Развод и проблемы становления личности ребенка в дошкольном возрасте
консультация по теме

Бугакова Татьяна Михайловна

Очень много семей в стране в последнее время распадается. В большинстве этих семей имеются маленькие дети. Влияние развода на психологическое состояние детей и их дальнейшую жизнь нельзя недооценивать. С первых дней рождения и далее ребенок чувствует привязанность к родителям, учится чувствовать. любить, доверять. Ребёнок на примере родителей пытается строить дальнейшие взаимоотношения, воспринимать хорошее, переживать кризисные ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvod_i_problemy_stanovleniya_lichnosti_rebenka.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Развод и проблемы становления личности ребенка

в дошкольном возрасте

Развод – это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию детей.

Каждый год в России регистрируется 500–600 тыс. разводов, в результате чего от 400 до 600 тыс. детей остаются с одним из родителей, в подавляющем большинстве с матерью.

Особенно болезненно реагируют на развод 5-7-летние дети, и, прежде всего, мальчики; девочки же особенно остро переживают разлуку с отцом в возрасте от 2 до 5 лет. Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка.

Последствия развода:

- неврозы;

- депрессивные состояния;

- различные нарушения в поведении (озлобленность, агрессивность ребенка) в том числе патохарактерологические (когда необходима помощь детского психоневролога);

- девиантное, делинквентное поведение в подростковом возрасте.

Семья, которая переживает развод, не дает детям чувства межличностной надежности, защищенности, что особенно важно для детей 5-8 лет и провоцирует появление у них повышенной тревожности.

Большинство состоящих в разводе супругов проявляют крайнюю неорганизованность и не в состоянии эффективно исполнять родительские обязанности, что нарушает нормальное и полноценное развитие ребенка.

Для ребенка-дошкольника развод родителей – это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и к матери.

Мальчики дошкольного возраста распад семьи переживают более драматично и остро, чем девочки. У них происходит срыв идентификации с отцом в период, когда начинается интенсивное усвоение стереотипов мужского ролевого поведения. У девочек идентификация в период развода меняется в зависимости от характера переживаний матери. Нередко девочки идентифицируются с патологическими чертами личности матери.

У детей 5-6 лет разведенных родителей часто наблюдаются:

- увеличение агрессии и тревоги,

- раздражительность,

- неугомонность,

-гневливость.

Девочки старшего дошкольного возраста переживают распад семьи сильнее, чем мальчики: тоскуют по отцу, мечтают о браке матери с ним, приходят в состояние крайнего эмоционального возбуждения в его присутствии.

Наиболее уязвим при распаде семьи оказывается единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и реже приводит к нервным срывам.

Душевная травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может по-особому проявляться в подростковом возрасте. Обращает на себя внимание проблема жестокости подростков, выросших без отца. Отсутствие в семье образца мужского поведения приводит к тому, что лишенные положительных примеров мужского отношения к людям, мужской любви к себе, такие подростки не различают мужское и псевдомужское поведение. Желание возвыситься за счет слабого, унизить зависимого – не что иное, как маскировка жестокостью своей несостоятельности. У подростков, выросших в разведенных семьях, также наблюдается заниженная самооценка.

Довольно часто дети из разведенных семей оказываются объектами нравственно-психологического давления со стороны детей из благополучных полных семей, что ведет к формированию у них чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. Ребенок с одной стороны, подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца, а с другой – он продолжает любить обоих своих родителей, сохраняет привязанность к отцу, при враждебном отношении матери к нему. Из боязни расстроить мать он вынужден скрывать свою привязанность к отцу, и от этого страдает ещё больше, чем от распада семьи.

Мир ребенка, в котором он родился и жил до развода родителей, разрушился, ему нужно выживать. Последствия послеразводного стресса для детей - нарушение их адаптации к повседневной жизни.

Еще сложнее процесс социальной адаптации происходит у тех детей, чьи родители после развода настойчиво пытаются «устроить» свою судьбу, забыв о чувствах и привязанностях ребенка. Ребенок заброшен. Он чувствует себя никому не нужным. В таких условиях не исключено формирование личности человеконенавистника, для которого не существует никаких ни этических, ни нравственных правил в отношениях с другими людьми. Именно в детстве формируется либо исходное доверчивое отношение к миру и людям, либо ожидание неприятных переживаний, угрозы со стороны окружающего мира и других людей.

Ситуация развода родителей даже спустя 1-2 года может вызвать у подростка тяжелую форму невроза. Особенно драматичной эта ситуация может быть для девочек, если они привязаны к отцам и имеют много общего с ними. Нарастает общая боязливость, усиливаются страхи, идущие из более раннего возраста, и частыми диагнозами в этом случае будут невроз страха и истерический невроз, нередко перерастающие в старшем подростковом возрасте в невроз навязчивых состояний. Типично и нарастание тревожной мнительности в виде постоянных опасений и сомнений, колебаний в принятии решения.

Для детей развод - неожиданность, приводящая к затяжному стрессу. Им трудно понять и принять, что папа и мама недовольны друг другом, потому что они привыкли оценивать их со своей, детской позиции. Поэтому переживание ими разрыва родителей изменяется в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с их мнением (решением). Девочки чаще держат переживания «в себе», и внешнее поведение их почти не меняется. Однако могут проявиться такие признаки нарушения адаптации, как пониженная работоспособность, утомляемость, депрессия, отказ от общения, слезливость, раздражительность. Если ведущие переживания девочек в ситуации развода родителей - грусть и обида, то у мальчиков - это гнев и агрессивность. Свою агрессивность мальчики могут выражать следующим образом: демонстративно отказываются говорить с отцом, повышают голос на мать, уходят из дому, не поставив никого в известность, переходят жить к друзьям или родственникам. Для мальчиков характерны более очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер. Это может быть воровство, сквернословие, побеги из дома. Иногда подобные реакции направлены как способы привлечь к себе внимание расстающихся родителей. Одной из форм манипуляции родителями могут быть жалобы на нездоровье. В то же время, отвлекаясь от случайных несчастий, девочка может спокойно играть во дворе с другими детьми, не испытывая каких-либо неудобств, забыв о том, что совсем недавно она жаловалась родителям на боль в ноге или животе. Это не что иное, как стремление компенсировать недостаток родительского внимания и любви любыми возможными средствами.

Чаще всего средствами проработки семейных стрессов для девочек выступают нарушения здоровья, а для мальчиков - асоциальные формы поведения.

Типы отношении матери к проблеме развода

В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношений матери к этой проблеме:

1-й тип: мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было.

2-й тип поведения: мать пытается обесценить отца, стремится убедить ребенка в том, что отец был плохим, поэтому и семья стала неполной. Продолжая вражду с бывшим мужем, она пытается свести контакты детей с отцом к минимуму.

3-й тип отношений, пожалуй, самый трудный и правильный для разведенной матери: она, отстранившись от собственных обид, должна попытаться увидеть в бывшем супруге союзника, у которого есть определенные достоинства, но он не лишен и некоторых слабостей (недостатков), и тем самым сохранить детям обоих родителей.

Отношения матери с детьми в разведенной семье

В неполной семье одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье.

Варианты поведения матери во взаимоотношениях с ребенком:

1. Мать испытывает по отношению к сыну постоянное чувство эмоциональной неудовлетворенности и недовольства из-за неприятия в мальчике нежелательных черт характера бывшего мужа. В связи с этим отмечается проявление более жестких мер воспитательного воздействия. Это касается в первую очередь мальчиков.

2. Мать стремится своим влиянием компенсировать то, чего, по ее мнению, дети недополучают из-за отсутствия отца. Мать занимает опекающую, охранительную, контролирующую, сдерживающую инициативу ребенка позицию, что способствует формированию эмоционально ранимой, безынициативной, несамостоятельной, подверженной внешним влияниям, «извне управляемой» эгоистической личности.

Выделяют несколько соблазнов, подстерегающих мать, оставшуюся с ребенком без мужа (по Б.И. Кочубей). Эти соблазны приводят к ошибочному поведению матери в отношениях с детьми, что в конечном итоге приводит к разного рода деформациям в их психическом и личностном развитии.

Соблазн первый: жизнь для ребенка.

Потеряв мужа, женщина возлагает на ребенка свои надежды, видит в его воспитании единственный смысл и цель своей жизни. Она избегает любых изменений в своей личной жизни, опасаясь, что это может не понравиться ребенку и отвлечет ее от воспитательных задач. Формула, которой она руководствуется в своей послеразводной жизни, - «Я не могу себе позволить...»

Подобная ситуация чревата серьезными последствиями как для мальчиков, так и для девочек. Молодой человек, выросший в чисто женском окружении, часто пытается найти себе подругу, созданную «по образу и подобию» любимой мамы: такую же нежную и заботливую, так же с полуслова его понимающую, опекающую, любовно контролирующую каждый его шаг. Он боится самостоятельности, к которой не был приучен в материнской семье.

Девочка в поисках пути высвобождения, в протесте против материнских ограничений, против ее навязчивой близости и контролирующей любви, имея самые отдаленные представления о мужчинах, может совершить непредсказуемые поступки, нередко приводящие ее к раннему опрометчивому замужеству.

Второй соблазн: борьба с образом мужа.

Мать начинает навязывать отрицательное представление об отце ребенку. Негативное отношение матери к бывшему мужу особенно сильно влияет на детей шести-семи лет и оказывает менее глубокое воздействие на подростков старше десяти лет.

Такая мать обычно крайне отрицательно относится к встречам ребенка с «плохим» отцом, а иногда и вообще их запрещает.

Возможны два варианта последствий подобного «антиотцовского» воспитания.

Первый заключается в том, что старания матери создать у ребенка отрицательные представления об отце увенчались успехом. Сын, разочаровавшись в отце, может полностью переключить на мать все запасы своей любви и привязанности. Если при этом негативное отношение матери распространяется не только на бывшего супруга, но и на мужчин вообще, мальчику становится еще труднее вырасти мужчиной, и у него формируется «женский» тип психологических качеств и интересов.

У дочери плохое отношение к отцу, оставившему семью, с еще большей легкостью переходит в недоверие ко всему мужскому роду (мужчины способные только обманывать женщин). Девушке с такими взглядами создать семью, построенную на взаимной любви и доверии, будет нелегко.

Вариант второй. Проявление негативных чувств матери к отцу не убеждает ребенка до конца в том, что отец, действительно, плохой. Ребенок продолжает любить отца и мечется между равно любимыми им и ненавидящими друг друга родителями. В последующем подобная семейная атмосфера может стать причиной раздвоения психической жизни и личности ребенка.

Соблазн третий: наследственность (чаще всего наблюдается в неполных семьях «мать-сын»).

Нередко мать, не в силах справиться с сыном, ищет в нем наследственные черты ушедшего из семьи отца. Зачастую те качества, которые такая мать приписывает «дурным генам» отца, являются не чем иным, как проявлением мужских черт в их традиционном понимании: избыточной активности, агрессивности. Под видом «отцовской наследственности» мать обычно отрицает в ребенке наличие самостоятельности, его нежелание подчиняться ей во всем и стремление иметь собственные взгляды на жизнь и свою дальнейшую судьбу. А отклонения от нормы в его поведении она расценивает как невозможность что-либо изменить по причине «дурных генов», и этим как бы пытается снять с себя ответственность за допущенные в воспитании ошибки.

Соблазн четвертый: попытка «купить» любовь ребенка.

После развода ребенок чаще всего остается с матерью, и это ставит родителей в неравное положение: мать бывает с ребенком ежедневно, а отец встречается с ним обычно по выходным. Отец лишен ежедневных забот и может целиком посвятить себя тому, что так нравится детям, - преподнесению подарков. С мамой - тяжелые будни, а с папой - веселый праздник.

В такой ситуации ребенок начинает ориентироваться преимущественно на материальную сторону своих отношений с родителями, пытаясь
любым путем добиться для себя выгод. Преувеличенное внимание родителей к ребенку может к тому же вызвать в нем нескромность и завышенную самооценку, потому что, оказавшись в центре всеобщего интереса, он не осознает того, что борьба родителей за его любовь не связана ни с какими заслугами с его стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация на родительское собрание «Влияние многих зарубежных мультфильмов на развитие и становление личности детей старшего дошкольного возраста»

Анализ зарубежных мультфильмов на развитие и становление личности детей старшего дошкольного возраста...

Влияние физической рекреационной активности на саморегуляцию личности ребенка старшего дошкольного возраста в ДОО

Активная двигательная деятельность для дошкольного организма имеет особое значение как фактор, который содействует развитию и воспитанию личности ребенка в целом. Только в процессе овладения разными д...

СТАТЬЯ "РОЛЬ ПЕДАГОГА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Воспитатель и ребенок...В группе детского сада воспитатель-- самый главный человек для дошкольника. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно гулять, играть,когда можно порисовать ил...

Особенности детско-родительских отношений и их влияние на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Традиционно главным институтом воспитания личности ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как институ...

Консультация для родителей "Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста"...

Роль эстетического воспитания в формировании личности ребенка младшего дошкольного возраста

Воспитание означает формирование мировозрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие. Поэтому эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании ...