Проблемы поведения у детей раннего возраста.
консультация (младшая группа) по теме

Гусынина Ирина Николаевна

Ранний возрасвремя стремительного развития ребенка .Проблемное поведение ребенка застоет взрослых в расплох, огорчает, приводит к разочерованию и растеренности. Как же следует вестивзрослым в подобных ситуациях? Надо ли   наказывать ребенка? Как его отвлечь или уговорить? Эти рекомендации помогут родителям справиться с данной проблемой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОРОГИЕ МАМЫ И ПАПЫ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ!

В вашем доме подрастает малыш. Слышатся звонкий голосок и веселый топоток детских ножек, дом оживает, а жизнь приобретает новые краски, наполняется особым смыслом. Вы с удовольствием наблюдаете, как ребенок становится более самостоятельным, как спешит использовать свои новые возможности в исследовании окружающего мира.

Ранний возраст - время стремительного развития. Казалось, только недавно малыш встал на ножки и сделал свой первый неуверенный шажок, а сегодня он передвигается уже ловко и быстро, карабкается по мебели и взбирается по лестницам. Вроде бы, только вчера были произнесены первые слова, но прошло совсем немного времени, и ребенок с удовольствием общается с вами и вашими знакомыми, говоря простыми фразами, использует жесты и мимику. Малыш начинает интересоваться книжками и яркими картинками, у него уже есть любимые игрушки. Одновременно развивается эмоциональный мир ребенка, он учится сопереживать. Принимая вашу к нему любовь, он отвечает тем же, даря родителям, бабушкам и дедушкам столько ни с чем не сравнимой радости!

Но одновременно с забавными и радостными происшествиями часто возникают проблемные ситуации. Стремясь как можно больше узнать об окружающем мире, любопытный малыш залезает в запретные места, ломает вещи и игрушки, рвет книжки и журналы - в общем, хулиганит. И даже самые покладистые и милые детки порой превращаются в строптивых упрямцев, каприз и драчунов. А близкие взрослые часто оказываются не готовы к такому повороту событий. Проблемное поведение ребенка застает врасплох, огорчает, приводит к разочарованию и растерянности.

Как же следует вести себя в подобных ситуациях? Надо ли наказывать ребенка? Как его отвлечь или уговорить? И что же будет дальше, если с ним уже сейчас нет никакого сладу? Очень часто эти и подобные им вопросы возникают у расстроенных родителей, бабушек и дедушек.

Прежде всего, следует понять, что в таких ситуациях нет ничего необычного и экстраординарного, в норме они возникают в жизни любого малыша (исключая случаи, когда поведение ребенка требует специальной психолого-педагогической коррекции), ведь познание мира - процесс активный. Кроме этого, помните, что со временем малыш многому научится, станет более самостоятельным, и подобные ситуации будут возникать все реже. И ваша задача - помочь ребенку!

В нашей книге мы предлагаем описание некоторых проблемных ситуаций, которые часто возникают в жизни малышей и их родителей. Забавный сюжет и красочные иллюстрации дают повод поговорить с ребенком, обсудить проблему. Обходясь без сухих нотаций, мы косвенно, через эмоциональное сопереживание герою книжки, предлагаем ребенку выход из проблемной ситуации, знакомим с правилами поведения. А комментарий психолога окажется полезным для мам и пап.

Но прежде чем приступить к чтению книжки, познакомьтесь с некоторыми правилами, которые помогут вам избежать многих проблемных ситуаций, а если они возникли, сгладить их, позволят вам и малышу выйти из них с достоинством.

Не провоцируйте ребенка. Когда в доме растет малыш, следует относиться более внимательно к предметам и вещам: все потенциально опасные (острые, бьющиеся, мелкие) предметы должны быть недоступны для ребенка. Также следует выбирать место для ценных и хрупких вещей, чтобы малыш не мог до них добраться. Приведем пример: пока мама была на кухне, маленький Андрюша сумел открыть пузырек с лаком и полил им мебель и пол. Мама отшлепала мальчика, накричала на него. Но на вопрос, где же стоял пузырек с лаком, ответила: на журнальном столике. Так возможно ли в этом случае наказывать малыша?

Сохраняйте спокойствие. Если проблемная ситуация возникла, постарайтесь найти достойный выход из создавшегося положения. Часто это бывает очень непросто, особенно когда малыш шалит, капризничает или устраивает истерику в общественном месте. Слыша замечания окружающих, мама может быстро выйти из себя. Но не забывайте, что в стремлении соблюсти правила приличия вы можете потерять доверие собственного ребенка. В любой ситуации постарайтесь не срываться, сохраняйте терпение и спокойствие.

Организуйте деятельность ребенка. Часто проблемные ситуации возникают в силу того, что ребенок действует хаотически. Но если направлять его любознательность и активность в нужное русло, то его энергия служит созиданию. Занимайтесь с ребенком - рисуйте, лепите, читайте книжки. Организуйте веселую и интересную игру дома и на детской площадке.

Предлагайте ребенку альтернативу. В вопросах воспитания малыша старайтесь быть гибкими. Если малыш делает что-либо потенциально опасное или неправильное с вашей точки зрения, спокойно скажите, что так делать не надо. А если это возможно, постарайтесь предложить более приемлемую альтернативу. Например, не надо кидать камушки на детской площадке, или в месте, где ходят люди, ведь можно в кого-нибудь случайно попасть. Но можно выбрать место, где никого нет, и вдоволь потренироваться в метании.

Отвлекайте ребенка. Что вы делаете, когда малыш раскапризничался? Можно увещевать его, но в этот момент он все равно не услышит ваших слов. Постарайтесь отвлечь его, переключить его внимание на какой-нибудь предмет или интересную деятельность. А объяснить малышу, как следует себя вести, вы сможете позже, в спокойной обстановке.

Строго соблюдайте принципы воспитания. Внутри каждой семьи существуют свои принципы воспитания: кто-то воспитывает детей в строгости, кто-то предоставляет больше свободы и раскованности. Какими бы ни были ваши принципы, мы советуем строго придерживаться их. Это означает, что если чего-то делать нельзя, то всегда нельзя. К примеру, как бы вы поступили, если вы отказались купить вашему малышу игрушку, а он устроил истерику в магазине? Если под прессом укоризненных взглядов окружающих вы пойдете на уступку, то эта ситуация научит малыша манипулировать вами и не относиться к вашим требованиям всерьез. Если ваши требования справедливы и не слишком ограничивают свободу выбора ребенка, то придерживайтесь их неукоснительно. В приведенном примере один из путей выхода из ситуации - молча увести ребенка из магазина, а дома объяснить, что в следующий раз вы пойдете в магазин без него. Таким образом, ребенок осознает, что у его поступка есть последствия и в следующий раз не станет прибегать к такой уловке.

Я РИСУЮ!

Зайка любит рисовать. У него есть альбом, цветные карандаши и фломастеры.

- Будем рисовать, Зайка? - спросила мама.

- Я сам! - закричал Зайка.

- Это море! - сказал он и стал рисовать синим фломастером.

- Это солнышко! Оно жёлтое! Это ягодки - они красные! А это травка! - и Зайка взял зелёный фломастер.

- А это что такое? - спросила мама. Тут Зайка увидел, что изрисовал стол, маечку и лапки, и огорчился. Он так старался нарисовать картинку, что не заметил, как испачкал стол и испачкался сам.

- Надевай на фломастеры колпачки и пойдём мыться. А потом вместе вымоем стол, - сказала мама.

Подготовьте для малыша рабочее место. Рисуйте и лепите вместе с ребенком, ведь в этом возрасте малыши не в состоянии делать это самостоятельно. Они еще не осознают, почему рисовать в альбоме можно, а на стенах и полу нельзя. Чтобы избежать таких неприятных ситуаций, будьте рядом с ребенком, учите держать карандаш или кисточку, помогайте и страхуйте. После завершения занятия уберите фломастеры, карандаши и краски в недоступное для малыша место. Самостоятельно рисовать ребенок сможет, когда немного подрастет.

Если все-таки не обошлось без побочных результатов - испачканной одежды, втертого в ковер пластилина и т.п. - не ругайте ребенка. Он увлекся, а уровень развития его умений пока не позволяет делать все правильно и аккуратно. Если же постоянно корить ребенка, то он может отказаться от экспериментов и проб, что нежелательно.

Я - СЛОНИК!        

Зайка любит играть в своей комнате. Вот Зайка бежит по комнате, «машет крылышками».

- Я птичка! Чик-чирик! Высоко лечу!

Зайка бежит и слышно: топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

- А теперь я собачка! Гав! Гав! Бегу быстро! Хвостиком виляю!

Тут в комнату заглянула мама:

- Ой! Ты кто такой?

- Я собачка!

- Да? - удивилась мама. -  А я думала, это у нас слоник завёлся, такты громко топаешь: топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Зайка засмеялся и затопал ещё громче:

- Я слоник! Я слоник!

А мама сказала:

- В квартире под нами живёт малыш. Если ты будешь громко топать, он проснётся и будет плакать. Давай теперь ты будешь тихой мышкой.

Хорошо, - сказал Зайка тихим голосом и пошёл по комнате тихо-тихо. - Пусть малыш спит.

 В наших многоквартирных домах мы живем не одни. И хотя ребенку нужно постоянно двигаться, интересы соседей, стремящихся к покою и тишине, часто не совпадают с желанием малыша побегать и попрыгать. В случае возникновения конфликтной ситуации постарайтесь, чтобы ребенок не стал свидетелем разбирательств на лестничной клетке. Дома спокойно объясняйте малышу, что внизу живет старенькая бабушка, или спит ребеночек, или дядя Петя пришел после работы и хочет отдохнуть. В любом случае всегда внутренне оставайтесь на стороне ребенка и по возможности старайтесь сгладить ситуацию.

ЧТО ЗА БЕСПОРЯДОК!

Зайка играл с кубиками. Он решил построить башню.

- Красный кубик. Сверху синий кубик. Ещё жёлтый кубик. И зелёный. Вот какая высокая получилась башня!

Потом Зайка взял мячик и бросил в башню. Башня рассыпалась, а кубики разлетелись в разные стороны.

- Ба-бах! Нет башни! Ха-ха-ха! - засмеялся Зайка.

Потом Зайка решил посмотреть картинки в любимой книжке. Книжка стояла высоко на полке. Зайка подумал, подумал, а потом поставил рядом с полкой стульчик и забрался на него. Он стал тащить книжку с полки. И вдруг книжки стали одна за другой падать вниз.

- Ой-ой-ой! Что это? - удивился Зайка.

В комнату зашла мама и увидела ужасный беспорядок.

- Что случилось, Зайка? - спросила мама.

- Ничего не случилось. Я играю! - ответил Зайка.

- Почему же в комнате такой беспорядок?

Зайка оглянулся вокруг и увидел, что на полу валяются кубики, книжки и другие игрушки.

- Давай разложим все игрушки по местам, - предложила мама.

- Вот теперь хорошо, порядок.

- Мне тоже нравится порядок, -  сказал Зайка.

Играя, малыши не заботятся о порядке. Когда ребенок маленький, бесполезно и даже вредно требовать от него играть по правилам, которые он еще не усвоил. Терпеливо приучайте ребенка к тому, что у каждой вещи в доме есть свое место.

Детям нравится подбрасывать предметы. Чтобы удовлетворить такую потребность ребенка, почаще организуйте на улице игру в мяч летом, в снежки зимой, а дома иногда можно устроить «подушечный бой».

ПОИГРАЮ В ПАПУ!

Зайка очень любит заглядывать в шкаф. Там столько всего интересного!

- Скрип! Скрип! - скрипнула дверца шкафа.

Вот папино пальто и рубашки. А вот мамины туфли. Зайка стал доставать одежду и обувь. Скоро на полу оказалась целая гора вещей.

- Сегодня я буду папой, - решил Зайка.

Он надел папины туфли и плащ. А на голову надел папину шляпу.

- Ого! Как здорово! Я - как настоящий папа!
Тут раздался мамин голос:

- Что тут происходит? Это кто к нам пришёл?

- Это я, папа! - ответил Зайка.

Зайка хотел пойти навстречу маме, но запутался в плаще и ботинках и упал.

- Ай-ай-ай! - пожурила мама Зайку. - Папин костюм помялся! - Ай-ай-ай! Папа, когда одевается, никогда не выбрасывает одежду из шкафа.

Дети любят «наводить ревизию» в шкафах. Малышам нравится изучать «сокровища», которые в них хранятся. Вспомните свое собственное детство и не ругайте вашего малыша за чрезмерное любопытство. Позволяйте иногда «порыться» в вещах, но под вашим контролем. А в целях приучения ребенка к порядку вместе раскладывайте вещи по местам. Не забудьте похвалить ребенка за помощь.

А с каким удовольствием примеряют малыши папины и мамины вещи! Детвора очень любит наряжаться. Чтобы защитить от таких детских «экспериментов» хорошие вещи, полезно выделить несколько старых вещей (это могут быть платки, кофточки и юбки, пояски и галстуки, старые шляпы и т.п.), с которыми можно играть и «делать все, что угодно».

КНОПОЧКИ! КНОПОЧКИ!

Зайке очень нравится нажимать на разные кнопочки. Вот стоит магнитофон. Зайка подошел и нажал на кнопку.

- Антошка, Антошка, пойдём копать картошку! – запел магнитофон.

- Ух ты! - восхитился Зайка.

А вот телевизор. У телевизора есть пульт. Зайка нажал на красную кнопочку.

- Сегодня на улице ожидается дождь, - сказала тётя, которая появилась на экране телевизора.

- Здорово! - сказал Зайка.

Вот и телефон. Зайка снял трубку и стал нажимать на разные кнопочки,

- Пип! Пип! - пищали кнопочки.

- Алло! Алло! - сказал Зайка в трубку. Но почему-то никто не ответил.

Тут в комнату вошла мама.

- Зайка, не надо играть с телефоном. Папа не сможет нам позвонить.

- Но ведь так интересно! - загрустил Зайка.

Играй с игрушечным телефоном, - предложила мама.

Современный ребенок с раннего детства окружен различной бытовой техникой. Эти предметы притягивают к себе внимание любознательного малыша. И наступает момент, когда ребенок принимается нажимать на все кнопки подряд. Если его действие производит немедленный эффект, например, начинает пищать микроволновка или загорается экран телевизора, это приводит ребенка в восторг и побуждает к новым экспериментам.

Твердо объясняйте малышу: «Не надо нажимать» и предлагайте игрушки-заменители - телефон, электропианино и:др. Перечислите то, чего делать нельзя, - например, включать компьютер, стиральную машину и т.п. и придерживайтесь этих требований.

ХОЧУ ЕЩЁ!

Зайка любит смотреть мультики. Сегодня он смотрел мультик про Чебурашку и крокодила Гену.

- Какой смешной Чебурашка! У него такие большие уши! - смеётся Зайка.

Мультик закончился, и мама выключила телевизор.

- Ещё хочу! Ещё хочу! - закричал Зайка и заплакал.

- Мультик закончился, - сказала мама. - Не плачь, Зайка, пойдём послушаем песенки из мультика.

- Только я сам нажму кнопочку, - согласился Зайка и перестал плакать.

Мама вставила кассету с песенками в магнитофон. Мама и Зайка вместе слушали песенки и танцевали.

- Теперь хочу книжку почитать! - сказал Зайка.

- Хорошо, - согласилась мама. - Давай выбирать книжку.

Следует строго ограничивать присутствие телевидения в жизни маленького ребенка. Пока нет единого мнения о том, какое именно влияние на детскую психику оказывает телевидение, но можно утверждать, что имеет место феномен привыкания, большинство родителей сталкивается с тем, что ребенок просит показать полюбившийся мультфильм еще и еще, его трудно «оторвать» от телевизора.

Чтобы отвлечь ребенка от телевизора, постарайтесь переключить его на другую интересную деятельность, организуйте игру.

Не допускайте просмотра взрослых передач и фильмов, а также рекламы. Подбирайте мультики со спокойным сюжетом, интересным для ребенка, без слишком быстрой смены кадров.

Чтобы сберечь зрение ребенка, строго дозируйте время просмотра мультфильмов.

ТОП! ТОП! ПО ЛУЖАМ!

- Зайка, пора идти гулять. Давай одеваться, - сказала мама. Зайка выглянул в окошко.

- Интересно, какая на улице погода. Ура! На улице лужи! - радостно закричал Зайка.

- Да, когда ты спал, шёл дождик. Что ты обуешь?

- Сапоги. В сапогах можно по лужам потопать!

- Зайка надел сапоги и курточку, мама ему только чуть-чуть помогла, и они вместе вышли на улицу. Зайка сразу по лужам стал топать:

- Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! - только брызги летят.

- Не топай сильно! - сказала мама. - Промокнешь сам и других забрызгаешь.

Тут Зайка увидел на земле палочку.

- Какая палочка! - Зайка схватил палку. - Это лопата – можно копать! А теперь это удочка, - буду рыбку ловить в луже!

А потом Зайка заметил в кустах бутылку.

- Ой! Вот бутылка! - Зайка взял бутылку и стал рассматривать.

- В неё можно воды из лужи набрать, а можно песка насыпать или камушков.

Как интересно на улице.

Малыш исследует мир, ему интересно все, он не делит предметы и явления окружающего мира на грязные и чистые, опасные и безопасные.

По-настоящему узнать мир можно, только исследовав его практически. И надо быть готовыми к тому, что на этом нелегком и интересном пути поджидают самые разные трудности - промокшие ножки и выпачканные одежки, слезы, синяки и ссадины.

Помогайте ребенку: одевайте в практичную одежду и обувь, которая легко чистится и стирается; будьте рядом и незаметно страхуйте ребенка в опасных ситуациях.

НЕ ПОЙМАЕШЬ!

Зайка поиграл, поиграл на детской площадке, а потом пошёл на улицу.

- Зайка! Ты куда? - спросила мама.

- На улицу, - ответил Зайка.

- На улицу нельзя. Там опасно!

- Хочу на улицу! - упрямо сказал Зайка и побежал быстро-быстро.

- Зайка! Стой! - испуганно закричала мама и поспешила за ним.

- Не догонишь! Не поймаешь! - засмеялся Зайка и побежал ещё быстрее.

Зайка бежал, и ему было весело. Это такая игра. Но тут Зайка свернул за угол и остановился. Он был на чужой улице, вокруг были незнакомые дома. Зайка перестал смеяться. Он испугался и стал плакать. Возле Зайки остановилась тётя и спросила:

- Ты что, потерялся? Ты чей?

- Я мамин, - ответил Зайка.

И тут из-за поворота выбежала мама. Она обняла Зайку и прижала к себе.

- Ах, Зайка! Испугался? Зачем же ты убежал? - Я больше не буду, - сказал Зайка.

- Пойдём скорее в наш двор. И больше от меня не убегай, а то потеряешься!

У маленьких детей не развито «чувство края», они еще не способны оценить степень опасности. Внимательно приглядывайте за малышом и страхуйте его, если возникнет такая необходимость. Помните, что осторожным можно стать только на основе собственного опыта: если ребенок постоянно «чувствует спину», он будет расслаблен, т.к. уверен, что ему всегда помогут, спасут. Будьте рядом, но позвольте ребенку прочувствовать самые разные ситуации. Именно так ребенок узнает и запоминает, что больно, неприятно, опасно, так он учится быть самостоятельным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема развития речи детей раннего возраста

Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он  по-ино...

«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...

30.03.2016 КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМАМИ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ СКАЗКОТЕРАПИИ.

Сказкотерапия – это старейший и в тоже время инновационный метод развития и коррекции личности ребенка. Появление сказки связано с различными источниками: мифы, легенды, басни, притчи, которые в...

Консультация на тему "Возможные проблемы речевого развития детей раннего возраста"

Консультация для родителей, имеющих детей раннего возраста с речевыми нарушениями. Материал содержит названия причин, которые в дальнейшем могут привести к речевым расстройствам....

Проблемы адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ

Проблемы адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ...

Консультация для родителей Тема «проблема развития речи детей раннего возраста».

Родителей малышей 2-3 лет волнуют в основном одни и те же вопросы: «Какой объем словарного запаса должен быть у малышек? », «Что делать, если ребенок не говорит? », «Что делать, если ребенок отвечает ...

Статья Тема «проблема развития речи детей раннего возраста».

Статья Тема «проблема развития речи детей раннего возраста».  Родителей малышей 2-3 лет волнуют в основном одни и те же вопросы: «Какой объем словарного запаса должен ...