Острые вопросы детей
статья по теме

Булычёва Софья Евгеньевна

Думая, отвечать ли на связанные с полом вопросы детей и как это делать, взрослые, по существу, решают проблему отношения к половому просвещению в этом возрасте. Помните, что дети не вкладывают в эти вопросы никакого неприличного смысла. Задавая так называемые «острые» вопросы, ваш малыш проявляет безграничное доверие. И, если вы не оправдываете это доверие, то есть, стыдите, отмахиваетесь и т.д., то эти вопросы не исчезнут, просто ребенок научится не задавать их вам , а уж что ответит ему случайный «знаток», вы и знать не будете.

Первые вопросы детей звучат в 3-5 лет, не вызывая у взрослых особых затруднений. «Откуда берутся дети?» - «Они растут у мамы в животике». Одного малыша такой ответ удовлетворит полностью, а вот другой может задать следующий вопрос, который легко предугадать: «А как он туда попадает? Как потом выходит?». Рано или поздно к нему придет любой ребенок с нормальным развитием.

Вопрос о происхождении детей открывает широкое поле возможностей для рассказа о человеческих отношениях. Самое удачное - при первом же вопросе вовлечь ребенка в беседу. Вот примерные вопросы для ребенка: «Ты же знаешь, что есть мальчики и девочки. Вот кто ты? А когда вырастешь, кем ты будешь, дядей или тетей? Мужчиной или женщиной? Папой или мамой? Мужем или женой?» Далее попытайтесь выяснить, что известно ребенку о различии полов. «А мальчики и девочки одинаковые? Чем они отличаются? Как ты узнаешь их?»

Ребенок переберет все известные ему различия в одежде, длине волос, играх и т.д. Если он сам укажет на анатомические различия, похвалите его. Если нет, помогите вопросом: «А как различить голеньких мальчика и девочку?» Если ответа не получите, придется разъяснять самим: «Да, мальчики и девочки разные. У мальчиков внизу животика есть трубочка, а у девочек нет трубочки, зато есть дырочка». В зависимости от того, с кем вы говорите, в соответствующем месте беседы добавьте: «Вот, как у тебя. Ты ведь и сам(а) знал(а) это, но не знал(а), как назвать, правда?»

Далее приводим примерный рассказ. «Когда мальчики вырастают, они становятся мужчинами, а девочки - женщинами. Взрослые люди могут стать мамами и папами. У женщин в животике есть специальные клеточки. Они похожи на маленькие- маленькие желточки. А у мужчин – другие клеточки – семечки. Чтобы появился ребеночек – эти клеточки должны встретиться и соединиться друг с другом. Но это может случиться только тогда, когда мальчики и девочки вырастут. Чтобы ребенок появился, люди должны быть взрослыми!»

Этот рефрен предохраняет детей от немедленного экспериментирования. Ребенок может спросить: «А почему только у взрослых? Я тоже хочу маленького». Далее следует ваш рассказ: «А вот слушай. Когда мальчики и девочки вырастают, они могут понравиться друг другу, полюбить друг друга. Тогда они женятся. Женщина становится женой, а мужчина - мужем. Они вместе - это уже семья. Но им чего-то не хватает. Как ты думаешь, чего?» Внимательно выслушайте ответы ребенка, и, если он скажет про детей, обязательно похвалите, и продолжайте: « У них все общее, им очень хорошо, они любят друг друга так сильно, что хотят, чтобы у них был общий малыш, или несколько детишек». Вы, по сути, еще ничего не объяснили, но сказали уже не мало: что дети могут быть только у взрослых, что они – воплощение любви, они желанны, они – папины и мамины вместе.

Далее вам придется, отбросив ложный стыд, рассказать о физиологии процесса: «Да, они очень хотят ребеночка, и тогда муж целует и ласкает свою жену, и при помощи своего органа- трубочки закладывает в ее дырочку семечко. А там его уже ждет женская клеточка. Вот они соединяются, и эта, теперь общая, одна клеточка, начинает расти. Это уже будущий ребенок. Сначала он очень – очень маленький, потом становится все больше. Внутри женского организма есть специальное место, где малышу тепло и уютно. Ребенку нужно все больше места, и женский живот растягивается. Пока малыш растет в животике - это называется «беременность», а женщина - «беременной». О ней заботятся, ей помогают, уступают место, радуют ее, ведь, если хорошо маме - хорошо и ее ребеночку в животике».

В этом месте хорошо привести пример беременной женщины (например, вашей знакомой). Если мама ребенка сама беременна, то можно дать послушать шевеление будущего малыша. Сначала ребенок может даже испугаться, но потом он будет сам с удовольствием проверять, шевелится ли будущий братик или сестричка. Он будет ожидать появления малыша вместе с вами, то есть на деле любить будущего младенца. Это избавит вас от такой проблемы, как детская ревность.

А мы продолжаем наш рассказ: «Вскоре ребеночек так вырастает, что может питаться из маминой груди самостоятельно. Тогда, через дырочку внизу живота он выходит наружу. Он еще не очень большой, а дырочка может растягиваться. Это называется – «роды». Они проходят в специальном доме, который так и называется « родильный дом». Там доктор следит за тем, чтобы все было хорошо.

Малыш сначала высовывает головку, а потом вылезает весь. День, когда он родится, называется «День Рождения». Его празднуют на протяжении всей жизни. Мама с малышом несколько дней находится под присмотром врачей, ведь надо убедиться, что с ними все хорошо, и маленький человечек здоров. Папа дома готовит все для мамы и малыша, а потом идет их встречать. Теперь они будут жить втроем. И, пока не появятся зубки, ребеночек будет питаться молоком из маминой груди».

Вот и все! Вы рассказали ребенку о различии полов, о роли папы и мамы в рождении детей, о развитии ребенка, его появлении на свет, питании. И это не голый натурализм. Это рассказ о любви, дающий ребенку кроме ответа на его вопрос, еще и представления о супружестве и родительстве, а также чувство собственной ценности и нужности взрослым.

Почему не нужно лгать в ответ на вопросы ребенка. Давайте обратимся к наиболее частым ответам:

АИСТ ПРИНЕС – это неплохой ответ, но только там, где дети могут видеть живого аиста, и где легенда об аисте - часть традиции. Но для ребенка, видевшего аиста только на картинках этот ответ ничего не говорит, а выглядит скорее стремлением взрослых отвязаться.

НАШЛИ В КАПУСТЕ – дети очень редко видят капустную грядку, капуста им знакома, как блюдо. Дети могут не поверить.

КУПИЛИ В МАГАЗИНЕ – ребенок уже знает, что купленное в магазине, если не понравится, можно вернуть назад. Он уже наверняка слышал, что он «плохой». Он может просто испугаться, что его вернут назад, а страх остаться одному, без родителей – один из самых мощных страхов, порождающих различные неврозы.

ДЕТИ РАСТУТ В ЖИВОТЕ, А ПОТОМ ЖИВОТ РАЗРЕЗАЮТ – можно ли сформировать у малыша представление о родительстве, как о счастье, особенно, если он боится белого халата врача, крови из пальца, и даже осмотра горла?!!

Только правдивые ваши ответы создадут у вашего ребенка иммунитет против опошленных, уличных сведений старших «товарищей».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие по Физической культуре « ПУТЕШЕСТВИЕ НА НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ» для детей подготовительной к школе группе.

Цель: Формировать у дошкольников интерес и потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями. Задачи: Повышать тренированность организма. Учить двигаться ритмично, красиво, в соотве...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Путешествие на остров сокровищ» детей старшей группы (5-6 лет)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Путешествие на остров сокровищ» детей старшей группы (5-6 лет)...

Конспект НОД по ФЭМП на тему: «Путешествие на остров» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия по математике для детей подготовительной группы....

Конспект занятия по нравственному воспитанию «Путешествие на вежливый остров» для детей 4 – 5 лет.

Цель: Учить детей быть вежливыми, находчивыми, заботливыми, помогать друг другу, видеть красоту природы.Задачи:1.Упражнять в умении правильно поступать в различных ситуациях, преодолевая трудности.2.В...

Картотека вопросов для детей и родителей по экологии. «Вопросы детям, а также их родителям»

Экологическое воспитание формирует человека с новым экологическим мышлением, а проблемные вопросы или ситуации могут поспособствовать этому.  Они позволяют уточнять и расширять представления дете...

Конспект родительского собрания "Три острых вопроса для родителей выпускников"

Школьные трудности у ребенка могут возникнуть, как ни странно, от самых безобидных, на наш взгляд, стереотипов. Причина неудач может крыться не только в психологической незрелости ребенка, но и в слеп...


 

Комментарии

Андрианова Елена Ивановна

Главное не забывать-всему свое время

Булычёва Софья Евгеньевна

Да, Леночка, рассказывать нужно и говорить об этом, но на каждом возрастном этапе по-своему