Воспитание без огорчений
материал (подготовительная группа) по теме

КАДИЕВА ФАРИДА УСТАРХАНОВНА

 

                                                                                   Воспитание без огорчений

Многие родители жалуются: «В наше время не знаешь, что делать! С одной стороны, ребенка надо воспитывать как можно свободнее, не наказывая его, не отгораживая его от окружающего мира, быть ему больше другом, чем отцом или матерью. С другой стороны, совсем без дисциплины и авторитета тоже не обойтись. Можно ли вообще воспитывать, не прибегая к авторитету? Что же из этого получится? Как же все это трудно!»

Фридрих Вильгельм Фёрстер, один из крупнейших педагогов нашего времени, сказал как-то: «У родителей просто не хватает нервов, чтобы терпеть ребенка в процессе его нормального развития».

Стремление наших подростков к свободе тоже относится к нормальному разввитию. Ясно, что подросткам нужна свобода. Этого требует от них половая зрелость. Сыновья, которых влечет на путь головокружительных приключений, рожденных юношеским романтизмом, нуждаются в ней еще больше, чем девочки. Предоставить подросткам свободу не означает следовать принципам «свободного воспитания». Во всяком случае, неправильно понятого свободного воспитания, в котором якобы отсутствуют всякие авторитеты. Существует неправильное представление, что в пространстве свободного воспитания дети могут делать и позволять себе все, что им нравится. Они должны якобы расти без всякого давления, чтобы не быть зажатыми в жизни. Корни так называемого «свободного восппитания» уходят в эпоху уже отжившего, но когда-то очень модного антиавторитарного воспитания.

Но вопрос остался: нужны ли авториеты? Да, нужны. Но такие авторитеты,которые понимают сегодняшний мир и помогают молодежи найти себя в водовороте соблазнов и опасностей. Каждому ребенку нужен поводырь. Но он должен предоставить воспитаннику столько свободы, чтобы тот мог самостоятельно дуать и действовать. На первом плане стоит пример воспитателя, а не его палка. Задача состоит не в том, чтобы подавить природу ребенка, а в том, чтобы направить ее в нужную колею. Наше время нуждается в людях с незашоренным сознанием, которые достаточно сильны, чтобы зарекомендовать себя в этом мире. Для этого человек должен обладать внутренней свободой. Угнетенный чаще попадает под колеса!

Мы, родители, должны понять, что изменились формы авторитета. Авторитетом обладают сегодня не в силу своей должности, а в силу самой личности, которая действительно что-то из себя представляет. С другой стороны, авторитетом для подростка может быть не личность целиком, а лишь какие-то отдельные ее проявления. Например, ученик выслушивает замечания мастера по поводу своей работы, но не терпит никаких замечаний насчет своего досуга, забота о

 котором раньше входила в компетенцию любого наставника. Современная молодежь считает, что мастеру не должно быть до этого никакого дела.

С этим надо считаться. Колесо развития не повернуть вспять. И это хорошо, потому что для формирования личности нужна свобода. На первом месте в воспитании уже больше не стоит послушание, хотя именно оно и определяет взаимоотношения детей и родителей. На первом месте стоит воспитание ответственности перед самим собой и способности принимать решения. Молодой человек должен научиться выбирать: свою профессию, своего партнера, потребительские товары, мнения, доходящие до его слуха. Времена, когда родители выбирали мужа для дочери, давно прошли.

Как только мы поймем эти взаимосвязи, наше внутреннее отношение к молодому человеку начнет меняться. Мы не будем больше попадать в конфликтные ситуации с нашим сыном или дочерью по поводу «авторитета в семье», потому что уже не будем требовать рабского повиновения.

Растеряны все те родители, которые сегодня воспитывают своих детей по меркам абсолютного послушания, а дети не справляются с жизнью. Большинство так называемых неудачников вырастают в семьях, где хотят противостоять опасностям окружающего мира с помощью железной дисциплины, или же в семьях без всякой дисциплины, где нет никакого авторитета, где родители всё пускают на самотек, чтобы как можно меньше хлопот создавать в собственной жизни.

Мир изменился. И человек, который должен успешно с ним справиться, тоже должен быть иначе сформирован, чем раньше. Слепым послушанием мы наталкиваемся на пустоту. Одной лишь любовью — тоже. Но золотую середину нашли еще не все. Поэтому мы, родители, должны постоянно думать об этом. Ведь мы хотим сделать наших детей счастливыми людьми. А это требует большой самоотдачи и открытости.

Немножко юмора — и все будет легче. Я хотел бы, дорогие родители, поделиться с вами еще одним педагогическим секретом: воспитывайте ребенка в радости!

У родителей, которые умеют смеяться, меньше трудностей с ребенком. Родители, у которых на лице улыбка, даже если на душе тяжело и грустно, видят, как их радость отражается на настроении ребенка. Наконец, родители, которые в подходящий момент находят остроумное слово, реже наказывают своих детей.

Сам ребенок — источник нашей огромной радости. В колыбели он впервые вам улыбнулся — разве это не самый счастливый момент для каждой матери? Вот уже несколько недель на этой земле новый гражданин, он занял свое место в семье и излучает счастье. На него обращены все взоры. Чистенький и приятно пахнущий, он уютно лежит в своей кроватке, спит, порой кричит или размахивает своими ручками. Но лишь у матери устанавливается настоящий контакт с младенцем, потому что только к ее груди он прижимается во время кормления.

Всех остальных вокруг он пока не воспринимает. Он еще не умеет схватить палец, который ему протягивают, не умеет  ловить взгляд. И вдруг — улыбка! Вдруг он начинает улыбаться. Он смотрит на нас сияющими глазами. Между нами возведен мостик. Человеческий контакт завязан. Связь с ребенком создана. Это великий момент в развитии нашего ребенка. Эту первую детскую улыбку в психологии называют «социальной улыбкой». Каждая улыбка — выражение радости. У ребенка тоже. Наш младенец радуется и может показать нам это. Эта потребность радоваться есть у каждогомалыша. Поэтому надо сделать все возможное, чтобы наш ребенок и дальше мог расти с ощущением радости жизни.

 В этом случае мы сделаем для его нормального развития больше, чем самое лучшее и дорогое питание.

Трудные моменты замечательно разряжаются чувством юмора. С помощью смеха мы можем добиться того, на что обычно приходится потратить массу нервов, а иногда даже прибегать к наказанию.

Учитесь быть в хорошем расположении духа

Лишь немногих избранных природа наградила свойством в любой ситуации сохранять хорошее расположение духа. Все остальные должны стараться воспитать в себе это качество. Может быть, пройдем небольшой курс обучения? Польза от этого будет всем.

Посмотрим на самих себя со стороны. В состоянии ли мы сдерживать ребенка, если сами даем волю своим чувствам? Поэтому для начала поработаем над собой. И прежде всего постараемся привести в порядок собственные мысли. Часто в них царит полный хаос. Ведь что только не наваливается на нас в течение целого дня! И все, с чем бы мы ни сталкивались в нашей серой будничной жизни, мы воспринимаем слишком серьезно. При этом у нас такое выражение лица, как будто мы наглотались кнопок. Если кто-нибудь попытается к нам подступиться, ему несдобровать. За собой вы наверняка такое замечали. И поводы для огорчений действительно находятся. Тут что-то не все в порядке, там тоже что-то не получается. Молоко сбежало, мясо подорожало. Секретарша опять куда- то засунула важные бумаги, а повышение зарплаты даже и не светит.

Да, у вас действительно есть причины прийти в отчаяние. Но нужно ли об этом тотчас же сообщать всему миру? Нужно ли своим выражением лица вызывать сожаление окружающих? В любом случае такое сожаление зачастую или притворство, или жест вежливости.

Я приглашаю всех, кто не может расслабиться от бремени забот, проделать упражнение, требующее от вас чуть-чуть  самообладания: несмотря ни на что, улыбайтесь! Даже если сегодня все идет наперекосяк: все равно улыбайтесь! Даже, если у вас в кармане ни копейки: все равно улыбайтесь!

Попробуйте еще раз, еще и еще! Вы почувствуете, как вы постепенно успокаиваетесь, а ваше деланно-приветливое  выражение лица становится естественым для вас состоянием.

Начните это упражнение, как только проснулись. Что, интересно, скажет вам жена, если вместо привычного мрачного  выражения она увидит улыбку на вашем лице? Что скажут все те люди, которые привыкли видеть вас мрачным и раздраженным, если вы вдруг появитесь с улыбкой на лице?В ответ вы получите улыбку. Радость будет обоюдной. Вам будут благодарны за ваше хорошее настроение.

Долгое время на перекрестке одной оживленной улицы Вены стоял полицейский, который элегантно и с улыбкой на лице  управлял бешеным потоком машин. Я часто наблюдал за ним и заметил, как приветливо махали ему проезжающие водители. Те водители, которые только что набрасывались друг на друга, при приближении к этому перекрестку улыбались и с удовольствием поглядывали на успокаивающий островок радости в эпицентре чудовищной неразберихи большого города.

Попробуем и мы стать таким же регулировщиком в бурном потоке событий нашей жизни! В ответ на это мы будем получать улыбки на лицах и приветливые слова. Это будет вселять еще большую радость. Веселых людей любят все. Улыбаясь, мы установим добрые отношения с окружающими, даже если поначалу это будет нелегко. В общении с людьми мы будем иметь успех, о котором раньше и не мечтали. И все это благодаря тому, что мы будем улыбаться.

«Великими делает людей их большое сердце, а не большой кошелек»,— говорил американский философ Р. У. Эмерсон. В нашем доброжелательном выражении лица отражается состояние нашего сердца. Ведь сущность человека отражает его облик. Но я уверен, что своим выражением лица мы можем формировать и свою сущность. Давайте же сначала поиграем немножко в театр. Улыбнемся, даже если нам совсем не до этого. Но результат будет налицо: мир вокруг нас будет меняться, будет становиться основой нашей радости. Наша улыбка станет подлинной. Глаза засияют. Мы начнем  перестраиваться и внутренне. Успех будет обеспечен.

Вам все равно не удается улыбнуться? При всем своем желании у вас не получается изобразить на лице веселье? Если это действительно так, для совсем «трудных случаев» у меня есть в резерве еще один рецепт:; расслабьтесь!

Если вы, несмотря на все благие намерения, не можете улыбнуться, значит вы перенапряжены. Ложитесь на диван, дышите медленно и глубоко. Пусть руки свободно свисают с дивана. Чуть-чуть приоткройте рот. Расслабьте все мускулы. Вам станет лучше. Кто живет в постоянном душевном и физическом напряжении, внутренне зажимается. Дайте себе пять минут полного расслабления. Почувствуйте навалившуюся на вас усталость, полностью отдайтесь этому чувству. После такого упражнения на расслабление у вас улыбка должна получиться. Понаблюдайте за этим в зеркало. Сохраните приветливое выражение лица и идите с ним к людям.

Наверное, все это может показаться наивным, но самые чудесные вещи нашей жизни просты, доступны и понятны. Мы стали слишком высокомерны, чтобы обращать на них внимание. Улыбка и есть самая простая вещь. Но это и мощный инструмент) с помощью которого можно сделать жизнь другой и изменить самих себя. Итак, учитесь жить с веселым выражением лица. Мы приобретем от этого очень много. И не только для собственной счастливой жизни, но и для счастливой жизни наших детей.

 

                             

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Воспитание без огорчений»

В данной работе изложено мое понимание воспитания детей....

ОГОРЧЕНИЕ КУЗИ

конкурс семейных команд...

Конспект открытого занятия по программе «Ненасилие» по модели «Радость – огорчение» во второй младшей группе."Поиграем с Хрюшей".

Формировать способность понимать поведение других людей, проявляющих радость, огорчение....

"Киссия успокаивает огорченного Кронтика"

Конспект занятия по развитию сенсорных эталонов и элементарных математических представлений....

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста. (Б. Заходер «Собачкины огорчения»).

конспект переработан, адаптирован.Цель: Развитие  навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.  ...

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ "КОНВЕРТЫ РАДОСТИ И ОГОРЧЕНИЙ"

Цели: развитие умений открыто выражать свои чувство по отношение к различным жизненным ситуациям, снятие напряжения, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.Возраст: старший дошкольный, школьный....

Технологическая карта "Собачкины огорчения"

Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми старшей группыТема: «Собачкины огорчения»(образовательная область «Речевое  развитие»...