Состав числа 10
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Развивать сообразительность, внимание, творчество, воображение. Развивать внимание, мышление, речь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №59» д. Новое Девяткино
Занятие по ФЭМП в старшей группе для детей с ЗПР
«Счет в пределах 10»
Подготовила и провела:
учитель-дефектолог Господинова О.С.
2025г
Занятие по ФЭМП в старшей группе Счет в пределах 10»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: закрепление полученных знаний, представлений, умений, которые дети получили в течение учебного года.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- закрепить счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- закрепить пространственное расположение предметов;
- закрепить знания о последовательности дней недели, времён года;
- закрепить представления детей о геометрических фигурах;
- закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел;
- закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно;
- закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, сообразительность, внимание.
Учитель-дефектологные задачи:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, интерес к математическим занятиям.
Словарная работа: половина, четвёртая часть, геометрические фигуры.
Предварительная работа: проведение серии занятий, формирующих у детей математические знания и умения.
Материалы к занятию: «письмо», картинка «замок с геометрическими фигурами», набор цифр, числовые домики на каждого ребенка, веер цифр, геометрические фигуры, счетные палочки, круги из бумаги, ножницы, указка, мольберт, мяч.
Ход занятия:
Учитель-дефектолог: Ребята, давайте поздороваемся.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Учитель-дефектолог: Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы №12. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут послание. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.
«Дорогие ребята, в нашем Математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. Королева Математики».
- Ребята, поможем королеве Математике и ее жителям страны?
Тогда отправляемся путешествовать в Математическое королевство. На чем мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей)
Учитель-дефектолог: Я вам предлагаю отправиться путешествовать в Математическое королевство на самолете.
Как называется человек, который управляет самолетом? (пилот).
- Пилоты, к полету готовы? (Да).
- Наливаем бензин (с-с-с).
- Заводим моторы (р-р-р).
-Полетели. (Дети идут по кругу). Ласково светит солнышко, проплывают белые пушистые облака, дует лёгкий ветерок.
- Самолеты на посадку.
Учитель-дефектолог: Мы попали с вами в Математическое королевство.
Ой, ребята, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет - догадаться какая из фигур лишняя? Круг - не имеет углов).
Учитель-дефектолог: А где находиться круг? (Пространственное расположение) Квадрат? Ромб? (Ответы детей)
Учитель-дефектолог: Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство. (Дети садятся за столы)
Итак, 1-ое задание:
«Случай странный, случай редкий,
Цифры в ссоре, вот те на!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить,
И их строй восстановить.
- Как можно помирить цифры?
- Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке?
Ответ детей: Выстроить числовой ряд.
(Дети выкладывают числовой ряд)
Учитель-дефектолог: Ребята, а давайте проверим, какое число вы поставили между числами 7 и 9?
- Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;
- Назовите число, которое больше числа 3, 5.
- Назовите число, которое больше числа 6 на 1.
- Назовите число, которое меньше числа 7 на 1.
- Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Ребята, цифры просят вас заселить их в числовые домики. А сколько жильцов можно поселить в доме - вам покажет цифра на крыше дома. Приступаем. (Деятельность детей)
- Вместе с цифрами живут и математические знаки. Какие знаки вы знаете? (+, -, =, больше, меньше)
Учитель-дефектолог: Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений. Отправляемся дальше.
3-ое задание: «Реши задачу»
1. По дороге на полянку
Четыре морковки зайка съел,
На пенек потом он сел
И еще морковку съел
Ну-ка быстро сосчитай-ка,
Сколько съел морковок зайка? (Пять морковок)
- Составь решение этой задачи (4+1=5)
- Саша, прочитай выражение.
2. Пять пушистых кошечек
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько кошек вместе стало? (шесть кошечек)
- Составь решение задачи и прочитай. (5+1=6)
3. Четыре щенка в футбол играли
Одного домой позвали
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (три щенка)
- Составь решение задачи и прочитай. (4-1=3)
Учитель-дефектолог: А сейчас, ребята, нас ждет физ. минутка! Будьте внимательны!
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола руками коснитесь
Сели - встали, сели - встали
И на месте поскакали.
Учитель-дефектолог: Итак, отправляемся дальше в путь.
Следующее задание - нужно назвать слово наоборот. Поиграем с мячом, я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и называете слово противоположное моему и возвращаете.
Большой – маленький,, далекий – близкий, высокий – низкий, широкий – узкий, зимний – летний, сладкий – горький, быстрый – медленный, сильный – слабый, черный – белый, толстый – тонкий.
И с этим заданием вы справились!
Учитель-дефектолог: Ребята, а сейчас нас ждет игра, но не простая. Эта игра - испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки, которые злой колдун специально кое-где оставил.
Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой:
- утром солнышко встает;
- днем ярко светит луна;
- вечером дети идут в детский сад;
- ночью люди обедают;
- в неделе 7 дней;
- за понедельником следует среда;
- после субботы идет воскресение;
- всего 5 времен года;
- весна наступает после лета.
- солнышек на небе два?
- лапок у кота пять?
- пальцев на одной руке 5?
Молодцы, вы были внимательными!
5-ое задание:
Учитель-дефектолог: Посмотрим, какое следующее математическое задание нам приготовили. Я предлагаю вам сесть за столы на свои рабочие места.
Учитель-дефектолог: В королевстве Математике живут не только цифры, но и геометрические фигуры. И сейчас мы с вами будем работать с ними. А вот с какими, вам предстоит отгадать.
Игра «Узнай меня».
Я многоугольник, имею 3 стороны (треугольник)
Я многоугольник, у меня 4 равные стороны (квадрат)
Я не многоугольник, меня можно катать (круг)
У меня нет углов, но я не круг (овал)
Я четырехугольник, но у меня не все стороны равны (прямоугольник)
Учитель-дефектолог: Молодцы, все фигуры назвали правильно. Ребята, вы знаете, что геометрические фигуры можно нарисовать, начертить в тетради, вырезать из цветной бумаги. А еще их можно выложить из счетных палочек. И не одну, а сразу несколько. Давайте попробуем.
- Возьмите столько палочек, сколько раз ударю в бубен и сделайте из них геометрическую фигуру. (Треугольник)
- Отсчитайте еще две палочки и сделайте еще один треугольник,
- сколько треугольников получилось? (два)
- Возьмите столько палочек, сколько раз ударю в бубен и сделайте из них геометрическую фигуру. (Квадрат)
- отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат.
- какая фигура у вас получилась? (прямоугольник)
- Ребята, треугольник, и ромб, и прямоугольник – как одним словом называется все это?
Учитель-дефектолог: Ребята, мне геометрические фигуры сказали, что злой волшебник заколдовал жителей страны Математики при помощи магического круга. Если мы, ребята, разделим магический круг на равные части, колдун больше не сможет колдовать, и превратится в доброго волшебника. Как будем делить круг на 2 и 4 4 части? Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края) Как можно назвать каждую из частей? (половина) А теперь сложите ещё раз пополам? Как теперь называется полученная часть круга? (, четвёртая часть) Молодцы, злые чары сняты!
Учитель-дефектолог: Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в стране Математики, а злого колдуна превратили в доброго волшебника. Королева вам очень благодарна за помощь, и дарит вам подарки. Они нас ждут в группе.
(дети возвращаются на самолете в группу)
- Ребята, а вам понравилось наше путешествие?
- Что вам было особенно легко, что показалось трудным?
- Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Число 7 и цифра 7. Состав числа 7: раскладывание числа 7 на два меньших числа и получение из двух меньших одного большего числа.
Число 7 и цифра 7. Состав числа 7: раскладывание числа 7 на два меньших числа и получение из двух меньших одного большего числа....

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе, тема:"Независимость числа от пространственного расположения предметов, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры."
ООД «Познавательное развитие» (ФЭМП)Тема: "Независимость числа от пространственного расположения предметов, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигур...

Конспект «Независимость числа от пространственного расположения предметов, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.»
научить детей применять Независимости числа от пространственного расположения предметов, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры...
Конспект занятия по ФЭМП «Независимость числа от пространственного расположения предметов, математическая загадка, отношения между числа¬ми, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры» в подготовительной группе
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе...
Конспект занятия по ФЭМП «Число 18, состав числа из двух меньших, счет до на¬званному числу, логическая задача, геометрические фигуры» в подготовительной группе
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе...

Конспект занятия по ФЭМП №5 в старшей группе Тема: «Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5; знаки +, =; независимость числа то величины предметов, состав числа 5 из двух меньших. Ознакомление с названием месяца – октябрь»
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5; знаки +, =; независимость числа то величины предметов, состав числа 5 из двух меньших. Ознакомление с названием ...

