«Понятие «тяжелее-легче» на основе непосредственного сравнения предметов по массе»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Бершина Елизавета Александровна

Занятие предназначено для проведения по ФЭМП в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_tyazhelee_legche.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».

Тема занятия: «Понятие «тяжелее-легче» на основе непосредственного сравнения предметов по массе»

Возрастная группа: подготовительная группа

Цель занятия: создание условий для формирования представления о понятии «тяжелее - легче» на основе непосредственного сравнения предметов по массе.

Задачи занятия:

Образовательные: 

  1. Формировать представления о понятиях тяжелее-легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе;
  2. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7;
  3. Закрепить знания о днях недели;

Развивающие:

  1. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
  2. Развивать ориентировку в пространстве;
  3. Продолжать развивать исследовательскую активность в процессе экспериментирования;

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать задачу и выполнять её самостоятельно;
  2. Воспитывать интерес к математическим занятиям;
  3. Воспитывать аккуратность при выполнении заданий;

Словарная работа: тяжелее, легче, воздухоплаватели, масса.

Планируемый результат занятия: сформировано представление о понятиях «тяжелее – легче»; проведена работа по обогащению активного словаря; проведена работа по развитию двигательной активности, способствующей правильной координации движений; закрепили знания о днях недели; развита речь; умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Материалы и оборудования: 3 стаканчика наполненные водой, презентация

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса к теме занятия

Ребята, к нам пришли гости! Давайте поздороваемся с ними. Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело, улыбнитесь друг другу, весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо.

Давайте почаще улыбаться друг другу.

Словесный метод: художественное слово.

Коммуникативная: дети психологически настроены на занятие, внутренняя мотивация на деятельность.

Речевая: дети внимательно слушают воспитателя.

Двигательная: дети двигаются вместе со словами.

Дети готовы к занятию, все внимание на воспитателя.

Активизация внимания, заинтересованности.

2

2.1

Основной этап

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации

Формулировка проблемы в доступной для детей формы.

Я вам буду задавать вопросы, кто правильно ответит проходит на своё место.

В: Какое время года?

Д: Осень.

В: Назовите осенние месяца?

Д: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

В: Какой он по счету среди осенних месяцев?

Д: Третий.

В: Сколько дней в неделе?

Д: Семь.

В: Сколько рабочих дней?

Д: Пять.

В: Сколько выходных дней?

Д: Два.

В: Какой вчера был день недели?

Д: Понедельник.

В: Какой завтра будет день недели?

Д: Среда.

В: Маша посчитай от 1 до 10.

В: Влад посчитай от 10 до 1.

В: Саша посчитай на мордовском языке до 5.

Словесный: беседа, наводящие вопросы.

Дети заинтересованы и активны в работе. Умеют выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.

Умеет слушать взрослого. Умеют отвечать полным ответом.

Организованны, дисциплинированны.

2.2

Этап ознакомления с материалом 

Усвоение определенного объема знаний

Игра «Воздухоплаватели»

-Ребята я вам хочу рассказать занимательную историю. Построили как - то обезьянки воздушный шар, для того, чтобы облететь мир и посмотреть другие места. Решили испытать свой воздушный шар, полетали над лесом и сели на полянке. Вдруг на полянку к обезьянкам подошел слон, увидел воздушный шар и стал просить обезьянок взять его с собой в путешествие. Согласились обезьянки. Влез слоненок в корзинку, обрубил веревку, а шар не взлетает.

- Наверное, произошла поломка воздушного шара? Ребята как вы думаете почему шар не взлетает?

Д: Слон тяжелый.

-В данном случае обезьянки легче слоненка, а слоненок тяжелее двух обезьян, поэтому шар не мог взлететь.

-Как помочь путешественникам?

Д: построить новый воздушный шар, специально для слоненка.

- Какой воздушный шар должны построить обезьянки для слоненка?

Д: больше прежнего.

- Что должны учесть обезьянки?

Д.: Слонёнок большой и корзинка должна быть больше.

-Молодцы, ребята!

Исследовательская игра «Поварята»

В центр группы, выставляем на стол три одинаковых стаканчика, одинакового размера, цвета и из одного материала. Одна из них доверху наполнена водой, вторая- до половины, третья- на треть. Дети выходят к столу.

- Пока воздухоплаватели (слоник и обезьянки) готовят свои летательные аппараты к полету, мы с вами проведём эксперимент. На столе стоят три стакана. Они совершенно одинаковые, за исключением одного: в них разное количество воды. Вы должны для большого слоненка, взять самый тяжелый стакан. для большой обезьянки – полегче, чем у слоненка. А для маленькой обезьянки, самую маленькую по весу.

Как мы можем определить в каком стакане сколько воды?

Д: Взвесить на весах.

В: Молодец!

В: А еще можно взять каждый стаканчик в руки и определить по весу. Давайте попробуем?

Д.: Я думаю, что первый стаканчик предназначен для слоненка, потому что он самый тяжелый и там больше воды. Второй стаканчика по легче чем первый, он для большой обезьянки. А самый легкий, для маленькой обезьянки.

-Теперь давайте проверим, правильно ли мы определили кому какой стаканчик достался. Почему вы так думаете?

Д:  Первый стаканчик полный полный, второй заполнен наполовину, а третий практически пустой.

-Молодцы, ребята! Накормили наших путешественников.

-Давайте рассмотрите первую картинку. Придумайте историю о том, как зайчик с ежиком играли на детской площадке.

Дети предлагают свои сочинения. Они приходят к выводу, что зайчику и ежику так и не удалось покачаться на качелях, т.к. зайчик тяжелее, чем ежик, и все время перевешивал легкого ежа.

- Молодцы! Вы правильно догадались: масса ежика меньше массы зайчика, а масса зайчика- больше массы зайчика.

-А теперь посмотрите на вторую картинку. Как удалось добиться равновесия?

Д.: Прибежал еще один ёжик

-Сколько ёжиков уравновесили одного зайчика?

 Д.: Два ёжика

-Правильно! Молодцы! В таком случае говорят, что масса зайчика равна массе двух ёжиков

Физкультминутка:

        Раз – подняться, потянуться,

        Два – согнуться, разогнуться,

        Три – в ладоши 3 хлопка,

        Головою три кивка.

        На четыре – руки шире,

        Пять – руками помахать

        И на место тихо встать.

Словесный: беседа, наводящие вопросы. 

Наглядный метод: раздаточный материал Познавательно-исследовательская: дети решают данную проблему.

Речевая: дети учатся отвечать полным ответом на вопросы воспитателя. Дети продолжают совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Двигательная: дети двигаются вместе со словами.

Дети активно отвечают на вопросы. Дети контролируют культуру речевого общения.

Дети умеют слушать взрослого, поддержать беседу и оценить творческие способности сверстников.

2.3

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

Мы поиграем в игру на интерактивной доске. Но прежде, чем, мы начнем играть, давайте вспомним правила работы с доской?

- Верно, нельзя смотреть на луч проектора, работать нужно сухими руками и специальным маркером, стоять нужно справой стороны.

- Молодцы, вы справились с игрой. Мы поработали с доской и нужно, чтобы наши глазки отдохнули поэтому сделаем

Разминка для глаз:

Глазки вправо, глазки влево
Вверх и вниз и все сначала.
Быстро-быстро поморгай,
Отдых глазкам своим дай.

- Можете пройти на свои места. Вы большие молодцы!

Словесный: вопросы к детям, беседа, пояснение, указание, поощрение.

Наглядный метод: презентация.

Игровой метод: игра: создание игровой ситуации

Речевая: дети развивают интерес к игре.

Познавательно-исследовательская:

Дети внимательно действуют и отвечают на вопросы. Выполняют поставленную задачу.

Игровая деятельность: дети играют в интерактивную игру, учатся согласовывать свои действия при игре.

Дети повторили правила работы с доской.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети рассматривают и описывают картинки.

Дети поясняют свои ответы. 

Детям понравилось игра, так как она яркая и содержательная.

Дети отвечали на вопросы полным ответом поднимали руки.

У детей пополнилось литературный запас.

3

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности

Молодцы вы сегодня все постарались справиться с поставленными задачами.

-Давайте вспомним чем мы сегодня занимались? Какую историю я вам прочитала? Какие новые слова мы узнали?

Словесный: вопросы к детям

Практический метод: анализ результатов.

Коммуникативная: дети рассуждают и оценивают свою деятельность. Сравнивают полученные результаты с ответами сверстников.

Дети выясняют с какими трудностями столкнулись во время занятия.

Владеет диалогической речью.

Высказывает свою точку зрения.

Делится своими эмоциями.

Дети были довольны занятием. Поблагодарили воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий НОД «Знакомство с понятием «вверху», «внизу».Сравнение предметов по признакам сходства и различия. Игра «Займи свое место в вездеходе».

Развивать мыслительные операции, внимание; формировать пространственные отношения «вверху», «внизу». Закрепить счет до четырех. Находить признаки сходства и различия пред...

НОД – образовательная область ПОЗНАНИЕ, математическое развитие с использованием технологии ситуации. Тяжелее, легче. Сравнение по массе

Непосредственно образовательнаяя деятельность - образовательная область Познание с использованием системно-деятельностного подхода технология-ситуация и презентации...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему «Тяжелее, легче. Сравните по массе»

Задачи:Обучающие: Формировать представления о понятиях тяжелее-легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе.Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, представления о сложении ...

Занятие по ФЭМП "Тяжелее. Легче. Сравнение по массе"" (6-7лет)

С использованием Развивающих игр Воскобовича...

конспект занятия по математике во второй младшей группе Тема:Упражнение в сравнении предметов.Понятие длинный-короткий

Конспект занятия по математике во второй младшей группеВершинина Елена ВикторовнаТема: Упражнение в сравнении предметов. Понятие длинный – короткий.Задачи:Образовательные: - позн...

Игровое занятие для детей 6-7 лет по ФЭМП: тема «Тяжелее, легче. Сравнение по массе».

В данном игровом занятии представлены проблемные ситуации и игры, способствующие формированию у детей представлений о понятиях тяжелее – легче на основе непосредственного сравнения предметов по ...