Образовательная область «Музыка» Консультация для родителей
статья по теме

Львова Екатерина Александровна

 

«Советы тем, кто хочет научиться петь»
 
image
Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. Некото­рые педагоги считают, кто именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.
Обучать ребенка пению лучше всего, используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Помните, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.
При обучении пению всегда идите от простого к более сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_tem_kto_hochet_nauchitsya_pet.docx29.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Советы тем, кто хочет научиться петь»

Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. Некоторые педагоги считают, кто именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.

Обучать ребенка пению лучше всего, используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Помните, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.

При обучении пению всегда идите от простого к более сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.

Познакомьтесь с несколькими советами, которые могут оказать помощь вашему ребенку в овладении навыками выразительного пения.

  1. Прежде чем начать разучивать понравившиеся песни, определите, справится ли с ними ребенок, соответствуют ли они возможностям его голоса. Даже если песня очень нравится и вам, и ребенку, пение ее может принести большой вред, если она не отвечает особенностям возраста.

Итак, вас заинтересовала песенка и вы не| знакомы с музыкальной грамотой. Как мудрый педагог, сначала внимательно разберитесь в особенности текста, мелодии, предугадайте варианты возможных ошибок ребенка.

При подборе песенного репертуара учитывайте следующее.

1. Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка.

2. Просмотрите текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова, словосочетания, фразы (объясните их ребенку).

3. В мелодии песни найдите сложные по ритмическому рисунку такты. Посмотрите одновременно, не будет ли затруднений в пропевании самой мелодии.

4. Обратите внимание на протяженность музыкальных фраз. Помните, темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их в процессе пения для нового вдоха.

5. Объем звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка. У детей 3—4 лет — это всего 4—5 звуков, у детей 6—7-летнего возраста он расширяется до октавы(8 звуков).

В пределах возрастного диапазона голос ребёнка звучит естественно, ненапряженно, без перегрузки. Все эти рекомендации вы должны, учесть, прежде чем споете ребенку песню. Первоначальное исполнение обязательно должно быть ярким, выразительным.

  1. РАЗУЧИВАЯ С ДЕТЬМИ ПЕСНЮ, ПОМНИТЕ:

1. Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог, например «ля» (в таком случае все внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотной линии).

2. Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребенок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.

3. Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Чтобы ребенок наглядно понял, куда движется:

мелодия и куда направить голос, пользуйтесь жестом (рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Такты с трудным ритмическим рисунком нужно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой-либо слог.

4. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребенка. Они всегда должны иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо  открывающийся рот.

5. Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в легких желательно до окончания фразы, экономно его расходуя. Научиться этому можно, поиграв, например, со свечей (дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблюдая, как оно при этом отклоняется в сторону) или с белыми пушинками-парашютиками знакомого всем одуванчика.

6. Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используются небольшие, на трех-пяти звуках, распевки. Это может быть  «Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от разных ступенек, постепенно повышая голос или какие-нибудь другие короткие попевки, например «Две тетери», «Птица и птенчики» и др.

7. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечики, руки спокойно положить на колени ближе к корпусу, голову вниз опускать не следует. Если песня исполняется стоя, то спина при этом также должна быть прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения.

  1. ЧТО ТАКОЕ ПЕТЬ ЧИСТО?

Музыканты-педагоги при оценке пения детей используют термин «чистота интонирования». Говорят, например, интонация у ребенка не чистая, или «чистота интонирования оставляет желать лучшего». Что это означает?                                 

Чисто интонировать или, что одно и то же, «чисто» петь — это значит, петь без фальши, не фальшивить во время пения.                           

Когда вы играете на каком-либо инструменте и одновременно поете, надо слушать себя и следить за тем, чтобы звук инструмента и голос сливались. Приходится сознательно управлять своим голосом и приспосабливать его к звучанию инструмента. Если из инструмента извлекается высокий звук, нужно постараться сделать свой голос тоненьким (например, как у мышонка) и послушать, добрался ли он до высокого звука инструмента, соединился ли с ним в согласованном звучании. Если на инструменте сыграли низкий звук, нужно сделать наоборот, опустить голос, пусть он будет более «толстым», низким. Главное, всегда себя слушать и контролировать. Голос поющего и звук, издаваемый инструментом, должны сливаться в один. Это очень важно. Не стоит расстраиваться, если сразу не получается исполнить песню чисто. Для успеха требуется время, упражнения в развитии звуковысотного слуха и, конечно, регулярные занятия пением. И всегда помните:

Прежде, чем проинтонировать (пропеть) звук песни, важно правильно услышать его и точнейшим образом повторить голосом.

  1. Дидактическое обеспечение музыкального воспитания  в ДОУ

Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании детей. Палитра музыки богата, язык её гибок и многообразен. Давно замечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира.

Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие её содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере.

В дошкольных образовательных учреждениях с целью приобщения ребёнка к музыке, развития у детей музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, игрушки, картины и наглядные пособия. Педагоги понимают, что успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их использования вне занятий с учётом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей ДОУ.

Используется следующее музыкальное оборудование:

  1. Музыкальные инструменты для работы музыкального руководителя;
  2. Детские музыкальные инструменты;
  3. Музыкальные игрушки;
  4. Музыкально-дидактические пособия: учебно-наглядный материал, настольные музыкально-дидактические игры;
  5. Технические средства обучения и специальное оборудование к ним;
  6. Оборудование художественно-театральной деятельности в ДОУ;
  7. Атрибуты и костюмы

Основным ведущим музыкальным инструментом в ДОУ является фортепиано – рояль и пианино. Фортепиано ставят так, чтобы дети во время пения, слушания сидели справа от инструмента, у верхнего (высокого по звучанию) регистра. Такое расположение детей способствует более высокому звучанию голосов.

В дошкольных учреждениях используют и другие музыкальные инструменты:  

  1. баян,
  2. балалайку,
  3. домбру,
  4. скрипку,
  5. аккордеон.

Баян, балалайка, домбра – русские народные инструменты – используются для аккомпанемента во время пения детей, исполнения русских плясок, а также как сольные инструменты для слушания музыки.

            Аккордеон – его звук в отличие от баяна более густой, распевный (насыщенный). Используют для обучения пению, для сопровождения движений, игры в оркестре.

            Все инструменты, требующие специальной настройки – настраиваются специалистом 2 раза в год.

            Детские музыкальные инструменты ( каждое ДОУ выбирает те муз. инструменты, которые может приобрести).

Детские музыкальные инструменты со звуком неопределённой высоты: погремушки, маракасы, бубны, барабаны, тарелки (детские), треугольники, румба, кастаньеты, трещотки.

Детские музыкальные инструменты, построенные на одном звуке: свирели, дудки, рожки.

Детские музыкальные инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом:

Металлофон, ксилофон, цимбалы, цитры, гусли, арфа, пианино, рояль, фаэми, пиле, аккордеон, «Мелодия», «Симона», триолы, флейты, кларнеты, саксофоны.

Русские народные инструменты:

Бубенцы, коробочка, трещотка, колотушка, деревянные ложки, свистульки, колокольчики «Валдай».

Музыкальные игрушки (неозвученные).

            Игрушки-инструменты – пианино, рояль, балалайка, гармошка – изготавливаются из фанеры, картона. Используются для создания игровых ситуаций, при которых дети, представляя себя играющими на музыкальных инструментах, напевают. Таким образом, неозвученные игрушки-инструменты упражняют детей в умении правильно воспроизводить мелодию, стимулируют их самостоятельную деятельность. Игрушки-инструменты в основном применяют для детей 3-4 лет.

Пятиступенчатая лесенка — дидактическая игрушка,  изготовленная  из дерева, пластмассы или пластика,  дает представление  о  звуковысотных соотношениях, развивает музыкальный слух и голос детей. Используется для игровых заданий, упражняющих детей в правильном звукообразовании.

Звуковые книжки используются во всех возрастных группах, начиная со второй младшей (содержание песен соответственно меняется). Малыши устанавливают книжки на пюпитр неозвученного инструмента (пианино, рояль) и поют свою любимую песенку. Дети 6—7 лет используют эти книжки в самостоятельной музыкальной деятельности Перелистывая звуковую книжку, они узнают песни и поют их «по нотам», музицируя на каком-либо инструменте.

Звуковые картинки—то же, что и звуковые книжки, только оформление каждой песни представлено отдельно, самостоятельной карточкой-картинкой (размер 15Х1О см). Все картинки хранят в пакете пли коробке. Звуковыми картинками удобно пользоваться: их можно часто менять и постепенно накапливать, используя большое количество разнообразных песен.

Проигрыватель (и пластинки) - этот игровой материал педагоги используют в средней, старшей и подготовительной группах.

Музыкальная   игрушка озвученная

Музыкальные волчки  разной величины со звучанием в верхнем и нижнем регистрах. Используют для детей раннего возраста с целъю привлечения их внимания к мелодичному звучанию и развитию у них слухового  сосредоточения.

Музыкальные   молоточки — цветные пластмассовые, с полой ручкой,  которая заканчивается двухсторонним основанием молотка. Игрушка успешно используется в младших группах при выполнении игровых заданий для восприятия ритмических отношений. В старшей группе музыкальный молоточек применяют в игре «Какой звук выше?». Дети учатся различать высокий и низкий звуки.

Музыкальная книжка, на каждой странице которой нотная строка с мелодией одной из детских песен (программных) и цветная иллюстрация (небольшая картинка), сюжет ее точно соответствует названию песни Нижняя часть каждой страницы срезана так, чтобы оставалась открытой основная часть книжки—клавиши (по типу детского пианино). Перелистывая книгу, дети (старшей группы), по картинкам узнают песню и озвучивают её играют, нажимая на клавиши. Музыкальную книжку дают детям 6-7 лет для самостоятельной деятельности. Благодаря действиям с этой игрушкой у ребят развивается музыкальная память, закрепляется навык самостоятельного музицирования.

Музыкальные   игрушки   с   фиксированной    мелодией: органчики,
музыкальные ящики, музыкальные шкатулки и др. Дети учатся узнавать мелодию знакомых песен.

Озвученные образные игрушки, изображающие различных животных (кошку, собаку, лошадь, петуха, гуся и пр.), используются в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста для привлечения их внимания к звукам различной высоты (большая собачка и щенок, большой петушок и маленький, кошка и котенок и т.д.), а также для различения  звуков по тембру (лошадь, утка, корова, курица, коза и т.д.) Все виды игрушек на подражание голосам  птиц и животных способствуют музыкально-сенсорному развитию.

Заводные игрушки используются для музыкальной деятельности детей: пляшущий медведь, заяц играет на барабане, петрушка, играющий на тарелках, поющая птичка и т.д. Педагоги используют эти игрушки на занятиях с малышами, чтобы привлечь их внимание к новому музыкальному произведению, вносят их в развлечение на праздничном утреннике или дают детям для игры.

Игрушки образные – куклы, мишки, зайцы, собаки, кошки и т.д. – также используются педагогами на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические пособия

К данным пособиям можно отнести музыкально-дидактические игры и настольные музыкально-дидактические игры. Между ними много общего. И те и другие служат прежде всего учебным целям, развивает у детей представление о высоте и длительности музыкальных звуков, умение понимать характер разных музыкальных произведений и т.д. Однако между музыкально-дидактическими пособиями и играми есть существенное различие. Оно состоит в том, что музыкально-дидактическая игра имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью музыкально-дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми самостоятельно вне музыкальных занятий, в то время как музыкально-дидактические пособия в качестве учебных применяются в основном на музыкальных занятиях.

Наглядный материал - на музыкальных занятих педагоги знакомят детей с творчеством композиторов. Детям показывают портреты известных композиторов – современных и классиков.

Для более полного художественно-образного восприятия  детьми  содержания разучиваемых песен используются картины. Это помогает наглядно объяснить детям новые для них, непонятные по значению слова.

Картины используются и во слушания музыки в качестве иллюстрации к музыкальным образам. 

Для   занятий   по нотной  грамоте также используются  картины  с  целью ознакомления детей с понятиями «высота», «длительность звуков»,  «направление движения   мелодии  вверх-вниз».   Содержанием   этих   картин  служат иллюстрации из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной. Педагоги  подбирают и другие картины, соответствующие основным  музыкально-дидактическим задачам.

Нотный стан - раздаточный материал к нотному стану: карточки, изображающие длительность звуков, и ноты-кружочки для обозначения высоты звуков и направления движения мелодии. Мелкие образные картинки (петушки большие и маленькие, зайчики и др.). Благодаря этому пособию дети 6-7 лет учатся графически передавать движение мелодии, её ритм. Картинки с изображением различных музыкальных инструментов (скрипка, труба, аккордеон, баян, балалайка и т.д.) используют для знакомства детей с этими инструментами.

Музыкально-дидактические игры используются на музыкальных занятиях и в свободное время. Игры используются по нескольким разделам.

Игры для развития звуковысотного слуха:

Для младшего дошкольного возраста: Где мои детки? Чудесный мешочек, Подумай отгадай, Птицы и птенчики, Курица и цыплята, Угадай-ка, Кто в домике живёт? Найди игрушку, В лесу, Буратино.

Для старшего дошкольного возраста: Музыкальное лото, Ступеньки, Угадай колокольчик, Повтори звуки, Найди нужный колокольчик, Три поросёнка.

            Игры для развития чувства ритма:

Для младшего дошкольного возраста: Прогулка, К нам гости пришли, Что делают дети? Зайцы

Для старшего дошкольного возраста: Прогулка, Наше путешествие, Определи по ритму, Учитесь танцевать, Выполни задание

            Игры для развития тембрового слуха:

Для младшего дошкольного возраста:  Нам игрушки принесли, Колпачки, Наш оркестр.

Для старшего дошкольного возраста: Определи инструмент, На чём играю? Слушаем внимательно, Музыкальные загадки.

            Игры для развития диатонического слуха:

Громко-тихо запоём, Колобок, Найди щенка

            Игры для развития памяти и слуха:

Сколько нас поёт? Слушаем музыку, Наши песни, Волшебный волчок, Что делают в домике? Назови композитора музыки, Весёлая пластинка, Какая музыка?

            Игры для развития детского творчества:

Музыкальный телефон, Музыкальная шкатулка, Весёлый маятник, Наши любимые пластинки, Музыкальная карусель, Музыкальный магазин

Оборудование для художественно-театральной деятельности

            Ширма (большая и малая – наличие такой ширмы способствует созданию условий для театрально-художественной самодеятельности в подготовительной к школе группе, дети упражняются в самостоятельном пении без музыкального сопровождения, их речь становится более яркой, выразительной, у них развиваются творческие способности) и набор кукол бибабо для кукольного театра используются для организации зрелищных развлечений во всех возрастных группах детского сада.

            Ширма и набор фигур для теневого театра используются для проведения различных музыкальных вечеров. Для самостоятельной детской художественно-театральной деятельности теневой театр не применяется, так как он сложен в обращении и предполагает действие с электросетью.

            Театр игрушек особенно любим детьми 3-4 лет. Для спектаклей используются имеющиеся в группе игрушки. Их подбирают по сюжету и размеру.

            Плоскостной театр. Дети младшего возраста с удовольствием смотрят спектакли. В старших группах плоскостной театр дают детям для свободного использования.

            Фланелеграф – в младших группах используется на занятиях, а так же на развлечениях. В старших группах помогает развитию самостоятельной музыкальной деятельности.

Технические средства обучения

Проигрыватели и пластинки, магнитофоны и аудиокассеты, диапроекторы и диафильмы, телевизоры, видеомагнитофоны и видеокассеты.

Атрибуты и костюмы

            Декорации к инсценированию сказок: домик, бутафорские грибы, репка, пеньки и т.д. в зависимости от содержания сказок.

            Карусели, вертушки,  веночки, гирлянды из листьев, цветов, флажки, платочки, султанчики, салютики, цветные ленты, цветы, шапочки-маски.

Костюмы для выступления детей на праздниках – костюмы сказочных персонажей различных животных, цветов и т.д.

            Детали костюмов – шапочки-ушки, хвостики, сапожки, фартучки, кокошники и т.д.

Все пособия по музыкальному воспитанию хранят в зале или методическом кабинете. Особое место отводится для хранения детских музыкальных инструментов, а также для различных атрибутов.

            Часть музыкально-дидактических игрушек, инструментов педагоги дают в свободное пользование детям каждой группы, для того чтобы они могли уточнять и закреплять знания, полученные на занятиях, а также для развития творческой самостоятельной деятельности, музыкальных способностей, создания радостной обстановки в детском саду.

          Музыкальные пособия и игрушки вносят в группу постепенно. В каждой группе предусматривают место (полку, столик, место в шкафу) для хранения пособий по 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Разработка содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Образовательная область «Музыка») с учетом принципа интеграции образовательных областей»

Автором представлена методическая разработка для педагогов «Интегрированный подход к  музыкальному воспитанию дошкольников» на тему: « Разработка содержания основной общеобраз...

«Внедрение и показательные результаты развития интегративных качеств образовательных областей и образовательной области «Музыка» в старшем дошкольном возрасте»

«Проектирование целей – систематизирующее условие,обеспечивающие гармоничное и целостное развитие ребёнка»А.Г.Гогоберидзе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4566526","attributes":{"alt"...

Презентация «Интеграция образовательных областей «Музыка», «Художественное творчество» с другими образовательными областями»

Презентация "Интеграция образовательных областей "Музыка", "Художественное творчество" с другими образовательными областями....

Консультации для родителей. Образовательная область музыка.

В файле представлены материалы для проведения консультаций с родителями на каждый месяц учебного года....

Интеграция образовательных областей и взаимодействие педагогов и специалистов. Развлечение «В гости к игрушкам». Образовательная область « Музыка» - 2014

Интеграция образовательных областей и взаимодействие педагогов и специалистов в рамках тематической недели «Моя мама». Развлечение «В гости к игрушкам». Образовательная область « Музыка»...

Внедрение ФГОС в практику работы музыкальных руководителей ДОУ «Осуществление принципа интеграции образовательной области « Музыка» с другими образовательными областями»

Внедрение ФГОСв практику работы музыкальных руководителей ДОУ «Осуществление принципа интеграции образовательной области« Музыка» с другими образовательными областями»...