Портфолио, как социокультурное пространство для формирования индивидуальных способностей дошкольника
статья по теме

Акулова Ольга Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_kak_sociokulturnoe_prostranstvo_....docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио, как  социокультурное пространство  для формирования  индивидуальных способностей дошкольника

О.М.Акулова, город Нижневартовск,

МБДОУ ДСКВ № 62 «Журавушка»

В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».

Что же такое портфолио дошкольника? 

Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии ребенком своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны. Это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положи тельных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Ребенку и его родителям трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения с взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает  субъектность и адаптивность в каждом ребенке.

Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае портфолио станет и любимой "книжкой с картинками – о себе самом " для ребенка, и предметом его гордости. Она "с восторгом примет" все творческие работы, с "особым вниманием отнесется" к удивительным фантазиям, а через некоторое время "с любовью напомнит" о том, "каким еще год назад  был малыш"!

Портфолио своих воспитанников, мы создавали в несколько этапов:

На первом постановочном этапе мы  определили цель его создания, разработали «Положение о портфолио дошкольника», где  определены функциональные обязанности участников образовательного процесса.

На поисковом этапе мы провели большую работу с родителями и выяснили, что папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному увидели своего ребенка, восхищаясь и радуясь его успехам, но и открыли новые таланты у себя. Так появились электронные портфолио, стихотворные подписи к фотографиям, рисунки.

Для нас было важно сделать родителей своими союзниками. Поэтому первоначально мы привлекли  активных, неравнодушных родителей, проводили для них консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио. С помощью портфолио родители увидели своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Внедряя портфолио, мы предлагали различные  варианты разделов и рубрик, продумали возможное их содержание. Предлагаю рассмотреть один из вариантов.

  1. Познакомьтесь со мной.

Здесь последовательно вложены фотографии, сделанные в день рождения, информация о времени и месте рождения, о том, что означает имя ребенка, в какой день празднуются именины. родители писали небольшой рассказ о том, как и почему было выбрано именно это имя.  

  1. Моя Семья.

Портфолио используется как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Здесь  размещены листы, посвященные кратким рассказам о членах семьи. В рассказах, кроме личных данных,  упоминается профессия, черты характера, любимые занятия членов семьи, а также особенности совместного времяпровождения.

  1. Чем могу, помогу.

 Малыши первых лет жизни активно "принимают участие" в работе по дому. Они помогают опускать белье в стиральную машину, поливать и опрыскивать цветы, протирать пыль. Сначала это игра, подражание. Несложно сделать несколько снимков, на которых маленькие помощники с усердием выполняют работу по дому.

  1. Вдохновение зимы (весны, лета, осени)

Наша жизнь плавно течет от сезона к сезону. Все это находит отражение в детских рисунках и других творческих работах. Кто-то с ранних лет проявляет интерес к фотографии, кто-то пишет свои первые стихи, а кто-то ведет календарь природы. Все эти работы вполне могут стать прекрасным наполнением этого раздела.

5.  Мне интересно.

 Многие дети достигают значительных успехов, занимаясь в спортивных секциях, музыкальных и танцевальных школах, различных студиях и в кружках детского творчества, как в стенах детского сада, так и в учреждениях дополнительного образования. Конечно же, эти виды деятельности не остаются без внимания. Будь это мимолетное хобби или серьезное увлечение ребенка, не столь важно. Главное, чтобы ребенок занимался этим видом деятельности с большим интересом и при этом сознательно стремился достичь определенных результатов.

6.  Золотые ручки    

 Этот раздел содержит фотографии работ (объемных) или сами работы, выполненные руками ребенка: поделки из природных материалов, вырезанные снежинки постройки из конструктора и т.д.

7. Грани таланта.

 В арсенале каждого малыша непременно есть работа, являющаяся предметом его гордости! Можно вкладывать в этот раздел не только оригиналы работ, но и фиксировать сам момент участия: фотографировать выставку и стенд с работой.

8.  Награда для героя.

 Некоторые дети получают свои первые дипломы и медали уже в дошкольном возрасте. Данный раздел - копилка всевозможных официальных наград, полученных ребенком.

9. Скоро в школу.

 Этот раздел заполняем в тот период, когда ребенок начинает целенаправленно готовиться к началу обучения. Можно вложить первые тетрадки малыша.

В ходе работы над портфолио могут появиться новые рубрики, предлагаемые детьми или взрослыми на основе интересных событий или проявлений ребенка.

Еще один немаловажный момент: в данной работе особенно важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ.

Нам помогает педагог-психолог в организации индивидуального подхода к ребенку. Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре помогают в создании условий для развития детского творчества в физической, музыкальной, театральной деятельности.

3 этап. Заключительный.

Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспи тателя: часто она бывает заниженной, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей.

Наблюдения, осуществляемые взрослыми, должны быть не навяз чивыми, не назойливыми, а заинтересованными в раскрытии творческого потенциала ребенка. Умению наблюдать необходимо, учиться как родителям, так и педагогам. Родители лучше узнают психологические особенности своих детей, раскрывают особенности интересов и склонностей.

Работа над созданием портфолио позволила нам  сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, так как в данном деле в центре вни мания находится ребенок.

Список используемой литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение, 1991
  2. Коробицына Т.А., Пахомова А.   Дошкольное образовательное учреждение: планирование и методическая работа: учеб. - метод. пособие АО ИППК РО, М. 2009 г.
  3. Кочкина Н.А.,Чернышева Н.А.,Портфолио в дошкольном образовательном учреждении: практическое пособие, АО ИППК РО, М. 2009.
  4. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому, М., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль предметно развивающего пространства в формировании творческой активности дошкольников

Роль предметно развивающего пространства в формировании творческой активности дошкольников...

Презентация " Портфолио,как формирование индивидуальных способностей дошкольника"

Многие дети достигают значительных успехов, занимаясь в спортивных секциях, музыкальных и танцевальных школах, различных студиях и в кружках детского творчества как в стенах детского сада, так и в учр...

Семья как социокультурное пространство воспитания, обучения и развитии дошкольника

В статье раскрывается роль семьи в социокультурном развитии ребенка. Представляется опыт работы дошкольной образовательной организации по взаимодействию с родителями как равноправными партнерами педаг...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Карта Учета индивидуальных способностей дошкольников по обучению финансовой грамотности

Карта индивидуальнго развития по дополнительной программе "Финансовая грамотность дошшколят"...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО СОЗДАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Тесное сотрудничество педагогов и родителей, осознанное решение задач математического развития детей дошкольного возраста, позволят создать единое образовательное пространство развития ребенка, которо...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕРЕЗ ОВЛАДЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ИГРАМИ.

представленный материал является опытом работы в рамках реализации задач Федерального проекта "Успех каждого рабенка" в работе с дошкольниками. В работе раскрываются методы, приемы, условия ...