Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Илюшина Анастасия Владимировна

Цель: закрепление и обобщение полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx53.64 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по математике (подготовительная группа)

Цель: закрепление и обобщение полученных знаний.

Обучающие задачи:

• Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.

• Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

• Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.

• Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивающие задачи:

• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

• Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы:

• Игровой (использование сюрпризных моментов).

• Наглядный (использование иллюстрации).

• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

• Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: мольберт, цифры, знаки, мяч.

Демонстрационный материал: план, письмо, раздаточный материал: карточки с заданиями, математические наборы, тетради, карандаши.

Ход занятия.       

- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли учителя из школы посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.

 Давайте встанем в круг,

(Дети стоят в кругу вместе с воспитателем и произносят слова, сопровождая движениями):

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем налево 1,2,3,

А теперь пойдем направо 1,2,3,

В центре круга соберемся 1,2,3

И опять назад вернемся 1,2,3.

Друг на друга посмотрели

Улыбнемся, подмигнем,

 И занятие начнем.

Дети сегодня мы начнём занятие с того, что вспомним правила поведения на занятии. Я начну, а вы закончите:

Ты сиди за партой стройно и веди себя …(достойно)

Парта — это не кровать и на ней нельзя… (лежать)

Ответить хочешь, не шуми, а только руку… подними

- Я вас попрошу на протяжении всего занятия не забывать про эти правила.

- А прежде чем поднимите руку, хорошо подумайте над ответом, не спешите. Помните, что говорят про тех людей, которые всегда спешат? («Поспешишь людей насмешишь»)

Воспитатель: Ребята нам пришло письмо. Посмотрим что там?
(Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Королева Математика. Вот, послушайте, что она пишет»).

(Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.) 

«Здравствуйте, ребята. На наш остров обрушился ураган, королевство математики разрушено. Добрые и приветливые жители остались без жилья. Помогите нам восстановить наш замечательный остров. Но чтобы восстановить остров нужно выполнить  интересные задания. Выполняя их, вы будете получать пазл. Если вы соберете все части, вы сможете восстановить остров.  Ваша Королева Математика»

-Ребята, вы согласны отправиться в путешествие и помочь жителям этой страны? Тогда

отправляемся, но как мы туда попадем, ведь страна находится на острове? (Выслушиваю мнение детей)

-А чтобы узнать, на чем мы отправимся, нужно выполнить математический диктант:

Проходите на свои места.

2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 10 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз, 5 влево, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 8 вниз, 5 влево, 1 вверх, 1 влево.

- Что у вас получилось? (корабль)

- Закроем глаза (Включаю шум моря).

- Мы добрались до острова.

-Ребята, на этой поляне ураган устроил такой беспорядок, что требуется много времени, чтобы все убрать.

Задание 1:

1. Вспомните прямой и обратный счет от 1 до 10 и от 10 до 1.

2. Назовите число, которое на 1 больше 6

3. Число, на 1 меньше 3

4. Число, на 1 меньше 5

5. Число на 1 больше 7

6. Число между 6 и 8

7. Число между 8 и 10

8. Число между 1 и 3

Задание 2:

Сравни количество предметов (используем знаки >, < или =. (Детям предлагаются предметные картинки, между которыми необходимо поставить нужный знак)

Задание 3:

Воспитатель: У каждого из вас на карточках написаны числа, но рядом есть свободные кружочки куда необходимо вписать недостающие числа.
Молодцы, все справились. И получаем первый пазл острова.

- На острове все названия математические. А эта поляна называется числовая.

- На числовой поляне порядок, а нам нужно идти дальше?

Воспитатель:

Но, прежде, чем нам отправиться дальше в путь, нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм?

Дети: Гимнастика

Физкультминутка:

Как живешь?

Вот так!

Как идешь?

Вот так!

Как бежишь?

Вот так!

Вслед глядишь?

Вот так!

Ночью спишь?

Вот так!

Как берешь?

Вот так!

Как даешь?

Вот так!

Как шалишь?

Вот так!

А грозишь?

Вот так!

(Движения выполняются по тексту)

Давайте приступать к следующему заданию.

Задание 1:

1. Сколько ушей у двух кошек? (4)

2. Сколько глаз у светофора? (3)

3. Сколько пальцев на одной руке? (5)

4. Сколько лап у двух собак? (8)

5. «У меня и Аллочки

Десять счетных палочек.

Две из них сломались

Сколько же осталось?» (8)

6.«У пенёчка пять грибочков

И под ёлкой три

Сколько будет всех грибочков?

Ну – ка говори!» (8)

7. Пять ворон на крышу сели, две еще к ним прилетели, Отвечайте быстро, смело: Сколько всех их прилетело? (5+2=7)

 8.  Ежик по грибы пошел - Десять рыжиков нашел. Восемь положил в корзину, Остальные же на спину. Сколько рыжиков принёс на своих иголках, еж? (10–8=2)

Молодцы ребята. И получаем следующий пазл. Ребята что мы делали?

Решали задачи. Значит как называется эта поляна?

Задачная

Поляна «Игровая»

«Не зевай, на вопросы отвечай!» игра с мячом.

  1. Какой сегодня день недели?
  2. Какой день недели был вчера?
  3. Какой день недели будет завтра?
  4. Сколько всего дней в неделе?
  5. Какой день идёт после четверга?
  6. Назовите «соседей» субботы.
  7. Как называется пятый день недели?
  8. Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?
  9. Как называются «выходные» дни недели?
  10. Какое у нас сейчас время года?
  11. Сколько всего времен года?
  12. Сколько месяцев в каждом времени года?

Назовите лишнее слово в ряду слов:

а) зима, среда, весна, лето, осень;

б) один, два, три, круг, четыре, пять;

в) понедельник, вторник, плюс, пятница, суббота

г) круг, квадрат, декабрь, многоугольник.

Молодцы ребята справились! И получаем пазл. А эта поляна называется Игровая. Давайте его прикрепим к доске.

Переходим к следующим заданиям. Слушаем внимательно.

-Ребята, а какой прибор показывает время? (Часы)

-А для чего нужны человеку часы? Для чего нам нужно знать время?

Ребята, вспомним, из чего состоят часы? (механизм, циферблат, стрелки)

Сколько на часах может быть стрелочек?

- А как называются стрелки? (часовая, минутная, секундная).                                                                  - Что показывает маленькая стрелка?                                                                                                        - Что показывает большая стрелка?                                                                                                                А теперь я предлагаю вам определить время на наших часах.                                                Молодцы ребята справились, и вот вам пазл. А поляна называется Время.

Ну чтобы нам выполнить следующие задания нужно пройти на свои места.

 - Ребята, посмотрите, пожалуйста, какой интересный человечек нас встречает.                                 А из чего он состоит? (из геометрических фигур)

-А какие здесь геометрические фигуры?

-сколько кругов?

-Квадратов?

-А, треугольников?

 -Молодцы, а теперь ребята, предлагаю вам выложить по образцу с помощью геометрических фигур- человечков.

Молодцы! Справились!

А теперь приступим к следующему заданию. Называется оно «Нарисуй фигуру».                Ребята вы должны взять чистый лист и цветные карандаши. Но сначала давайте вспомним где у нас правая рука, поднимите пожалуйста, а теперь левую руку поднимите. Приготовились выполнять задания. Слушайте внимательно.

1. В правом верхнем углу нарисуйте красный треугольник.

2. В левом нижнем углу нарисуйте синий квадрат.

3. В левом верхнем углу зелёный круг.

4. В правом нижнем - жёлтый прямоугольник.

Вот мы и выполнили все задания и получаем последний пазл. И эта поляна называется Геометрическая.

Ребята, какие вы молодцы! Не было задания, с которым бы вы не справились.  

   А теперь нам нужно возвращаться обратно.

 Но, прежде, чем мы вернемся, давайте вспомним:

Что нам нужно было сделать? (Восстановить остров)

Мы справились с этой задачей? (Да)

На каких полянах с вами побывали?

Первая: Числовая

Вторая: Задачная

Третья: Игровая

Четвертая: Время

Пятая: Геометрическая

- Какие задания были вам более интересны?

- Какие показались сложными?

Мне кажется, мы хорошо с вами постарались и помогли Королеве Математике.

Садимся обратно в свой корабль, закрываем глаза и отправляемся в путь (шум моря).

Открываем глаза и видим перед собой коробочку.

-Интересно, а это что за сюрприз?

Открываю коробку, а в ней письмо и математические раскраски. 

Читаю письмо:

«Я и мой народ благодарит вас за оказанную помощь. Разрушенный остров восстановлен. А в благодарность вам от всех жителей острова, мы дарим вам математические раскраски» Королева Математики.

Ребята давайте раскраски положим в изо уголок, а после ужина пораскрашиваете.

Всем спасибо за занятие.

«Здравствуйте, ребята. На наш остров обрушился ураган, королевство математики разрушено. Добрые и приветливые жители остались без жилья. Помогите нам восстановить наш замечательный остров. Но чтобы восстановить остров нужно выполнить  интересные задания. Выполняя их, вы будете получать пазл. Если вы соберете все части, вы сможете восстановить остров.  Ваша Королева Математика»

Я и мой народ благодарит вас за оказанную помощь. Разрушенный остров восстановлен. А в благодарность вам от всех жителей острова, мы дарим вам математические раскраски  «Королева Математика»

Самоанализ

непосредственно образовательной деятельности

по ФЭМП в подготовительной группе

При разработке занятия я опиралась на задачи основной образовательной программы МДОУ, которые соответствуют данному возрасту детей.

Мною поставлена цель: обобщение и закрепление знания у детей подготовительной группы, по пройденному материалу за учебный год.

Задачи:

Образовательные задачи:

1.Продолжать учить решать задачи на смекалку.

2. Продолжать учить детей конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур.

3. Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10.

4. Закреплять знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года, части суток.

Развивающие задачи:

5. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

6. Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, зрительную память, воображение

7. Развивать умение понимать учебную задачу и выполнять ее.

Воспитательные задачи:

8. Воспитывать уважение к друг другу, прививать умение приходить на помощь;

9. Воспитывать интерес к математике;

10. Воспитывать умение слышать, слушать и понимать воспитателя.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение конструктивных задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; проявляет любознательность, задает вопросы; обладает элементарными знаниями в области математики; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Методы: наглядный, практический, игровой, словесный.

Средства реализации:  циферблаты часов, раздаточный материал, изображения рисунка по точкам, простые карандаши, листочки с примерами, геометрические фигуры, письма от Царицы Математики.

Предварительная работа: расширение знаний о числах, знакомство с правилами и решением задач. Игра на закрепление времен года, дней недели, что и когда бывает. Ориентация в пространстве и на листе бумаги. Отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия. Разучивание физ. минуток, настольные игры.

Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)

Образовательная деятельность проводилась в подготовительной группе и длилась 30 минут.

Все санитарно – гигиенические требования были соблюдены: подобрана мебель по росту детей, помещение проветрено, освещённость соответствует нормам. Для создания интереса дети отправились в путешествие в страну Математики, где по просьбе царицы Математики нужно было выполнить задания, чтобы исправить переполох на математических островах, где выполняли различные математические задания. НОД была построена в едином игровом сюжете.

Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД.

В процессе деятельности была использована физкультминутка 

Структура непосредственно образовательной деятельности (НОД)

По своей структуре НОД  построена таким образом, чтобы вызвать и поддерживать интерес к предмету математике, на основе познавательной активности и любознательности.

Первая часть включала в себя организационный момент: подготовка в путешествие. для стимуляции слухового внимания и восприятия, мотивации.

Вторая часть состояла из своеобразных этапов – выполнения заданий: отгадывание загадок, упражнение на развитие слухового восприятия, что способствовало поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности.

Третья часть – итог, рефлексия.

Методы и приёмы обучения

Методы и примы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.

В ходе НОД использовались наглядные, словесные и практические, игровые методы, направленные на применение познавательных, речевых, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование.

Предложенные игры подобраны соответственно возрасту детей, что способствовало решению поставленных задач.

На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием сюрпризного момента, игр.

В процессе образовательной деятельности преследовались и воспитательные цели: воспитывать интерес к математике, формировать умение трудиться в коллективе.

Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность.

Результативность НОД

Считаю, что поставленная цель и задачи выполнены.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/05/s_5aedcc183a907/895599_12.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математике в подготовительной группе. Тема: «Закрепление счета в пределах первого десятка в прямом и обратном порядке, ориентировка на плоскости и пространстве»

Программное содержание:Обучающие задачи:1 Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур новые, более сложные по заданному контуру.2. Уп...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП на тему: «Счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке для детей 5-6 лет»

Цель: закрепить счет в пределах десяти (прямой, обратный)Программные задачи:Упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10;учить составлять четырёхугольники из счётных палочек;учить распознава...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по ФЭМП "Счёт до 5 в прямом и обратном порядке"

Цель: совершенствовать счёт в пределах 5.Задачи: О – упражнять в делении множества на части и объединении частей в целую группу (ПР), Р - учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 5 (...

Серия дидактических игр «Счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке» (с вариантами усложнения)»

Методические рекомендации по использованию дидактических игр по ФЭМПКлючевым моментом в работе с детьми старшей  группы яввляется развитие воображения, которое заключается в формировании предпосы...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Задания от царицы Математики. Счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке»

Цель: Закреплять математические знания и умения. Совершенствовать в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.Закрепить умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели ...

«Путешествие в страну математики» Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц, упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, закрепить знания о последовательности дней недели

laquo;Путешествие в страну математики»Цель: создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников.Образовательная область: познавательное р...