Общая характеристика развития здорового ребенка второго года жизни.
консультация (младшая группа) по теме

Чегодаева Наталья Викторовна

Второй год жизни ребенка - это перемены, новый опыт, стремительное развитие. Что может делать малыш,  чему может научиться? О достижениях детей второго года жизни, сенсорном и речевом развитии, играх и упражнениях с малышом расскажет этот материал. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

            ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  РАЗВИТИЯ  ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
                                   ВТОРОГО  ГОДА  ЖИЗНИ.

Второй год жизни ребенка – это вновь  перемены, новый опыт, удивительные переживания, стремительное развитие. К полутора годам малыши постепенно  овладевают уверенной поступью даже по неровной поверхности. У ребенка развивается способность координировать сложные движения. Шаркающая походка сменяется обычной, пружинистой. К концу второго года жизни малыш не только может сам забраться на диван, но и ловко поднимается по лестнице, наступая то левой, то правой ногой. Ребенок начинает самостоятельно ставить ногу на носок. Он быстро овладевает методикой боковых шагов и к двум годам свободно кружится на месте. Примитивные танцевальные движения и бег – вот показатели возрастного умения овладения собственным телом к двум годам.

Малышу все хочется взять в руки, потрогать, рассмотреть. Это стремление к познанию мира вызывает обычно тревогу у родителей. Они стараются остановить ребенка: «Не трогай», «Не лезь», «Не бегай» и т.д. А между тем шустрого и любопытного малыша необходимо поощрять, а не ругать. Просто в целях безопасности лучше на время убрать подальше ценные мелкие вещицы, все режущие и колющие предметы, лекарства и предметы бытовой химии.

Подвижные игры перемежаются с тихими, когда малыш спокойно  и сосредоточенно играет своими игрушками. Он любит перелистывать книжки-картинки. У него появились любимые и нелюбимые картинки. Он может узнать и показать на фотографии самых близких ему людей.

Необходимо выделить в комнате уголок для тихих игр ребенка. Желательно, чтобы ваш малыш играл одновременно не более чем с двумя игрушками: обилие игрушек рассеивает внимание ребенка. Игрушки, которыми играет малыш, периодически надо менять.

Воспитание ребенка, особенно такого маленького, - сложное дело. Оно требует от родителей постоянной и настойчивой заботы, внимания, умения  быстро оценивать ситуацию тщательного контроля. Лучший метод воспитания очень прост: «Делай, как я!» Малыш подражает нам во всем, и потому поступки, поведение, чувства родителей и других близких родственников «воспитывают» ребенка гораздо эффективнее любых слов или специально смоделированных ситуаций. Если мы хотим вырастить человека, который (как нам кажется) будет «лучше нас», нам необходимо следить за собой и поступать не так, как привычно, а как мы хотели бы поступить.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ОТ ГОДА ДО ДВУХ ЛЕТ.

Сенсорные, иначе говоря, чувственные впечатления – это основа познания мира. Чем точнее различает ребенок свои ощущения – то есть понимает, что именно он слышит, видит, осязает, обоняет, воспринимает на вкус, - тем быстрее он сможет развиваться.

Малыш постоянно спрашивает себя и окружающих: «Что это?» и «Какое оно?» Сейчас ему очень важно узнать, какого цвета солнце (травка и сотни других предметов и явлений), большое оно или маленькое, какой оно формы, можно ли его потрогать и т.д. Получив ответы на эти и многие другие вопросы, ребенок сможет представить себе разнообразные предметы, сможет их сравнивать, описывать их качества, систематизировать – таким образом, постепенно развивается человеческий разум.

Впрочем, ребенок еще не готов к такой сложной умственной деятельности. Пока ему необходимо научиться различать цвета, определять форму предмета и его величину. Для этого можно использовать следующие упражнения и задания.

Знакомство с формой предметов.

Возьмите ведерко с крышкой и мелкие, удобные для ручки малыша игрушки разной формы и цвета: пирамидку, кубик, брусок (кирпичик), грибочек, яичко, мячик, цилиндр. Высота ведерка 10-12 см, размер игрушек 3-5 см. Покажите ребенку закрытое крышкой ведерко и расскажите, что там лежит. Попросите малыша опустить ручку в ведерко и достать какую – нибудь игрушку. Ребенок  вынимает кубик или брусок (катающиеся игрушки желательно положить на дно ведерка, а сверху более устойчивые предметы). Похвалите малыша: «Молодец! Какую красивую игрушку ты вытащил из ведерка! Это кубик». Пусть ребенок рассмотрит кубик, поиграет им. После этого попросите положить игрушку на стол; покажите, как надежно стоит кубик, обратите на это внимание ребенка.

Напомните малышу, что в ведерке есть и другие игрушки. Попросите достать их по одной; покатайте по столу шарик или яичко, объясните, что одни предметы (как кубик) устойчивы, а другие (как шарик)- нет. Когда ребенок вытащит и рассмотрит все игрушки, предложите ему сложить их обратно в ведерко. Если малыш не хочет складывать игрушки, нужно обхватить его ручку своей рукой и помочь ему перенести все игрушки в ведерко.

Знакомство с цветом предметов.

Возьмите ведерко и комплект мелких игрушек красного, синего, зеленого, желтого цвета. Высота ведерка – 12 см, размер игрушек – 3 – 5 см. Покажите малышу ведерко и предложите достать игрушки по одной. Обязательно говорите малышу, как называется каждая игрушка, какого она  цвета. Пусть  малыш рассмотрит  эти игрушки, поиграет  с  ними. Затем  положите игрушки в ведерко вместе  с ребенком. Не забывайте  подбадривать и хвалить  малыша.

РАЗВИТИЕ  РЕЧИ  РЕБЕНКА  ОТ  ГОДА  ДО  ДВУХ  ЛЕТ.

От года до двух лет ребенок очень восприимчив к усвоению речи. До  полутора лет малыш гораздо лучше понимает речь взрослого, чем говорит сам. Он уже знает названия многих игрушек, одежды, частей тела, лица, предметов домашнего обихода; хорошо запоминает названия действий, с которыми часто встречается  в повседневной жизни. Если вы, укладывая ребенка спать, умывая его, одевая, каждый день повторяете одни и те же слова: « Дай ручку», «Ложись  бай – бай», « Есть» и т.д., малыш быстро выучит эти слова.

Играя с малышом, используйте слова – инструкции: « Дай», « Принеси» и т.д. При этом объясняйте словами, что именно нужно сделать (дать, принести), иногда полезно подкреплять объяснение жестами. Старайтесь говорить с ребенком четко, немногословно, так, чтобы малышу стало ясно, что данное слово обозначает именно этот предмет.

Ребенок в возрасте от одного года до года шести месяцев любит подражать звукам, а так же повторять слова за взрослыми. Малыш с удовольствием играет словами, произносит выдуманные  им    слова - например, создает упрощенные слова из начальных звуков слова. Часто какой – нибудь слог означает не один определенный предмет, а несколько разных, но в чем - то похожих предметов. Так, малыш называет « кыс» не только кошку, но и все пушистое.

Темп развития речи у детей разный: одни начинают говорить раньше, другие позднее. При этом   скорость  овладения  словом  зависит  и от  внимания  взрослых,  которые  окружают  малыша,  и  от индивидуальных  особенностей  ребенка.

Предлагаем  несколько  упражнений для  развития  речи  ребенка.

Посадите  мишку в машину. Попросите малыша: « Дай  мне  мишку».

Покажите на себя, на мишку. Постарайтесь убедить  малыша выполнить вашу просьбу. Обязательно  подбадривайте  его.

Поставьте на стол несколько хорошо знакомых малышу игрушек     (куклу, мишку, мячик). Попросите его показать вам каждый  предмет: « Покажи куклу. Молодец!»; « Покажи  мишку, молодец»; « Дай  мне  куклу. Умница !»

Ребенок знает  названия очень  многих  вещей  и  предметов, которые  находятся  в  его  комнате  и во  всей  квартире. Все  равно  старайтесь  постоянно называть  эти  предметы. Просите  ребенка  принести  вам  подушечку, одеяло, маленький  стульчик, пирамидку и т.д.

Во время  прогулок  рассказывайте ребенку обо всем, что его окружает.

Покажите ему цветы  (деревья, камешки). Пусть ребенок  их  рассмотрит, найдет другие и покажет  их вам. Постоянно  разговаривайте  с ребенком. Объясняйте  малышу, что вы делаете, чем пользуетесь, как называются разные  предметы и явления. Используйте  в своей речи только  простые  предложения.

Рассматривайте  вместе  с ребенком  журналы, детские книжки. Просите малыша показать  знакомые  предметы: « Где мишка?», « Где кукла Таня?», « Покажи мне мячик, машинку»   и т.д.

 Во время прогулки обращайте внимание на голубей, воробьев. Предложите малышу понаблюдать за ними: они прыгают, клюют зернышки, улетают и прилетают. Скажите малышу, что это  птички. Птички тоже разговаривают: «пи-пи-пи», «чирик-чирик ». Покормите воробьев хлебными крошками. Дома возьмите книжку, найдите изображение птичек и покажите ребенку. Спросите: « Кто это?» – « Птичка». – « Как она говорит?» – «Пи-пи-пи». Прочитайте ребенку стихотворение « Птичка»:

Села птичка на окошко.

«Посиди у нас немножко!

Посиди, не улетай!»

Улетела. « Ай!»

Рассматривая птичек в книжках или наблюдая за ними на улице, читайте это стихотворение ребенку. Предложите малышу попытаться повторить каждое последнее слово.

Учите ребенка отвечать на вопросы. Старайтесь задавать ребенку простые вопросы, связанные с повседневными ситуациями. Когда ваш малыш научится отвечать на вопросы самостоятельно, не подражая взрослому, перестаньте подсказывать ему ответ. Во время игры спросите ребенка: «Хочешь куклу?» И подождите ответа: малыш должен сказать «да» или «нет» или кивнуть головой.

Предложите малышу что-нибудь вкусное, спросите: «Хочешь банан?» Когда малыш ответит на ваш вопрос, дайте ему банан. Старайтесь задавать вопросы только тогда, когда вы действительно хотите, чтобы ребенок вам ответил.

Научите ребенка называть свое имя. Подведите малыша к зеркалу, покажите рукой на отражение и спросите: «Кто это?» Скажите ребенку его имя и попросите его повторить: « Это Саша».

Спросите ребенка: «Как тебя зовут?» Если малыш не отвечает – покажите на него рукой: «Тебя зовут Саша». Возьмите фотографии вашего малыша и спрсите его: «Кто это?» Ответьте сначала сами: «Это Саша». Пусть малыш повторит за вами.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Заниматься развитием мелкой моторики можно и нужно с самого раннего возраста. Начинать надо с массажа кистей ручек ребенка и каждого пальчика, каждой его фаланги. Начните тренировку движений пальцев рук, используя народные игры-потешки: «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчики здороваются»: - кончик большого пальца поочередно касается указательного, среднего, безымянного  и мизинца; - растопыренные пальчики правой и левой ручек прикасаются к друг другу.

                                   УСПЕХОВ ВАМ И ВАШЕМУ МАЛЫШУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие речи ребенка второго года жизни"

Для успешного развития речи ребенка необходимо создание условий с самого раннего возраста. В консультации отражены изменения в развитии речи детей второго года жизни, даны советы и рекомендации по орг...

Развитие ребенка второго года жизни

Психологические особенности развития детей второго года жизни...

Памятка для родителей КАК ПРОВЕРИТЬ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

Одним из основных вопросов, который волнует родителей, соответствует ли уровень развития речи их малыша норме. Наиболее ответственные мамы и папы обращаются к квалифицированным специалистам, однако од...

Психология ребенка второго года жизни: особенности, диагностика, развитие

В презентации рассмотрены основные особенности психического развития ребенка второго года жизни, представлены тесты психического развития ребенка второго года жизни, обобщены упражнения и развивающие ...

развитие речи у ребенка второго года жизни

Время идет, ваш малыш растет не по дням, а по часам. Ему уже пошел второй год. Вы не перестаете удивляться: все, ну буквально все понимает. А вот говорить... Вам кажется, что говорит он недостаточно м...

Конспект занятия, направленного на развитие ВПФ ребенка второго года жизни с риском в отставании в развитии.

Данный конспект занятия, направлен на развитие ВПФ ребенка с риском в отставании  развитии с психологическим возрастом 13 месяцев, посредством игровой среды в процессе взаимодействия с другим взр...

Роль сенсорики в развитии ребенка второго года жизни

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия....