Родительское собрание "Скоро в школу"
учебно-методический материал по теме
Готовность к школе – одно из важнейших понятий детской психологии ,определяющее возможности успешного или неуспешного встраивания бывшего дошкольника в новую для себя социальную действительность.
Что это такое? Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школьному обучению? Этой проблеме посвящено родительское собрание «Скоро в школу»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkole.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовность к школе – одно из важнейших понятий детской психологии ,определяющее возможности успешного или неуспешного встраивания бывшего дошкольника в новую для себя социальную действительность.
Что это такое? Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школьному обучению? Этой проблеме посвящено родительское собрание «Скоро в школу»
Родительское собрание «Скоро в школу»
(для родителей детей подготовительной к школе группе)
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к школьному обучению.
Выступление.
Добрый вечер, уважаемые родители! Наша встреча посвящена подготовке детей к школе.
Поднимите руку те из вас, чей ребенок пойдет в школу в полные 7 лет.
Родители поднимают руки.
Прекрасно, именно 7-летний возраст психологи считают наиболее удачным для начала посещения школы.
Это связано с появлением новообразований в психическом развитии детей 6-7 лет:
- высокая компетентность в различных видах деятельности (накоплен необходимый багаж знаний об окружающем);
- устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах (старший дошкольник в норме имеет несколько завышенную самооценку);
- способность к компромиссу (ребенок знает, чего хочет достичь, умеет договариваться с другими людьми);
- умение следовать инструкции, соблюдать правила (развивается самоконтроль);
- высокий познавательный интерес (из любознательности перерастает в познавательный мотив к деятельности, что важно для «первоклашки»);
- использование словотворчества (сочинение новых слов, стихов, считалок, дразнилок).
В итоге происходит переход от игры к обучению (дошкольник становится школьником).
Поднимите руку те, чей ребенок пойдет в школу в неполные 7 лет?
Можно узнать, чем вызвано ваше желание отдать ребенка именно сейчас?
Как правило, родители, желающие отдать ребенка раньше рекомендуемого возраста в школу, мотивируют свое желание тем, что ребенок уже готов к ней: он читает, считает, его увлекают интеллектуальные игры, интерес к компьютеру. Все это хорошо, но важны не только навыки и умения ребенка, а также его психологическая готовность.
Для подтверждения своих слов предлагаю два портрета «будущих первоклассников». Наша задача – учесть особенности каждого и помочь им качественно и с пользой учиться в школе.
Два ребенка посещают подготовительную группу. Обоим детям по 7 лет. Первый ребенок – собран, всегда организован, знает время для занятий и игр. Его вещи всегда в порядке, игрушки под контролем. На занятиях – тянет руку, дает полный ответ на вопрос. В случае незнания – живо интересуется вопросом, выясняя для себя новое.
Второй ребенок – знает место своим вещам, но почему-то всегда теряет то носок, то шапку. На занятиях – непоседлив, рад доставить другим детям радость своим выходящим за рамки поведением. Не может найти себе спокойное занятие, чаще выбирает бег и «скачки». Незнание чего-либо не расстраивает его, но и не располагает к поискам ответов.
Как вы думаете, какой из будущих первоклассников психологически готов к обучению в школе?
Каждый из описанных детей пойдет в школу, и нам важно помочь ему в этом!
Психологи выделяют несколько компонентов готовности к школе.
(родителям выдаются таблички)
Педагогическая готовность | Интеллектуальная готовность | Мотивационная готовность | Эмоционально-волевая готовность | Коммуникативная готовность |
Навыки чтения, счета, письма, рисования Чистая речь. Общая осведомленность | Наблюдательность. Воображение. Умение анализировать и сравнивать. Память. Выполнение словесной инструкции | Желание узнать новое. Уверенность в своих силах. Стремление освоить роль школьника. Принятие системы требований, предъявляемой школой | Умение управлять своим поведением. Эмоциональная устойчивость. Произвольная регуляция внимания | Умение устанавливать контакт с учителем. Сохранение чувства дистанции. Умение войти в детский коллектив |
Проводится мини-опрос «Значимость типов готовности к школе». Родителям предлагается опираясь на табличку, указать в какой степени на их взгляд, значимы для успешного обучения в начальной школе каждый из предложенных типов готовности (следует пронумеровать их от 1 (наиболее знеачимы) до 5 (наименее значимые).
Об интеллектуальной готовности говорит способность ребенка концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями и др. Однако не следует путать интеллектуальное развитие детей и их обученность. Например, ребенок, поступивший в школу, не умеет читать, писать, считать, но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через пару месяцев легко догоняет своих одноклассников. Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы школьной жизни. Но в определенный момент резерв обученности истощится. Поэтому целесообразнее сосредоточится не на форсировании учебных умений, а на развитии психических функций. Развивать познавательную активность можно с помощью игр: «Бывает – не бывает», «Съедобное – несъедобное», «Летает – не летает», и др. прекрасно развивает интеллект наблюдение, экспериментирование и коллекционирование.
Эмоциональная зрелость проявляется в ослаблении импульсивных реакций на события и в умении длительно выполнять не всегда привлекательную работу.
Коммуникативная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умение слушать и выполнять указания взрослого. Вы знаете, каков ваш ребенок, знаете его особенности при общении со сверстниками и взрослыми - чужими и близкими знакомыми вашей семьи. Важно научить ребенка находить общий язык с окружающими, заслуживая хороший авторитет, окружая себя друзьями.
Простой способ уроков общения – разговор по телефону: предложите ребенку взять трубку, вежливо поздороваться, спросить, кто звонит, узнать цель звонка. Общаться по телефону можно с бабушкой или дедушкой, другом, живущем в соседнем доме.
И еще очень важный момент – желание учиться. Опросы детей показывают: поступить в школу хотят практически все, но причины этого желания разные: одни идут в первый класс, т.к. там будут учиться их друзья, другим нравится новый ранец и тетрадки; третьих интересуют звонки и перемены в школе. Эти ответы говорят о том, что дети еще не осознали важности учебы и не готовы к новому, важному шагу в их жизни.
Правильно сформированная внутренняя позиция будущего школьника является основой его готовности к школе.
В завершение нашей встречи хочется вам предложить памятки, в которых приведены некоторые способы создания положительной мотивации к посещению школы будущим первоклассником (выдаются памятки).
Самый главный совет – не запугивайте детей школой! Пусть они ждут того дня, когда наденут новый наряд, возьмут букет цветов и попадут в новый для них мир – мир знаний.
Памятка «СОЗДАНИЕ У РЕБЕНКА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ И ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ОБУЧЕНИЕ»
-Экскурсии ребенка в школу.
- встреча и знакомство с учителями
- рассказы о своих любимых учителях
- показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами
- совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением
- организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей
- семейное чтение художественной литературы
- организация книжного уголка для ребенка
- обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы
- знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги
- участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы родительского клуба "Мамина школа" на 2012-2013 год
Примерный план работы клуба на учебный год....
Презентация родительского клуба "Мамина школа"
краткое описание мсистемы работы с детьми перед поступлением в детский сад...
Первое родительское собрание в младшей группе... Родительская встреча в "Школе молодых матерей".
Первое родительское собрание в младшей группе...Родительская встреча в "Школе молодых матерей". Задачи:Образовательная:1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном ...
Детско-родительский клуб «Мамина школа »
Третий год жизни – непростой и чрезвычайно важный этап взросления малыша. Это период превращения бессознательного крохи в активного и самостоятельного деятеля, полноправного члена семьи. А источ...
Выступление на родительском собрании "К школе будь готов"
В выступлении представлена краткая характеристика психологической готовности ребенка к обучению в школе, так же даны рекомендации родителям как помочь ему подготовиться к школе....
Родительские страхи перед школой
Советы для родителей будущих первоклассников....
родительский клуб "Мамина школа"
Всреча в клубе "Мамина школа" на тему "Мы и наши имена"...