" Социальное развитие ребёнка – актуальная задача дошкольного образования."
статья по теме

Воробьёва Екатерина Михайловна

 

Социальное развитие ребёнка – актуальная задача дошкольного образования.

Одно из   направлений  модернизации современного дошкольного образования связано с актуализацией проблемы развития индивидуальных ресурсов личности.  Приоритетная задача дошкольного образования – создание и обеспечение  условий   социально - личностного развития ребенка-дошкольника.

Чтобы продвинуться в  анализе проблемы, необходимо определиться с выбором понятия «социальное развитие». Концепции социального развития ребенка дошкольника выстраиваются вокруг понятий «личность» и «общество», процессы, происходящие между ними, чрезвычайно разнообразны. Мы осознаем полифункциональность процесса социального развития и понятия  «социальное развитие» со всем многообразием его смыслов.

Социальное развитие личности  рассматривается как  средство и результат, один из аспектов ее социализации, понимаемой   как процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции; как процесс интериоризации индивидом  знаний, ценностей и норм, как процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта.

 Социальное развитие представлено в комплексных и парциальных образовательных программах для детей дошкольного возраста «Истоки», «Детство».

Таким образом, несмотря на вариативность в толковании процесса социального развития авторами рассмотренных программ, в его содержании   можно выделить общее: 

—  направленность на человека;

— первичность эмоционального восприятия социального мира;

— познание себя как осознание, нахождение своего места  в мире людей;

— овладение ценностями нормами окружающего мира;

— социализация как  триединый процесс  (адаптация, индивидуализация, интеграция)

— процесс социализации по механизму совпадает с нравственным воспитанием (формирование представлений, чувств, поведения);

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon socialnoe_razvitie__rebenka.zip12.38 КБ

Предварительный просмотр:

        Государственное бюджетное дошкольное образовательное    

             учреждение детский сад № 64 г. Санкт - Петербурга

                                         Невского района

 

       

« Социальное развитие  ребенка  -  актуальная  

           задача  дошкольного образования»

                                                                                                                  Подготовила:                                                              

                                                                                                                 Воспитатель 2 яс.гр.        

                                                                                          Воробьёва.Е.М.                                                                                                                                                                                           

Социальное развитие ребёнка – актуальная задача дошкольного образования.

Одно из   направлений  модернизации современного дошкольного образования связано с актуализацией проблемы развития индивидуальных ресурсов личности.  Приоритетная задача дошкольного образования – создание и обеспечение  условий   социально - личностного развития ребенка-дошкольника.

Чтобы продвинуться в  анализе проблемы, необходимо определиться с выбором понятия «социальное развитие». Концепции социального развития ребенка дошкольника выстраиваются вокруг понятий «личность» и «общество», процессы, происходящие между ними, чрезвычайно разнообразны. Мы осознаем полифункциональность процесса социального развития и понятия  «социальное развитие» со всем многообразием его смыслов.

Социальное развитие личности  рассматривается как  средство и результат, один из аспектов ее социализации, понимаемой   как процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции; как процесс интериоризации индивидом  знаний, ценностей и норм, как процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта.

Уместно уточнение, связанное с определением социального развития через дефиницию socialis — общественный, то есть направленный на другого человека.

Кандидата педагогических наук Бабуновой Т.М. приводит следующее понятие «социально-личностное развитие в дошкольной педагоги ке рассматривается как комплексный процесс, во время ко торого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру об щества или сообщества, в котором ему предстоит жить».

 Основой этого процесса является поло жение философии о взаимосвязи человека и общества, рассмотрение человека как ценности (аксиологический подход), об активной роли человека в преобразовании окружающего мира и самого себя. Трудности социального развития детей объясняются тем, что дети живут во взрослом мире, испытывают на себе социально - экономическое неравенство, дефицит культуры обще ния и взаимоотношений людей, доброты и внимания. Неблагоприятные варианты проявления социального поведения не редко возникают под влиянием наблюдаемых отрицательных поступков окружающих, ряда телепередач.

Эти аргументы доказывают актуальность и своевременность обращения к теме социального развития личности  . Социальное развитие представлено в комплексных и парциальных образовательных программах для детей дошкольного возраста «Истоки», «Детство».

В программе «Истоки» «социальное развитие» характеризуется общением ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания.

В программе «Детство» содержание и технология социального развития представлены в разделах «Ребенок в кругу взрослых и сверстников», «Гуманное отношение»: взрослые ориентируют  детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие гуманных чувств и отношений. В программе «Детство» социально-эмоциональное развитие дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в ДОУ.  Педагог детского сада  обес печивает единый процесс социализации-индивидуализации личности дошкольника через его эмоциональное приятие себя, своей самоценности и связи с социальным миром.

Таким образом, несмотря на вариативность в толковании процесса социального развития авторами рассмотренных программ, в его содержании   можно выделить общее:  

—  направленность на человека;

— первичность эмоционального восприятия социального мира;

— познание себя как осознание, нахождение своего места  в мире людей;

— овладение ценностями нормами окружающего мира;

— социализация как  триединый процесс  (адаптация, индивидуализация, интеграция)

— процесс социализации по механизму совпадает с нравственным воспитанием (формирование представлений, чувств, поведения);

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.

Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок,  с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...

Статья "Образовательные технологии как инструмент решения актуальных задач современного образования (достижения требований ФГОС)"

Образовательные технологии как инструмент решения актуальных задач современного образования (достижения требований ФГОС)В век быстрого развития информационно инновационных технологий и в связи с перех...

Решение задач интеллектуального и социального развития ребёнка-дошкольника в процессе освоения проектной деятельности.

В современных условиях компетентная  личность становится востребованной обществом на всех ступенях её развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, постоянно ...

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одно из   направлений  модернизации современного дошкольного образования связано с актуализацией проблемы развития индивидуальных ресурсов личности.  Приоритетная задача дошкольног...