупой: одна для нас, другая – для тебя.

Русалочка: ого, а я думала, что пришла к воспитанным ребятам! А вы наложили мне в чашку крупы меньше, чем себе.

Воспитатель: ребята, вы тоже так думаете, что в чашке Русалочки риса меньше, чем в нашей чашке?

Дети сомневаются.

Воспитатель: как можно узнать, одинаковое или разное количество крупы в двух чашках?

Дети: измерить.

Воспитатель: что нам нужно, чтобы измерить крупу в чашках?

Дети: условная мерка, например, ложка.

Воспитатель предлагает на выбор пять разных по объему ложек.

Воспитатель: сначала нам нужно договориться, какой ложкой мы будем мерить крупу в обеих чашках. Потому что, чтобы получить правильный результат, нужно мерить одной ложкой, а не разными. Для того, чтобы не сбиться со счета, каждый раз, когда мы наполняем ложку крупой и перекладываем ее в другую новую чашку, выкладываем одну счетную палочку. Наша мерка – полная ложка крупы.

Воспитатель показывает полную ложку крупы, указывая на отсутствие горочки.

Воспитатель: (имя ребенка), возьми, пожалуйста, ложку и измерь количество крупы в чашке Русалочки.

Ребенок набирает ложкой крупу, отсчитывает количество ложек, отмечая результат счетными палочками в первой тарелке.

Воспитатель: (имя ребенка), возьми, пожалуйста, ложку и измерь количество крупы в нашей чашке.

Ребенок набирает ложкой крупу, отсчитывает количество ложек, отмечая результат счетными палочками во второй тарелке.

Воспитатель: а теперь посчитаем, сколько счетных палочек выложил Артем, когда измерял крупу в тарелке Русалочки, и сколько счетных палочек насчитала (имя ребенка), когда измеряла крупу в нашей тарелке. (имя ребенка), посчитай, пожалуйста, количество счетных палочек.

Ребенок: по три счетной палочки.

Воспитатель: что ты можешь сказать про их количество?

Ребенок: их поровну.

Русалочка: вот теперь я убедилась в том, что вы воспитанные ребята, и наложили в две тарелки одинаковое количество крупы, спасибо вам. В благодарность я хотела научить вас играть в свою любимую игру. Встаем в круг.

Физкультминутка.

Русалочка:

Мои руки – это волны

Ветер гонит их вперед (ладони рук изображают волны).

Мои руки – крылья чаек.

Небо их к себе зовет (взмахи рук вверх-вниз).

Мои руки – рыбки в море.

Плавают туда-сюда (две ладони выполняют зигзагообразные движения вправо-влево).

Мои руки – это крабы.

Разбежались кто куда (пальцы рук поднимаются вверх-вниз).

Русалочка: ребята, вам понравилась игра, в которую всегда играют русалки на дне морском?

Дети: да, понравилась.

Воспитатель: да, у людей и русалок не только части тела отличаются, они едят разную еду, но и игры любимые у них разные. Ребята, в какие игры вы любите играть?

Дети перечисляют любимые игры.

Воспитатель: больше всего ребятам нравится играть в дочки-матери, кормить и ухаживать за своими куклами или игрушечными питомцами. Русалочка, мы хотим научить тебя играть в любимую игру любого человека. Ребята, покажем, как мы будем ухаживать за волшебными зверятами, покормим их? Присаживайтесь за столы.

Дети присаживаются за столы.

Воспитатель: наши зверята проголодались и хотят покушать. Чтобы они наелись, зверятам нужно съесть четыре ложки крупы. Перекладываем из стакана  в тарелку только четыре ложки крупы. Если наложите меньше – зверята не наедятся. Если наложите больше ложек крупы – зверята переедят и у них будут болеть животы. Попробуем их накормить?

Дети: да.

Воспитатель: только сначала нам нужно вспомнить правила измерения крупы. Кто может перечислить их?

Дети:  нужно мерить крупу одной ложкой, а не разными; для того, чтобы не сбиться со счета, каждый раз, когда мы наполняем ложку крупой и перекладываем ее в другую новую чашку, выкладываем одну счетную палочку; наша мерка – полная ложка крупы. Накладываем крупу без горочки, и наполняем ее полностью, не оставляя в ней место.

Воспитатель: все верно. Ребята приступаем к нашей игре – начинаем кормить зверят. А ты, Русалочка, посмотри, пожалуйста, внимательно, верно ли мы все перекладываем и измеряем.

Дети начинают перекладывать крупу из стаканов в тарелку, сопровождая свои измерительные действия счетом. В случае необходимости, воспитатель помогает детям.

Воспитатель: все ребята молодцы, накормили зверят. Русалочка, ты посмотрела, как наши ребята любят играть – ухаживать и кормить понарошку кукол и другие игрушки. Тебе понравилась наша игра?

Русалочка: игра интересная, но мы в подводном царстве привыкли к раздолью, морским хороводам, к кораллам и водорослям. Ох, спасибо вам ребята, что помогли мне понять, что я не хочу прощаться со своим хвостом, морским царством, с любимой едой и играми всех русалок. Поплыву обратно к Морской Колдунье и скажу, что благодаря ребятам из вашей группы, я поняла, что хочу остаться же Русалкой. Спасибо вам огромное за вашу помощь.

Воспитатель: это тебе огромное спасибо за твою интересную игру. Приплывай к нам в гости еще! Ребята попрощайтесь с Русалочкой.

Дети: до свидания.

Русалочка прощается с детьми.

Воспитатель: ребята, скажите, пожалуйста, какое хорошее дело мы сегодня с вами сделали? (ответы детей)

Воспитатель: какое задание было самым сложным (интересным) для каждого? (каждый ребенок перечисляет самое сложное/ интересное задание).

Воспитатель: огромное спасибо каждому за активное участие в помощи Русалочке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Фиксики в гостях у ребят» в старшей группе

Цель занятия формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей воспитанников в совместной игровой деятельности в процессе решения практических ...

Конспект итогового занятия непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП во второй младшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Белочка в гостях у ребят»

Задачи:Образовательные задачи:  Совершенствовать умение составлять  из  геометрических  фигур предмет  и  называть   геометрические фигуры: круг, квадрат, ...

Конспект итогового занятия непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП во второй младшей группе № 7 «Сказка» по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Кошечка в гостях у ребят»

Задачи:Образовательные задачи:  Совершенствовать умение составлять  из  геометрических  фигур предмет  и  называть   геометрические фигуры: круг, квадрат, ...

Конспект ОД По образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) Тема: «Белочка в гостях у ребят» (младшая группа)

формирование элементарных математических представлений в процессе игровой деятельности...