Литература и развитие личности
материал по теме

Иоффе Юлия  Евгеньевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_i_razvitie_lichnosti.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование личности. Искусство слова давно уже стало частью той социокультурной среды, в которой развивается каждый человек.

  1. Литература сохраняет и передаёт из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь напрямую к сознанию человека, так как материальным носителем образности в литературе является речь.

  1. Взаимосвязь речи и мышления изучается давно и не вызывает сомнений: слово - результат мысли и её инструмент, с помощью слов мы не только выражаем содержания нашего сознания - сам мыслительный процесс имеет вербальную основу и невозможен вне речи.

  1. И если слово формирует мысль, значит, искусство слова способно повлиять на образ мысли.

  1. Множество примеров, подтверждающих это влияние, можно найти в истории литературы: нередко искусство слова напрямую использовалось как мощное идеологическое оружие, литературные произведения становились инструментом агитации и пропаганды, в частности, произведения советской литературы.

  1. Литература упорядочивает человеческие представления о мире. Это связано с тем, что литературные произведения становятся фактами языка, на котором мы говорим, органично входят в наше речевое пространство, а значит, и в наше сознание.

Формирование личности ребёнка и его речевое пространство

  1. Проследить параллель между речью и мышлением можно с самого детства: развитие речи - один из основных показателей общего развития ребёнка, роста его сознания.

  1.  Известно, что задолго до рождения у ребёнка хорошо развит слух, а значит, большую часть информации об окружающем мире в первые годы жизни он получает через слово. Последние исследования показали, что ещё в материнской утробе младенец способен отличить осмысленную речь от бессмысленного набора звуков: его мозг реагирует только на слова и сочетания слов.

  1. Изначально детское мышление конкретно: лексикон состоит из отдельных слов, называющих знакомые предметы. По мере взросления ребёнок учится оперировать понятиями и связывать слова в предложения, выстраивая собственное представление об окружающем мире. Каким оно будет, во многом зависит от той речевой среды, в которой растёт ребёнок.

  1. Маленький человек, только что научившийся говорить, особенно чуток к звучанию и смыслу слова, тонко улавливает оттенки значений, активно занимается словотворчеством.

 

  1. Поэтому художественное слово с самого раннего возраста входит в детское речевое пространство и влияет на его формирование.

  1. Даже самые простые произведения для детей предлагают им некое упорядоченное представление о действительности, раскрывают связи между предметами и явлениями окружающего мира, а значит, помогают подрастающему человеку ориентироваться в непростой реальности и оценивать всё происходящее.

  1. Так литература закладывает основы отношения человека к миру, определяя тем самым своеобразие его личности.

Автор статьи - филолог Валерия Здир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию : «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»

Тема: «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»...

"Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка" (консультация для родителей)

Каждый знает, что роль книги в жизни человека огромна. «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький). «…Чем больше я думал, тем больше приходил к убеждению, что наш духовный мир складывается, как...

«Роль детской литературы в развитии личности ребенка»

«Роль детской литературы в развитии личности ребенка»...

Консультация для родителей «Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка»

Консультация для родителей«Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка»...

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Дошкольное детство – период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуально­сти ребенка, а также период активного познания окружающего ми...

«Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка»

Каждый знает, что роль книги в жизни человека огромна. «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький)....