проект по теме
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Традиции семейного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_gender_vosp.docx28.33 КБ
Файл zan_moy_rod.docx19.95 КБ
Файл proekt.docx45.34 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей № 135 «Радужный» г. Брянска

(МБДОУ детский сад № 135 «Радужный» г. Брянска)

241047, город Брянск, ул. Никитина, д.15, в, тел 8(4832) 26-13-62

Консультация для родителей:

«Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста»

                                                                                                       

                                     Подготовила:

Кургузова Александра Сергеевна                                                         воспитатель МБДОУ №135 «Радужный» высшая квалификационная категория.

Брянск 2016 г

Тема: Формирование, гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста.

                                                       «Нельзя считать один пол совершеннее другого,

                                                        так и нельзя их уравнивать»

                                                                                                                         Ж. Руссо

 Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

 Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями.

 Актуальность гендерного воспитания

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

 В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Задача гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понятие своего пола - Я девочка; Я мальчик.

Организовать воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом.

 Три направления работы в ДОУ по осуществлению гендерного воспитания:

  • Учет полоролевой принадлежности при осуществлении непосредственно образовательной деятельности.
  • Организация предметно-развивающей среды.
  • Работа с родителями.

 Цель: формирование у ребенка устойчивого понятия своего пола и стереотипа поведения - «Я - девочка», «Я - мальчик».

 Задачи гендерного воспитания детей 5-6 лет:

Углублять знания о содержании понятий «мальчик» «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.

Учить понимать качества, присущие разным полам: мужские – смелость, мужество, сила, доброта; женские – заботливость, ласка, капризность.

Воспитывать положительное отношение к своему социальному полу.

Воспитывать интерес к окружающим людям.

Закладывать основы будущих социальных ролей.

 Мальчик и девочка – два разных мира.

Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли.

В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

 Психологические отличия мальчиков и девочек:

1. Девочки более послушны, чем мальчики

2. Мальчики больше хотят отличиться

3. Мальчики более изобретательны, чем девочки

4. Девочки более работоспособны, чем мальчики

5. Мальчики занимают больше места

6. Мальчики не должны плакать

7. Мальчики большую часть информации воспринимают зрением, а девочки – на слух.

 В группе созданы условия для развития детей.

 Организация предметно-развивающей среды:

Игровые зоны для мальчишек и девчонок

Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. В группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки - с аккуратностью.

 Методические пособия:

 Обсуждение с детьми проблемных ситуаций, например: «Когда у друзей лад, каждый этому рад»

 Гендерное воспитание осуществляется в разных формах работы с детьми: режимные моменты, игровая деятельность, культурно - гигиенические навыки, увлекательные игры, театрализованная деятельность, «Уроки здоровья», праздничные балы, экскурсии и др.

Используется в работе с детьми дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности. При осушествлении совместной деятельности учитываем психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам - ориентированные на поисковую деятельность, с девочками подробно проговариваем инструкции по выполнению заданий, а мальчикам сообщаем лишь принцип их выполнения.

Цели непосредственно образовательной деятельности формулируются с учетом половой принадлежности детей (на физкультурных занятиях планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений; на музыкальных занятиях репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера подбираются с учетом пола детей; на занятиях по математике используется разный раздаточный материал: девочки составляют задачи о куклах, мальчики - о машинках и т. д.)

Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания.

 Работа с семьями

Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.

Поэтому, важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольника это вовлечение в учебно-воспитательный процесс родителей, т. к. именно период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

 Большинство родителей сыновей в будущем хотят видеть:

- ответственными,

- смелыми,

- решительными,

- выносливыми,

- сильными.

Дочерей хотят видеть:

- ласковыми,

- красивыми,

- изящными.

 Проблемы:

1. Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.

2. Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.

3. Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.

 Наши проблемы.

Девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации.

Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

 Поэтому в своей работе по гендерному воспитанию дошкольников мы стараемся решить следующие задачи:

- Формирование полоролевых знаний, развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.

- Формирование представлений дошкольников о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре.

- Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.)

- Развитие ценностного отношения к себе как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия.

- Формирование дружеского, толерантного отношения к противоположному полу.

 Решать данные задачи мы стараемся через:

- расширение знаний о развитии ребенка;

- возможность понимания своего ребенка;

- совместную деятельность родителей и ребенка.

 Исходя из вышесказанного, в работе с семьей мы используем следующие методы:

- проведение опросов, анкетирование с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.

- наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями; плановые беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям индивидуального развития ребенка (консультации «Роль родителей в половой идентификации ребенка» «Детские игры - дело серьёзное», «Особенности игр мальчиков и девочек», «Дети и средства массовой информации», «Осторожно, игрушка» и т. д.);

- просмотр родителями различных видов деятельности;

- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее). Так например, доброй традицией в нашем детском саду стало проведение спортивного праздника, посвященного Дню защитника Отечества, в котором принимают участие не только сами дети, но и их отцы, дедушки, старшие братья.

 - привлечение к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества детей (рисунки, аппликация, лепка, работа в индивидуальных тетрадях и прочее);

 - Участие в совместных мероприятиях

 - Проектах. Например, оформление выставки «Моя дружная семья».

 Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями

 Результаты работы:

Дети осознают, что пол не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки-женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личностных желаний.

Дети проявляют гендерные особенности, характерные мужские и женские качества: смелость, мужество, сила, красота, заботливость, ласка.

Сравнивают и находят проявление возраста и гендерных отличий во внешнем облике разных людей, представляют и называют типичные мужские и женские профессии.

Дети ориентируются в многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми: женщина дома - любящая мать, на работе - умелая труженица

(врач, учительница, в свободное от работы время, возможно, –спортсменка.

Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

 Список использованной литературы:

1. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.

2. Взаимодействие ДОУ и семьи. / Сост. Бочкарева, О. И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 112 с.

3. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. / Глебова, С. В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 111 с.

4. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.

5. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 194 с.



Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей № 135 «Радужный» г. Брянска

(МБДОУ детский сад № 135 «Радужный» г. Брянска)

241047, город Брянск, ул. Никитина, д.15, в, тел 8(4832) 26-13-62

Конспект занятия в подготовительной к школе группе:

                                                     

                                     

                                     

                                     Подготовила и провела:

Кургузова Александра Сергеевна                                                         воспитатель МБДОУ №135 «Радужный» высшая квалификационная категория.

Брянск 2015 г

Цель. Развивать любознательность через расширение представлений о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. Формировать представления о своей родословной, народе, родине России, о родной стране, как нашем общем большом доме.

Воспитывать любовь к своей семье, чувство гордости, уважение к государственной символике.

Активизировать словарь детей: род, народ, родина, родственники, родные, родовое дерево.

Предварительная работа.

Познавательно-исследовательская деятельность:

знакомство с символикой России: герб, флаг.

Коммуникативная деятельность:

беседа «Моя семья», ситуации общения «Мой род», «Символы России», проблемная ситуация «Генеалогическое древо»; словарная работа: разбор слов род, родословная, родственник, родной, народ, Родина, генеалогическое древо;

Чтение художественной литературы:

знакомство и заучивание пословиц и поговорок о родине, роде, семье.

Продуктивная деятельность:

рисование «Моя семья», «Люблю березку русскую», аппликация «Герб, флаг России»

Музыкально-художественная деятельность:

прослушивание песен о родине, родном крае, городе.

Перспектива работы:

проследить и выделить 3 родовые линии: дети, родители, бабушки и дедушки.

Привлечение родителей к созданию герба своей семьи.

Проведение презентации «Герб моего рода».

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель предлагает вниманию детей схему генеалогического древа своей семьи.

- Ребята, посмотрите, я что принесла? (Дети высказывают свои мнения)

- Да, это генеалогическое древо моей семьи или можно еще сказать родовое дерево?

- Это родовое дерево Александры Сергеевны Кургузовой, т. е. мой род.

- Родовое дерево может познакомить вас с моей семьей. А вы мне поможете в этом. Согласны?

-У каждого родового дерева есть определенный порядок расположения всех родственников.

- Кто расположен в центре дерева? (Александра Сергеевна).

- Как вы думаете, кто расположен справа? (Мой Папа – Сергей Григорьевич)

- Кого можно увидеть слева? (Моя Мама – Нина Васильевна)

- Кто расположен выше моих родителей? (Бабушка, дедушка).

- Знаете, у меня еще есть две сестры. Где, можно разместить эти фотографии?

Педагог показывает фотографии и приклеивает на родовое дерево.

-Получилось родовое древо моей семьи.

- Как вы думаете, какое интересное дело я вам хочу предложить?

Если дети не отвечают, то предложить посмотреть на столы, на которых расположено оборудование для аппликации.

- Посмотрите на столы, может, сейчас вы догадаетесь?

Если, по- прежнему затрудняются ответить, привлечь внимание к фотографиям и модели генеалогического древа.

- У меня для вас есть еще одна подсказка, что это? (Фотографии)

- Догадались, какое интересное дело нас ожидает?

- Сегодня я хочу предложить вам создать родовое дерево своей семьи? Хотите?

- Берите модель родового дерева, фотографии, проходите к столам и занимайте удобное для вас место.

Дети проходят за столы и рассаживаются.

- Эта схема-подсказка поможет вам правильно разместить фотографии членов вашей семьи на родовом дереве.

Предложить вниманию детей схему последовательности размещения фотографий родственников.

Обращение к детям: - Давайте вспомним правило наклеивания: Сначала расположите фотографии в соответствии со схемой, проверьте правильность и только затем приклеивайте.

- Кто закончит работу, располагает свое родовое дерево на нашей стене творчества и может пройти поиграть, пока другие ребята доделывают работу.

Во время работы воспитатель беседует с детьми о степени родства и старшинства близких родственников.

- Кто в твоей семье самый старший?

- Кто самый младший?

- Как называешь маму твоего папы?

- Кем приходится мама твоей бабушке?

- Кем ты будешь для дедушки, бабушки?

- Кто ты для мамы, папы?

- Как хорошо, что у каждого есть своя семья. Может быть, мы с вами вспомним пословицы, в которых говорится о семье?

В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья без детей, что цветок без запаха.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Согласие да лад - в семье клад.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Дети, которые быстрее всех завершили свою работу, размещают деревья на стене творчества и идут играть, пока остальные заканчивают свои работы.

- Посмотрите, как много родовых деревьев у нас получились!

- Это чей род? (Кристины Погудиной) А это чей? (опрашиваются все дети)

- Сколько много родов получилось! Каждое родовое дерево крепко стоит на земле, потому что у него есть свои крепкие корни. Как их назвать одним словом?

- Все роды объединяются в народ!

- Как называется наш народ? (Русский).

- И у каждого народа есть своя земля, на которой он живет, как она называется? Страна?

Если дети затрудняются, обратить внимание на герб России, находящийся на доске творчества.

- Посмотрите пожалуйста, сюда - это подсказка на мой вопрос.

- Да, герб и флаг России, это символы нашей страны. А мы с вами россияне.

- У каждой страны есть свой герб и флаг, но есть такие родовые семьи, у которых есть свой собственный флаг и герб. Если кому-то интересно, и он хочет выделить свой род среди других, может нарисовать к своему родовому дереву герб и флаг своего рода.

Дети по желанию идут в центр художественного творчества рисовать символику своего рода.



Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей № 135 «Радужный» г. Брянска

(МБДОУ детский сад № 135 «Радужный» г. Брянска)

241047, город Брянск, ул. Никитина, д.15, в, тел 8(4832) 26-13-62

Проект

по теме:

                                                                                                       

                                     Подготовила:

Кургузова Александра Сергеевна                                                         воспитатель МБДОУ №135 «Радужный» высшая квалификационная категория.

Брянск 2015 г

Проект «Традиции семейного воспитания»

                                                                                     Семья – это громкое слово                                                            

Семья – это звонкое слово!                                                          

Семья – это слово важное,                                                    

Об этом вам скажет каждый.                                                        

Семья – это солнце светит,                                                        

 Семья – это звезды на небе,                                                                

Семья – это всё любовь.                                                              

Любовь сыновей и отцов,                                                                

 Любовь дочерей и мам.                                                                                                        

Любовь свою дарим вам!...
                                              А.В. Сидорова

Актуальность:

1. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций.
2. Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка.
3. У детей нечёткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.
4. В ДОУ отсутствуют условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
5. Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.

Проблемы:

Детей необходимо приобщать к семейным традициям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.

Цель: Взаимодействие с родителями по формированию у детей положительного образа родного дома

Задачи:

1. Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
2. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
4. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелатель- ности и взаимоуважении, где ребёнок будет чувствовать себя желанным и защищённым.
5. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам семьи, родного дома, детского сада.
6. Воспитывать любовь к семье, проявлять сострадание, заботливость, внимательность к родным и близким.
7. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

Этапы реализации проекта:  

 1 этап – организационно – диагностический  (сентябрь);

 2 этап – формирующий (октябрь - февраль);
3 этап – обобщающий (март).

Предполагаемый результат: 

1. Организация выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада.
2. Повысить качество образовательного процесса, процесс обучения сделать более увлекательным, эмоционально-насыщенным
3. Создать методическую копилку по данной проблеме.
4. Повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельно сти по воспитанию детей. Повысить уверенность родителей в их педагогических возможностях.

Презентация проекта: 

Семейная гостиная: «Цветок семейного счастья», посвящённая Международному женскому дню 8 Марта.

Новизна: Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобще -  нию детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода, способствующая формированию культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.

Эффективность реализации:

- повысился взаимный интерес со стороны родителей к совместной деятельности
- активность и стремление родителей к внутренней перестройке и коррекции своих отношений с ребёнком.

Технологии: 

Проектная – одна из современных интерактивных технологий обучения.

Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования.

Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения.

Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

Практическая  значимость: 

- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях

- Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей

- Укрепление связи семьи и ДОУ

- Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.

Теоретическая значимость: Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

Формы работы с детьми:
Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Родной дом» ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье; создание мини-проектов; видеопросмотры.

Формы работы с родителями:
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; конкурсы; семейная гостиная; семейные мини-проекты.

Результативность:

 Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, её прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявле- ние семейных реликвий).
Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
Повышению психолого-педагогической культуры родителей.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап – организационно-диагностический (сентябрь).
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе был разработан проект «Моя семья», спланированы цель и задачи проекта. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей группы, педагоги, родители. Было определе- но содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами.

2 этап – формирующий (октябрь – февраль).
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребёнок будет чувствовать себя желанным и защищённым. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к

непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трём направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомле- нию с семейными ценностями.

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организована работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
   Вся работа по проекту строилась по темам:
«Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом – начало начал», «Моя мама», «Традиции моей семьи».

 3 этап – обобщающий (март).
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричаст- ности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме семейной гостиной «Цветок семейного счастья», посвящённой 8 Марта. В рамках семейной гостиной были организованы стендовая презентация и выставки творческих работ детей. Семейный праздник: «Красен обед пирогами, река – берегами, а семья – традициями»

Обоснование актуальности проблемы
 Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности семьи, места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ семейных ценностей потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
 В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
 Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребёнку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет

важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребёнка.

  Анализируя работы современных исследователей (Л.В.Кокуевой, Т.Н.Антоновой, Т.Т.Зубовой, Е.П.Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;
- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
 Все эти задачи важны и актуальны, они решаются на определённом этапе становления ребёнка. А семья – это первоисточник всего того хорошего, что может быть заложено в ребёнке с раннего детства.
 Сегодня все понимают, что воспитывать любовь и уважение к родному дому следует с раннего возраста. Наблюдая за детьми, анализируя диагностики, беседуя с родителями, я пришла к  выводу, что у детей отсутствуют чёткие представления о понятиях «семья», «члены семьи», неточные знания или вообще их отсутствие об истории своего рода и семьи.
 В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничего не радует в поведении ребёнка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Некоторые родители не знают, как создать тепло и уют в собственном доме, как донести до ребёнка чувство любви и привязанности к нему; другие считают, что любовь к дому – врождённое чувство и никаких усилий по его развитию не требуется.
 Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечёткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения.
 В своей практике я использовала различные типы занятий, проводила беседы с родителями на различные темы, праздники и досуги с участием родителей, но проблема оставалась. Изучив вопрос совместной деятельности родителей и ДОУ, пришла к заключению: семья во многом определяет отношение детей к родному дому, семье, семейным традициям, обычаям, чувства сопричастности ребёнка с семьёй, родом, родственниками, возможностью осознавать правила регулирующие взаимоотношение в семье. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положитель- ному примеру отца, матери, укладу жизни. Поэтому возникла необходимость создания и реализации проекта «Родной дом» и вовлечь родителей в воспитательно-образова- тельный проект. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положи-

тельного, что накапливается семьёй и народом.

  Примерная основная общеобразовательная программа дошкольников «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой предполагает связь родителей и ДОУ, но нет методических разработок совместной деятельности родителей и детей. Этой проблемой занимались М.Осорина, А.Мудрик, З.Матейчек, Т.А.Куликова. По мнению этих авторов понятие «родной дом» для ребёнка склады- вается из нескольких важнейших составляющих, к которым относятся следующие:
- само здание, стены и крыша над головой;
- семья, населяющая дом: родители, сёстры и братья и другие родственники;
- определённое постоянство окружения (люди, вещи, внешняя среда, природа);
- неизменный распорядок дня, жизненный стиль, система ценностей;
- семейный микроклимат (эмоциональный покой, чувство безопасности, домашнее тепло);
- своё личное пространство.
 При разработке содержания проекта «Моя семья» я опиралась на анализ программ «Семья» М.Дозорова, «Детство» В.Логинова, «Радуга» Т.Доронова.
   В качестве ведущих методов и приёмов использовала создание семейного альбома «Моя семья», изготовление герба, составление родословной семьи и в итоге «Книги о моей семье».
План работы с родителями:

  1. Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта «Моя семья».
  1. Провести консультации и изготовить материалы на следующие темы:
    - «Роль родителей в формировании у детей положительного образа родного дома»,
    - «Родословная семьи»,
    - «Семейные праздники и традиции»,
    - «Творческая деятельность детей на благо дома»,
    - «Семейный досуг».
  1. Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
  1. Оформить выставки творческих работ детей и их родителей по теме нашего проекта «Мой дом»
  1. Привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений «Дом моей мечты», «Добрых дел мастер», «Викторина» и т.д.
    СЕМЬЯ, РОДОСЛОВНАЯ

Работа с детьми

Работа родителей

Цели и задачи


Пути дости-жения цели


Формы и методы закреп-ления знаний

Закреплять знания своей фамилии, имени и отчества родителей. Углублять представления о семье, её составе, близких родственниках, способах поддержания родственных связей. Составить родословную. Формировать интерес к истории семьи и дома


Рассматривание и обсуждение семейных фотографий на занятиях по развитию речи. Рисование на темы: «Моя семья», «Портрет мамы», «Портрет папы», Беседы на темы «Мои близкие», «Самые дорогие люди» на занятиях по изодеятельности. Изготовление сувениров и подарков для членов семьи на занятиях по ИЗО. Составление семейного альбома из нарисованных детьми портретов членов их семей. Обсуждение ситуаций «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?». Беседы на темы: «Моя родословная» (с использованием фотографий из семейного архива). «История моего дома», «Как росли мои родители, бабушка, дедушка». Обсуждение с детьми результатов создания «Домашнего музея» в каждой семье.

Сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Дочки-матери». Просмотр мультипликационного фильма «Морозко». Чтение сказки «Крошечка-Хаврошечка». Изготовление с привлечением родителей семейного герба, составление родословной или генеалогического древа семьи, создание «Дома-музея».

Конкретизировать представления детей о жизни семьи (быт, обязанности, совместный отдых, хобби и достижения членов семьи). На собствен- ном примере воспитывать желание заботиться о членах семьи, поддерживать родственные отношения.

Составить вместе с ребёнком родословную семьи, поддерживать интерес к её истории. Воспитывать интерес к семейным реликвиям и наградам. На собственном примере формировать у детейтёплое и уважительное отношение к своемуроду и семье.
Рассматривать с детьми семейные фотографии, демонстрировать любовное и уважительное отношение к членам семьи и близким родственникам. Углублять понимание того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговоры по телефону, посещения и т.д.) Рассматривать с детьми семейные реликвии, различные награды, беседовать об истории их появления в доме. Рассказывать о предках, об их жизни, интересных и значительных случаях в их судьбе. Бережно хранить почётные грамоты и подарки, регулярно обращая на это внимание детей.


Ходить с ребёнком в гости. Написать вместе с ним письмо кому-то из родственников, предложить вложить в конверт свой рисунок. Собственным примером показывать ребёнку проявление любви, заботы и уважения к членам семьи. Составить вместе с детьми генеалогическое древо семьи. Создать «Дом-музей»

ДОМ


Работа с детьми

Работа родителей

Цели и задачи


Пути дости-жения цели


Формы и методы закреп-ления знаний

Воспитывать любовь к родному дому и отношение к нему как к ценности. Расширять и углублять представления детей о родном доме, адресе, формировать интерес к истории дома (переезда в дом). Знакомить с поговорками о доме и семье. Воспитывать любовь и интерес к игровому уголку, желание творчески преобразовывать его, привычку содержать в порядке.


Привлечение родителей к расширению знаний детей об истории появления дома (переезда в дом). Беседы на темы «Дом, в котором мы живём», «Моя комната», «Почему я люблю свой дом». Рисование на занятиях по ИЗО на тему «Мой дом». Обсуждение ситуаций «Новая семья», «Чтобы в доме стало веселей», «Моя комната», «Мой игровой уголок»

Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Новоселье», «Ремонт в квартире». Игры-драматизации: «Кошкин дом», «Теремок», «Три поросёнка», «Лиса и заяц». Конструктивная игра: «Дом моей мечты».

Знакомить детей с историей появления дома (переезда в дом), где живёт семья. Воспитывать привычку у детей, в том числе на собственном примере, выражать в поступках и действиях любовь и бережное отношение к родному дому и предметам быта. Оформить игровой уголок, формировать интерес к нему, привлекать ребёнка к играм в нём.


Рассказывать детям об истории переезда в дом, с теплом отзываться о доме, в котором прошло детство самих родителей. Привлекать ребёнка к изменениям, происходящим в доме (перестановка мебели, перемена интерьера, ремонт). Интересоваться его отношением к переменам, особенно в его комнате.


Совместный поход в магазин для выбора обоев в детскую комнату, сувениров, игрушек, мебели и т.д. Оформление игрового уголка вместе с ребёнком.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА БЛАГО ДОМА И СЕМЬИ


Работа с детьми

Работа родителей

Цели и задачи


Пути дости-жения цели


Формы и методы закреп-ления знаний

Воспитывать в поступках и действиях доброе отношение к членам семьи и родному дому, формировать привычку выполнять свои домашние обязанности. Обращать внимание на связь между поведением детей и чувствами взрослых. Закреплять знание стихотворений, пословиц и поговорок, отражающих заботу и любовь детей к близким, дому, семье, труду людей.

Беседы о пользе домашнего труда на темы «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке». Организация общественно полезного труда детей в группе (полить цветы, протереть пыль, накрыть столы к обеду и убрать посуду после еды, навести порядок в игровом уголке и т.д.) Обсуждение результатов мероприятий «Неделя добрых дел»

«Польза добрых дел» (посильная помощь родителям в домашнем бытовом труде). Просмотр мультфильма «Федорино горе». Сюжетно-ролевая игра «Дом». Просмотр фильма-сказки «Марья-искусница». Викторина (по пословицам, стихам и поговоркам о доме, семье и труде) с привлечением родителей.

Привлекать ребёнка к оказанию посильной помощи по дому. Дать возможность почувствовать свою полезность и значимость. Знакомить с пословицами, поговорками и стихотворениями, в которых отражена любовь к близким, дому, труду.


Поручать ребёнку поливать цветы, убирать свою комнату, мыть посуду, выносить мусор и т.д. Показывать значимость его помощи, благодарить, поощрять. Разъяснять смысл пословиц и поговорок о доме и семье.


Закрепить за ребёнком некоторые посильные домашние обязанности. Познакомить с пословицами, поговорками и стихотворениями о доме, семье, труде людей. Посмотреть и обсудить фильм-сказку «Золушка»

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЁНКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА УКРАШЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА ДОМА



 Работа с детьми


Работа родителей

Цели и задачи


Пути дости-жения цели


Формы и методы закреп-ления знаний

Культивировать желание проявлять творчество при украшении своей комнаты и родного дома собственными рисунками и поделками. Воспитывать чувство гордости за членов своей семьи и их достижения

Беседы на темы «Моя комната красивая», «Как я украшаю свой дом». Рисование на тему «Укрась свой дом». Изготовление сувениров для украшения своей комнаты.


Выставка рисунков, конкурс поделок для украшения дома. Выставка творческих работ родителей. Проведение праздничного вечера с привлечением родителей «Добрых рук мастера» (представление семейной газеты, сладкого блюда, приготовленного членами семьи, творческих работ родителей и т.д.)

Культивировать желание детей проявлять творчество в украшении своей комнаты и дома собственными рисунками и поделками.


Сохранять и поощрять творческие работы ребёнка, украшать ими комнаты дома, демонстрировать гостям гордость за инициативу и творческие достижения ребёнка.


Совместно с детьми изготовить поделки для украшения комнат дома. Составить альбом из детских рисунков. Демонстрировать лучшие работы близким родственникам и работникам ДОУ. Активно участвовать вместе с детьми в празднике «Добрых рук мастера».

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРАЗДНИКИ


Работа с детьми

Работа родителей

 Цели и задачи


Пути дости-жения цели

Формы и методы закреп-ления знаний

Познакомить с культурными традиция ми разных семей. Воспитывать интерес и желание продолжать семейные тради ции, принимать посильное участие в подготовке семейных праздников. Разъяснять ценность семейных релик вий, альбомов с фотографиями, памятных наград.

Беседы на темы «Выходной в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции нашей семьи». Разучивание и исполнение песен на праздничные темы. Уроки вежливости» (учатся принимать гостей и правильно вести себя в гостях).

Сюжетно-ролевые игры «День рождения мамы», «Папин праздник». Просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон» (день рождения Малыша). Праздничный утренник «Мама, папа, я – дружная семья»

Знакомить с культурными традициями семьи. Поддерживать интерес и желание продолжать семейные традиции. Воспитывать интерес и желание принимать активное участие в подготовке и проведении домашних праздников.

Ввести в досуговую жизнь семьи новые, нетрадиционные празднично-игровые виды деятельности с постепенным закреплением их как традиций семьи. Регулярно привле- кать детей к посильному участию в подго- товке домашних праздников, замечать и поощрять их инициативу. Знакомить детей и активно вовлекать их в свои любимые занятия и хобби.
Испечь вместе с ребёнком пирог для гостей, бабушки; сплести кашпо совместно с ребёнком для комнатного растения; изготовить модель корабля и т.д. Проводить традиционные семейные мероприятия с активным участием в них детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Творческий проект по теме «23 февраля» .Название проекта "Наши защитники"

Материал содержит подробное описание краткосрочного  проекта по потреатическому воспитанию в старшей группе "Наши защитники"...

Совместный проект на тему: «С чего начинается Родина?» Познавательный краткосрочный проект

Актуальность темы проекта: проект направлен на развитие интегративных качеств дошкольников. Воспитание у старших дошкольников чувства патриотизма.Цель проекта: Помочь детям осознать свою гражданскую и...

Экологический проект по теме: «Живой мир нашей планеты» АВТОРЫ ПРОЕКТА: Левкович Светлана Ивановна, Морозова Любовь Павловна

Формирование системы осознанно- правильных экологических представлений о природе у  детей старшего дошкольного возраста, формирование основ экологической культуры у выпускников ДОУ....

Проект на тему: Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы.

Творческо - исследовательский проект по развитию нравственно – патриотического воспитания « Моя малая родина» для детей подготовительной группы. ...

План проекта на тему "Давайте жить дружно" проект (старшая группа) по теме

Проект «Давайте жить дружно» направлен на формирование положительных и доброжелательных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.Описание проблемы:Между детьми дошкольног...