Объём. Измерение объёма.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Наталия Владимировна Кондрашова

Конспект по математическому и сенсорному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obyom.docx38.14 КБ

Предварительный просмотр:

Объём. Измерение объёма.

Цель:

  1. Формировать представления об объёме (вместимости), сравнении сосудов по объёму с помощью переливания.
  2. Формировать представления об измерении объёмов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки.
  3. Закреплять счетные умения в пределах 7.

Материалы к занятию.

Демонстрационный

Раздаточный

Ход занятия:

-Сегодня мы будем путешествовать на ковре-самолете по стране сказок.

-Побываем в гостях у сказочных героев.

-Хотите?

-Для этого нам нужно каждому украсить свой ковёр.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы писать.

Будьте внимательны и точно выполняйте задание.

1. В середине ковра нарисуйте – большой зеленый прямоугольник.

2. В верхнем левом углу – маленький зеленый треугольник.

3. В нижнем правом углу – большой синий квадрат.

4. В верхнем правом углу – маленький красный круг.

5. В нижнем левом углу – маленький красный прямоугольник.

Какая фигура в середине?

Какая фигура находится в правом верхнем углу?

А где находится большой синий квадрат?

А где находится - маленький зеленый треугольник?

-Возьмите свои ковры-самолёты и полетели на свои места.

У детей бейджики с цифрой в геометрической фигуре. На столах таблички с геометрическими фигурами.

-Наша первая остановка. Задания на карточках нам приготовил Мишутка.

Надо сравнить количество предметов и записать в окошке знак: больше, меньше или равно.

-На обратной стороне в окошке надо записать результат измерения предметов.

- Молодцы!

- Полетели!

-Следующая остановка.

-Как зовут героиню этой сказки?

(Картинка Красной Шапочки.)

Семь пирожков в плетёной корзинке

Бабушке внучка на праздник несла,

Но по дорожке часть раздала.

Зайчику, ежику, мышке и белочке.

Сколько пирожков осталось у девочки?

-Осталось пирожков – это часть или целое?

-Было – это часть?

- Если мы знаем целое и одну часть, как найти другую часть?

Решение задачи на доске.

- Давайте проговорим решение: из семи вычесть четыре равно три.

Игровое упражнение «Построй цифры в ряд».

На доске карточки с цифрами 7,4,3.

- Дополните числовой ряд. Поставьте числа в порядке возрастания.

- Какое число будет стоять первым?

-Назови соседей чисел: 6, 4.

-Назови предыдущие чисел: 4,8,6.

-Назови последующие чисел: 5,8,3.

-Молодцы!

- Полетели!

-Следующая остановка.

Практическая работа.

Сравнение по объёму (вместимости).

1.Чиполлино и К. Шапочка собрались на пикник, и хотят взять много сока. На улице очень жарко. По этому поводу у них даже вышел спор. Они не могут решить - куда войдёт больше сока в кружку или в стакан.

-Давайте им поможем.

Дети выполняют переливание, и все убеждаются, что в стакан и кружку вмещается одинаковое количество жидкости.

- Они равны, по какому признаку?

-В этом случае говорят, что они равные по объёму.

-Объём это то сколько жидкости помещается в сосуд. (емкость, предмет)

- Переверните ковёр-самолёт и сравните стакан и чашку с помощью знаков: больше, меньше, равно

Дети работают в группах по 2 человека. На столах в каждой группе набор посуды разного объёма и по небольшому ведерку с водой.

-Попробуйте сравнить по объёму посуду, которая у вас на столе. Используя слова больше или меньше.

- Две емкости.

Дети выполняют работу и записывают на листик, результаты измерений.

2.Ой! Кто это?

- Посмотрите-ка (обращает внимание детей на стол, на котором стоит горшок для каши, маленькая кружка и большая). Собралась Маша кашу варить, да только что-то ей помешало. Давайте ей поможем.

-Только вот как узнать, сколько молока войдёт в горшок? (измерить)

-А чем будем измерять – большой кружкой или маленькой? Почему?

-Давайте, сначала измерим большой кружкой.

-Запишем результат.

- А теперь будем наливать молоко маленькой кружкой. Как вы думаете, при измерении маленькой кружкой число получится больше или меньше?

- Давайте проверим, и запишем результат.

-Чем больше мерка, тем результат измерения меньше или больше? (большая мерка результат меньше.)

Проговорить: большая мерка результат меньше

Дети сравнивают, изменилось ли число мерок. Обсуждают почему число мерок стало больше

Мерка это то, чем производят измерения.

Физминутка.

Аккуратно встаньте.

Постройтесь друг за другом в порядке возрастания чисел на ваших бейджиках, а теперь в порядке убывания.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Знакомство с приёмом измерения объёма с помощью мерки.

Маша хочет дать бабушкин рецепт своей подруге Тане, которая живет в другом городе.

У девочек есть горшочки для приготовления каши и одинаковые любимые чашки.

Чтобы правильно рассчитать, сколько налить молока, надо сравнить горшочки.

- Могут ли они это сделать, не приезжая друг к другу в гости? (Измерить горшочки одинаковыми чашками.)

- Давайте сделаем математический вывод: какую мерку надо выбрать для того, чтобы сравнить разные сосуды? (при сравнении предметов по объёму мерки должны быть одинаковыми.)

-Давайте все вместе скажем: при сравнении предметов по объёму мерки должны быть одинаковыми

Основной меркой измерения объема является литр.

- Меркой измерения, каких продуктов является литр? (сок, молоко, кефир, вода)

Итог занятия.

-Сравните кружки на первой картинке?

-Они одинаковые?

-В какую кружку можно налить больше воды?

-Всегда ли это можно узнать по виду кружек?

-Как мы сейчас сравниваем кружки? (зрительно, визуально)

-Как сравнить две кружки по объёму? (с помощью мерки)

- Что такое мерка? (Это то, чем производят измерение)

-Какими должны быть мерки при сравнении предметов по объёму?( при сравнении предметов по объёму мерки должны быть одинаковыми.)

-Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня поработали.

-А теперь пора возвращаться в школу. Берите свои ковры-самолёты и полетели.

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Измерение объёма. Жидкие тела.

Тема: Измерение объёма. Жидкие тела.      Программное содержание: Познакомить детей с приёмами измерения жидких тел, подвести их к пониманию зависимости результата измер...

ООД «Измерение объёма. Жидкие тела»

Знакомим детей с приёмами измерения жидких тел, подводим их к пониманию зависимости результата измерения от избранной меры....

Открытое занятие по математике "Измерение объёма жидких веществ."

Цель:показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки.Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы п...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" Тема: "Закрепление состава числа 8. Измерение объёма сыпучих тел "

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы может быть использован воспитателями логопедической и общеразвивающей гр...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в подготовительной группе детского сада № 91 «Измерение объёма жидких веществ».

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП)в подготовительной группе детского сада № 91«Измерение объёма жидких веществ...

Занятие по ФЭМП в старшей группе: «Измерение объёма жидких веществ»

   Конспект  НОД: «Измерение объёма жидких веществ».Цель:Дидактическая: Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать на...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Измерение объёма и длины меркой" в подготовительной группе.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Измерение объёма и длины меркой" в подготовительной группе с использованием технологии проблемного обу...