Объём. Измерение объёма.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Объём. Измерение объёма.
Цель:
- Формировать представления об объёме (вместимости), сравнении сосудов по объёму с помощью переливания.
- Формировать представления об измерении объёмов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки.
- Закреплять счетные умения в пределах 7.
Материалы к занятию.
Демонстрационный
Раздаточный
Ход занятия:
-Сегодня мы будем путешествовать на ковре-самолете по стране сказок.
-Побываем в гостях у сказочных героев.
-Хотите?
-Для этого нам нужно каждому украсить свой ковёр.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы писать.
Будьте внимательны и точно выполняйте задание.
1. В середине ковра нарисуйте – большой зеленый прямоугольник.
2. В верхнем левом углу – маленький зеленый треугольник.
3. В нижнем правом углу – большой синий квадрат.
4. В верхнем правом углу – маленький красный круг.
5. В нижнем левом углу – маленький красный прямоугольник.
Какая фигура в середине?
Какая фигура находится в правом верхнем углу?
А где находится большой синий квадрат?
А где находится - маленький зеленый треугольник?
-Возьмите свои ковры-самолёты и полетели на свои места.
У детей бейджики с цифрой в геометрической фигуре. На столах таблички с геометрическими фигурами.
-Наша первая остановка. Задания на карточках нам приготовил Мишутка.
Надо сравнить количество предметов и записать в окошке знак: больше, меньше или равно.
-На обратной стороне в окошке надо записать результат измерения предметов.
- Молодцы!
- Полетели!
-Следующая остановка.
-Как зовут героиню этой сказки?
(Картинка Красной Шапочки.)
Семь пирожков в плетёной корзинке
Бабушке внучка на праздник несла,
Но по дорожке часть раздала.
Зайчику, ежику, мышке и белочке.
Сколько пирожков осталось у девочки?
-Осталось пирожков – это часть или целое?
-Было – это часть?
- Если мы знаем целое и одну часть, как найти другую часть?
Решение задачи на доске.
- Давайте проговорим решение: из семи вычесть четыре равно три.
Игровое упражнение «Построй цифры в ряд».
На доске карточки с цифрами 7,4,3.
- Дополните числовой ряд. Поставьте числа в порядке возрастания.
- Какое число будет стоять первым?
-Назови соседей чисел: 6, 4.
-Назови предыдущие чисел: 4,8,6.
-Назови последующие чисел: 5,8,3.
-Молодцы!
- Полетели!
-Следующая остановка.
Практическая работа.
Сравнение по объёму (вместимости).
1.Чиполлино и К. Шапочка собрались на пикник, и хотят взять много сока. На улице очень жарко. По этому поводу у них даже вышел спор. Они не могут решить - куда войдёт больше сока в кружку или в стакан.
-Давайте им поможем.
Дети выполняют переливание, и все убеждаются, что в стакан и кружку вмещается одинаковое количество жидкости.
- Они равны, по какому признаку?
-В этом случае говорят, что они равные по объёму.
-Объём это то сколько жидкости помещается в сосуд. (емкость, предмет)
- Переверните ковёр-самолёт и сравните стакан и чашку с помощью знаков: больше, меньше, равно
Дети работают в группах по 2 человека. На столах в каждой группе набор посуды разного объёма и по небольшому ведерку с водой.
-Попробуйте сравнить по объёму посуду, которая у вас на столе. Используя слова больше или меньше.
- Две емкости.
Дети выполняют работу и записывают на листик, результаты измерений.
2.Ой! Кто это?
- Посмотрите-ка (обращает внимание детей на стол, на котором стоит горшок для каши, маленькая кружка и большая). Собралась Маша кашу варить, да только что-то ей помешало. Давайте ей поможем.
-Только вот как узнать, сколько молока войдёт в горшок? (измерить)
-А чем будем измерять – большой кружкой или маленькой? Почему?
-Давайте, сначала измерим большой кружкой.
-Запишем результат.
- А теперь будем наливать молоко маленькой кружкой. Как вы думаете, при измерении маленькой кружкой число получится больше или меньше?
- Давайте проверим, и запишем результат.
-Чем больше мерка, тем результат измерения меньше или больше? (большая мерка результат меньше.)
Проговорить: большая мерка результат меньше
Дети сравнивают, изменилось ли число мерок. Обсуждают почему число мерок стало больше
Мерка ― это то, чем производят измерения.
Физминутка.
Аккуратно встаньте.
Постройтесь друг за другом в порядке возрастания чисел на ваших бейджиках, а теперь в порядке убывания.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Знакомство с приёмом измерения объёма с помощью мерки.
Маша хочет дать бабушкин рецепт своей подруге Тане, которая живет в другом городе.
У девочек есть горшочки для приготовления каши и одинаковые любимые чашки.
Чтобы правильно рассчитать, сколько налить молока, надо сравнить горшочки.
- Могут ли они это сделать, не приезжая друг к другу в гости? (Измерить горшочки одинаковыми чашками.)
- Давайте сделаем математический вывод: какую мерку надо выбрать для того, чтобы сравнить разные сосуды? (при сравнении предметов по объёму мерки должны быть одинаковыми.)
-Давайте все вместе скажем: при сравнении предметов по объёму мерки должны быть одинаковыми
Основной меркой измерения объема является литр.
- Меркой измерения, каких продуктов является литр? (сок, молоко, кефир, вода)
Итог занятия.
-Сравните кружки на первой картинке?
-Они одинаковые?
-В какую кружку можно налить больше воды?
-Всегда ли это можно узнать по виду кружек?
-Как мы сейчас сравниваем кружки? (зрительно, визуально)
-Как сравнить две кружки по объёму? (с помощью мерки)
- Что такое мерка? (Это то, чем производят измерение)
-Какими должны быть мерки при сравнении предметов по объёму?( при сравнении предметов по объёму мерки должны быть одинаковыми.)
-Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня поработали.
-А теперь пора возвращаться в школу. Берите свои ковры-самолёты и полетели.
1 |
2 | 3 | 4 |
1
| 2 | 3 | 4 |
1 | 2 | 3 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Измерение объёма. Жидкие тела.
Тема: Измерение объёма. Жидкие тела. Программное содержание: Познакомить детей с приёмами измерения жидких тел, подвести их к пониманию зависимости результата измер...

ООД «Измерение объёма. Жидкие тела»
Знакомим детей с приёмами измерения жидких тел, подводим их к пониманию зависимости результата измерения от избранной меры....

Открытое занятие по математике "Измерение объёма жидких веществ."
Цель:показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки.Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы п...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" Тема: "Закрепление состава числа 8. Измерение объёма сыпучих тел "
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы может быть использован воспитателями логопедической и общеразвивающей гр...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в подготовительной группе детского сада № 91 «Измерение объёма жидких веществ».
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП)в подготовительной группе детского сада № 91«Измерение объёма жидких веществ...

Занятие по ФЭМП в старшей группе: «Измерение объёма жидких веществ»
Конспект НОД: «Измерение объёма жидких веществ».Цель:Дидактическая: Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать на...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Измерение объёма и длины меркой" в подготовительной группе.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Измерение объёма и длины меркой" в подготовительной группе с использованием технологии проблемного обу...
