патриотическое воспитание дошкольников
план-конспект по теме

Родительское собрание "Семья. Семейные традиции и праздники". Утренник "День Победы". Проект: "С чего начинается Родина".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc40.5 КБ
Microsoft Office document icon proekt.doc180.5 КБ
Microsoft Office document icon den_pobedy.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

                               Родительское собрание.

     «Семья. Семейные традиции и праздники».

Цели: поиск новых форм взаимодействия ДОУ с семьей; повышение педагогической культуры родителей.

План проведения:

  1. Вступительное слово
  2. Круглый стол
  3. Конкурсы
  4. Обмен родительским опытом о проведении праздников в семье
  5. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

                    Ход мероприятия.

1.Подготовительный этап.

  1. Оформить рекомендации для воспитателей «Праздник с родителями»
  2. Провести анкетирование «Ваши впечатления от праздников»
  3. Дать родителям задание: составить родословную, принести семейные фотографии.

2. Этап провидения круглого стола.

Воспитатель: Как заметил известный французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери, «единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей. Сегодня на нашем собрании нам предстоит поделиться опытом, поговорить о семейных традициях.

Как вы считаете, нужно ли организовать праздники по поводу дня рождения ребенка? (родители рассказывают свое мнение).

Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Пусть каждый припомнит свое детство, и он поймет, что праздник для ребенка – не то, что для нас это действительно событие в детской жизни, и ребенок считает дни от праздника до праздника, как считаем мы года от одного важного события в нашей жизни до другого. И наоборот «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», как писал К.Ушинский. А как по – вашему, помогают в воспитании ребенка? (высказывание родителей).

Ум у ребенка развивают загадки, викторины, познавательные игры. В доме праздник – нужно заранее подготовить подарки, украсить комнату, все вымыть, вычистить – так труд входит в жизнь ребенка. А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы свих детей эстетически? Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, когда ловкость и сообразительность способствуют здоровому росту? И еще: семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы.

А как быть, если праздник, например ваш день рождения, вам предстоит отметить в кругу своих друзей, взрослых, а ребенок, видя подготовку к нему, просит: «Можно и я с вами буду праздновать?». Что вы ответите? Можно ли посадить за один праздничный стол с взрослыми детей? В каких случаях (нет)? (высказывания родителей)

Как это не странно, но и детские праздники, бывает, взрослые устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы, разговоры, и детям на таком празднике скучно, а иногда и обидно: никто не помнит о виновнике торжества. Его оставляют за общим столом, он становится свидетелем взрослых разговоров, нередко вмешается в них. Ребенок скажет или сделает что – нибудь смешное – всем это кажется забавным, взрослые ждут от него новых шуток. Ребенок привыкает быть центром внимания, что развивает в нем нескромность и развязность. О каком празднике рассказывает С.Михалков в стихотворении «Бедный Костя»:

                             Если вдруг приходят гости

                             В дом на праздничный пирог,

                             Мама с папой просят Костю:

                             «Спой, пожалуйста, сынок!»

                             Начинает Костя мяться,

                             Дуться, хныкать и сопеть.

                             И не трудно догадаться:

                             Мальчуган не хочет петь.

                             «Пой! – настаивает мама, -

                            Только стой на стуле прямо!»

                            Папа шепчет: «Константин,

                            Спой куплетик! Хоть один!»

                            От досады и от злости

                            Все кипит в груди у Кости.

                            Он, кряхтя, на стул встает,

                             С отвращением поет.

                            А поен он, как не странно,

                            Серенаду Дон – Жуана,

                            Что запомнилась ему

                            Неизвестно почему.

                            Гости хлопают в ладоши:

                            «Ах, певец какой хороший!»

                             Кто – то просит: «Ты, малыш,

                             Лучше спой «Шумел камыш…»

                            За столом смеются гости,

                            И никто не скажет: «Бросьте!

                            Перестаньте приставать,

                            Малышу пора в кровать».

А бывает мы любим демонстрировать способности своего ребенка. И если присутствует несколько детей, устраиваются своеобразные «конкурсы талантов». Но дети не любят, когда взрослые настойчиво требуют от них выступлений. Особенно стеснительно чувствуют себя робкие дети. Заставлять их выступать не следует, гораздо охотнее они будут петь, танцевать, что – то рассказывать. Когда это выпадает им сделать при игре или фанту. Помните, пожалуйста, об этом.

В дни рождения, а иногда и в праздники, мы дарим детям подарки, они их любят и всегда ждут. А какие подарки вы предпочитаете дарить своим детям? (обмен опытом)

Нужно ли дарить их в праздники? Какие? Как дарить подарки в Новый год? (высказывания родителей)

Подарки должны быть немного «на вырост», но не слишком, а в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Не забудьте о мячиках и скалках, спортивном инвентаре, об альбомах для рисования и фломастерах, о книжках, об азбуке в картинках, детскими песенками. Мальчикам можно подарить самый простой набор инструментов: молоток, клещи, плоскогубцы, отвертку небольших размеров. Желательно, чтобы до поступления в школу ребенок имел несколько любимых книг, дисков с музыкой или мультфильмами. Конечно, подарки детям – отнюдь не баловство, но, тем не менее, именно подарки легко избаловать детей.

3. Конкурсы.

                               Конкурс «Моя родословная»

Какие они – наши семьи, семьи ребят из нашей группы? Мы можем многое узнать о них, посмотрев на родословные, которые вы составили с детьми. Посмотрите, какие яркие, красочные образы получились.

Среди рисунков выбираются наиболее полные и оригинально оформленные родословные.

                               Конкурс «Юмористический»

Сейчас нам предстоит услышать смешные истории из жизни родителей и их детей. Послушаем ваши рассказы.

4. Обмен родительским опытом о проведении праздников в семье.

А теперь поговорим о праздновании дня рождения вашего ребенка. Вот такая ситуация: Встретились две дамы, разговорились.

- У моего сына через 2 дня день рождения, - делилась радостно одна из них.

- Думаю ребят пригласить, пирогов напеку, салатов наделаю, музыка будет. Пусть празднуют.

- И все? – поинтересовалась собеседница.

- А что ты мне еще посоветуешь? Что мне – клоуном перед ними быть?

Представьте, что такой разговор состоялся между вами и вашей приятельницей. И она спрашивает у вас совета. Что бы вы посоветовали? Будет ли интересным праздник, если есть на столе пироги, торты, салаты, звучит музыка? Запомнится ли он детям? Как отмечать день рождения ребенка? Что интересного было в вашей семье? (обмен опытом)

5. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

   1. Ребенок становится на год старше. Из года в год объясняйте детям: ты стал взрослее, сильнее, умнее, больше умеешь, больше можешь. Во многих семьях существует обычай в дни рождения отмечать на стене или двери рост ребенка. Пусть он видит, насколько подрос за год. Неплохо, если в день рождения вы сфотографируете ребенка одного или в кругу семьи.

  2. Думать о празднике, составлять программу, приглашать гостей надо заранее, чтобы дети могли подготовиться. Придумать вместе с ребенком, как пригласить гостей, - это могут быть пригласительные билеты, самодельные открытки с рисунками детей.

   3. Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее придумать программу. Пусть в ней будут игры, аттракционы, конкурсы, концерты. Украсят праздники и сюрпризные моменты. Это может быть и появление сказочного героя – взрослого в роли Незнайки, волшебника, Чебурашки и др.

От того, как мы, взрослые проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Наши праздники должны проходить весело и интересно, с выдумкой, приятными сюрпризами. От нашей выдумки, фантазии зависит успех. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя забытым и одиноким.



Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

        Есть мудрое выражение: "Где одному не справиться, там род поддержит". В самые тяжелые минуты жизни именно близкие, родные люди становятся надежной опорой и защитой.

Действительно, человек — лишь звено в цепочке поколений... Ведь передать своим детям и внукам можно не только какие-либо материальные ценности, но и бесценный опыт. Учитывая ошибки прошлого, легче познать себя, определить свое предназначение и место в жизни, понять собственную ответственность перед семьей.

Почитать и уважать предков, хранить память о них - раньше это было едва ли не священной обязанностью каждого. Сейчас мало кто знает о своих дальних родственниках, хотя интерес к семейным корням начинает расти. Постепенно приходит осознание того, что сохранить свое имя в истории рода, можно лишь отдавая дань уважения предкам, которым каждый обязан жизнью. В этом может помочь очень полезная и познавательная область знания - генеалогия.

Основное понятие, связанное с генеалогией, - генеалогическое древо (семейное древо). Оно, представляет собой схематическое представление родственных связей в виде дерева, где корень идет от родоначальника, а ветви означают различные линии его потомков.


ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ…

            Во все времена особым притягательным для человека эффектом обладала страсть к истории и познанию того, что было задолго до его рождения. Скорее всего, обусловлено это интересом ко всему тому неизведанному, что таит в себе массу тайн и загадок прошлых столетий.

Наибольшую историческую ценность представляет родословная история фамилии, а также генеалогическое древо. Несомненно, каждый из нас хоть раз задавался вопросом - а как же выглядит моя родословная? Но при этом далеко не каждый принимал какие-либо действия, позволяющие составить хотя бы набросок того, как выглядят его родственные связи и кем были предки.

По  статистическим данным 7 из 10 опрошенных не знают, кто на самом деле был их прадедушка и всего 1 человек из 1000 может рассказать о своей родословной вплоть до пятого колена.

На Руси, как древней, так и современной, вплоть до 40-х годов ХХ века, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все.

Как ни странно это звучит, но до конца ХVIII – середины ХIХ века, большинство населения Руси фамилий не имело. Поначалу фамилии возникли у феодалов. Существовало наследственное землевладение,  оно-то и привело к появлению наследственных имен, то есть  фамилий. Большая часть княжеских фамилий указывала на те земли, которые принадлежали феодалу. Так возникли Шуйский, Вяземский, Елецкие и другие.

Фамилии, образованные от полной формы имени, имели в основном верхушка, знать и семьи, пользовавшиеся в данной местности большим авторитетом, представителей таких семей соседи уважительно звали полным именем, в отличие от других сословий.

Фамилия Глебов – одна из десяти самых частых в Росси. Существует две ветви  дворянских родов Глебовых древнего происхождения. Первый происходит от Глеба Михайловича, сына Михаила Сорокоума, жившего в XIV веке и по показанию родословцев будто бы происходившего от касожского князя Редеди, который был убит в 1022 г. князем Мстиславом Владимировичем Тмутараканским, который взял в плен двух сыновой Редеди и окрестил их под именами Романа и Юрия.  

В документах XV—XVI веков члены этого рода упоминаются часто, но в XVII столетии Глебовы снизошли на степень городовых дворян и детей боярских и только в конце столетия двое из них достигли московских чинов.

Второй род Глебовых происходит от Глеба Ивановича (Семеновича) Яковлева, потомка выходца из Швеции (Фряжской земли) Облагини, по преданию приехавшего к Дмитрию Донскому в 1375 г. Вследствие своего происхождения от Яковлевых Глебовы в XVII веке назывались также Глебовыми-Яковлевыми. В противоположность первому роду члены второго рода служили в XVII веке в московских чинах и были полковыми и городовыми воеводами, а один из них достиг и окольничества.

(Семеновича) Яковлева, потомка выходца из Швеции (Фряжской земли) Облагини.

Родовой герб Глебовых, по традиции геральдики,  содержит в себе рыцарский шлем, увенчанный открытой короной на подобие царской. Из нашлемника выступают пять труб в качестве «немых девизов». Наличие мантии и щита свидетельствует о принадлежности рода к дворянству. Изображение на щите свидетельствует о принадлежности к определенной ветви рода. Так. наличие грифона, к роду Глебовых происходящих от Глеба Ивановича

В архивных книгах канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства первые сведения о Глебовых появились в 1696 году после назначения Глебова Богдана (Ивана) Даниловича воеводой в Енисейск.

Отправляясь туда, он просил, чтобы "для его старости и болезни" с ним были отпущены его сыновья, назначенные на службу в Азов. Просьба его была удовлетворена. За время воеводства Глебова Богдана (Ивана) Даниловича в Енисейске сохранилось больше 20 царских грамот, присланных на его имя, что свидетельствует о порядке в его воеводской канцелярии и бережном отношении к грамотам.

В 1698—1699 году с Глебова Богдана (Ивана) Даниловича была взыскана присланным в Сибирь для сыска о воеводских злоупотреблениях думным дьяком Даниилом Полянским пеня в 500 рублей за то, что он ослушался государева указа: не дал вовремя судов проезжавшему через Енисейск Якутскому воеводе Траурнихту, и пеня в 200 рублей за равные неисправности в отписках: он не датировал их, не указывал учреждения, куда они посылаются (21 июня 1701 г. по именному указу царя взысканные с Глебова Богдана (Ивана) Даниловича 200 рублей велено ему возвратить). Вскоре после этого самому Глебову Богдану Даниловичу велено было произвести сыск о злоупотреблениях Полянского.

В общем же воеводство Глебова Богдана (Ивана) Даниловича было удачно: государевой казне учинена была прибыль. В ноябре 1701 г. Глебов Богдан Данилович бил челом о смене его с воеводства за старостью, и 23 декабря царь указал Глебова Богдана Даниловича по его челобитью из Енисейска переменить и уехать ему оттуда по сдаче города назначенному на его место бывшему Якутскому воеводе Траурнихту.

К сожалению дальнейшая судьба его неизвестна. Есть сведения, что он по обещанию постригся в Московском Крестовоздвиженском монастыре. Неизвестно, какое имя было ему дано при пострижении, потому что дело о нем, хранящееся в Архиве Святого  Синода, истлело.

«ПО ОТЦУ И СЫНУ ЧЕСТЬ...» — СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ ПОКОЛЕНИЙ

Более поздние данные о роде Глебовых появляются  в церковных книгах Богоявленской церкви (1860-1919г.) села Камень Барнаульского уезда.

В 1906 году в Богоявленской церкви п. Камень крещен Глебов Илья Трофимович. Родился 11 июля 1906, крещен 19 июля сего года. Родители  Глебов Трофим Семенович и законная жена его Васса Иоанновна. Не титулованные дворяне, оба православные.

Мой прадедушка, Глебов Илья Трофимович (11.07.1906-15.12.1942г.) был третьим ребенком в семье. Глебовы принадлежали к обедневшему дворянскому сословию. Однако  дети в обязательном порядке получали образование.

В 1933 году Глебов Илья Трофимович вступил в брак с 16-летней Сухановой Пелагеей Кондратьевной (19.10.1917-08.06.1992г).

Моя прабабушка, Суханова Пелагея Кондратьевна родилась в семье известного Каменского купца. Семья имела собственный дом с подворьем и земельные угодья. После раскулачивания в 1921 году главу семейства Суханова Кондрата отправили в ссылку, где он и пропал без вести, а оставшиеся члены семьи переселились в деревню Павловск Каменского уезда.

После брака Илья Трофимович, увез свою молодую жену Пелагею в сое село. Вместе  с дочерью в Камень вернулась и моя прапрабабушка, Суханова Дарья Андреевна (1879-14.02.1960). После того, как отправили в ссылку мужа, Суханова Дарья Андреевна боле замуж не вышла, а прожила в семье дочери, воспитывая внуков.

Несмотря на происхождение, Глебов Илья Трофимович активно принял позицию нового революционного правительства. В возрасте 23-х лет вступил в члены РКПБ. Работал на разных должностях по направлению партии, а с 1939 года стал председателем Райпотребсоюза города  Камнь-на-Оби. В этой должности он работал вплоть до 1942 года.

В 1942 году в доме председателя Райпотребсоюза  Глебова Ильи Трофимовича  произошла кража документов. Основным документом из-за которого вор проник в дом, был партийный билет и справка городского совета о имеющейся у Глебова Ильи Трофимовича брони от призыва в ряды Советской Армии. Как истинный патриот своей страны, Глебов Илья Трофимович, отказался от восстановления брони, и ушел на фронт в звании рядового.

15 декабря 1942 года рядовой Глебов Илья Трофимович погиб в боях за Сталинград. Похоронен в братской могиле на Мамаевом кургане.

После ухода мужа на фронт моя прабабушка Пелагея Кондратьевна,  вышла на работу в Райпотребсоюз, где и проработала до ухода на пенсию по старости.

В браке Глебова Ильи Трофимовича и Пелагеи Кондратьевны родилось пятеро детей:

-Глебов Владимир Ильич (01.02.1935-07.08.1996г);

-Глебов Геннадий Ильич (10.11.1936-23.04.2003г.);

-Глебова (в замужестве Шкуркина) Валентина Ильинична - 15.02.1938 года рождения;

-Глебова Галина Ильинична – 24.02.1940 года рождения;

-Глебов Валерий Ильич (01.09.1941-23.08.1977г).

Глебов Владимир Ильич и Глебов Геннадий Ильич после окончания 7- летней школы поступили в Барнаульское ремесленное училище. После его окончания работали на Барнаульском шинном заводе в должности рабочих, мастеров, бригадиров и начальников смены. Заочно окончили техникумы.

Глебова (в замужестве Шкуркина) Валентина Ильинична - 15.02.1938 года рождения после окончания средней школы поступила в Каменское педагогическое  училище. По окончанию была направлена учителем начальных классов в деревню Озерки Каменского района. В 1956 году вышла замуж за Шкуркина Николая Васильевича. В 1959 году переехала с мужем в Камень-на-Оби, по месту работы супруга.

Глебов Валерий Ильич, закончив среднюю школу, поступил в Барнаульский техникум, после его окончания направлен в Киселевск. Работал в должности мастера на одном из закрытых предприятий города.

Моя бабушка, Глебова Галина Ильинична в 1959 году поступила в торговый техникум, после его окончания работала в должности ревизора в Горпо. В 1963 году вышла замуж за Гогичашвили Зураба Андреевича (10.11.1937-26.12.1983г), уроженца города Гори Грузинской ССР.

Мой дедушка Гогичашвили Зураб Андреевич приехал в Камень-на-Оби после службы в Армии, по направлению комсомола для участия в строительстве  железнодорожного моста через реку Обь Транс-Сибирской магистрали. Работа на строительстве путей была очень тяжелой. На нее отправлялись комсомольцы всех городов страны. Бабушка рассказывала, как они, молоденькие девчата, огромными деревянными толкушками ровняли насыпь для укладки железнодорожного полотна. Толкушки были такие тяжелые, что поднять их могли только вдвоем. Ведь другой технике в то время просто не было. А молодые ребята вручную укладывали шпалы и рельсы будущей дороги.

В 1965 году мои бабушка и дедушка, были направлены на строительство железной дороги станций Макат и Гурьев Казахской ССР.

Моя бабушка, Глебова Галина Ильинична, работала главным бухгалтером Ремонтно-прокатной базы Управления строительством № 99, а дедушка Гогичашвили Зураб Андреевич – машинистом тепловоза.

В 1970 году, мой дедушка окончил Гурьевский машиностроительный техникум. А в 1974 году, моя бабушка Глебова Галина Ильинична, окончила Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта.

В 1979 году их командировали на работу в Строительно-монтажный поезд № 603, который был сформирован для строительства второй ветки железной дороги от Туапсе до Адлера.

В их семье родилось две дочери Ирина (21.05.1964г.) и Тамара (18.06.1967г.), моя мама.

Моя тетя Гогичашвили Ирина Зурабовна (по мужу – Десяткова) в 1986 году окончила Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. С 1987 по 2003 год работала в Строительно-монтажный поезд № 603 заместителем главного бухгалтера. В  2003 году по приглашению фирмы переехала, с семьей, на работу на полуостров Ямал в город Губкинский. Там она и продолжает работать по сей день.

У нее родилось две дочери, мои двоюродные сестры, Десяткова Полина Викторовна (01.02.1988г.) и Десяткова Татьяна Викторовна (30.11.1992г.).

Моя мама, Глебова Тамара Зурабовна, окончила Ростовский государственный педагогический университет. С 1987 по 1994  год  работала в детском саду № 107, сначала воспитателем, а потом методистом. В 1993 году была назначена заведующей в детский сад № 123. А с 1997 года переведена  и продолжает работать в Адлерском отделе образования методистом района по дошкольным образовательным учреждениям.

Я, Глебова Анна Сергеевна, родилась 8 мая 1999 года. Я единственная дочь  Глебовой Тамары Зурабовны. Учусь в третьем «В» классе нашей школы. С 6 лет занимаюсь музыкой по классу фортепиано в музыкальной школе № 3. Вот уже два года занимаюсь джаз-танцем  в танцевальной студии РДК. Конечно, я еще не знаю кем я стану в будущем. Но на генеалогическом  древе рода Глебовых уже есть и моя веточка и оттого какой она будет зависит от меня.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хорошие отношения в семье создаются сознательно — следует любить и уважать людей, рядом с которыми живешь, почитать старших. А для того, чтобы ценить своих родственников — близких и далеких, родных и приобретенных — лучше знать, кто из них кем нам приходится, откуда пошло то или иное название, где лежат его корни.

Родословное дерево очень много значит в нашей жизни — понимание этого  рано  или  поздно  приходит  к  каждому.

Добрая слава фамилии может сослужить хорошую службу, так же как дурной поступок одного из предков надолго подпортить семейную репутацию. Поэтому важно знать свои корни, понимать ответственность перед родом, задумываясь о будущем собственных детей и их потомков.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Н. Чулков. {Половцов}. Глебовы

2. «Сводка всех исторически достоверных данных о первых поколениях рода   Глебовых-Сорокоумовых и сопоставление их с показаниями родословных» - (электронная версия)

3. Савелов, "Родословные  записи"

4. Власьев, "Род дворян Глебовых"

5. "Летопись Историко-Родословного Общества в Москве" 1911 г., вып. 1—2, стр. 31—76. (электронная версия)

6. "Описание документов Святого  Синода", т. XI, № 234. (электронная версия)

7. Дела Сибирского приказа, кн. 1328, столбец 1374. (электронная версия)

8. Архивные книги канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства.  (электронная версия)

9. Церковные книги Богоявленской церкви  села Камень Барнаульского уезда. (электронная версия)


ПРИЛОЖЕНИЯ.



Предварительный просмотр:

Локтина Л.В.  

2 «Б» класс

День Победы, 65-летие.

Тема

Ты никогда не забывай о тех, кто кровь пролил в борьбе за наш родимый край

Цель

создать условия для целостного восприятия исторического военного прошлого нашего края,

привить стремление дорожить памятниками, преклоняться пред людьми, чьим мужеством и трудом рождена и утверждена слава Родины,

воспитывать мужество, отвагу, смелость на примере героев войны

Оформление

Плакат с изображением Ордена Победы, плакат «Никто не забыт и ничто не забыто»,

даты 1945-2010 , цветы

В зал приглашаются ветераны Великой Отечественной войны. Им дарят цветы, аплодируют, приглашают на почетные места

- Сегодня вся наша страна отмечает День Победы. Весь мир празднует с нами этот день. Советская армия победила фашизм. Справедливая, освободительная борьба была завершена в 1945 году. И с первого её дня до последнего советские люди совершили бессмертные подвиги во имя победы над фашистами-врагами всего человечества. Всё меньше остается в живых тех, кто сражался за нашу Родину. Тем дороже для нас присутствие на празднике почетных гостей – ветеранов Великой Отечественной войны.

Ведущий представляет ветеранов

- 22 июня 1941 года на нашу Родину напал злой и сильный враг – фашистская Германия. На защиту своей страны встал в6есь советский народ.

Звучит песня «Священная война», сл. Лебедева-Кумача, муз. Александрова

  1. Страна цвела. Но враг из-за угла

Свершил налёт, пошёл на нас войною.

В тот грозный час, стальною став стеною,

Вся молодёжь оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.

  1. Солдату я слагаю оду,

Был ратный путь его тяжёл,

Он всё прошёл: огонь и воду,

И трубы медные прошёл.

  1.  Шагал по вражескому следу

До завершающего дня,

И прочно выковал Победу

Из грома, стали и огня.

  1. И, полная творящей силы,

Вся в блеске солнца, не в дыму,

Стоит спасённая Россия,

Как вечный памятник ему.

Шёл солдат по родной земле. За ним была страна – самая огромная, с ним был народ – самый сильный. Трудным и долгим был этот путь. Под Брестом и Сталинградом, на Кавказе и под Ленинградом шли ожесточённые бои.

Четыре долгих года шла Великая Отечественная война. 1418 дней и ночей продолжалась гигантская битва с германским фашизмом. Шёл смертный бой не ради славы, а ради жизни на земле.

  1. Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

  1. Кто б ни был ты – рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, -

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

  1. И для тебя, и для меня

Он сделал всё, что мог.

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

  1. Слава вам,  храбрые, слава бесстрашные.

Вечную славу поёт Вам народ!

Смерть сокрушившие, доблестно павшие,

Память о вас никогда не умрёт.

Наш народ глубоко чтит память героев. В каждом городе, селе и маленькой деревеньке есть братские могилы. Над ними обелиски с красными звёздами. Есть памятники, поставленные отдельным героям (Зое Космодемьянской, Александру Матросову), а есть целым воинским подразделениям: морякам десантникам в Евпатории, защитникам Малой земли в Новороссийске, в Волгограде на Мамаевом кургане. Есть памятник советскому воину-освободителю в Болгарии, в Берлине в Трептов парке – памятник советскому  солдату, спасшему немецкую девочку.

  1. Это было в мае, на рассвете,

Нарастал у стен Рейхстага бой.

Девочку немецкую заметил

Наш солдат на пыльной мостовой.

  1. У столба, дрожа, она стояла,

В голубых глазах застыл испуг,

А куски свистящего металла

Смерть и муку сеяли вокруг…

  1. Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,

Он свою дочурку целовал,

Может быть, отец девчонки этой

Дочь его родную расстрелял…

  1. Но сейчас в Берлине под обстрелом

Полз боец и, телом заслоня,

Девочку в коротком платье белом

Осторожно вынес из огня.

В нашем городе поставлены памятники героям Внликой Отечественной войны. Вспомним их:

- памятник расстрелянным колхозникам в лесу;

- бюст Ватутина Н.Ф. в военкомате;

- памятник Ватутину Н.Ф на привокзальной площади;

-памятник погибшим воинам за освобождение Валуек – на вокзале;

-  «Аллея славы» в центре города.

Белгородчина чтит память и преклоняется перед героями, погибшими в боях за освобождение Родин, за освобождение города Валуйки.

Их именами названы улицы нашего города.

(Перекличка )

Генерал армии Николай Федорович Ватутин.

Герой Советского Союза Николай Федорович Ватутин – гордость и слава валуйчан. Он родился в бедной крестьянской семье в с.Чепухино (ныне Ватутино) в 1901 году. Прошел путь от рядового красноармейца до командующего фронтом.

Ватутин много учился. Окончил Киевскую высшую объединенную воинскую школу, Высшую академию Генерального штаба РККА. Работал на ответственных штабных должностях Сибирского и Киевского особого военных округов, заместителем начальника генерального штаба РККА.

Полководческий талант коммуниста Ватутина особенно ярко проявился в годы Великой Отечественной войны. Он возглавлял штаб северо-Западного фронта, а потом командовал войсками Воронежского, Юго-Западного, снова Воронежского, Первого Украинского фронтов.

29 февраля 1944 года Николай Федорович был тяжело ранен, а через полтора месяца скончался.

Михаил Иосифович Суржиков

Михаил Иосифович родился в 1902 году на Ставрополье в станице Темнолесская в бедной казачьей семье. Призванный в Красную Армию в 1924 году, он рядовым попал в 11-ю Морозовскую кавалерийскую дивизию, а в последствии стал ее командиром. Окончил военную академию. Отечественную войну встретил полковником, начальником штаба воздушно-десантного корпуса. Потом командовал кавалерийской дивизией на Северо-Западном, Брянском и Воронежском фронтах.

В январе 1943 года дивизия совершила глубокий рейд по тылам врага от Кантемировки до Валуек и вместе с танкистами блестяще провела операцию по освобождению нашего города от фашистских оккупантов. Дивизия получила наименование гвардейской, а комдив был награжден орденом Суворова 2-ой степени.

Летом 1943 года дивизию направили на Центральный фронт. В одном из боев 19 августа 1943 года Суржиков погиб и с почестями похоронен в г.Спас-Деменске Калужской области.

Генерал Филипп Яковлевич Крюков.

Филипп Яковлевич Крюков родился в 1897 году в с.Троице Рязанской области. Одиннадцати лет лишился отца и батрачил у местного кулака. Участвовал в первой мировой войне. В годы гражданской войны сражался против белогвардейцев. В 1921 году – командир батареи Ф.Я.Крюков был награжден орденом Красного Знамени.

Всю сознательную жизнь коммунист крюков посвятил службе в рядах Красной Армии. В 1935 году окончил Ленинградскую военно-техническую академию и много сил отдал укреплению противовоздушной обороны. С июня 1940 года  он – помощник командующего войсками Ленинградского военного округа, а с ноября 1941 года – начальник противовоздушных войск Ленинградского фронта.

Будучи заместителем командующего артиллерией Юго-Западного фронта, Ф.Я.Крюков принимал непосредственное участие в освобождении городов и сел нашего края, Украины.

28 февраля 1943 года генерал Крюков погиб под Валуйками и похоронен в парке нашего города.

Полковник Александр Гаврилович Полегин.

Раньше эта улица называлась Верхнетолстовской, имела тогда лишь один ряд строений. Теперь она – имени А.Г.Полегина, как и другие улицы города, прилегающие к аэропорту, разрослась, утопает в зелени фруктовых садов.

Родился Александр Гаврилович в 1999 году в д. Замошье Вожегодского района Вологодской области в семье крестьянина-бедняка. В 14 лет стал трудиться самостоятельно – летом помогал отцу, а зимой рубил лес для помещика, работал на железной дороге. В 19 лет вступил в РККА (Рабоче-крестьянскую красную армию). С 1922 года – в партии.

Полегин все годы воинской службы был партийным работником. От секретаря партячейки он дослужил до заместителя командира по политчасти 6-го гвардейского кавалерийского корпуса. Награжден орденами Ленина и Красного знамени.

Погиб в бою с гитлеровцами у станции Насоново. Похоронен в Валуйках.

Старший сержант Иван Иванович Грицов.

Участник Великой отечественной войны. Родился в январе 1903 года в

с. Кочкино Валуйского района. Героический подвиг совершил в сентябре 1943 года на Днепре.

Сапер 109-го инженерного батальона И.И.Грецов водил паром, доставляя боеприпасы, перевозя раненых.

Во время одного из рейсов паром был поврежден вражеским снарядом и начал тонуть. Под огнем противника Иван Иванович бросился спасать раненых в холодной воде, а затем переправлял их на резиновой лодке.

За этот подвиг старшему сержанту И.И.Грицову было присвоено звание Героя Советского Союза.

После окончания войны герой вернулся на Родину. Заведовал дорожным отделом Валуйского райисполкома.

Награжден знаком «Почетный дорожник РСФСР». В 1946 году избирался депутатом Верховного Совета СССР. Умер в 1987 году.

Генерал Иван Афиногенович Таранов.

На северо-западной окраине Валуек несколько десятилетий назад образована новая улица, названная именем Таранова.

Выходец из бедных донских казаков, Иван Афиногенович Таранов в октябрьские дни 1917 года вступил в ряды Красной гвардии. В гражданскую войну командовал кавалерийской бригадой ЧОН (части особого назначения) в 1-ой Конной Армии Буденного. Проявил незаурядные командирские качества и личную отвагу, был удостоен боевого Революционного оружия и ордена Красного Знамени.

Два десятилетия, предшесвовавшие войне 1941-1945 гг., боевой конармеец участвовал в подготовке и формировании бронетанковых войск.С первых и до последних дней Великой Отечественной войны коммунист Таранов успешно командовал танковыми частями и соединениями. За боевые подвиги награжден многими орденами имедалями.

Умер Иван Афиногенович в Днепропетровске в 1974 году в возрасте 77 лет.

Генерал Сергей Владимирович Соколов.

Службу в Советской Армии начал в 1919 году, а закончил ее через 40 лет. Командовал кавалерийским взводом, пулеметным эскадроном, полком, дивизией и корпусом. Был заместителем командующего войсками военного округа.

Больше года командовал кавдивизией, отличившейся в боях под Москвой. В декабре 1942 года Соколова назначили командиром кавкорпуса, а через месяц это соединение блестяще осуществило операцию по освобождению Валуек, Уразово, Волоконовки, за что было переименовано в 6-ой гвардейский корпус. Боям за эти райцентры и железнодорожный узел предшествовал 200-километровый рейд по тылам врага.

Соколов награжден орденом Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 1-ой и 2-ой стеиени, орденом Суворова 2-ой степени, орденом Красной Звезды и многими медалями.

Умер Сергей Владимирович в 1965 году в Москве.

Иван Андреевич Григорьев

От улицы Коммунистической асфальтовая лента под прямым углом поворачивает влево, пролегает рядом с корпусами старого элеватора и поворачивает на путепровод. Это - улица имени Героя Советского Союза Ивана Андреевича Григорьева.

Он погиб на 28-ом году жизни. 19 января 1943 года командир кавалерийского эскадрона возглавил группу десантников. Ворвавшись на танках в Валуйки, они очистили Красовку, разгромили штаб немецкого полка и решительными   действиями в тылу врага обеспечили продвижение вперед наступающих советских частей.

Смело вел себя Григорьев и в бою за Волоконовку. Здесь танк, на броне которого находился командир десанта Григорьев, подорвался на минах. Тяжело раненый командир продолжал управлять боем. Истекающего кровью Григорьева доставили в Валуйки, где он скончался и похоронен.

Поликарп Васильевич Москвич

От локомотивного депо низиной пролегла до реки Оскола тихая улица, названная именем командира кавалерийского эскадрона Поликарпа Москвича.

Ранним утром 19 января 1943 года танковый десант спешенных конников под командованием Поликарпа Васильевича Москвича устремился на Красовку. Гитлеровцы, засевшие на элеваторе и станции, открыли по наступающим ураганный огонь. В бой были втянуты немецкие танки. Москвич был ранен. Превозмогая боль, он с гранатой в руках устремился на фашистский танк и подорвал его. В этот момент вражеская автоматная очередь насмерть скосила отважного командира. Подвиг Москвича воодушевил десантников, казаки и танкисты опрокинули врага.

Посмертно Москвич награжден орденом Ленина.  

Стрелок-радист Александр М Салов.

Александр Салов – уроженец Валуек. Здесь в 1932 году окончил 7 классов школы. После учебы в ФЗО работал слесарем, затем бригадиром колесного цеха вагонного депо станции Валуйки.

Осенью 19938 года добровольцем пошел в красную Армию. Окончил Ленинградскую школу младших  авиаспециалистов.

Героизм Салов проявил в боях с белофиннами. 17 февраля 1940 года, выполняя на бомбардировщике 21-е боевое задание, стрелок-радист в воздухе был тяжело ранен осколком снаряда, но от пулемета не отошел, продолжал вести огонь. В то же день Александр скончался от ран. Ему было тогда всего 23 года.

Звание Героя Советского Союза стрелку-радисту 50-го скоростного бомбардировочного авиаполка 18 авиабригады А.М.Салову присвоено 21 марта 1940 года.

Улица его имени в Валуйках находится в микрорайоне казацкая, где родился и жил Салов, на восточной окраине города.

На Красной площади нашего города установлена знаменитая скульптура Екатерины Фёдоровны Белашовой-Алексеевой и её сына Александра Белашова «Скорбящая мать». Лежат цветы, горит вечный огонь, сияет на плитах золотая звезда.

   Ей над городом вечно светить.

Эх, была бы живая вода,

Чтоб погибших ребят воскресить,

Надышаться бы им допьяна.

И взглянуть на Отчизну свою,

Да узнать как прекрасна она,

Жизнь, добытая ими в бою.

Не проходите мимо памятников и могил. Постойте минуту. Вспомните тех, кто завоевал свободу, чистое небо, радость и счастье для всех поколений.

Люди! Покуда стучатся сердца – помните!

Какою ценой завоевано счастье, пожалуйста, помните!

  1. Победой кончилась война,

Те годы позади.

Горят медали, ордена

У многих на груди.

Рассказ ветеранов Великой Отечественной войны.

  1. Ещё тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли,

Солдаты Мая, слава Вам навеки,

От всей Земли, от всей Земли!

Благодарим солдаты Вас

- за жизнь,

- за детство,

-за весну,

- за тишину,

- за мирный дом,

- за мир в котором мы живём.

Все: Благодарим, благодарим, благодарим!

Все вместе исполняем песню «День Победы»

        

Пояснительная записка

Великая Отечественная война, одна из самых страшных и губительных войн в истории человечества, унесла жизни десятков миллионов наших соотечественников. Люди целыми городами вставали на защиту Родины от внешних агрессоров. История Великой Отечественной войны – это история героизма, стойкости, мужества граждан нашей страны, история единения людей перед лицом общей опасности.

Память, памятный, помнить, воспоминание, памятник. Родственные слова. Давно отгремели залпы орудий, зарубцевались раны от окопов и воронок, но не стёрлась память человеческая о страшных боях на родной Валуйской земле.

Шёл смертный бой не ради славы, а ради жизни на земле.

В каждом городе, селе и маленькой деревеньке есть братские могилы, памятники. Над ними обелиски с красными звёздами.

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись.

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Посетить памятные места - значит прикоснуться к славе отцов и дедов, преклониться перед их мужеством и героизмом, проявленным в борьбе с врагом.

Цель урока мужества – формирование ценностного отношения к истории родного края, преклонение перед погибшими в годы Великой Отечественной войны.

Актуальность данной темы обосновывается необходимостью развития у детей младшего школьного возраста уважения к памятникам Великой Отечественной войны.

Ожидаемые результаты: расширение кругозора учащихся, знакомство с памятниками Великой Отечественной войны на территории города, воспитание патриотических качеств: уважение к памяти погибших, гордость за военное историческое прошлое родного края.

Формы и методы реализации: классные часы, беседы.

Тематическое содержание: сведения об участниках Великой отечественной войны, именами которых названы улицы нашего города.

Перечень литературы: М. Сухоруков «Валуйки – форпост Отечества», стихи, журнал «Начальная школа».

Оборудование: презентация, ПК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...