Проект "Скоро в школу"
проект по теме

Баранова Ольга Александровна

В документе представлена теоретическая часть проекта организации совместной работы детского сада с семьёй по формированию готвоности детей к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Скоро в школу»

Актуальность

Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдается предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной. В ДОУ был разработан долгосрочный проект "Скоро в школу мы пойдем" для детей и родителей подготовительной группы (далее - проект), реализация которого рассчитана на учебный год. Участниками проекта стали дети, их родители, воспитатели подготовительной группы и учитель начальных классов.

Основная цель проекта - организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребёнка к школе; построение единой содержательной линии, обеспечивающей  эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе.

Исходя из этого, были сформулированы следующие задачи:

  • знакомство детей со школой (зданием, школьной библиотекой, спортивным залом) и профессией учителя;
  • создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры, наглядный материал, альбомы с пословицами и поговорками, художественная литература по теме);
  • разработка сценариев экскурсий с детьми в школу, родительских собраний, семинаров, круглых столов, устных журналов и т. д.;
  • заключение договора со школой о совместной работе, разработка плана деятельности по преемственности со школой.

Главные идеи проекта заключаются следующем: приведение в систему работы по данной проблеме, повышение компетентности педагогов в вопросах успешной адаптации детей к школе, разнообразие форм работы с воспитанниками, их родителями и педагогами по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

Теоретическое обоснование проекта

При разработке проекта был проведен анализ педагогического наследия, который показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также в пробуждении интереса к школе и учению  (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Е.И. Во-довозова, А.С. Макаренко).

В современной отечественной психологии проблема готовности к школьному обучению изучалась в различных направлениях. Исследованием данной тематики занимались А.В. Запорожец, А.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Л.Е. Журова, Т.В. Тарунтаева, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина, Т.А. Антонова и др.

Аналитический обзор литературы позволил определить содержание и структуру понятия положительного отношения к школе, которое включает в себя:

•   наличие четких представлений о  школе  и  формах  школьного поведения;

•   заинтересованное отношение к учению и учебной деятельности;

•  наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям, что в конечном итоге формирует положительное отношение к школе.

Как показывают теоретический анализ литературы и данные практики, эффективная целенаправленная работа по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы предполагает соблюдение следующих условий:

 •  включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней в рамках проекта;

•   создание предметно-развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей, своевременное ее изменение в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение ее доступности для воспитанников;

•   понимание воспитателями значимости проблемы подготовки детей к обучению в школе и проявление ими творческой активности в подборе форм и методов работы с дошкольниками;

•   педагогическое просвещение родителей по вопросам готовности детей к обучению в школе;

•   обеспечение связи дошкольного образовательного учреждения со школой в вопросах преемственности в соответствии с планом (приложение 1).

Содержание и этапы реализации проекта

 / этап:

—  анализ и обобщение имеющегося в учреждении опыта работы по заявленной теме;

—  психолого-педагогический мониторинг освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и уровня адаптации детей к школе;

—  формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности через презентацию достижений и успешности детей в результате их участия в проектной деятельности;

—  проведение обучающих семинаров для педагогов с целью повышения их профессиональной мотивации, творческой инициативности и формирования умения социального позиционирования себя в профессии;

—  разработка тематики родительских собраний и плана работы с детьми.

// этап:

—   реализация семейных, творческих, социальных и познавательных проектов;

—  творческие отчеты педагогов по проделанной работе в различных формах (фото- и видеопрезентации, выставки, тематические эссе, круглые столы, творческие акции и т.д.);

—  создание интернет - ресурсов для родителей по данной проблеме.

/// этап:

—  обобщение и структурирование материалов по результатам работы;

—  проведение итоговой педагогической диагностики;

—  создание методических рекомендаций для внедрения данной модели в практику работы дошкольного учреждения;

—  публикации в отраслевых изданиях.

Содержание проекта

Для работы с каждой категорией участников образовательного процесса в ходе проекта были выбраны соответствующие формы.

В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и учебная информация. Поэтому лучше подготовить дошкольника к грядущим переменам в привычных условиях, постепенно шаг за шагом вводя новые установки. Так, с детьми в течение года проводятся беседы о школе, были разработаны сюжетно-ролевые, словесные и дидактические игры на школьную тематику.

В частности, сюжетно-ролевая игра "В школу" помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь и овладеть необходимым опытом. В игре формируются умения пользоваться речью, договариваться (устанавливать правила, распределять роли), управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает мир вещей (познавательную и предметную практическую деятельность) и мир людей (нормы человеческих взаимоотношений). Все это необходимо первокласснику.

Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого были разработаны сценарии экскурсий: к зданию школы, в школьную библиотеку, спортивный зал, класс, столовую. Затем дошкольники должны будут отразить свои впечатления в рисунках. В план образовательной деятельности с детьми по рисованию были включены такие темы, как "Здание школы", "Спортивный зал", "Класс", "Моя будущая учительница".

Вместе с педагогом воспитанники будут рассматривать картины, фотографии, иллюстрации на тему "Школьный двор" на занятиях по развитию речи, а также школьные принадлежности, читать художественную литературу о школьной жизни, заучивать стихи, знакомиться с пословицами и поговорками, отгадывать загадки. Все это расширяет и систематизирует знания детей о школьной жизни.

Запланировано посещение воспитанниками праздника букваря в школе. В дни каникул в детский сад были приглашены выпускники ДОУ, это вызовет у дошкольников особый интерес. Также в гости к будущим первоклассникам придет учитель начальных классов.

Наиболее интересным методом работы с детьми являются рассказы воспитателей из своего личного опыта: об интересных историях, приключившихся в школе, учителях, одноклассниках. Причем только о положительных или смешных случаях.

Предметно-развивающая среда в группе будет создаваться совместно с родителями. Задача педагогов состоит в том, чтобы своевременно ее изменять и обеспечивать доступность: работа по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре "В школу" (обшивание кукол-школьниц, изготовление портфелей, игрушечных парт и т. д.), оформление иллюстративного альбома для рассматривания, отбор художественной литературы и т. д.

Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить данную работу. Для этого в первую очередь был подобран интересный материал, помогающий разнообразить формы взаимодействия.

С целью обсуждения с родителями вопросов подготовки детей к школе были запланированы родительские собрания с участием учителей начальных классов, консультации, семинар-практикум, оформление папок – передвижек, мини – брошюр ит.д. В уголке для родителей воспитатели оформили папку-передвижку "Рекомендации родителям будущих первоклассников", устный журнал на темы: "Ваш ребенок - будущий первоклассник", "Восемь советов будущему первокласснику". Также было проведено анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе.

Коллектив ДОУ продолжает экспериментальную работу по теме: «Подходы к организации непрерывного познавательного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста». Поэтому задача педагогов  - создание элементов образовательной среды, ориентированных на эффективное развитие познавательной сферы ребёнка.

Таким образом, слаженная работа всего коллектива в сотрудничестве с родителями и школой помогает будущим первоклассникам адаптироваться к новым условиям и новой социальной роли.

Планируемые результаты  проекта

Для детей:

- успешная адаптация к школе

- изменение характера позиции (от объектной к субъектной)  детей в с целью решения проблем эффективного развития познавательной сферы дошкольников на этапе перехода из ДОУ в школу.

-научиться решать с высокой степенью самостоятельности интеллектуальные задачи, адекватные возрастным возможностям детей;

- иметь представление о своих познавательных интересах;

- уметь выстраивать совместно с педагогом собственную траекторию продвижения в познавательной сфере.

Для педагогов:

реализовывать и адаптировать предложенную совокупность элементов образовательной среды, ориентированных на эффективное развитие познавательной сферы ребёнка в период  формирования готовности  детей к школе.

- осознанная потребность в знакомстве с идеями Образовательной системы «Школа 2100» с целью решения проблем развития познавательной сферы детей на этапе подготовки детей к школе и начального обучения в школе;

- иметь представление о предлагаемой модели элементов образовательной среды, ориентированных на эффективное развитие познавательной сферы ребёнка и уметь выстраивать эту модель для образовательного учреждения в целом.

Для родителей

- осознанная потребность в знакомстве с идеями Образовательной системы «Школа 2100» с целью решения проблем развития познавательной сферы детей на этапе подготовки детей к школе и начального обучения в школе;

- теоретическая и практическая готовность родителей поддержать ребенка в период школьного обучения.

ПЛАН  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

Сроки

Для детей

Для родителей

Для педагогов

Анализ проблем

взаимодействия педагогов и родителей совместно ДОУ и школой

Выявленные проблемы

Причины

Цель и задачи их разрешения

Способы (формы, методы, средства) их решения

1.

Педагоги ДОУ имеют слабое представление о ФГОС начального общего образования

Нет информации о ФГОС

Не запланированы мероприятия по изучению ФГОС в ДОУ

Нет взаимодействия педагогов ДОУ и школы по вопросам преемственности в реализации ФГОС и ФГТ

Цель – сформировать представление о сущности и содержании ФГОС начального общего образования

Задачи:

1. Подобрать и представить информацию о ФГОС начального общего образования

2. Составить план мероприятий по изучению ФГОС

3. Организовать взаимодействие педагогов ДОУ и школы по вопросам преемственности в реализации ФГОС и ФГТ

4. Разработать информационный материал для родителей

Круглый стол для педагогов ДОУ и школы по заявленной проблеме

Презентация

ФГОС

Совместный семинар педагогов ДОУ и школы «Какого дошкольника ждёт школа?»

Подготовка информации для родителей будущих первоклассников

и пр.

РЕЗУЛЬТАТЫ

диагностики родителей

Отсутствие информации, что нужно знать родителям будущих первоклассников

  • Отсутствие систематической работы по ознакомлению родителей с критериями готовности к школе
  • Отсутствие систематического взаимодействия педагогов ДОУ, родителей и школы по вопросам преемственности в подготовке детей к школе и освоению ФГОС
  • Отсутствие заинтересованности школы и ДОУ в совместном решении проблемы

Результаты показали:

- Родители ориентированы на подготовку к  чтению, письму и математике, и их устроило

 бы, чтобы были те учебники, по которым их  учили.

- Родители испытывают затруднения в том, как научить ребёнка самоорганизации, самостоятельности, но ждут, когда их научат, проконсультируют по этим вопросам или

напишут рекомендации.

- Родители отдают предпочтения разовым консультациям во взаимодействии с педагогами.

Задачи

  1. На основе диагностики подобрать активные методы и формы сотрудничества и развития компетентности педагогов и родителей в этом процессе.

  1. Педагогам ДОУ и школы совместно разработать культурно-просветительскую  программу о стандартах дошкольного и начального общего образования и УМК начальной школы.

  1. Создать объединение педагогов ДОУ  и школы для решения совместных проблем во взаимодействии с родителями.

Факторы, тормозящие решение задач:

– в структуре ООП нет раздела по взаимодействию с родителями;

– преемственность во взаимодействии с родителями не  является критерием оценки эффективности ОУ, поэтому у руководителей нет заинтересованности в этом вопросе.

Дела и мероприятия по решению проблем

  • корректировать программу взаимодействия с родителями;
  • подготовить информацию родителям (дошкольников или первоклассников) об УМК «Школа 2100», как он позволяет достигать образовательных результатов;
  • подготовить информацию родителям (дошкольников или первоклассников) родителям (дошкольников или первоклассников) о ФГОС начального общего образования;
  • описать опыт работы сотрудничества родителей и педагогов, педагогов ДОУ и школы, на этапе подготовки детей к школе и адаптации в школе (клубы, школы для родителей, которые системно занимаются решением проблем воспитания);
  • описать опыт работы по использованию электронных ресурсов и ИКТ во взаимодействии с родителями, в сотрудничестве с коллегами из школы или ДОУ;
  • описать опыт работы по реализации преемственности во взаимодействии с родителями в ДОУ и школе;
  • провести анкетирование педагогов  подготовительной группы ДОУ по вопросам, что они знают о ФГОС начального общего образования, как готовят детей к их освоению в школе, а также какой опыт педагогов школы они могут использовать в своей работе, чем могут помочь родители на этом этапе, чем педагоги могут помочь, в чём видят помощь от учителей на этапе подготовки к школе;
  • провести анкетирование учителей 1-х классов: в чём они видят преемственность в формировании УУД в школе и интегративных качеств в ДОУ, какой опыт педагогов ДОУ они могут использовать в своей работе по формированию образовательных результатов, чем могут помочь родители на этом этапе, чем нужно помочь родителям на этапе адаптации детей к школе, в чём видят помощь от воспитателей  на этом этапе;
  • провести коррекцию программ.

Алгоритм проектирования программы взаимодействия педагогов и родителей

1. Определить возрастные периоды детей, с родителями которых вы планируете взаимодействовать.

2. Выделить проблему, которую будете решать.

3. Причины этой проблемы.

4. Перевести проблему в цель.

5. Причины – в задачи.

6. Описать это в пояснительной записке в следующей последовательности: актуальность проектирования программы, цель, задачи, ценностные ориентиры.

7. Описать планируемые результаты в деятельности родителей и педагогов, в преемственности, в сотрудничестве с коллегами из школы или ДОУ.

8. Технология взаимодействия с родителями на основе сотрудничества ДОУ и школы.

9. Календарно-тематический план реализации программы.

10. Оценка планируемых результатов (критерии и средства их оценки).

11. Список литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...