Речь
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Ушакова Ольга Викторовна

 

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное

                                     учреждение

             « Детский сад комбинированного вида №3

                 Лесозаводского городского округа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

 

                             Консультация на тему

 « Из опыта работы в логопедической группе по развитию

                                                          речи».

 

 

 

 

                                       Ушакова Ольга Викторовна

                                        Воспитатель логопедической группы

 

 

 

 

 

 

 

                              Лесозаводск

                                    2009г.

 

 

Непременным  условием  для  всестороннего  развития  ребенка является

  .его общение  со  взрослыми. Язык-« важнейшее  средство  человеческого

   .общения».  Среди многих важнейших  задач  воспитания и  обучения

   .детей в  детском  саду  развитие речи- одна  из главных.

  Работая  в  логопедической  группе, совместно с учителем-логопедом,

   .уделяем  большое  внимание  воспитанию звуковой  культуре  речи,

    .обогащению, закреплению и активизации  словаря, совершенствованию

    .грамматической  правильной  речи, формированию разговорной (диало-

    .гической) речи, развитию  связной  речи, воспитанию к  художественному

     .слову, подготовке  к  обучению  грамоте.

     В  группе  ведется  большая  работа  по  обогащению, закреплению и акти-

     .визации  словаря  детей. На  занятиях любого  вида  уделяется  особое

     .внимание ознакомлению  детей  с  соответствующими  группами  слов

    (понятий, определений) и закреплению  этих  слов в их памяти. Так, при

    . формировании  элементарных  математических  представлений  особое

    . внимание  уделяем  закреплению  противоположных  по  значению пар-

    . ных  понятий :  больше- меньше, справа- слева, над-под, до-после, сегод-

    . ня- вчера, узкий-широкий, длинный-короткий и т.д. Группа  слов  для

    . словарной  работы  определяется  образовательной  задачей, которая 

    .   решается  на  данном  занятии. Детям  объясняется  не  только смысл 

    .  слова, но и  как  правильно  его  произносить, употреблять  в  речи.

    . В ходе  упражнений  и  дидактических  игр  закрепляется и  автоматизи-

    . руется  этот  навык: «Найди другое слово», «Назови одним словом»,

    . «Высокий-низкий», «Лето-зима», «Как сказать правильно».  Формируем у

    . детей  умение  выбирать из  синонимического  ряда  наиболее  подходя-

    . щее  слово, развиваем  понимание  переносного значения  слов. Даем

    . более  точное понимание  слов, противоположных по смыслу: «Что может

    . быть глубоким? Мелким? Легким? Тяжелым?». Широко используя

    . пословицы и  поговорки: «Март зиму  кончает -  весну  начинает», «Вещь

    . хороша новая, а друг старый», «Декабрь зиме  начало – году конец»,

    . закрепляем  представление  об антонимах, используя  многозначные сло-

    . ва  разных  частей  речи (бежит, растет, острый) подводит детей к пони-

    . манию переносного  значения  слов. При  формировании грамматическо-

    . го строя  речи  проводится  работа  по согласованию  существительных 

    . и  прилагательных  в  роде, числе и падеже: «Один- много», «Спроси у

    . белочки , сколько у нее лап?  Спроси  про уши, хвост, глаза, рот.», образо-

    . ванию  прилагательных от существительных: «Угощение». Учим  детей

    . подбирать однокоренные слова(весна- весенний- веснушки ;снег- снеж-

    . ный-подснежник.), «Укрась  слово».

    . Без  правильно  поставленной  словарной  работы ,  обогащения  и активи-

    . зации  словаря, не будет успешного развития  связной  речи. Какие  же

    . виды занятий  по  развитию  связной  речи  мы  используем- пересказ

    . литературных  произведений , рассказывание  по  картине и об игрушках,

    . на  темы  из  личного  опыта, творческое  сочинение  на  самостоятельно

       . выбранную тему.                                  

При  обучении  детей связной  речи, мы  столкнулись  с  такой  проблемой,

.   что  дети  не умеют  четко и последовательно  излагать  свои  мысли.

Для  детей на начало года  был  характерен  скудный  словарный  запас,

.неумение согласовывать  слова  в  предложения. Большинство  детей

.страдает  нарушением  внимания, несовершенством  логического      мышления. Попытались  использовать  такие  факторы, которые облегчают

.процесс  становления  связной  речи.

Первый  фактор- наглядность. Второй фактор- план  высказывания. Используя  наглядность, учим  детей самостоятельно  рассказывать по серии

.сюжетных  картин, составлять  описательные  рассказы о предметах. Дети

.не  могут самостоятельно  определить у  предмета  его  главные  свойства  и  признаки,  установить  последовательность,  удержать  в  памяти  эту  последовательность. И  поэтому взяли  за основу  план- схему  рассказа-описания. Схемы  можно  использовать для  составления  описательных  рассказов об  игрушках, посуде, одежде, домашних  животных, птицах, временах  года. Такие   схемы  можно  использовать  для  придумывания  загадок, а также   при  обучении  детей  самостоятельной  постановке  вопросов.

В  рассказывании  по  серии  сюжетных  картин  учим  детей  составлять рассказ  коллективно(командами).  При этом  каждый  раз изменяем  варианты показа  картин: сначала  детям показывается  только  одна  картинка. Затем , когда  первая  группа  детей  составила  рассказ, открывается  следующая  картина, и  составляет  рассказ  другая  группа  детей. И, наконец , открываются  все  картинки, и  дети  составляют  коллективный  рассказ  по  всем  картинкам. Такое  рассказывание развивает  у  детей  умение  договариваться  между  собой, уступать  сверстникам.

            В  работе  по  развитию  связной  речи  особое  внимание  уделяется   рассказам  из  личного и  коллективного  опыта, творческим  рассказам  на  темы,  предложенные   воспитателем. Темы  могут  быть  различны, отражать  игры  и  развлечения  детей, труд и наблюдения  в  природе, морально- этические  представления( « Школа, каким я буду школьником.»  «Кем и каким я буду, когда я вырасту.» ,  «Я мечтаю  о…»  ,  «Я  добрый  волшебник.» и  т.д. Прежде  чем  запланировать  тему  рассказывания нами проводятся экскурсии, прогулки, занятия по изобразительной  деятельности, читается  художественная  литература. Хотя  такие рассказы являются творческими, используем  план, образец, вопросы, объяснения, указания.

Для  развития  воображения, словесного  творчества  приучаем  детей оценивать свои рассказы и рассказы товарищей. Время  от  времени детские  рассказы записываются  и  с  удовольствием слушаются  детьми. А как  детям  нравится  придумывать  сказки, веселые  истории об  игрушках. Инсценировать  элементы  сюжета, привлекая  игрушки- персонажи сказок.

          Составляя  повествовательные  рассказы ,на  занятиях  по  развитию  речи,  дети  придумывают  начало и конец  к тому что изображено, передают сюжет. Нередко  дети  затрудняются  в  составлении  такого  рассказа, поэтому приходится  более четко  ставить вопросы( Почему?  Что?  Как? ), что  способствует  творческому  воображению, дети учатся   рассуждать,  фантазировать.

В своей  работе  широко  используем  сравнение  картин, составление  рассказов  по  набору  картин. Прием  сравнения  стимулирует  развитие  сложных  речевых  форм.

В  утренние и вечерние часы ,  в  процессе  бесед ,  дети  составляют  небольшие  рассказы о впечатлениях , полученных в  течении  дня ( «Дежурство, чему  научились», «Любимая  игра»,  «Воскресная  прогулка»). Дети в  речи отражают последовательность  действий,  событий, происходивших  с их  участием. Рассказы из  опыта  тесно связаны с наблюдением и трудом  детей, их игрой.

     Чтобы  ребенок  смог   творчески   воспроизвести  литературный  образец  необходимо  научить  его  пересказывать.  Дети  учатся  четко и последовательно строить   рассказ, не  увлекаясь  деталями и не упуская  главного, т. е.  развиваем  их  речевые  умения.  Часто  возникают    трудности  при  пересказе   текстов описательного  характера.  Небольшие  по  объему  произведения  дети  пересказывают  целиком. Если  текст  небольшой и простой  по содержанию и форме  вызываются  малоактивные дети , с маленьким словарным  запасом  слов, слабые дети. Более длинные  произведения  рассказываются  по частям, по «цепочке» . Следим за тем, чтобы  каждый  ребенок  обязательно   был  опрошен.   С  детьми , речь  которых  требует  повышенного  внимания ,  проводим  индивидуальные   занятия   во  второй  половине  дня.  Дети  с  большим  удовольствием  пересказывают  в  лицах  или  драматизируют  произведения.

            На   занятиях  по развитию   речи  учим  детей  составлять  коллективные  рассказы  по пейзажным  картинам ,где  образец  описания  дает  воспитатель. Очень   важно  научить  детей  не только  видеть  то,  что  изображено  на  картине, но и вообразить  предыдущие  и  последующие  события. Для  лучшего  понимания  художественного  замысла   картины   используется  музыка,  поэтические  произведения.

       Очень  любимы  детьми  занятия  по  развитию  связной  речи   с  использованием  игрушек.  Это  составление  сюжетных  рассказов  по  набору игрушек, по одной игрушке. Дети по- новому смотрят  на  знакомые  игрушки и следят за их  действиями  в  рассказах с  огромным  вниманием. Интересно и увлекательно  проходят  занятия «Расскажем о  своей  любимой           игрушке»,  на  которых  побуждаем  детей  к творчеству и  самостоятельнос-ти.  Интересные  сюжетные  рассказы дети  придумывают по  набору  игрушек. Рассказы  сопровождаются действиями  игрушек. После таких  занятий  дети с удовольствием продолжают играть с ними и упражняются в составлении различных  инсценировок.

Художественная  литература оказывает огромное  влияние на развитие и обогащение  речи  ребенка. На  занятиях по ознакомлению с художественной литературой   дети- слушатели, а задача  воспитателя  раскрыть  замысел  произведения, заразить детей  эмоциональным отношением  к  персонажам, их чувствам, поступкам.   Для  этого  используем  различные  приемы: рассматриваем  обложки  книг, портрет  писателя, рассказываем об  авторе.

Понимание и запоминание содержания произведения  улучшается тогда, когда дети свои  впечатления  отражают  в  игре, лепке, рисовании. Работа  по заучиванию  стихотворений и формированию умения читать  выразительно  осуществляется  совместно с учителем- логопедом. Чтобы   заинтересовать  ребенка , мы  используем  такой  прием, как « Нарисуй  стихотворение». Вместе с детьми  обсуждаем  каждое  слово  и обозначаем его определенным  символом.   Дети   безошибочно  воспроизводят  текст  стихотворения.  При  заучивании  стихотворений  идет  обучение детей  технике  речи, т.е. отчетливое произношение,  умение  управлять   голосом, правильное речевое  дыхание. Когда  стихотворение  усвоено, предлагаем  детям читать его то  быстро, то медленно, то громко, то тихо, обращая внимание  при  этом  на  отчетливость     произношения.

          Под     понятием  «звуковая   культура  речи»  мы  понимаем  не только правильное  звукопроизношение, но и  отчетливое  произнесение  звуков, слов, фраз, хороший  темп  речи, ее  громкость, а также речевой  слух.

Полноценное  развитие этих сторон речи-  необходимое  условие  подготовки   ребенка к  обучению  грамоте.  Совместно  с  учителем – логопедом  ведется  работа  по  звуковой  культуре речи :   развитие  фонематического  слуха,  артикуляционного  аппарата,   общей  и  мелкой  моторики. На  занятиях   и   в  свободное  от  занятий  время , добиваемся  от детей  правильного  употребления звуков  в   отработанных  словах и  фразах. Учим выделять  звук в словах,  определять его  место в слове, анализировать  слоги  и  слова.

Работу  начинаем  с  простых  слоговых  упражнений, отрабатываем произношение  поставленных  звуков  в слогах.  Используем   чистоговорки ,  стихи с хлопками( СА- СА- СА- в  лесу  бегает  лиса.) Такие  упражнения  развивают  чувство  ритма, концентрирует  внимание детей .

Игры на развитие  фонематического  слуха очень  интересны  детям. Вначале  дети   учатся   слышать, различать и определять  первый  звук в одном слове(« Определи  первый  звук».  «Составь  слово»), затем – первый и последний звуки в ряде слов(«Цепочка  слов»).Далее  дети  определяют любую позицию  звука  в слове(«Найди  место  звука  в  слове», «Поймай  звук в  ладоши»,  «Повтори  звуковую  цепочку»).

В  группе  создан  уголок  по  развитию  звуковой   культуры  речи.  В нем  собраны  игры и игровые   упражнения на определение  количества  звуков в словах( «Теремок»,  «Пирамида», «Поезд»); на совершенствование   навыков звукового анализа и дифференциации  звуков(« Разноцветные машины»); на выработку  длительной  воздушной  струи,   формирования  речевого         дыхания. Очень  важно  проводить игры и игровые  упражнения  на развитие артикуляционного аппарата. Специальные  движения  для мышц лица, губ, языка, нижней челюсти ( « Покажи  веселого и грустного человека»,  «Кислый лимон», «Сладкое яблоко»,  «Вкусное варенье»,  «Маляр», «Часики», «Иголочка», «Трубочка», «Лопата»). Артикуляционные упражнения  можно  сочетать с движениями  рук (« Пропоем звук…»).

Известно, ребенок развивается в движении. С развитием двигательных  навыков  связано  и звукопроизношение.  Поэтому  в своей  работе  стараемся  использовать  пальчиковую    гимнастику.

Для  развития мелкой моторики  пальцев  рук  в  группе  имеется -  шнуровка, мелкая  мазайка, крупы(для  выкладывания),бусинки, разноцветные  скрепки, резинки.  Дети  вышивают, плетут  коврики, лепят, рисуют. Играют  в игры «Волшебные точки», «Пушистое одеяло», «Быстрые  пальчики».

       Основные  задачи  подготовки к обучению  грамоте, которые   решаются в нашей группе, состоят в обучении  детей составлять предложения из двух- четырех слов,  членить предложения на слова, членить  на слоги  слова, составлять слова из слогов.  Ознакомление детей с термином «слово» осуществляется  с помощью чтения художественных произведений, игр(« Черное и белое», «Краски», «Телефон»,  «Эхо», «Скажи наоборот», «Противоположности», «Закономерности», «Ассоциации»),загадок-складок, различных  словарных  упражнений: «Слова- существительные, определения, наречия;  слова для  обозначения  действий».

Подготавливая  детей  к  усвоению  грамоты , знакомим  их с тем , что такое предложение, какие они бывают. Ребята   учатся  называть предложения, определять последовательность слов, называть слова в разбивку(«Живые  слова»). При  составлении  предложений  используется  большой  наглядный  материал-  игрушки, различные  предметы,  предметные  и  сюжетные  картинки. Чтобы  детям  помочь  наглядно  представить, что  предложение  состоит  из   слов  предлагаем  палочки, кружочки;  отстукиваем, хлопаем в ладоши. Все эти приемы  оживляют  занятия.  Для  совершенствования навыков  слогового анализа  и определения  слогов в слове    используем  в  работе с детьми-«Слоговое  лото»,   «Придумай  слова с 3(4)  слогами», «Пирамида», «Поезд», «Встаньте те, в имени кого  2 слога»,  «Измени  слово(имя)», «Молчанка». При  проведении этих упражнений  дети слышат правильные  грамматические  формы.

      Время   вне занятий  , в нашей группе, используется  в  основном  на то, чтобы  закрепить навыки  устной речи, активизировать  словарь  детей, автоматизировать  звуки  в словах.   Этому  способствует чтение художественной  литературы, заучивание  наизусть, показ  настольного  театра, слушание магнитофонных кассет с  записями  сказок, стихов; драматизация ,дидактические  игры(« 4 лишний», «Трик-трак, это не так», «Отвечай быстро», «По кругу», «Угадай по описанию», «Предлоги»); вечера досуга ,развлечения,   рассматривание  иллюстраций  и  картин.  В группе собран  большой  наглядный   материал по развитию  речи  детей. Это  предметные   картинки,  пейзажи, картины  с  проблемным  сюжетом, сюжетные  картины  по темам(  «Времена  года», «Растения», « Звери», « Птицы», «Транспорт», «Семья», «Человек», «Профессии», «Одежда», «ОБЖ», «Россия»).

Работа,  которая   проводится  в нашей  группе    по развитию  речи детей  обоюдная. В ее  результативности   заинтересованы   ребенок, учитель-логопед, воспитатель, родители.  Ребенок  доволен  своими  успехами,   логопед и воспитатель  получают  удовлетворение   от  своей  работы  ,а родители  радуются  успехам   своего   ребенка.        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...