Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему недели «Животные леса»с использованием макетов)
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

МУСТАФАЕВА ЭЛЬЗАРА Серверовна

Возраст: старшая группа (5–6 лет).

Длительность: 25–30 минут.
Форма организации: фронтальная, подгрупповая.

Материалы и оборудование:

  • макет «Лес» (с полянкой, деревьями, норками, водоёмом);
  • фигурки лесных животных (заяц, лиса, медведь, белка, волк, ёж, лось, барсук);
  • карточки с цифрами от 1 до 10;
  • геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) из цветного картона;
  • наборы счётных палочек;
  • маленькие корзинки/коробочки (по 2–3 на подгруппу);
  • листы бумаги в клетку, простые карандаши (для графического диктанта);
  • магнитная доска, магниты.
 

Цели и задачи

Цель: закрепить математические представления (счёт, сравнение, геометрия, пространственная ориентировка) в контексте темы «Животные леса».

Задачи:

  • образовательные: упражнять в счёте в пределах 10, сравнении чисел, узнавании и назывании геометрических фигур; формировать умение составлять простые задачи на сложение/вычитание по сюжетной картинке;
  • развивающие: развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику, умение работать в паре/малой группе;
  • воспитательные: воспитывать интерес к математике через игровой сюжет, доброжелательное отношение к сверстникам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему недели «Животные леса»

«Животные леса»
(с использованием макетов)

Возраст: старшая группа (5–6 лет).
Длительность: 25–30 минут.
Форма организации: фронтальная, подгрупповая.

Материалы и оборудование:

  • макет «Лес» (с полянкой, деревьями, норками, водоёмом);
  • фигурки лесных животных (заяц, лиса, медведь, белка, волк, ёж, лось, барсук);
  • карточки с цифрами от 1 до 10;
  • геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) из цветного картона;
  • наборы счётных палочек;
  • маленькие корзинки/коробочки (по 2–3 на подгруппу);
  • листы бумаги в клетку, простые карандаши (для графического диктанта);
  • магнитная доска, магниты.

Цели и задачи

Цель: закрепить математические представления (счёт, сравнение, геометрия, пространственная ориентировка) в контексте темы «Животные леса».

Задачи:

  • образовательные: упражнять в счёте в пределах 10, сравнении чисел, узнавании и назывании геометрических фигур; формировать умение составлять простые задачи на сложение/вычитание по сюжетной картинке;
  • развивающие: развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику, умение работать в паре/малой группе;
  • воспитательные: воспитывать интерес к математике через игровой сюжет, доброжелательное отношение к сверстникам

Ход занятия

1. Вводная часть (3–4 мин)

Воспитатель (стоит у макета «Лес»):

«Ребята, посмотрите — перед нами волшебный лес! В нём живут разные звери. Сегодня они приготовили для нас математические задания. Готовы помочь лесным жителям?»

Дети: «Да!»

Воспитатель:

«Тогда закроем глаза, покрутимся вокруг себя и скажем:
„Раз, два, три — в лес войди!“
Открываем глаза — мы в лесу!»

Воспитатель:

«Кто живёт в этом лесу? Назовите животных, которых видите».

Дети (по очереди называют):

  • «Заяц!»
  • «Лиса!»
  • «Медведь!»
  • «Белка!»
  • «Ёж!»
  • «Волк!»

Воспитатель:

«Сколько всего животных на полянке? Давайте посчитаем по порядку».
Дети (считают, указывая на фигурки): «Один заяц, два лиса, три медведь…» — до 7.
Воспитатель: «Верно, всего 7 зверей!»

2. Основная часть (15–18 мин)

а) Задание «Соседи числа» (у макета)

Воспитатель:

«Заяц очень любит цифры. Он разложил их на пеньках, но ветер сдул некоторые. Помогите найти „соседей“ числа».

(На пеньках — карточки с числами 3, 5, 7; рядом лежат цифры 2, 4, 6, 8. Дети подбирают пары.)

Воспитатель: «Какой сосед слева от числа 5? А справа?»
Дети: «Слева 4, справа 6!»
Воспитатель: «Правильно! А какие числа соседи у 7?»
Дети: «6 и 8!»

б) Игра «Больше? Меньше? Столько же?» (с фигурками и корзинками)

Воспитатель:

«Лиса и медведь собрали грибы. Лиса положила в корзинку 5 грибов, а медведь — 7. Чьих грибов больше? На сколько?»

Дети (выставляют фигурки и считают):

  • «У медведя больше!»
  • «На 2 гриба!»

Воспитатель:

«А теперь сделайте так, чтобы грибов стало поровну. Что можно сделать?»

Дети:

  • «Добавить лисе 2 гриба!»
  • «Или убрать у медведя 2 гриба!»

Воспитатель: «Отлично! Мы уравняли количество».

в) Геометрическое задание «Чей домик?» (у макета)

Воспитатель:

«Каждый зверь живёт в своём домике. Давайте посмотрим, какие геометрические фигуры спрятались в их жилищах».

(Показывает норку ежа — круг; дупло белки — квадрат; логово волка — треугольник; берлогу медведя — прямоугольник.)

Воспитатель: «Какая фигура у норки ежа? А у дупла белки?»
Дети:

  • «Круг!»
  • «Квадрат!»

Воспитатель:

«Найдите в группе предметы такой же формы. Что похоже на круг? На квадрат?»

Дети (ищут и называют):

  • «Крышка от баночки — круг!»
  • «Платочек — квадрат!»
  • «Окно — прямоугольник!»

г) Составление задач по сюжету (на магнитной доске)

Воспитатель:

«Белка собрала 4 ореха, а потом нашла ещё 2. Сколько орехов стало у белки? Давайте составим задачу».

(Выставляет на доску фигурки белки и орехи.)

Воспитатель:

«Что мы знаем? Что нужно найти? Каким действием решим?»

Дети:

  • «Было 4 ореха, нашла ещё 2!»
  • «Нужно сложить: 4 + 2 = 6!»
  • «У белки стало 6 орехов!»

Воспитатель:

«А вот волк шёл по лесу и увидел 5 зайцев. Два зайца убежали. Сколько осталось? Составьте задачу».

Дети:

  • «Было 5 зайцев, убежали 2!»
  • «Нужно вычесть: 5 − 2 = 3!»
  • «Осталось 3 зайца!»

д) Графический диктант «След зверя» (на листах в клетку)

Воспитатель:

«Звери оставили на снегу следы. Давайте нарисуем их по клеточкам. Слушайте внимательно:

  • 2 клеточки вправо,
  • 1 вверх,
  • 2 вправо,
  • 1 вниз,
  • 2 вправо.
    Что получилось?»

Дети (рисуют): «След лисы!»
Воспитатель: «Проверьте друг у друга. Все правильно?»

3. Практическая часть (5–7 мин)

Задание «Построй забор для зверят» (из счётных палочек)

Воспитатель:

«Волк и лиса хотят огородить полянку, чтобы зайцы не упрыгали. Постройте забор из палочек:

  • первый ряд — 5 палочек,
  • второй ряд — на 1 палочку больше,
  • третий ряд — на 1 меньше, чем во втором.
    Сколько палочек в каждом ряду?»

Дети (работают в парах, считают):

  • «В первом — 5, во втором — 6, в третьем — 5!»
  • «Забор получился ровный!»

Воспитатель:

«Сколько всего палочек вы использовали? Посчитайте».
Дети: «5 + 6 + 5 = 16 палочек!»

4. Заключительная часть (3–4 мин)

Рефлексия:

Воспитатель:

«Какие задания мы сегодня выполняли? Что было самым интересным?»

Дети:

  • «Считали зверей!»
  • «Решали задачи про орехи!»
  • «Рисовали следы!»
  • «Строили забор!»

Воспитатель:

«Что нового вы узнали о лесных жителях?»

Дети:

  • «У каждого свой домик!»
  • «Они собирают грибы и орехи!»
  • «Они живут дружно!»

Воспитатель:

«Вы отлично справились! Лесные звери говорят вам „спасибо“ и дарят эти наклейки (раздаёт картинки с животными). Давайте скажем лесу „до свидания“ и вернёмся в группу».

(Дети крутятся вокруг себя, говорят: «Раз, два, три — в группу иди!»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему : "Знакомство со временем. Песочные часы".

Знакомим детей с понятием "время", песочные часы. Ориентировка на листе бумаги. Д/И "Сутки". Знать сколько длится 1 минута....

Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)

Здесь представлен конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Веселое путешествие»

Возраст детей: дети 5 -года жизни (средняя группа)Программное содержание:Продолжать развивать элементарные счетные навыки, используя изученные числа (порядковый и количественный счет в пределах 5, уме...

Конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений в младшей и старшей группах с использованием блоков Дьенеша.

Ребенку исполнилось 5 или 6 лет,и мы задумываемся,как лучше развивать его способности.Родители уверены, что важно научить ребенка читать, считать, писать и никаких проблем с учебой не будет.Наша задач...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста с использованием методического комплекта «Мате: плюс. Математика в детском саду» Путешествие на остров Чунга-Чанга

Цель: формирование математических представлений у детей среднего возраста. Задачи:Образовательные: продолжать формировать математические представления детей; учить решать элементарные логические ...

Конспект занятие по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста с использованием методического комплекса «Мате: плюс» «В гости к мишкам»

Цель: Продолжать формировать математические представления у детей посредством нового  дидактического  материала Мате плюс.Задачи:Образовательные: Закреплять  умение находить и называть ...