Природа и нравственное воспитание
консультация (старшая группа)

Шабаева Татьяна Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_i_nravstvennoe_vospitanie.docx15.4 КБ
Microsoft Office document icon vospitanie_skazkoy.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Природа и нравственное воспитание

Консультация для родителей

Человечество борется сейчас за то, чтобы. Земля не превратилась, в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее. Природа - не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во - первых; для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во - вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств; гуманизма, добросердечности, сочувствия. Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам.

Еще большую тревогу вызывает равнодушие, которое проскальзывает в высказываниях ребят.

  1. Почему у вас в аквариуме нет рыбок?
  2. Они сдохли - отвечают без тени волнения пятилетние дети.
  3. Зачем ты ломаешь кусты?
  4. А их здесь много.

Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой сами взрослые являются примером для экологического бескультурья; сломал ветку и отмахивается от комаров; видит, что дети качаются на деревьях, и равнодушно отворачиваются, по этому и поведение ребенка в природе порой противоречиво; положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, ласкают «мучают» котенка и т. д.). Педагоги и родители должны на своих примерах показывать любовь к природе, бережно к ней относится. Вместе с ребенком окопать дерево, подвязать сломанную ветку, найти приют для брошенного котенка, покормить птицу и т. д. У детей еще недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включить ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми котенка», «помой лапы щенку», и т. д.

Большое значение имеет просмотр телепередач «В мире животных». Хорошо если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят и обсуждают ее. Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в красную книгу, познакомить ребят лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, подорожник, календула, ромашка и т. д. После таких бесед они бережно относятся к растениям.

Таким образом каждый ребенок должен хорошо знать правила общения с объектами природы:

  1. В природе будь вежливым гостем у добрых хозяев ( лесных, луговых, садовых).

 -  Старайся ничего, кроме знаний и впечатлений, не уносить с тропинок.

  1. Не нарушай дружбы растений и животных с человеком, оставь природу в сохранности и целостности.
  2. Замечай, запоминай, зарисовывай интересное, увиденное тобой.

Целесообразно, чтобы эти правила формировались у ребенка не в негативной форме, («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной (как помогать, заботиться, оберегать). Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, просто поглядит вокруг. Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок, пословиц о природе. Взаимосвязь этического и эстетического развития способствует формированию любви к природе.



Предварительный просмотр:

 «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

Радость встречи с книгой

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.
Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает? Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью? Мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, помогает взрослому насытиться и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книжка рассказывает самое главное, показывает самое красивое.
Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.

Воспитание сказкой

До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.
Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Русские народные сказки

Играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьётся не на жизнь, а на смерть.
Прочитайте с детьми дома такие сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, лиса и петух».

Подготовьте, пожалйста, рисунок к русской народной сказке совместно с ребенком, после прочтения, для организации выставки в группе по теме «Русские народные сказки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в форме КВН на тему «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Родительское собрание провела со своими родителями. Родители остались довольными. Рекомендую провести со своими родителями....

Консультация для родителей. «Природа и нравственное воспитание детей»

В своей консультации для родителей я даю советы для прогулок с детьми, наблюдений за окружающим миром с использованием загадок, стихов, песен....

Консультация для родителей на тему"Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые р...

КВН для родителей подготовительной группы "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

       В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху давали кошку. Если он гладил животное, играл с ним – добрый человек пришёл; если обходился грубо – настораживались...

Консультация для родителей "Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителейСоставила Кульбовская Вера ВасильевнаВоспитатель МБДОУ детский сад «Ромашка»Тамбовская область, город Кирсанов.Тема: «Природа и нравственное  воспитание детей стар...

Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраст.

Консультация для родителей. С раннего детства прививаем любовь к природе. Значимость природы в жизни человека в целом....