Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» «Бумага и её свойства» в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Сторожева Галина Меркурьевна

Конспект рекомендуется для работы воспитателям ДОУ и студентам педколледжей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumaga_i_ee_svoystva.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» «Бумага и её свойства» в старшей группе

Цель: уточнение и дополнение представлений детей о бумаге и ее свойствах.

Задачи:

– развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи;

– развивать познавательную активность и интерес в процессе исследовательской деятельности;

– учить делать выводы на основе эксперимента;

– развивать мелкую моторику;

– воспитывать бережное отношение к бумаге, как продукту труда многих людей.

Ведущая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное развитие.

Материал для занятия:

коробка с предметами из бумаги разных видов, листочки бумаги разного вида для игры «Найди на ощупь», материалы для проведения опытов, корзинка с цветами, выполненными в технике оригами, плоская прозрачная емкость с водой для сюрпризного момента.

Предварительная работа:

– беседы о происхождении бумаги, об ее использовании в повседневной жизни человеком;

– рассматривание энциклопедий, иллюстраций по теме;

– сбор коллекции «Виды бумаги» и организация выставки «В мире бумаг».

Содержание организованной образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Утренний ритуал: дети собираются в круг и воспитатель приветствует каждого ребенка.

– Доброе утро, вся Земля (все вместе приветствуют планету Земля).

2. Ход занятия:

Появляется инопланетянин Инок (роль выполняет взрослый). В руках у него красивая коробочка.

Инопланетянин:

– Доброе утро, Земляне! Меня зовут Инок. Я прилетел к вам в гости с другой планеты и много путешествовал. Мне нужна ваша помощь. На вашей планете я нашел интересные вещи, которых никогда раньше не видел. Не могли бы вы рассказать, что это за предметы и из чего они сделаны (открывает коробку, выкладывает на стол предметы из бумаги: коробочку, тарелку, стакан, открытку, конверт, пакет, книгу, цветы, тетрадь, листочки для записи, блокнот).

Дети: Доброе утро!

Воспитатель:

– Доброе утро, Инок! Думаю, мы сможем тебе помочь. Правда, ребята?

– Посмотрите внимательно, из чего сделаны эти предметы? (Ответы детей.)

– Мы с вами уже знаем, что бумага была не всегда. Расскажите Иноку: на чем в древние времена люди писали, рисовали (камни, дощечки, папирус)?

– А из чего же делают бумагу? Кто помнит? (Ответы детей.)

– из древесины различных деревьев;

– из некоторых растений;

– из старой бумаги (макулатуры).

Инок: Это очень интересно. Вы так много знаете.

Воспитатель:

– Какие виды бумаги мы с вами знаем, ребята, расскажем Иноку? (В помощь детям – коллекция различных видов бумаги, собранная ранее и оформленная на ватмане: печатная, газетная, цветная, обойная, туалетная, картон, оберточная, копировальная, денежная, наждачная и т. д.).

– В чем различие разных видов бумаги? (Ответы детей.)

Игровая деятельность

Игра «Найди на ощупь».

– Хотите поиграть? Мы с вами сейчас будем определять на ощупь плотность и фактуру бумаги. Помогать нам будут подушечки пальцев, а глаза завяжем платком.

Дети с завязанными глазами определяют виды бумаг (шероховатая, гладкая, тонкая, плотная, бархатная, гофрированная и т. д.).

(Дети учатся согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.)

Воспитатель:

– Ребята, посмотрите на предметы, которые принес Инок. А теперь скажите, про которые из них можно сказать: бумажный (ответы детей – бумажный конверт, бумажный пакет, бумажный стаканчик); бумажная (салфетка, коробочка); бумажные (цветы, листки, игрушки).

Игра «Найди лишнее».

На каждом слайде изображены четыре предмета, один из которых сделан не из бумаги. Инок старается отгадывать лишний предмет, но ошибается. Дети ему помогают найти правильный ответ. (На интерактивной доске.)

Воспитатель:

– А как вы думаете: может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? Почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду?

(Ответы детей.)

– Давайте поиграем в игру «Бывает – не бывает». Если я назову предмет, который может быть сделан из бумаги – вы хлопаете в ладоши. Если нет – топаете. Будьте внимательны! (Слова: книга, стол, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, велосипед, журнал.)

– Молодцы!

Воспитатель:

– Как и все другие материалы, бумага тоже имеет определенные свойства. Хотите узнать, какие? Для этого мы с вами проведем несколько опытов. Занимайте места за столами. (На столах приготовлены подносы на каждого ребенка. На подносах: листочки бумаги разной плотности, разного цвета, вода в пластиковых емкостях.)

Опыт 1.

– Давайте попробуем узнать – можно ли смять бумагу? Попробуйте, у всех ли бумага сомнется? (Дети пробуют.) А почему одну бумагу было легче смять, а другую – труднее? (Ответы детей.) Какой можно сделать вывод? Бумага мнется. Чем толще и плотнее бумага, тем труднее ее смять.

Опыт 2.

Теперь возьмите цветную бумагу, сложите листок пополам, четко выделите линию сгиба. Затем разверните листок и попробуйте эту линию удалить. Получилось это у вас? (Ответы детей.) Какой можно сделать вывод? Бумага гнется.

Опыт 3.

Давайте проверим – можно ли разорвать бумагу? Вся ли бумага порвалась?

Какую легче разорвать – плотную или тонкую? (Ответы детей.) Сделаем вывод: бумага рвётся. Плотная бумага рвется с трудом.

– Устали? Давайте отдохнем и поиграем.

Пальчиковая гимнастика.

Мы бумагу режем, режем,

Мы бумагу рвем, рвем,

Мы бумагу клеим, клеим,

Мы бумагу мнем, мнем.

Опыт 4.

– А для следующего опыта нам понадобится вода. Опустите листочки бумаги в воду. Что случилось? Все листочки намокли? Какие намокли быстрее?

Попробуйте достать из воды тонкую бумагу. Что с ней происходит? (Ответы детей.) Толстая бумага намокает? Конечно, только для этого нужно больше времени. Какой сделаем вывод? Бумага намокает.

Опыт 5.

– Бумага легко воспламеняется и горит. Это свойство бумаги вы пока исследовать не будете. Как вы думаете – почему? (Ответы детей.) Верно, это очень опасно. Можно получить ожог, может случиться пожар. Воспитатель проводит опыт, и дети делают вывод, что бумага горит.

Воспитатель:

– Перед началом опытов с бумагой я вам задала вопрос: почему все предметы не делают из бумаги? Скажите теперь, ребята.

– Понравилась ли вам наша сегодняшняя работа? Что интересного вы узнали о бумаге? Как мы используем бумагу в детском саду? (Рисуем, пишем, делаем аппликацию и т. д.)

– А нужно ли бумагу беречь? Почему? (Ответы детей.)

– Молодцы! А теперь давайте спросим у нашего гостя: помогли ли мы ему разобраться с неизвестными предметами?

Инок:

– Большое спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. Я расскажу на своей планете всё, что узнал сегодня.

Воспитатель:

– Ребята, нам пора прощаться с нашим дорогим гостем. И у меня есть для вас сюрприз! Любите сюрпризы? Я принесла сегодня целую корзинку цветов. Только вот они еще не распустились. А хотите увидеть, как цветы начнут распускаться? Опустите их в воду. (Бумажные лепестки в воде раскрываются, а на серединках лежат сладкие конфеты.)

– Посмотри, Инок, скоро мы будем праздновать День матери, и на нашей планете распустятся красивые цветы. Прилетай еще к нам в гости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением ИКТ в старшей группе Тема: «Путешествие в страну математических чудес»

Конспект организованной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением ИКТв старшей группеТема: «Путешествие в страну математических чудес»...

Конспект открытой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с внедрением регионального компонента в старшей группе. Тема: «Моя малая Родина – поселок Иноземцево».

Конспект открытой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с внедрением регионального компонента в старшей группе. Тема: «Моя малая Родина – посел...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему «Волшебные звездочки»

Данное занятие полностью построено на игровом сюжете. Интересные занятия в игровой форме способствуют легкому освоению детьми программных задач. Наличие презентации помогает детям самостоятельно осуще...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ») «МЫ ДРУЗЬЯ ЛЕСА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.Обогащать словарь, совершенствовать диалогическую форму речи.Развивать логическое мышл...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений в старшей группе

Вид: НОД Тема: «Сравнение групп предметов» Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1.Формировать умение сравнивать группы предмет...

Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) в старшей группе. Тема: «На выставке кожаных изделий»

Конспект   НОДпо образовательной области познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром)в старшей группе.              Тема: «На выставке к...