Тема: «Игрушки прошлое и настоящее»
материал (старшая группа) по теме

Романова Ольга Николаевна

Цель: помочь родителям и педагогам сориентироваться в многообразии товаров при выборе игрушки для ребёнка дошкольного возраста.

Методы и средства:

- Создание проблемной ситуации (подвести взрослых к формулировке темы мастер-класса).

- Устное сообщение ведущего об истории игрушек, их влиянии на развитие ребёнка, формировании его психологического здоровья (дать аудитории элементарные представления о возможности использования различных игрушек в развитии ребёнка).

- Демонстрация и обучение аудитории изготовлению русских народных игрушек (дать навыки практической работы с русскими народными игрушками).

- Музыкальное сопровождение: русские народные песни (создание положительного фона).

- Использование художественного слова: колыбельные, потешки, поговорки и т.д. (подвести взрослых к использованию в общении с ребёнком малых форм устного народного творчества).

Оборудование:

Разнообразные игрушки (роботы, трансформеры, куклы Барби, Винкс и Братц, монстры и т.п.; мягкие игрушки, пупсы, матрёшки, самодельные тряпичные куклы и т.п.); лоскуты белой и цветной ткани, нитки, различная тесьма, цветные шерстяные нитки для изготовления кукол, записи русских народных песен.

Ход мастер-класса

Теоретическая часть

Педагог. Сложно представить детство ребёнка любого времени, любой национальности без игрушки. Выбор игрушек сейчас очень велик, однако стоит заниматься: все ли они полезны для развития малыша? - Предлагаем вам разделить игрушки, представленные здесь, на те которые положительно влияют на развитие ребёнка, и те от которых следовало бы отказаться? (приглашаются 2-3 человека из аудитории).

- Объясните: почему вы так разделили игрушки? (Комментарии участников мастер-класса).

- Ребёнок подсознательно готов к усвоению национальной культуры, этому способствует так называемая генетическая память, культурный архетип. Задумывались ли вы, почему малышам так нравятся колыбельные, потешки, народные игры? Они мелодичны и просты, но в то же время несут в себе глубокий смысл, в них отразился веками накопленный социальный опыт русского народа. Пугает то, что в наше время ребёнок очень рано знакомится с современным искусством – рекламой, песнями, мультфильмами, стихами, сказками, содержание которых оставляет желать лучшего. И если ближайшее окружение ребёнка не охраняет тот хрупкий росток народного наследия, очень быстро сознание малыша захватывают всевозможные , бакуганы, монстры, психонавты и ребёнок отказывается воспринимать сюжеты народных сказок и песен, не знает, как играть с матрёшкой и свистулькой, но мастерски управляется с роботами и куклами Братц.

Естественно, все это не лучшим образом сказывается на формировании личностных качеств растущего человека, его психологическом здоровье.

Противоположная ситуация складывается в развитии ребёнка, ближайшее окружение которого чтит народные традиции, помнит свои исторические корни, умело вплетает элементы старины в современный быт. Такой малыш растёт добрым, отзывчивым, эмоционально уравновешенным, легче адаптируется в новых условиях, более стрессоустойчив.

Мир игрушки удивительно многообразен. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью игрушки ребёнок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами.

Созданные мастерами рукотворные изделия дороги нам сегодня как носители непреходящих духовных ценностей, как хранители опыта прошлого в настоящем. Покоряет в них гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусства, рождённая живительным источником народного творчества, исторической памятью народа. В игрушке по своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства.

Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них своё мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. У многих народов встречаются однотипные игрушки, с однотипным сходством их конструкций, форм и декора. Это объясняется общностью культурных народных традиций, единой природой эстетического чувства. Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя – природы, работали с одинаковыми природными материалами. Родство делает их общепонятными для всех, и это одна из тех нитей, которые с детства связывают человека с наследием мировой культуры.

В мини-музее «Светлая горница» собраны разные игрушки: куклы, пупсы, плюшевые мишки, которыми играли мамы наших воспитанников, матрёшки свистульки, самодельные тряпичные куклы.

Жаль, что не все дети воспринимают эти игрушки и не умеют ими играть. Во многих группах нашего сада существует запрет на агрессивные игрушки и игрушки, не несущие в себе пользы для познавательного и эмоционально-личностного развития ребёнка.

Чтобы помочь родителям сориентироваться в современном разнообразии игрушек и выбрать действительно то, что нужно их малышу, мы проводим групповые и индивидуальные консультации, семинары - практикумы. У девочек наиболее популярны сейчас куклы Барби и их аналоги. Существует мнение, что Барби – это кукла социального успеха. Мы же считаем , что она мало интересна сама по себе и существует только в окружении собственных вещей, и чем больше их, тем лучше. Ни о какой свободе, а тем более творчестве в подобной игре не может быть и речи.

Барби – это взрослая, шикарная, обеспеченная, не занимающаяся и не увлекающаяся ничем молодая женщина, так сказать идеал для современных девочек. Её не завернёшь в одеяльце, не покачаешь в люльке, не поиграешь в дочки-матери и даже не накажешь. А ведь мы хотим, чтобы наши девочки выросли успешными не только в социальном плане, но и в выбранной профессии, в духовном развитии, были хорошими хозяйками, добрыми и заботливыми мамами.

Но посмотрим, как меняется кукла Барби , одетая в русский национальный костюм (демонстрируются).

Вот некоторые из традиционных кукол (демонстрируются):

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Город Кировск: его прошлое - мое настоящее…»

Представленный образовательно-воспитательный проект нацеливает на последовательное введение занкомство ребенка с историей г. Кировска и воспитание патриотических чувств.Проект рассчитан на работ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего»....

Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"

Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....

Проект: «Во что играют наши дети? Игрушки прошлого и настоящего».

: Если бы какой-нибудь ваш знакомый проводил свои дни в полном безделье, вы бы удивились. А если бы ребенок не играл целыми днями со своими игрушками, у нас было бы еще больше оснований встревожиться....

проект в старшей группе "Елочные игрушки. Из прошлого в настоящее"

Цель проекта: познакомить с историей возникновения и видоизменения новогодних игрушек. Расширять кругозор детей; развивать  творческие способности....

Проект "Ёлочные игрушки прошлого и настоящего"

Цель проекта: Формировать представление детей об истории возникновения ёлочной игрушки...

Проект "Елочные игрушки в прошлом и настоящем"

Проект "Елочные игрушки в прошлом и настоящем"...


 

Комментарии

Богунова Галина Геннадьевна

Как хорошо, что воспитателей детских садов волнует проблема: чем играют наши дети? Какие они эти современные игрушки. Не все родители об этом задумываются.