Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
консультация по математике

Лапина Оксана Анатольевна

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка  со  взрослыми и сверстниками, и организованный образовательный процесс.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые     активно влияют на      формирование      умственных       действий, столь необходимых для познания окружающего мира.                                                                            

  Важнейшим  средством формирования у дошкольников высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация учебной деятельностью дошкольников в процессе решения различных математических задач.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_prezentatsiya.pptx1.81 МБ
Файл femp_konsultatsiya.docx652.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников

Слайд 2

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно -образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе. Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный образовательный процесс.

Слайд 3

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Важнейшим средством формирования у дошкольников высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация учебной деятельностью дошкольников в процессе решения различных математических задач.

Слайд 4

Самое главное, что для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы, уметь планировать работу в области ФЭМП. Таким образом, педагог в детском саду должен: 1) хорошо знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой он работает в текущем учебном году; 2) знать возрастные и индивидуальные особенности своих воспитанников; 3) уметь руководствоваться дидактическими принципами при планировании и организации обучения; 4) знать методические основы развития у детей математических представлений;

Слайд 5

Формирование математических представлений отнесено к образовательной области «Познавательное развитие» В соответствии с ФГОС работа в каждой возрастной группе по математическому развитию состоит из 5 разделов: Величина Количество и счёт Форма Ориентировка в пространстве Ориентировка во времени

Слайд 6

Задачи обучения по ФЭМП во всех возрастных группах Вторая младшая группа Средняя группа Количество

Слайд 7

Величина

Слайд 8

Форма

Слайд 9

Ориентировка в пространстве Вторая младшая группа Средняя группа Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела. • Развивать пространственные направления от себя. • Различать правую и левую руку. Обозначать словами положение предметов по отношению к себе. • Познакомить с пространственными отношениями. • Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении .

Слайд 10

Ориентировка во времени Вторая младшая группа Средняя группа Учить ориентироваться в контрастных частях суток. Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях последовательности.

Слайд 11

Старшая Подготовительная Уточнять понимание независимости числа от величины предметов Последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10. Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу в пределах 10 . Учить называть части, что часть меньше целого, а целое больше. Учить создавать множества из разных по качеству предметов. Учить считать до 10. Познакомить с порядковым счетом в пределах 10. Продолжать формировать представление о равенстве, определять равное количество в группах , состоящих из разных предметов. Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений в пределах 10. Познакомить с цифрами от 0 до 9. Определять пропущенное число. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее. Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей. Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание с использованием знаков (+, (-, (=) Упражнять в операциях объединения. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда. Учить называть числа в прямом и обратном порядке. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами . Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц. Старшая и подготовительная группа Количество и счёт

Слайд 12

Величина Старшая группа Подготовительная группа Учить соизмерять предметы по двум признакам (длине и ширине) . Учить располагать 3-4 предмета в определенной последовательности в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия обозначающие размерные отношения предметов. Сравнивать два предмета по толщине путём непосредственного наложения или приложения их друг к другу. Устанавливать соотношение целого и части, размера частей, находить части целого и целое по известным частям. Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить детей измерять объём жидких сыпучих веществ с помощью условной меры. Дать представление о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами. Развивать представление о том, что результат измерения зависит от величины условной меры.

Слайд 13

Форма Старшая группа Подготовительная группа Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами тарелка – круг, платок – квадрат. Учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательно - двигательного и зрительного анализа. Развивать представление детей о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике, а также о шаре, кубе. Закреплять представление о том, что фигуры могут быть разных размеров (большой – маленький) . Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой. Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей по контурным образцам, по описанию, представлению. Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету , форме, размерам. Уточнить знание геометрических фигур, их элементов.

Слайд 14

Ориентировка в пространстве Старшая группа Подготовительная группа Обозначать в речи взаимное расположение предметов. Учить ориентироваться на листе бумаги. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве. Двигаться в заданном направлении , меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками - указателями направления движения Определять своё местонахождение среди окружающих людей и предметов. Ориентировка в пространстве Учить детей ориентироваться на ограниченной территории. Располагать предметы и их изображения в указанном направлении, Познакомить с планом, маршрутом, схемой, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве. Отражать в речи пространственное расположение Самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения. Закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Слайд 15

Ориентировка во времени Старшая группа Подготовительная группа Дать представление детям о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. Учить на конкретных примерах установить последовательность различных событий. Развивать «чувство времени» , умение беречь время, регулировать свою деятельность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час) . Учить определять время по часам с точностью до 1 часа. Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели , месяцев, времен года.

Слайд 16

ИТОГ: Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми познавательные задачи и помогает их решать, а это и НОД, и деятельность в повседневной жизни.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Формирование математических представлений у дошкольников

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка  со  взрослыми и сверстниками, и организованный образовательный процесс.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые     активно влияют на      формирование      умственных       действий, столь необходимых для познания окружающего мира.                                                                            

  Важнейшим  средством формирования у дошкольников высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация учебной деятельностью дошкольников в процессе решения различных математических задач.                                                                                                      

А как сделать, чтобы дети во время НОД были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т. д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение?

Самое главное, что для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы, уметь планировать работу в области ФЭМП.

Таким образом, педагог в детском саду должен:

1) хорошо   знать   программу  в целом    и  программу  той   возрастной  группы,       в которой он работает в текущем учебном году;                                                                                

2) знать возрастные и индивидуальные особенности своих воспитанников;                          

3) уметь    руководствоваться    дидактическими     принципами   при                                             планировании    и  организации обучения;                                                                                                                          

4) знать  методические основы развития у детей математических представлений;

В соответствии с ФГОС работа в каждой возрастной группе  по математическому развитию состоит из 5 разделов:

  • Величина                                                                                                                                              
  • Количество и счёт                                                                                                                            
  • Форма  
  • Ориентировка  в пространстве                                                                                          
  • Ориентировка во времени

Задачи обучения по ФЭМП во всех возрастных группах                                             Вторая младшая группа - Средняя группа                                                                                                    Количество и счёт

Вторая младшая группа

Средняя группа

  • Учить составлять группы из  однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».
  • Учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения на  основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»;
  • Учить уравнивать неравные по  количеству группы предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству  группе или убавления одного предмета из большей группы.

• Учить считать до 5-и называя числительные по порядку.

• Учить сравнивать две группы предметов, именуемые числами.

• Учить отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать определенное количество предметов

• Учить считать предметы на ощупь, слух, считать движения.

• Формировать представление о равенстве групп предметов на основе счета

• Учить на основе счёта устанавливать равенство групп предметов.

• Закреплять представление о том, что множество может состоять из разных по качеству предметов; вводить речь детей.

                                                                Величина                                              

Вторая младшая группа

Средняя группа

  • Учить  сравнивать  два предмета по размеру  (длиннее — короче,

выше — ниже, больше — меньше).

  • Сравнивать  предметы контрастных и  одинаковых размеров;                    при  сравнении   предметов  соизмерять один предмет с  другим по  заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и  приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине; широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине; высокий — низкий, одинаковые (равные) по  высоте; большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).

  • Учить соизмерять предметы по двум признакам (длине и ширине).

• Учить располагать 3-4 предмета в определенной последовательности в порядке убывания или нарастания величины.

• Вводить в активную речь  детей понятия обозначающие размерные отношения предметов.

• Сравнивать два предмета по толщине путём непосредственного наложения или приложения их друг к другу.

Форма

Вторая младшая группа

Средняя группа

  • Познакомить детей с геометрическими фигурами (кругом, квадратом, треугольником).
  • Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

  • Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником.

•     Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.

•     Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами тарелка – круг, платок – квадрат.

•     Учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательно - двигательного и зрительного анализа.

•     Развивать представление  детей о геометрических  фигурах (круге, квадрате, треугольнике, а также о шаре, кубе.

•    Закреплять представление о том, что фигуры могут быть разных размеров (большой – маленький).

Вторая младшая группа

Средняя группа

  • Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела.

• Развивать пространственные направления от себя.

• Различать правую и левую руку.

  • Обозначать словами положение предметов по отношению к себе.

• Познакомить с пространственными отношениями.

• Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении.

                                                Ориентировка в пространстве

                                              Ориентировка во времени

Вторая младшая группа

Средняя группа

  • Учить ориентироваться в контрастных частях суток.
  • Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра.
  • Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях последовательности.

Старшая и подготовительная  группа 

                                                                             

Количество и счёт

Старшая группа

Подготовительная  группа

  • Уточнять понимание независимости числа от величины предметов
  • Последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10
  • Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10.
  • Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу в пределах 10.
  • Учить называть части, что часть меньше целого, а целое больше.
  • Учить создавать множества из разных по качеству предметов.
  • Учить считать до 10.
  • Познакомить с порядковым счетом в пределах 10.
  • Продолжать формировать представление о равенстве, определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов.
  •  Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество зву-

ков,  движений в пределах 10.

  • Познакомить с цифрами от 0 до 9.
  • Определять пропущенное число.
  • Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.
  • Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
  • Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание с использованием знаков (+,             (-,  (=)
  • Упражнять в операциях объединения.
  • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
  • Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда.
  • Учить называть числа в прямом и обратном порядке.
  • Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.

Величина

Старшая группа

Подготовительная группа

  • Учить соизмерять предметы по двум признакам (длине и ширине).
  • Учить располагать 3-4 предмета в определенной последовательности в порядке убывания или нарастания величины.
  • Вводить в активную речь детей понятия обозначающие размерные отношения предметов.
  • Сравнивать два предмета по толщине путём непосредственного наложения или приложения их друг к другу.

  • Устанавливать соотношение целого и части, размера частей, находить части целого и целое по известным частям.
  • Формировать у детей первоначальные измерительные умения.
  • Учить детей измерять объём жидких сыпучих веществ с помощью условной меры.
  • Дать представление о весе предметов и способах его измерения.
  • Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
  • Развивать представление о том, что результат измерения зависит от величины условной меры.

                                                                 Форма

Старшая группа

Подготовительная группа

  • Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником.
  • Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
  • Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами тарелка – круг, платок – квадрат.
  • Учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательно - двигательного и зрительного анализа.
  • Развивать  представление  детей о геометрических  фигурах  (круге, квадрате, треугольнике, а также о шаре,  кубе.
  • Закреплять представление о том,
  •  что фигуры могут быть разных размеров (большой – маленький).
  • Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.
  • Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник.
  • Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
  • Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать,  группировать по цвету, форме, размерам.
  • Уточнить знание геометрических фигур, их элементов.

Ориентировка в пространстве

Старшая группа

Подготовительная группа

  • Обозначать в речи взаимное расположение предметов.
  • Учить ориентироваться на листе бумаги.
  • Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве.
  • Двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками - указателями направления движения
  • Определять своё местонахождение среди окружающих людей и предметов.

  • Учить детей ориентироваться на ограниченной территории.
  • Располагать предметы и их изображения в указанном направлении, Познакомить с планом, маршрутом, схемой, картой.
  • Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
  • Учить  «читать»  простейшую графическую  информацию, обозначающую пространственные отношения  объектов и  направление их движения в пространстве.
  • Отражать в речи пространственное расположение
  • Самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения.
  • Закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Ориентировка во времени

Старшая группа

Подготовительная группа

  • Дать представление детям о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.
  • Учить на конкретных примерах установить последовательность различных событий.

  • Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
  • Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
  • Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

ИТОГ:

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми познавательные задачи и помогает их решать, а это и НОД, и деятельность в повседневной жизни.

Консультация на тему:

Формирование  элементарных  математических                                                                представлений у дошкольников

Подготовила: воспитатель Лапина О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...