Главные вкладки

    Статья (младшая группа) по теме:
    Родителям о развитии малыша с нарушением слуха.

    Поморина Наталья Валентиновна

     В материале даны краткие рекомендации и упражнения по развитию общей моторики, речи, слухового внимания, вибрационной и тактильной чувствительности, слухо-зрительного восприятия. Статья будет полезна прежде всего родителям, воспитывающим ребёнка с нарушением слуха.   



     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelyam_o_razv._rechi._malyshi_s_narusheniem_sluha..docx18.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родителям о приёмах развития малышей с нарушением слуха.

    Как развивается Ваш малыш?  Он ещё не умеет говорить и у него есть нарушения слуха?  Играйте с ним. Играя, он развивается.

    Развитие движений.


    1.  Учите ребенка
    ходить вверх и вниз по наклонной доске, приподнятой на высоту 10 см одним концом. Ребенок проходит по доске и спрыгивает с высокого конца, держась за вашу руку.
    2.  Продолжайте учить ребенка подражать движениям рук (до 6 движений).
    3. Учите ребенка
    бросать мяч в корзину. Вы катите ребенку мяч и говорите: "Возьми мячик", ребенок понимает задание по ситуации. Вы берете второй мяч и бросаете его в корзину, говорите: "Там! Мячик там!" предлагаете ребенку бросить свой мяч. Если он не решается, помогите ему - бросьте мяч его руками и тоже скажите: "Там! Мяч там!"
    4.  Учите ребенка подражать мелким движениям рук. Садитесь за стол друг против друга, ставьте кулаки на стол, отведите большие пальцы вверх, спрячьте их в кулачок; выставьте вперед указательный палец, вверх большой палец ("пистолет") и т.п. Ребенок повторяет движения.

    Развитие зрительного и тактильно-двигательного восприятия.


    1. Продолжайте учить ребенка закрывать – открывать коробочки различной формы и величины.
    2.  Учите
    сличать парные предметы.
    Вы провозите один грузовичок, называете его
    авто или машина. Выходит кукла (ляля), сажаете ее в грузовик и увозите в другую часть комнаты. Появляется другая машина (машины можно сделать из обувных коробок, привязав к ним веревочку), в нее садится мишка. Машина уезжает. Берете вторую пару - точно таких же мишку и куклу. Они гуляют. Приезжает грузовик с мишкой. Вы сажаете к нему в кузов другого мишку. Машина уезжает. Вы достаете еще одного такого же мишку и сажаете рядом с куклой. Приезжает грузовик с куклой, вы предлагаете малышу посадить кого-нибудь в кузов. Указываете на куклу и просите: "Дай, дай!" Если ребенок затрудняется, его рукой берете мишку, подносите к кукле в машине и говорите: "Нет!" Ведете ребенка к грузовику, в котором сидят два мишки, и сажаете еще одного мишку. Возвращаетесь к куклам и малыш сажает лялю к ляле.
    Можно сажать игрушки на стулья.
    При выборе из двух ребенок учится подбирать абсолютно одинаковые предметы быта - столовые ложки, кружки, носки, платочки, варежки и т.д.
    3.  Продолжайте повторять упражнения из 1-2 заданий.

    Развитие действий с предметами.


    Продолжайте упражнять ребенка в различных действиях с предметами. Ребенок должен знать, что гребешком причесываются, ложкой едят, мылом моют руки.

    Развитие вибрационной чувствительности.


    1.  Учите
    ощущать вибрацию воздушного шара. Вы надуваете воздушный ШАР и ребенок обхватывает его руками. Прислонившись к шару губами, произносите звук [У] или звук [М]. Ребенок ощущает вибрацию и с вашей помощью подбрасывает шар вверх. Повторяете упражнение раза три.
    2.  Продолжайте выполнять упражнения из 1-2 заданий.

    Развитие речи и слухо - зрительного восприятия речи.


    1. Продолжайте развивать гуление и лепет.
    2. Продолжайте
    обыгрывать игрушки, используя при этом новые, называйте их, побуждайте ребенка говорить, но не заставляйте.
    3.  
    Познакомьте ребенка с названием самолета - ВВВВ. Произносите звукоподражание в аппарат и предложите ребенку повторить.
    4.  Продолжайте учить звать членов семьи.
    5.  Учите на основе слухо-зрительного восприятия (ребенок смотрит на вас и одновременно слушает с аппаратом) различать лепетные слова
    прр и ав. В разных концах комнаты стоят лошадка и собака. Один взрослый берет игрушку и называет ее. Другой берет ребенка за руку и бежит к той игрушке, которую назвали. Порядок называния игрушек должен постоянно меняться. Постепенно ребенок привыкнет сам бежать к игрушке.
    6.  Упражнение
    на развитие дыхания. На столе лежат мелко нарезанные кусочки цветной бумаги. На глазах у ребенка вы дуете на них, они разлетаются. Ребенок делает то же самое.

    Развитие слухового восприятия.


    1. Продолжайте
    вызывать у ребенка реакцию на звучание музыкальных инструментов.
    2. Учите ребенка дифференцированным реакциям на звучание различных музыкальных инструментов. Начинайте со звучания барабана. Под его аккомпанемент ребенок шагает по комнате. Перед его глазами вы четко, ритмично бьете по барабану и одновременно шагаете. Пока ребенок опирается на слухо-зрительное восприятие. Если все получается, то переходите только к слуховому восприятию. Учите на примере мишки или куклы: ставите их спиной к ребенку, его ручками ударяете по барабану, мишка ходит. С прекращением ударов мишка останавливается. Обращаете внимание ребенка во время выполнения упражнения: "Дима, слушай!" Мишка и ребенок меняются ролями.
    3. Продолжайте учить ребенка поворачиваться на свое имя.
    4. Продолжайте учить ребенка в игре различать на слух звучания лепетных слов. Если ребенок слабослышащий, то развивайте его слуховое восприятие и без аппарата. Начинайте говорить у самого ушка, постепенно отдаляясь от ребенка.
    Очень важно сразу
    формировать у ребенка слухоречевую связь: в ответ на услышанное слово он обязательно должен что-то произнести, а потом показать игрушку. Пока не важно, какой звук или слово произнесет ребенок, главное - у него должен образоваться рефлекс реагировать голосом на любое сказанное слово. Точное воспроизведение придет позже. Слушание с аппаратом ускоряет процесс самостоятельного пользования ребенком теми словами, которые вы учите его слышать и произносить.
    Учите различать звучания знакомых слов-звукоподражаний при выборе из двух, например:
    ууу - мяу, ввв - прр, ввв - ляля, ав-ав - прр. Используйте различные по внешнему виду игрушки - поезда, котят, самолеты, собачек.

     

                                                                                       Учитель-логопед


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психофизическое развитие детей с нарушением слуха

    В статье рассматриваются особенности комплексного взаимодействия специалистов специализированного дошкольного образовательного учреждения для обеспечения физиче­ского развития и укрепления психоло...

    Доклад по теме: «Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха»

    МБДОУ « Детский сад компенсирующего вида № 26» города ЧебоксарДокладпо теме:«Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха...

    Технологии обучения и развития детей с нарушением слуха дошкольного возраста

    Классификация технологий обучения и методы применения....

    Проект «Сенсомоторное развитие детей с нарушением слуха»

    Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т.д....

    Индивидуальная карта развития ребёнка с нарушением слуха

    Диагностика памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы развития ребёнка с нарушенным слухом...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « Знакомство младших дошкольников с нарушенным слухом с природой».

    Данная консультация поможет родителям и воспитателям младших дошкольников с нарушенным слухом правильно знакомить детей с природой....