Конспект проектной деятельности "Что означает имя?"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Дать детям понятие, что такое имя и отчество; от какого смысла слова они произошли; познакомить детей с информацией, которую несёт в себе имя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_oznachae_imya.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проектной деятельности

«Что означает имя»

Разработала: заместитель заведующего по ВМР Терских Е.А.

Программное содержание: Дать детям понятие, что такое имя и отчество; от какого смысла слова они произошли; познакомить детей с информацией, которую несёт в себе имя.

Материал: Перечень разнообразных мужских и женских имен.      Предварительная работа: чтение брошюр «Как назвать вашего ребенка» (тайны имени), «Имя, характер, судьба», беседа  «Имена мужские и женские, почему их так много», рассказы родителей детям, почему ему (ей) выбрали это имя.

Ход

1 часть

Воспитатель: Посмотрите на эти фотографии и скажите, кого вы на них видите?

Ответы детей:  мальчиков и девочек, тетенек и дяденек, бабушек и дедушек.  Воспитатель: Как вы считаете, можно ли обращаться ко взрослым и сверстникам с обращением типа « эй ты»?

Ответы детей: Я считаю, что нельзя.  (Послушать несколько ответов)

Воспитатель: Почему?

Ответы детей:  Безусловно, это будет непонятно, к кому это обращение. Воспитатель: Подумайте  и скажите, как  мы обращаемся  к сверстнику и взрослому человеку?

Ответы детей: К детям мы обращаемся по имени,  ко взрослым  по имени и отчеству.

Воспитатель: Совершенно, верно. А вы, хотите, знать, что такое имя? Имя – это отличительное название, обозначение человека, даваемое при рождении. Скажите,  какие имена бывают?

Ответы детей:  женские и мужские.

Воспитатель: делает обобщение: действительно, имена существуют женские и мужские.  Посмотрите на  экран, что видите?

Ответы детей:  большой перечень разных имен

Воспитатель: Внимательно прочтите их ( прочитываются имена). Теперь давайте с вами  разберем эти имена, имена женские будет выкладывать  на правую сторону, имена мужские на левую сторону. (Идет работа по раскладыванию имен).

Воспитатель: с заданием вы справились отлично.  Давайте познакомимся с именами  всех  присутствующих здесь. Что можно сказать? Они разные или одинаковые?  

Ответы детей: разные, но есть и повторяющиеся, как мальчиков, так и девочек, а также взрослых.

Воспитатель: Как вы считаете, имя готовится для  ребенка заранее, или дается сразу?  Вы правы. Имя для  ребенка родители стараются готовить заранее. Я хочу вам рассказать, каким образом  идет подготовка к выбору имени: имя дается в честь какого – то родственника, например, дедушки или бабушки далеко живущего,  по любви к ближнему родственнику, с учетом близости  дня рождения ребенка к какому-либо святому празднику

(Татьянин день или Нинин день  и.т.д.). Кто хочет рассказать   об истории  своего имени?  ( слушаем 3 -4 человека).

Физминутка:  чайная пауза.

2 часть

Воспитатель:  Дети, ранее вы сказали,  взрослых называют по имени и отчеству. Скажите,  как вы понимаете, что такое отчество?

Ответы детей:  отчество  дается по имени отца ребенка, например: моего папу зовут Василий – значит мое отчество  - Сергей Васильевич.

Воспитатель: правильно, в словаре Ушакова     определение отчества звучит так – отчество – это часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца при регистрации рождения.

Давайте послушаем, какие же у вас отчества.  По обращению воспитателя к ребенку, он называет свое имя и отчество.

Воспитатель: Давайте сделаем вывод: отчество у вас такое же разное, как и разные ваши имена.

3 часть

Воспитатель:  Ребята с кем вы живете?

Ответы детей: мы живем с мамой, папой, бабушкой и сестренкой; с мамой и папой; с мамой ,папой и двумя братиками и т д.

Воспитатель: Как  называется это совместное общество?

Ответы детей: семья.

Воспитатель: Все семьи разные. Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, различные профессии и увлечения. Семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей, очень близких друг другу. Они любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали. О своих родных, о семье можно рассказать словами, составить схему. А можно создать красивый образ семьи – дерево, цветок, дом, корабль. Чтобы получился свой особенный, яркий и красивый образ семьи, нужно выразить её особенности и задать себе вопросы: "На что похожа наша семья? Какая она?"

Расскажите о родословной своей семьи. (слушаются рассказы  детей и родителей 3-4 семей).

Воспитатель: Мы сегодня узнали много интересного о происхождении имен и отчеств, познакомились с  красивыми образами родословных. Вам задание: Придумать и оформить герб и флаг своей семьи.

Приложение 1.

Рекомендация для родителей.

"Как создать родословную своей семьи"

Немного истории.

Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями.

Термин "родословие" использовался в России с 11 века и до начала 20 века, современная историческая наука оперирует его греческим прототипом "генеалогия". В педагогике наиболее часто встречается термин "родословная". Поэтому мы также будем использовать этот термин.

 В народной культуре, в фольклоре связь поколений символизирует древо жизни. Его корни – наши далёкие предки; его ствол – старшие поколения; ветви, цветы, плоды – дети, внуки. Корни древа жизни находятся на небе, а ветви на земле. Такое описание образа древа жизни составил А.Н.Афанасьев.

Древо жизни растёт, если младшее поколение помнит и чтит предков, уважает старших, а старшие бережно, ласково относятся к детям.

     Ведением родословных книг занималось государство ещё в 15 веке, что позволяло проследить все ли князья, бояре и дворяне служат царю или уклоняются от государственной службы. Родословные книги также содержат рисунки – схемы, которые впоследствии получили название родословных таблиц.

Правила составления родословной. Терминология.

     

В генеалогии существует специальная терминология, определённые правила, согласно которым составляется родословная.

Род – это лица, связанные общим происхождением, ведущие своё начало по мужской линии от одного общего предка – родоначальника, объединённые общностью крови, т.е. находящиеся в кровном родстве. Род состоит из поколений: родоначальник, его дети, внуки, правнуки. Членами рода являются как мужские потомки, так и женские. На сегодняшний день мы можем говорить о некотором сходстве понятий "род" и "фамилия".

Родословная это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов, устанавливающий происхождение и степень родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает.

Существует два основных способа её ведения – по восходящей и нисходящей линии.

При составлении восходящей родословной главным объектом исследования является тот человек, о предках которого собираются сведения. Восходящая прямая линия родства идёт от данного лица к его предкам. Для оформления линии восходящего родства достаточно широко используется круговая таблица.

Нисходящую родословную начинают составлять с самого отдалённого из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Таблица нисходящего родства напоминает пирамиду, вершина которой – родоначальник, а основание – последнее поколение его потомков.

Вариантом таблицы нисходящего родства является родословное, или генеалогическое, древо.

Родословное древо – это перевёрнутая таблица нисходящей родословной, чаще всего мужской. Она действительно напоминает разветвлённое дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева или в его корнях, имена потомков – на разветвлениях и стилизованных ветвях и веточках.

Так же существуют следующие термины:

родословная – история семьи, рассказ о своей семье, своём роде, своих предках;

род – родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того общего предка;

предки  люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения;

поколение – люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста;

обычай – привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции;

традиции – обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

Вряд ли ребёнка заинтересуют скучные прямоугольники или овалы, необходим привлекательный образ. В качестве одного из вариантов может подойти рисунок семейного или родословного древа; или же гроздь винограда, как образ дружной, сплочённой семьи; или же радуга, как образ семьи, объединяющий яркие индивидуальности и включающий семь поколений. Семья может быть похожа на явление природы, растение, животное, здание. Даже на предмет, например на игрушку. Всё зависит от вашего творчества. Творите и получайте удовольствие от результата.

Приложение 2.

Рекомендация для родителей

«Как создать герб и флаг своей семьи»

Немного истории…

Существует целая наука – гербоведение. Она изучает гербы, их историю, происхождение, значение различных изображений, цвета.

Если бы учёные не исследовали историю гербов, мы не узнали бы, как появился герб нашей Родины – России, что означает фигура двуглавого орла, всадника. Гербоведение – это ещё и наука о составлении гербов. Учёные и художники работают над эскизами гербов, знамён, различных эмблем для армии, для лётчиков, пограничников.

Форма герба может быть разной: круглой, квадратной, прямоугольной, овальной, в форме старинного воинского щита. На гербе воина изображали священный знак: крест, фигуру животного, какой-либо предмет. Это символическое изображение, священный знак должен был помогать воину в бою, оберегать от стрел и сабельных ударов.

Поле герба можно разделить на две или несколько частей. Необходимо выбрать цвета для герба. Цвет очень важен для человека. Окружающий нас мир многокрасочен. Небо – голубое, трава – зеленная, солнце – золотое, луна – серебряная. В старину каждый цвет связывали с явлениями природы: чёрный – земля; синий – вода; красный – огонь; голубой – небо; зелёный – растительность.

Значения цвета

Красный цвет называется червлёным и служит символом храбрости и мужества, а также символизирует кровь, пролитую за веру, государя, отечество.

Синий именуется лазурным и символизирует красоту;

Голубой символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперёд, надежду, мечту;

Зелёный символ надежды, молодости, радости и изобилия, плодородия, свободы, покоя и мира;

Чёрный говорит о печали, благоразумии и смирении. Кроме того, это символ образованности, скромности, осторожности;

Жёлтый и белый сравнивают с драгоценными металлами – золотом и серебром. Золотой чаще всего является символом богатства, а серебряный – чистоты;

Фиолетовую краску получали из очень дорогих и редких ракушек. Из-за высокой стоимости её могли использовать лишь при царских или королевских дворах. Впоследствии фиолетовый цвет символизировал царское или королевское происхождение.

Значения животных и предметов

бык - символ труда и терпения, плодородия и скотоводства;

волк - символ жадности, злости и прожорливости. Помещается в гербах как знак победы над жадным, злым противником;

олень - символ воина, перед которым бежит неприятель;

медведь - символ предусмотрительности и силы;

лев - символ власти, силы, храбрости и великодушия;

кошка - символ независимости;

кабан - символ неустрашимости и могущества;

овца - символ кротости, доброты и сельской жизни;

пчела - символ трудолюбия и неутомимости;

сова - символ мудрости, смекалки и расторопности;

змея - символ мудрости, добра и предосторожности;

голубь - символ смирения и чистоты, святого духа;

орёл - зоркость;

книга - любовь к чтению;

мяч - спортивные игры;

карандаши - умение рисовать;

кукла - любовь к играм.

Как создать герб своей семьи.

Попытайтесь вместе с ребёнком нарисовать герб семьи – схематический рисунок с геометрическими фигурами, изображениями птиц и зверей, - глядя на который, любой человек быстро сможет понять, кто вы и чем занимаетесь. Подумайте с ребёнком, чем ваша семья отличается от других и чем она может гордиться. Семейный герб рассказывает о его владельцах. На нём обычно изображается то, чем гордится семья, её достижения и успехи, семейные традиции.

Иногда на гербе помещают красиво написанную начальную букву фамилии его владельцев. Рядом с ней рисуются предметы, которые рассказывают о семье. Попробуйте отразить в гербе вашу фамилию, если ей соответствует какой-то предмет или существо (журавль – для Журавлёвых, молот – для Кузнецовых), род деятельности членов семьи (книгу – для учителей, компьютер – для программистов) и дальше всё, что подскажет вам и ребёнку фантазия, изобретательность и знания. Подумайте, почему ваша семья носит именно эту фамилию? От чего или кого она произошла? От названия местности, где проживали предки (Уфимцев, Новгородцев) или от профессии, которой они занимались (Гончаровы, Ковалёвы)? Или они были "лицом смуглы", как Черномырдин? Кстати, представлять, какими были ваши предки – тоже очень интересно.

На основе герба можно создать и семейный флаг. Такой семейный флаг можно поднимать в дни семейных торжеств, на праздники.

Семейный флаг – это символ семейного счастья и благополучия. Такой флаг можно сделать своими руками или нарисовать. Для начала нужно решить, какого цвета он будет – одноцветный или многоцветный. Цвет флага должен быть ярким и праздничным. Что же нарисовать на радостном фоне? Нужно вспомнить, что больше всего любит ваша семья и изобразить на флаге предмет, который бы говорил об этом. Например, если все в семье любят читать, то можно нарисовать книгу, а если любят музыку, то ноты с нотной тетрадью, а зелёный фон флага может означать, что ваша семья любит природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Что означают наши имена"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Ознакомить детей с правом на имя, фамилию; учит применять  это право в жизни....

Конспект занятия «Что означает простое «здравствуйте» для детей подготовительной группы.

Знако\мство детей с правилами приветствия, историей возникновения этих правил....

конспект НОД "Что означают наши имена"

Каждый из нас имеет право на имя с рождения! каждое имя имеет свое значение. В данном конспекте мы знакомимся с тем, откуда происходят именя и что они означают, какой документ свидетельствует об имени...

Конспект НОД "Что означают наши имена?"

Конспект разработан для детей подготовительной группы. Целью занятия является: сформировать у детей представление о том, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом, познакомить с п...


 

Комментарии

Шекера Лариса Владимировна

Уважаемая коллега, скачала вашу работу для себя, обязательно проведу что-нибудь подобное!Очень здорово!