Работа с детской агрессивностью в песочной терапии
статья (подготовительная группа) по теме

Чугунова Наталья Борисовна

. Поэтому первый шаг в работе— гармонизация эмоциональной сферы ребенка. На мой взгляд, лучше всего возможность выразить свои осознаваемые и неосознаваемые переживания ребенку позволяет метод песочной терапии. Я активно использую его в работе с агрессивными детьми и именно на нем хочу остановиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detskoy_agressivnostyu_v_pesochnoy_terapii.docx429.27 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с детской агрессивностью в песочной терапии

Составила воспитатель:Чугунова Наталья Борисовна Санкт -Петербург

Очень часто клиентами детского психолога становятся детишки, которых взрослые относят к категории агрессивных. Они никак не могут поладить со сверстниками, дерутся, устраивают потасовки. Порой искренне раскаиваются, обещают больше так не поступать, но снова и снова оказываются в эпицентре всевозможных неприятностей.

Причины детской агрессивности различны.. Как же помочь таким детям справиться со своей неконтролируемой активностью? Общие беседы о необходимости "хорошо себя вести" абсолютно неэффективны. Cпецифика этой категории детей в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной фрустрации,  сильными чувствами тревоги, вины и обиды. Без снятия острого эмоционального состояния, невозможно скорректировать поведение. Поэтому первый шаг в работе— гармонизация эмоциональной сферы ребенка. На мой взгляд, лучше всего возможность выразить свои осознаваемые и неосознаваемые переживания ребенку позволяет метод песочной терапии. Я активно использую его в работе с агрессивными детьми и именно на нем хочу остановиться.

Это направление содержит в себе мощнейший коррекционный ресурс. В подносе с влажным или сухим песком ребенок располагает, миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком он облекает в физическую форму самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия является практическим методом, который выстраивает мост между бессознательным и сознательным, рациональным и эмоциональным, невербальным и вербальным. Поднос — пространство, где можно создать собственный мир и преобразовать существующий. Человек, играющий в песочнице, воплощает фигуру Волшебника, ему предоставляется возможность творческого изменения ситуации или состояния. На песочном листе  раскрывается внутренний мир клиента. Его можно рассматривать, ощущать, изменять,  фотографировать. Можно вывести наружу и материализовать свой прошлый опыт или травмы. У детей, для которых игра и жизнь  почти синонимы, объективизация бессознательного материала  ведет к интеграции и перенесению опыта в существующую действительность

Приведу несколько примеров из практики использования песочницы в работе с агрессивными детьми. Сколь различны истоки детской агрессивности, столь же разнообразны миры, создаваемые ими. Дима, который обеспокоен частыми вспышками гнева, конфликтами, драками, жестокостью по отношению к сверстникам. В процессе построения мира все свои действия сопровождал комментариями, использовал фигурки различных монстров и отрицательных героев мультфильмов и компьютерных игр, "пронзал, протыкал, вспарывал, разрубал" символических героев.  

В каждом сеансе у него появлялся новый вполне конкретный «враг». Так, на первой сессии представил себя драконом, отметил, что у него «демоническое настроение». Против себя выставил 5 врагов. Каждый «враг» представлял конкретного человека.

В следующей сессии произошла смена врага. На третьем занятии сообщил, что помирился с Дашей, с которой «воевал» на предыдущей встрече. В начале работы у него возникло желание построить «прикольный мир», но через некоторое время прозвучало: «Я неожиданно построю мир дьявола». После 5 встреч список «врагов» был исчерпан. Последняя картина была посвящена предстоящему отдыху с родителями на горном курорте. В результате поведение в ситуациях, по оценке воспитателя , значительно изменилось.

Агрессивность Семена (7 лет) носила скорее импульсивный, нежели враждебный характер. Во время игры в песочнице он практически ничего не комментировал. В поднос выставлялось большое количество игрушек, через некоторое время начинались боевые действия. Было непонятно кто и с кем воюет, где - хорошие, где плохие. В течение 40-50 минут звучали только: «Бжжж, пффф, пшшш и т.п.», многие фигуры многократно закапывались и снова откапывались. Наличие проблем с выстраиванием границ проявлялось через рассыпание песка за пределы песочницы. Затем резко произносил: "Все" и заканчивал работу. В песочнице оставалась полная разруха и свалка из игрушек. Ребенок выглядел  обессиленным. Но в течение недели, по словам мамы, количество конфликтов значительно уменьшалось.

Примерно к 10 сессии в игре появились мирные сцены обеда, строительства жилья, стало больше комментариев, что говорит о позитивной динамике. После 17 сеансов мама сообщила о стабилизации поведения и приняла решение об окончании работы.

Данил (6 лет) в процессе построения мира активно использовал воду. В песочницу выливалось большое количество воды. А когда на одной из сессий я  не приготовила воду заранее, в сюжете песочной истории неожиданно прозвучало: «И искал он воду, искал…». У данного ребенка позитивные изменения в поведения проявились уже после третьего занятия.

Интересно отметить, что некоторые дети предпочитают работать с сухим песком, некоторые очень активно используют воду. В юнгианской песочной терапии использование  большого количества воды связывается с разрушением различных форм. Я считаю, что с помощью воды ребенок избавляется от подавленных негативных эмоций. Еще один удивительный случай из практики. Илья, 7 лет – привела мама с жалобами на агрессивность, «непослушание», поступки назло требованиям взрослых. Во второй сессии начал построение мира с сюжетной картины. Вылил в песок пол литра воды, вопросительно посмотрел на психолога.

Получив одобрение набрать еще воды, практически побежал за следующей порцией. Вылив ее, тщательно вымешал песочное тесто и снова побежал за водой. Длилось это до тех пор, пока не получилось реальное море. В общей сложности он вылил в поднос порядка 5-6 литров воды. Закончил работу с чувством глубокого удовлетворения. После этого занятия произошли значительные позитивные изменения в поведении.

Т.о., песочная терапия – эффективный метод работы с агрессивными детьми, особенно младшего школьного возраста. Ребенок получает возможность в безопасной форме отреагировать свою агрессию, выразить гнев и проработать негативные эмоции. Он проживает и усваивает опыт безоценочного и безусловного принятия его самого и его действий, что повышает самооценку и дает ощущение собственной значимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕПОСРЕДСТВЕННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ МЕТОДОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ.

Занятие посвящено ·         бесконфликтным способам поведения и взаимоотношениям со сверстниками;релаксации, самоанализу детей.Снятие эмоционального напря...

Статья "Коррекция детских страхов посредством песочной терапии"

В данной статье рассматриваются причины детских страхов, а также методы коррекционной работы. Данный материал будет полезен родителям, педагогам-психологам, логопедам, дефектологам, воспитателям.На се...

Снижение агрессивности методом песочной терапии

Презентация на аттестацию, тема "Снижение агрессивности методом песочной терапии"...

План работы по самообразованию на тему: «Песочная терапия в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста».

Пояснительная записка.       Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочн...

Использование песочной терапии в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста

В данной статье рассматривается использование песочной терапии в работе с детьми агрессивного поведения.На сегодняшний день почти в каждой группе детского сада встречается ребенок с агрессивным поведе...

статья Использование интерактивной песочницы iSandBOX в работе с детьми старшей группы "Песочная терапия"

Игры с песком, или «песочная терапия» использовались М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К.Юнгом,английским педиатром М. Ловенфельд и другими. Педагоги считают, что игры ...