Игра и семья: как первоисточники трудового воспитания дошкольников.
статья по теме

Актуальной проблемой в педагогике всегда было трудовое воспитание подрастающего поколения. труд детей своеобразен. Основным видом деятельности дошкольников является игра. и лиш в труде проявляется связь дошкольника с трудом.

В младшем возрасте основным содержанием труда является самообслуживание. В среднем дошкольном возрасте также еще не столь отчетливо выступает линия самостоятельной трудовой деятельности. Хотя иногда содержание труда приводит к игровой деятельности.

Трудовые процессы носят здесь эпизодический характер, возникающий по их собственной инициативе. Детям старшего возраста активны и самостоятельны, стремяться мастерить что-то своими руками, способны длительно удерживать игровые замыслы

И главное в трудовом воспитании - это влияние на ребенка родителей. Только от них зависит будет ли ребенок расти трудолюбивым, уважающим труд взрослых, умеющим с малых лет обслуживать себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_i_semya.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Игра и семья: как первоисточники трудового воспитания дошкольников.

Автор: Янушко С. Б. МБДОУ №144

                                                                                         Человек рожден для труда;

 труд составляет его земное счастье,

труд — лучший хранитель человеческой нравственности,

 и труд же должен быть воспитателем человека.

К. Д. Ушинский

       Трудовое воспитание подрастающего поколения всегда оставалось одной из самых актуальных проблем отечественной педагогики. В последние годы в теории дошкольной педагогики разработаны содержание, методы и средства трудового воспитания детей, и потому можно говорить о создании системы трудового воспитания. Труд детей своеобразен. Продукты его объективно мало значимы, но необходимо обращать внимание на его субъективную значимость, на затраченные ребенком трудовые усилия, на проявление им воли, настойчивости, на желание трудиться.      

          Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. И только в  труде дошкольника ярко проявляется его связь с игрой. Своеобразные манипуляторные действия осуществляются в процессе игры. Так, в словах        « как будто» присутствуют воображаемые трудовые операции (помыли посуду; довезли пассажиров до следующей остановки и т.д.) Процесс игры побуждает ребенка осуществлять реальные трудовые действия: он купает куклу, складывает кубики на месте будущей постройки и пр. Игра пронизывает и трудовые действия. Так, будучи дежурным, ребенок расставляет баночки с гуашью. Закончив работу, превращает подносик, которым пользовался, в руль, себя – в шофера и «едет» за баночками. Игра может стать мотивом, побуждающим к труду: чтобы играть в «автобус», надо смастерить салон автобуса, приготовить билеты и т.д. На протяжении дошкольного детства могут быть реализованы следующие задачи трудового воспитания:

- формирование всех компонентов трудовой деятельности;

- воспитание уважения к труду людей, результатам труда,

-воспитание нравственных качеств: трудолюбия, самостоятельности, ответственности, настойчивости;

-воспитание положительных взаимоотношений между детьми.


       В работе с детьми младшего дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержанием труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки самообслуживания, ребенок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого. Но самообслуживание для маленьких представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности. В процессе обучения навыкам самообслуживания редко обращаются к игровой ситуации. Иногда используется какая – либо игрушка: мишка или кукла, «которые смотрят, как чисто умывается дети, аккуратно вешают свою одежду на спинку стула». Связь игры и труда детей младшей группы можно проследить в процессе выполнения ими дел, необходимых для игры: провести, например, уборку в кукольном хозяйстве, построить жильё для игрушечных животных, перевести строительный материал к месту стройки и т.п.  В среднем дошкольном возрасте также еще не столь отчетливо выступает линия самостоятельной трудовой деятельности детей, хотя в отдельных случаях содержание труда приводит их к игровой деятельности. Особенно часто это можно наблюдать в играх бытового характера. Готовясь к празднику, дети приводят в порядок кукольное хозяйство, стирают и гладят платья для кукол, пришивают оторванные пуговицы к пальто или платью куклы. Трудовые процессы в игре детей этого возраста носят эпизодический характер, возникают по их собственной инициативе и получают поддержку воспитателя.


       В тех случаях, когда у детей еще не сформированы навыки работы с инструментами, когда сам характер трудового процесса ещё незнаком детям, а ясного указания к использованию инструмента не дано, преобладающей является игровая, а не трудовая деятельность. Нередко игровые моменты наблюдаются в труде детей не только младшего, среднего, но и старшего дошкольного возраста. В процессе развития активной трудовой деятельности в игре детей старшей группы воспитатель опирается на присущую детям этого возраста активность и самостоятельность, на их стремление мастерить что-то своими руками, на обнаруживающуюся более ярко, чем на предыдущей возрастной ступени, способность длительно удерживать единую линию игрового замысла. Если в средней группе переход от игры к трудовому процессу отвлекает детей от игры и они по своему желанию чаще всего к ней уже не возвращаются (возвращение к игре происходит в результате специального педагогического воздействия, направляющего внимание детей на первоначальный игровой замысел), то в старшем возрасте игровой замысел для детей сохраняет свою актуальность. Например, дети мастерят игрушку с ясным желанием сделать её для последующей игры.
 Игра для детей — путь познания. Причем весьма своевременное. Ведь впечатления детства самые прочные. Связь игровой и трудовой деятельности сохраняется у них при господствующем положении игры, которая пронизывает трудовой процесс. Дети спешат выполнить работу, чтобы возобновить игру. В последние годы труд детей стал рассматриваться и как средство всестороннего воспитания: в процессе труда дети наблюдают за ростом и развитием растений и животных; осуществляют трудовые усилия, готовя грядки к посеву и сгребая снег; испытывают эстетическое чувство при изготовлении игрушки-самоделки из природного материала. Все это оказывает влияние и на расширение кругозора дошкольников, обогащает словарь, побуждает творить прекрасное своими руками, вызывает физическое напряжение мышц. Игра для детей — путь познания. Причем весьма своевременное. Ведь впечатления детства самые прочные.

          И наконец, важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей семейного воспитания. Трудовое воспитание надо начинать с самого раннего детства, когда ребенок впервые произносит: «Я сам». Оно имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка, и особенно для нравственного становления личности. Именно поэтому долг каждого педагога – помочь родителям воспитывать трудолюбивого человека.

          Отец и мать, как первые воспитатели, оказывают огромное влияние на ребенка. Будет ли он расти трудолюбивым, уважающим труд взрослых, умеющим с малых лет обслуживать себя, зависит в первую очередь от родителей. Нередко наблюдаем такую картину. В детском саду ребенок – настоящий помощник воспитателя. Он с удовольствием участвует в трудовых делах группы, умеет обслуживать себя, а дома…дома он беспомощен: «Не хочу», «Не умею», « Не буду». Стоит появиться в детском саду маме или бабушке, куда девается его самостоятельность? Ждет, когда его оденут, обуют. Почему такое происходит?  И ответ очевиден: ребёнок проявляет себя так, как требуют от него взрослые. Он растет беспомощным безынициативным в тех семьях, где взрослые отстраняют его от самых элементарных трудовых поручений, все делают за него, считая, что «детство – пора беззаботности, вырастет – успеет наработаться!» Но есть и иная точка зрения, не менее распространенная: « В трудовой семье не может вырасти белоручка, ведь ребенок постоянно видит пример трудолюбия». Но, увы, разве мало примеров, когда у трудолюбивых родителей вырастает беспомощный неумейка и ленивец, не умеющий найти свое место в трудовой жизни общества! И вот тут перед педагогом встает задача – донести до каждого родителя мысль, высказанную еще В.А. Сухомлинским: «Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности  человека нельзя воспитывать».

         Осуществляя педагогическое просвещение родителей в вопросах трудового воспитания, работники дошкольных учреждений должны  использовать  разнообразные формы, в том числе беседы и консультации, как наиболее располагающие к взаимному пониманию тех, кто рассказывает, и тех, кто слушает. Выявить, собрать по крупицам этот опыт, найти различные пути его распространения – задача каждого воспитателя. Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового  воспитания детей на первой, дошкольной ступени.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с семьей по вопросам трудового воспитания дошкольников

Статья о сотрудничестве с родителями воспитанников по вопросам трудового воспитания. Раскрывается актуальность проблемы, рассказывается о направлениях, формах и методах работы с родителями....

Деловая игра для педагогов ДОУ «Взаимодействие детского сада и семьи по трудовому воспитанию дошкольников».

Цели игры: повысить интерес педагогов к рассматриваемой проблеме; формировать творческое мышление; наметить единые пути решения по изученной проблеме.Подготовка материального обеспечения: в аудитории ...

Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания дошкольников»

данная консультация раскрывает воспитательные функции семьи и дошкольного учреждения в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания дошкольников»

данная консультация помогает родителям организовать трудовое воспитение в семье...

Деловая игра для педагогов ДОУ «Взаимодействие детского сада и семьи по трудовому воспитанию дошкольников»

Цели игры: повысить интерес педагогов к рассматриваемой проблеме; формировать творческое мышление; наметить единые пути решения по изученной проблеме....

Трудовое воспитание дошкольников в семье. Консультация для родителей дошкольников.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, кот...

Доклад «Взаимодействие с семьями воспитанников в трудовом воспитании дошкольников»

Труд – это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитанияА.С. Макаренко....