Развитие мелкой моторики - верный путь к успеху.
статья (младшая группа) на тему

Александрова Елена Владимировна

Консультация для родителей о развитии пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и мелкой моторики кистей рук у детей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika_ruk.docx43.01 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики - верный путь к успеху.

Уважаемые родители, бабушки, дедушки, Вы открыли статью, очень важную для Вас и, главное, для Ваших детей! Говоря научным языком, здесь Вы найдете помощь в развитии пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и мелкой моторики кистей рук. Но пусть эти термины Вас не смущают. На самом деле всё достаточно просто.

Предположим, Вы решили взять какую-то конкретную книгу. Вам сказали, что она находится на полке справа, в середине второго сверху ряда. Вы подошли и сразу её нашли, т.к. Вы не смотрели слева или на первую полку. Тем самым Вы  проявили отличные навыки пространственной ориентации.

Итак, Вы нашли книгу, затем потянулись к ней, приблизили к глазам. Так Вы продемонстрировали зрительно-моторную координацию.

Затем Вы стали листать книгу. Страничку за страничкой, когда быстрее, когда медленнее, не разрывая при этом листов и не сминая их. Это говорит о том, что с развитием мелкой моторики рук у Вас полный порядок.

Действительно, для взрослых все вышеперечисленные действия совершенно элементарны. Мы производим их автоматически. Ребенок же должен сначала понять, осознать. «Выше – ниже», «дальше–ближе», «правее–левее» – эти понятия для него новые, поначалу неведомые, требующие включения механизмов памяти и интеллекта. При отсутствии таких основополагающих для развития понятий ребёнок не сможет правильно ориентироваться в пространстве, успешно познавать окружающий мир, активно преобразовывать его.

Хорошо развитая пространственная ориентация, четкие представления o форме и размерах предметов, об их расположении в пространстве и относительно друг друга позволят малышу обойтись без проблем, которые могут возникнуть уже в младших классах школы. Ведь правильная пространственная ориентация нужна даже при оформлении записей в тетради. Кроме того, современный учебный процесс предусматривает работу c графическими моделями, структурно-логическими схемами, символическими опорами, для понимания которых необходимо хорошее знание пространственных отношений. И лингвистические, и математические знания покоятся на фундаменте ориентации в пространстве.

Малыш, путающийся в элементарных понятиях «раньше-позже», «вчера-сегодня», «быстро - медленно», испытывает трудности c прогнозированием последствий тех или иных своих поступков; c возрастом это может сформировать недостаточно активную жизненную позицию, неумение и нежелание влиять на происходящее. Впоследствии изменить такой стереотип будет довольно трудно. Ориентация в пространстве и ориентация во времени — важнейшие условия не только для успешного обучения, но для успешной адаптации к любым жизненным ситуациям.

Кроме того, успехи в учёбе при её современных требованиях и нагрузках неразрывно связаны c правильным развитием двигательной системы малыша, зрительно-моторной координации и мелкой моторикой кистей рук. Поэтому занимательные упражнения в цикле наших статей направлены на то, чтобы пальцы ребёнка стали гибкими, умелыми, могли слаженно и дружно выполнять поставленные задачи.

Это разнообразные задания c бумагой, шнурками, пластилином и кисточкой. Благодаря им руки ребёнка станут послушными и сильными, приобретут необходимые навыки в том, что ученые называют мелкой моторикой кистей рук. И ей, и пространственной, и временной ориентации малыш обучится, выполняя занимательные задания, помещённые в нашей статье. Но для достижения наилучших результатов малышам нужна неназойливая помощь взрослых.

Часть заданий специально рассчитана на совместную работу ребёнка и его старшего помощника. Благодаря поддержке старших, малыш сможет справиться со всеми трудностями.

Другие упражнения предназначены для самостоятельной работы. Но и к ним предпосланы инструкции для взрослых, объясняющие, на что именно направлено каждое конкретное упражнение, какие могут возникнуть проблемы в процессе поиска правильного решения или алгоритма действий. B любом случае следует помнить: малыш нуждается в нашей помощи — за-интересованной, активной, но неназойливой.

Предлагаем Вам первые упражнения.

 

1. РАЗНОЦВЕТНЫЙ КОВЁР

Это упражнение развивает у ребёнка ориентацию в пространстве, внимание к словесным инструкциям, память и мышление, закрепляет знания геометрических фигур, их цвета и размера.

Для задания Вам нужно вырезать из картона: большой синий  треугольник, 2 маленьких желтых кружочка, большой и маленький квадраты зеленого цвета,  четырехугольник любого цвета (можно предлагать и другие варианты, в зависимости от Вашей фантазии). Также Вам понадобится альбомный лист.

Упражнение можно выполнять в двух вариантах:

•  последовательно даются команды, и ребенок последовательно их выполняет. В этом случае каждую отдельную инструкцию нужно давать только один раз;

•  дается несколько заданий сразу (начинать лучше с 2-3), и ребенок, выслушав их все, приступает к выполнению. Если малышу трудно запомнить все задания, можно повторить их несколько раз.

 

Команды для ребенка.

B центр листа положи большой синий треугольник.

Слева и справа по бокам треугольника положи два маленьких жёлтых кружочка.

B левый верхний угол листа положи большой квадрат зелёного цвета.

B правый нижний угол листа положи маленький квадрат такого же цвета.

Под синим большим треугольником положи четырёхугольник любого цвета.

 

2. ПЛАСТИЛИНОВЫЕ УЗОРЫ

Игры с пластилином развивают мелкие мышцы руки, что очень важно для успешного обучения письму. Кроме этого, пластилиновое рисование способствует воспитанию усидчивости, так необходимой любому ученику. В этих играх малыш должен обвести контур рисунка пластилиновыми колбасками-верёвочками.

Скопируйте рисунок на бумагу или на прозрачную плёнку, a ребёнок выложит узор по контуру пластилином.

Когда ребёнок освоит подобное задание, предложите ему сделать узор на отдельном листке, только глядя на образец. Если это не сразу получится, помогите малышу.

Маленькое примечание: качественный пластилин облегчит выполнение задачи, так как из него легче скатать тонкие колбаски.

Давай создадим пластилиновые узоры. Сначала тебе нужно скатать длинную, ровную колбаску из пластилина - такой толщины, как нарисованная линия. Затем аккуратно наложи колбаску на контур рисунка.

 Если не хватит, скатай ещё колбаску, аккуратно соедини хвостики. Пластилиновые колбаски могут быть разного цвета.

http://valentija.ucoz.ru/_ph/1/604223410.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы работы с детьми, и ее влияние на развитие мелкой моторики рук, путем ТЕСТОПЛАСТИКИ»

Нетрадиционные методы работы с детьми, и ее влияние на развитие мелкой моторики  рук, путем ТЕСТОПЛАСТИКИ»...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.

Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...

Проект Воспитание детей раннего возраста через развитие мелкой моторики рук с использованием ИКТ – технологий в условиях реализации ФГОС ДО. «Мои успехи».

Проект разработан для проведения в группах раннего возраста. Содержит 30 игровых занятий. Главным в проекте является развитие мелкой моторики рук....

Презентация педагогический час «Творческий ребенок – верный путь к успеху»

Формирование активной и творческой личности посредством театрализованной деятельности...

Развитие мелкой моторики – путь к успеху ребенка во всех образовательных областях.

Развитие мелкой моторики – путь к успеху ребенка во всех образовательных областях.Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, ...

Задания на развитие мелкой моторики "Повтори путь"

Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. В. А. Сухомлинский...