"Формирование деятельностной мотивации ребенка при подготовке к школе"
учебно-методический материал по теме

Трофимова Марина Владимировна

    Дошкольный возраст – это очень важный этап в становлении деятельностной активности ребенка, начало его трудового воспитания, когда задается психологический, нравственный вектор жизненной активности личности, определяющий характер его волевых качеств и целеустремленность. В дошкольном возрасте, больше чем в другом, дети готовы «живо и жадно» учиться. Особое значение при этом имеет достижение сформированности личной позиции ребенка в отношении к новой роли ученика, желание и умение учиться. Таким образом, здесь играет роль не только интеллектуальная зрелость, но и нравственно-волевая готовность к учебной деятельности – общаться в коллективе, правильная реакция на требования взрослого, усвоение норм поведения.

      В настоящее время, если мы хотим, чтобы подрастающее поколение было социально активным и трудолюбивым, необходимо серьезно взглянуть на проблему формирования деятельностной активности личности ребенка в дошкольном возрасте. Не интеллектуальная сфера личностно значима в детстве, а эмоционально-волевая и духовно-нравственная. На основе последних формируются главные характерологические черты личности взрослого человека.

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Дошкольный возраст – это очень важный этап в становлении деятельностной активности ребенка, начало его трудового воспитания, когда задается психологический, нравственный вектор жизненной активности личности, определяющий характер его волевых качеств и целеустремленность. 

     В дошкольном возрасте, больше чем в другом, дети готовы «живо и жадно» учиться. Особое значение при этом имеет достижение сформированности личной позиции ребенка в отношении к новой роли ученика, желание и умение учиться. Таким образом, здесь играет роль не только интеллектуальная зрелость, но и нравственно-волевая готовность к учебной деятельности – общаться в коллективе, правильная реакция на требования взрослого, усвоение норм поведения.


    Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка дошкольника и принятию новой позиции – школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации развития ребенка. Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.
 

      Вопрос о психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии (А. Анастази, Я. Йирасик, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин).

Л.С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира.

Л.И. Божович представляла, что готовность к школе включает определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника.

А.И. Запорожец так же выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьному обучению.

Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла 2 группы мотивов учения:

- мотивы связанные с потребностью в общении;

- мотивы связанные с потребностью в интеллектуальной активности.

Синтез мотивов этих 2 групп и формирует «внутреннюю позицию школьника».

Мотив – побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

- положительных представлений о школе;

- желания учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;

- сформированной позиции школьника

- самореализации ребенка

     Самореализация личности ребенка в обучении обусловлена значимостью концепции дошкольного образования, для которой приоритетной является задача демонстрации и поиска всего пространства выбора путей развития личности, дающих необходимые источники личностного роста.

     Имеет место взаимосвязь и взаимообусловленность между организацией процесса обучения и личностной самореализацией дошкольника. Потенциалы развития ребенка-дошкольника часто находит другие, неблагоприятные для ребенка пути самовыражения, вместо того чтобы привести к проявлению и продуктивному использованию открывающихся человеческих потенциалов. Поэтому самореализация личности представляет собой важнейшую потребность, "стержневое" свойство человека, определяющее его саморазвитие и стратегию в жизни. «В каждом человеке есть позитивное начало, что дает людям универсальную возможность самореализации. Чем ниже уровень самореализации, тем больше тревоги и тоски испытывает человек».

     Так же мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

     Все эти психические особенности личности ребенка возникают и развиваются под воздействием благоприятных факторов, при разумном и целенаправленном педагогическом влиянии. Только, исходя из природных возможностей ребенка, можно определить лучшим образом соответствующие этому возрасту содержание и методы обучения, не допустить перенапряжения и переутомления, обеспечить полноценное, разностороннее и гармоническое развитие.

      Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее. Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития.

 

      В настоящее время, если мы хотим, чтобы подрастающее поколение было социально активным и трудолюбивым, необходимо серьезно взглянуть на проблему формирования деятельностной активности личности ребенка в дошкольном возрасте. Не интеллектуальная сфера личностно значима в детстве, а эмоционально-волевая и духовно-нравственная. На основе последних формируются главные характерологические черты личности взрослого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной и речевой активности у детей с нарушениями речи на этапе подготовки к школе

Принципы организации работы и основные направления работы.Организация педагогических мероприятий, направленных на стимуляцию субъективной вопросительно-познавательной активности дошкольников, вы...

подготовка к школе. Рекомендации для родителей по формированию элементарных математических представлений.

Игры и упражнения на формирование элементарных математических представлений...

консультация для родителей на тему: «Формирование речевой компетентности детей в процессе подготовки к школе»

 Эти требования к речевому и общему развитию будущих первоклассников лежат в основе успешного овладения русским языком. Помогите своему ребенку правильно их сформировать......

Сообщение к семинару на тему: «Формирование социально – нравственных качеств у старших дошкольников как аспект подготовки к школе»

Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия и как они связаны с дошкольниками? Нужно ли формировать эти качества у детей и что дадут им эти знания в дальнейшем?  Для начала надо...

Формирование универсальных учебных действий у старших дошкольников в процессе подготовки к школе.

Представление опыта «Формирование предпосылок УУД у старших дошкольников в процессе подготовки к школе» на районном семинаре учителей начальных классов «Формирование УУД в начальной школе»....

Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки к школе

Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки к школе....