Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
консультация по математике
Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный образовательный процесс.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Важнейшим средством формирования у дошкольников высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация учебной деятельностью дошкольников в процессе решения различных математических задач.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.81 МБ | |
| 652.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно -образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе. Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный образовательный процесс.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Важнейшим средством формирования у дошкольников высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация учебной деятельностью дошкольников в процессе решения различных математических задач.
Самое главное, что для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы, уметь планировать работу в области ФЭМП. Таким образом, педагог в детском саду должен: 1) хорошо знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой он работает в текущем учебном году; 2) знать возрастные и индивидуальные особенности своих воспитанников; 3) уметь руководствоваться дидактическими принципами при планировании и организации обучения; 4) знать методические основы развития у детей математических представлений;
Формирование математических представлений отнесено к образовательной области «Познавательное развитие» В соответствии с ФГОС работа в каждой возрастной группе по математическому развитию состоит из 5 разделов: Величина Количество и счёт Форма Ориентировка в пространстве Ориентировка во времени
Задачи обучения по ФЭМП во всех возрастных группах Вторая младшая группа Средняя группа Количество
Величина
Форма
Ориентировка в пространстве Вторая младшая группа Средняя группа Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела. • Развивать пространственные направления от себя. • Различать правую и левую руку. Обозначать словами положение предметов по отношению к себе. • Познакомить с пространственными отношениями. • Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении .
Ориентировка во времени Вторая младшая группа Средняя группа Учить ориентироваться в контрастных частях суток. Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях последовательности.
Старшая Подготовительная Уточнять понимание независимости числа от величины предметов Последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10. Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу в пределах 10 . Учить называть части, что часть меньше целого, а целое больше. Учить создавать множества из разных по качеству предметов. Учить считать до 10. Познакомить с порядковым счетом в пределах 10. Продолжать формировать представление о равенстве, определять равное количество в группах , состоящих из разных предметов. Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений в пределах 10. Познакомить с цифрами от 0 до 9. Определять пропущенное число. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее. Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей. Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание с использованием знаков (+, (-, (=) Упражнять в операциях объединения. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда. Учить называть числа в прямом и обратном порядке. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами . Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц. Старшая и подготовительная группа Количество и счёт
Величина Старшая группа Подготовительная группа Учить соизмерять предметы по двум признакам (длине и ширине) . Учить располагать 3-4 предмета в определенной последовательности в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия обозначающие размерные отношения предметов. Сравнивать два предмета по толщине путём непосредственного наложения или приложения их друг к другу. Устанавливать соотношение целого и части, размера частей, находить части целого и целое по известным частям. Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить детей измерять объём жидких сыпучих веществ с помощью условной меры. Дать представление о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами. Развивать представление о том, что результат измерения зависит от величины условной меры.
Форма Старшая группа Подготовительная группа Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами тарелка – круг, платок – квадрат. Учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательно - двигательного и зрительного анализа. Развивать представление детей о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике, а также о шаре, кубе. Закреплять представление о том, что фигуры могут быть разных размеров (большой – маленький) . Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой. Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей по контурным образцам, по описанию, представлению. Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету , форме, размерам. Уточнить знание геометрических фигур, их элементов.
Ориентировка в пространстве Старшая группа Подготовительная группа Обозначать в речи взаимное расположение предметов. Учить ориентироваться на листе бумаги. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве. Двигаться в заданном направлении , меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками - указателями направления движения Определять своё местонахождение среди окружающих людей и предметов. Ориентировка в пространстве Учить детей ориентироваться на ограниченной территории. Располагать предметы и их изображения в указанном направлении, Познакомить с планом, маршрутом, схемой, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве. Отражать в речи пространственное расположение Самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения. Закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Ориентировка во времени Старшая группа Подготовительная группа Дать представление детям о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. Учить на конкретных примерах установить последовательность различных событий. Развивать «чувство времени» , умение беречь время, регулировать свою деятельность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час) . Учить определять время по часам с точностью до 1 часа. Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели , месяцев, времен года.
ИТОГ: Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми познавательные задачи и помогает их решать, а это и НОД, и деятельность в повседневной жизни.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Формирование математических представлений у дошкольников
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.
Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный образовательный процесс.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Важнейшим средством формирования у дошкольников высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация учебной деятельностью дошкольников в процессе решения различных математических задач.
А как сделать, чтобы дети во время НОД были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т. д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение?
Самое главное, что для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы, уметь планировать работу в области ФЭМП.
Таким образом, педагог в детском саду должен:
1) хорошо знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой он работает в текущем учебном году;
2) знать возрастные и индивидуальные особенности своих воспитанников;
3) уметь руководствоваться дидактическими принципами при планировании и организации обучения;
4) знать методические основы развития у детей математических представлений;
В соответствии с ФГОС работа в каждой возрастной группе по математическому развитию состоит из 5 разделов:
- Величина
- Количество и счёт
- Форма
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка во времени
Задачи обучения по ФЭМП во всех возрастных группах Вторая младшая группа - Средняя группа Количество и счёт
Вторая младшая группа | Средняя группа |
| • Учить считать до 5-и называя числительные по порядку. • Учить сравнивать две группы предметов, именуемые числами. • Учить отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать определенное количество предметов • Учить считать предметы на ощупь, слух, считать движения. • Формировать представление о равенстве групп предметов на основе счета • Учить на основе счёта устанавливать равенство групп предметов. • Закреплять представление о том, что множество может состоять из разных по качеству предметов; вводить речь детей. |
Величина
Вторая младшая группа | Средняя группа |
выше — ниже, больше — меньше).
|
• Учить располагать 3-4 предмета в определенной последовательности в порядке убывания или нарастания величины. • Вводить в активную речь детей понятия обозначающие размерные отношения предметов. • Сравнивать два предмета по толщине путём непосредственного наложения или приложения их друг к другу. |
Форма
Вторая младшая группа | Средняя группа |
|
• Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. • Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами тарелка – круг, платок – квадрат. • Учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательно - двигательного и зрительного анализа. • Развивать представление детей о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике, а также о шаре, кубе. • Закреплять представление о том, что фигуры могут быть разных размеров (большой – маленький). |
Вторая младшая группа | Средняя группа |
• Развивать пространственные направления от себя. • Различать правую и левую руку. |
• Познакомить с пространственными отношениями. • Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении. |
Ориентировка в пространстве
Ориентировка во времени
Вторая младшая группа | Средняя группа |
|
|
Старшая и подготовительная группа
Количество и счёт
Старшая группа | Подготовительная группа |
ков, движений в пределах 10. |
|
Величина
Старшая группа | Подготовительная группа |
|
|
Форма
Старшая группа | Подготовительная группа |
|
|
Ориентировка в пространстве
Старшая группа | Подготовительная группа |
|
|
Ориентировка во времени
Старшая группа | Подготовительная группа |
|
|
ИТОГ:
Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми познавательные задачи и помогает их решать, а это и НОД, и деятельность в повседневной жизни.
Консультация на тему:
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
Подготовила: воспитатель Лапина О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"
Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...
Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна
В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.
В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...

