«В стране геометрических фигур» с детьми старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Илюшина Анастасия Владимировна

Цель: Создание условий для закрепления знаний о геометрических фигурах.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_po_femp.docx46.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений (Познавательное развитие)
по теме «В стране геометрических фигур» с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: Создание условий для закрепления знаний о геометрических фигурах.
Цель детей: познакомиться с жителями волшебной геометрической страны и оказать им помощь.

Задачи приоритетной образовательной области: Познавательное развитие

Обучающая:

 - Продолжать учить называть геометрические фигуры.

 - Формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

 - Закреплять умение классифицировать фигуры по различным признакам.

 - Совершенствовать умение считать в пределах десяти.

 Развивающая:

 - Развивать память и внимание.

 - Развивать умение называть и сравнивать геометрические фигуры между собой.

- Развивать логическое мышление.

 Воспитывающая:

 - Воспитывать умение рассуждать, обдумывать, радоваться собственным открытиям.

 - Воспитывать желание работать в команде, парами.

 - Вселять уверенность в собственные силы.

Задачи ОО в интеграции:

Социально-коммуникативное развитие: Продолжать учить работать в парах, подгруппах, учить умению договариваться, распределять действия между собой, выполняя учебную задачу.

Речевое развитие: активизация словаря, использование в речи названий геометрических фигур и форм

Предпосылки универсальной учебной деятельности

Личностные УУД: умение осознавать свои возможности, умение, качества; формирование умения прийти на помощь другу.

Коммуникативные УУД: договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности; умение слушать собеседника.

Познавательные УУД: ориентироваться в пространстве и времени; умение узнавать, называть и определять объекты в окружающей действительности; умение выделять существенные признаки объектов.

Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с конкретной задачей; умение сохранять заданную цель.

Оборудование для педагога:

Демонстрационный материал:

- ковёр с импровизированными заплатками (белые и цветные);

 - набор геометрических крупных фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, многоугольник и т. д.);

- схема посадки детей, схемы – подсказки, макеты домиков.

Оборудование для детей:

 Раздаточный:

 - геометрические мелкие  фигуры;

 - счётные палочки.

- карточка с изображением клоуна, логические карточки

Вводная часть: (мотивационный, подготовительный этап: создание мотивационного поля, актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации)

Содержание ННОД

Образовательная

область

(вид детской

деятельности)

Наличие

средства для достижения образовательного результата у каждого ребёнка

Формы

работы

Образовательные цели и задачи

Итоговый

образовательный

результат

(целевые ориентиры в виде возрастных характеристик возможных достижений детей согласно ФГОС ДО)

  1. Вводная часть:

* Игровая зона.

- Ребята, подарим друг другу улыбку и у всех появится хорошее настроение.

(Дети стоят в кругу держась за руки, дарят друг другу хорошее настроение).

- Ребята, я прочту вам стихотворение  и вы узнаете о чём мы будем сегодня говорить на занятии.

* Стихотворение «О геометрических фигурах».

«Мы встречаем их везде -

На земле и на воде,

В небесах и под землёй,

Нам они нужны с тобой.

Треугольник, круг, квадрат:

Всем фигурам каждый рад.

Различить их с вами сможем-

Мы без них никак не можем».

* Мотивация детей к постановке цели

- О чём стихотворение? (о геом. фигурах)

-Значит тема нашего занятия какая? (Геометрические фигуры).

- Как вы думаете, в какой стране могут они жить? (в математике; в сказке; в волшебной геометрической стране…)

- А вы хотели бы посмотреть, как они живут, как проводят время, может кому-то там требуется помощь? (да)

Познавательное развитие

Слово

Художественное слово

Мотивация детей к постановке цели

Беседа

Психологический круг

Мотивация детей на включение речевой деятельности

Умеет слушать и выражать свои мысли, желания

Основная часть (содержательный, деятельностный этап: открытие детьми нового знания, самостоятельное применение нового знания на практике)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

* Ситуативный разговор

-Ну что, отправляемся в геометрическую страну. (Да)

-А на чём мы с вами смогли бы туда добраться? (на машине, на поезде, на самолёте и т.д.)

-Если это волшебная страна, на каком волшебном транспорте можно полететь? (Можем полететь на ковре-самолёте).

- А есть у нас в группе такой ковёр? (Наш ковёр можно превратить в волшебный, проговорив волшебные слова).

*Проблемный вопрос

Посмотрите, а наш ковёр испорчен, что нужно сделать? (нужно починить)

- Молодцы, правильное решение. Давайте все вместе починим ковёр, вот вам заплатки.

Игра «Почини ковёр»(Дети берут цветные «заплатки» - геометрические фигуры и накрывают белые «дырки»).

*Проблемная ситуация

-Ковёр может поднять только 12 человек. Как узнать, сможем мы улететь или нет (Рассчитаться по порядку)

Дети рассчитываются от 1 до 12, делают вывод, что на ковре могут разместиться все дети.

-Рассаживаться мы будем по схеме:

Дети рассаживаются на ковёр по схеме

-Ребята, скоро мы с вами попадём в геометрическую страну, скажите пожалуйста, как нужно вести себя в гостях (Быть послушными, внимательными, воспитанными)

-Чтобы отправится в полёт, нужно посчитать от 10 до 1 (обратный отсчёт от 10 до 1)

Воображаемая ситуация

-Чтобы увидеть, что находится внизу, возьмите свои волшебные бинокли (Дети с помощью «рук-биноклей» смотрят по сторонам, отвечают, что видят)

Наконец то мы прилетели, сойдите с ковра, осмотритесь, прислушайтесь, как вы думаете, почему здесь так тихо? (Может геометрические фигуры спрятались)

-Фигуры наблюдают за вами, спрятавшись в предметы вокруг нас

Как узнать, где они? (найти в предметах, которые находятся вокруг нас)

Игра «Найди геометрическую фигуру»

Дети ищут геометрические фигуры в предметах, которые находятся вокруг, находят нужный предмет, называют фигуру, которая спряталась и какой она формы (Тарелка круглая, стол квадратный, зеркало овальное)

Фигуры потеряли свои дома, что нужно сделать? (помочь найти свой дом)

Игра «Рассели фигуры»

В красном доме живут фигуры без углов и сторон (овал, круг)

В зелёном доме живут фигуры, у которых 4 угла, 4 стороны (четырёхугольники)

В жёлтом доме живут фигуры, у которых много углов и много сторон (многоугольники)

В синем доме живут фигуры, у которых 3 угла, 3 стороны (треугольники)

-Ребята разделитесь на пары, договоритесь какой вы выбираете домик и выполняйте задания

Ребята посмотрите у нас три стола, на каждом лежат разные предметы. На первом столе счётные палочки, на втором карточки с изображением клоуна, на третьем логические картинки.

Вы должны разделиться на группы по желанию, подойти к столу и выполнить следующее задание:

Из счётных палочек нужно выложить предметы геометрической формы,

На втором столе назвать и посчитать из каких геометрических фигур выложен клоун

На третьем столе нужно найти недостающие геометрические фигуры и выложить картинки

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Познавательное развитие

Познавательное развитие

Ситуативный разговор

Слово

Дидактическая игра «Почини ковёр»

Игровые действия

Слово

Правила

Ситуативный разговор

Игровое упражнение «Назови форму предмета»

Слово

Игровое упражнение (Найди фигуру по описанию)

Дети работают в парах выполняя задания

Дети работают в группах, выполняют задания различной сложности по

самостоятельному выбору.

«Заплатки» в виде разноцветных      геометрических фигур

Работа со схемой

Слово

Цветные домики, разноцветные геометрические фСчётные палочки, картинка  с изображением клоуна, набор геометрических фигур, логические карточки, набор геометрических фигур.

Активизация знаний детей о транспорте

Развитие умения логически мыслить

Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке

Закреплять умения выполнять действия по схеме

Закреплять правила поведения на занятиях

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, во времени, развивать воображение

Актуализировать имеющиеся знания о геометрических фигурах

Закреплять умения классифицировать фигуры по различным признакам

Развитие познавательных интересов

 

Развивать логическое мышление

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия

Умеет производить знаково-символические действия

Умеют ориентироваться в пространстве, умеют работать по схеме

Умеют осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Умение применять правила и пользоваться инструкцией

Умеют ориентироваться в пространстве и времени, умеют представлять воображаемые объекты

Умеют узнавать, называть и определять объекты в окружающей действительности

Умеют выделять существенные признаки объектов

Умение слушать способные решать интеллектуальные

Формирование способности учитывать чужую точку зрения

Умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого

Формирование умения прийти на помощь другу

Умение удерживать внимание

Умение планировать свои действия, в соответствии с конкретной задачей

Умение слушать, способный решать интеллектуальные задачи

Заключительная часть (итог занятия, рефлексия, оценка)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

*Итоговый анализ.

Ребята, нам пора возвращаться садитесь пожалуйста на ковёр-самолёт,                          полетели

- Ну вот мы с вами и вернулись в наш любимый детский сад.

- Что интересного вам запомнилось в нашем путешествии?

* Рефлексия

- Ребята, посмотрите у нас два домика: синий и красный. Если вы считаете,  что справились со всеми заданиями и помогли жителям геометрической страны, то поселите свою фигуру в красный домик; а если вы считаете что некоторые задания для вас были сложными и вам ещё надо потренироваться, поселите свою фигуру.

Социально-коммуникатив

ные

Слово Беседа

Самооценка

Развитие свободного общения

Умение рассуждать, обдумывать.

Формирование адекватной самооценки

Формирование познавательной и социальной мотивации
Умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Методические приемы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста"

Обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы является важной задачей при подготовке детей к школе.. У ребенка необходимо развивать умение ви...

Проект по развитию элементарных математических представлений Тема: «Волшебная страна геометрических фигур» для детей старшего дошкольного возраста

Проект  по развитию элементарных  математических представлений  Тема: «Волшебная страна геометрических фигур» для детей старшего дошкольного возраста      ...

Развивающие игры математической направленности для развития логического мышления и закрепления представлений о форме предметов и о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста

Возможности использования развивающих игр математической направленности для развитиялогического мышления и закрепления представлений оформе предметов и о геометрических фигурах у детейстаршего до...

опыт работы «Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста»

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; ф...

Конспект проведения образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Путешествие в страну геометрических фигур» (для детей среднего дошкольного возраста)

Материал по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в игровой форме...