Раннее детство у истоков развития личности
консультация на тему

Ковалевская Татьяна Алексеевна

Психологи выделяют три важнейших блока, составляющих такое сложное, цельное явление, как личность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rannee_detstvo_u_istokov_razvitiya_lichnosti.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее детство у истоков развития личности

Часто приходится видеть проявления педагогической несостоятельности родителей: окрики, угрозы, шлепки, отсутствие терпимости по отношению к маленьким детям. Увы! Редко встречается умение ладить со своим малышом без конфликтов и слёз. Пожалуй, это самая трудная проблема для родителей. А ведь ребёнок, как бы ни был мал, требует к себе доброго и уважительного отношения.

Действительно, многие родители жалуются на конфликтность и нервность детей. «Неужели такая кроха, - удивляются взрослые, - что – то из себя представляет, чтобы иметь свои требования «Хочу» или «Не хочу», с которыми следует ещё и считаться? Не рано ли?» Родителям трудно представить, что их маленький ребёнок уже имеет свои интересы и заявляет об этом как полноправный член семьи, член общества, в котором живёт. Родительские трудности – в неумении общаться с маленьким ребёнком, учитывая его возрастные особенности и уважая в нём развивающуюся личность. Это не пустые слова, а суть решения проблемы. Ведь личностью называют каждого члена общества, живущего по его законам и обладающего индивидуальными особенностями (темперамент, интеллект, характер и другие психологические характеристики), совокупность которых в своей целостности и определяет человека, как личность. Когда же малыш начинает осознавать себя? К концу первого года жизни ребёнок начинает выделять  себя из окружающего пространства. В конце второго года жизни дети дают себе общую оценку «Хороший», «Большой». В этом возрасте у малыша появляется потребность в самостоятельных действиях. Любое неодобрение со стороны взрослого болезненно переживается ребёнком. Вот почему так часто малыш вступает в конфликт. Как же быть? Если имеется хотя бы какая – то реальная возможность, взрослый должен стараться идти «за ребёнком», умело выводя его из нежелательных, конфликтных ситуаций, избегая слёз и стрессов.

Психологи выделяют три важнейших блока, составляющих такое сложное, цельное явление, как личность. Первый – направленность личности. Она определяется системой отношений к окружающему миру, мотивами поведения, потребностями, интересами. Всё это – и мотивация действий, и потребности, и интересы – свойственно малышу на третьем году жизни, так что позволительно говорить о том, что в этот период начинает формироваться направленность его личности. Многое здесь зависит от взрослых: на какие чувства подвигнут они своего малыша, на каких нравственных, эстетических ценностях станут строить общение с ним. Второй блок – возможность личности, т. е. как малышу удаётся осваивать мир в конкретной – бытовой, игровой, художественной, элементарной трудовой – деятельности. Возможность ребёнка, как считают  подчас взрослые, ограничены. Да, чисто физически он много чего ещё не может выполнить, но зато всё, что осваивает, - всерьёз, по – настоящему и навсегда. В этой связи следует отметить такие прекрасные качества ребёнка, как инициативность, активность и потребность познавать.  Дитя не сидит на месте, ему всё нужно знать, всё попробовать самому. Именно поэтому в детском саду существуют различные виды  занятий и игр, которые выстроены по системе усложнения, т. е. от простого к сложному. Особое внимание уделяем развитию самостоятельности ребёнка в бытовых ситуациях. Главное он постоянно должен быть чем – то занят, чему – то учится, что – то осваивает, чем – то интересуется. Постепенно к малышу приходит такое важнейшее качество, как возрастная компетентность, т. е. совокупность навыков, знаний и умений, которыми ребёнок должен овладеть к определённому возрасту. Формируется и такое важнейшее качество, как творчество (креативность), проявляющееся, например, в умении перенести разученное в новую ситуацию, в стремлении по – новому сделать постройку. Креативность зависит от уровня развития мышления, воображения, произвольности и свободы деятельности, а также широты ориентировки в окружающем и осведомлённости.Третий блок – стиль, психологические особенности поведения (темперамент, характер), индивидуальность человека. Они обуславливают такие черты личности, как сочувствие ближнему, желание ему помочь, отдать, не жалея, что – то своё; умение уступить другому, терпеливо относиться к нему, даже если очень не хочется. Ребёнок учится любить не только близких родственников, но и других людей. В нём развиваются  высокие человеческие чувства, характеризующие гуманистические черты личности. Третий год жизни – это лишь начало в усвоении нравственно – этических норм поведения в обществе. Малыш у истоков формирующейся активной позиции к окружающему миру. Но начало уже положено…

Влияет ли семейный уклад на развитие личности ребёнка? Несомненно. Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. Будучи членом семейного коллектива, ребёнок также вступает в систему существующих в этом коллективе отношений, благодаря которым он постигает азы общественного поведения. Как участник внутрисемейных событий, он проникается всем, чем живут взрослые, впитывает их суждения и взгляд на мир, судит их оценками. Известны три типа воспитательной тактики взрослых – авторитарный, демократический, либеральный. Взрослые, придерживающиеся авторитарного типа, добиваются от детей слепого и беспрекословного подчинения, исключая любое объяснения, аргументацию,  злоупотребляют отрицательными оценками. Какой тип личности формируется в этих условиях? Конечно, ущербный в своём достоинстве, потому, что ребёнок привыкает делать всё по указке. Общие черты таких детей – заниженная самооценка и неуверенность в себе. Взрослые, декларирующие демократический тип воспитания, уважительно относятся к детям, стараются наладить с ними эмоциональный контакт, учитывая их индивидуальные особенности. Не подавляя строгостью и наказаниями, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают, почему, в силу каких причин необходимо выполнить то или иное требование. Демократический тип воспитания наиболее продуктивный в воспитании личности ребёнка с самого раннего возраста. Либеральный тип воспитания называется ещё попустительским. Взрослые, которых отличает стиль, по сути, почти никаких не контролирующих действий детей, всё им позволяют, не предъявляют порой даже элементарных требований. Такой тип воспитания формирует в ребёнке вседозволенность и безразличие к другому человеку. Ребёнок привыкает не задумываться над чувствами других, потому что сам обделён вниманием.

«Как всё не просто», скажут, вздохнув, родители. И будут правы. Ведь речь идёт о развивающейся личности человека! Он будет таким, каким сделает его ближайшее окружение. Мало того, тот тип воспитания личности, которого придерживаются родители, малыш перенесёт в своё будущее, на своих детей. Вот почему говорится, что часто сыновья повторяют своих отцов в житейской ситуации, а дочери разделяют в будущем судьбу своих матерей. Нам, взрослым, нужно больше предъявлять требований к себе, к своей личности. Ведь дети копируют нас.

И, пожалуй, самое главное: личность воспитывается только личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в группе раннего детства по сенсорному развитию "В гости к нам пришли зайчата"

1.     Развивать сенсорные способности, умение определять и называть цвет (красный, синий), состояние поверхности (пушистый), температурные качества (холодный).2....

Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет.

Нужно научиться любить своих детей такими, какими их создал Творец. А нам предстоит научить ребенка всему тому, что понадобится ему в жизни. Мы должны помочь ему раскрыть свои таланты и дарования.Каки...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

«Раннее детство- время становления основ личности»

Раннее детство – время становления нравственных основ личности ребенка. В условиях реализации  государственных стандартов, основная наша задача – это создание условий для формирования...

Реферат "Основные концепции детства и проблемы развития личности ребенка-дошкольника"

Я. Корчак: «Мы детей не знаем... Мы не умеем объяснить даже те противоречия в детском организме, которые бросаются в глаза: с одной стороны, жизнеспособность клеток, с другой — уязвимость...