РОЛЬ ПОТЕШЕК И СКАЗОК В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
консультация по теме

Консультация подготовлена для родителей по итогам работы по теме самообразования «Развитие речи детей по средствам изучения потешек, сказок» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_poteshek_i_skazok_v_razvitii_rechi_detey.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ  ПОТЕШЕК И СКАЗОК В РАЗВИТИИ РЕЧИ  ДЕТЕЙ

           Произведения  устного народного творчества  имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей.  Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок,  потешек и кончая пословицами,  сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки. Потешки – первые художественные  произведения, которые слышит ребенок.  Знакомство с ними обогащает  его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество широко используется в воспитании детей. Особую значимость приобретает оно в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:

 ***

 Вот проснулся петушок,

 Встала курочка.

 Поднимайся мой дружок,

 Встань мой Юрочка.

   ***

 Валенки, валенки,

 Невелички, маленьки,

 Опушка бобровая,

 Маша чернобровая.

Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки, например:

   ***

 Наши уточки с утра:

 Кря, кря, кря.

 Наши гуси у пруда:

 Га, га, га.

 Наши курочки в окно:

 Ко – ко – ко, ко – ко –  ко.

   ***

 На дубочке, на дубочке

 Тут сидят два голубочка.

 У них шейки голубые,

 У них перья золотые.

         Использование  полюбившихся произведений народного  творчества в играх значительно  обогащает словарь детей, делает  их речь эмоционально выразительной.  Разговор персонажей хорошо знакомого произведения дети вполне самостоятельно переносят на действия с другими игрушками – куклами, матрешками и т.д. При этом интонацией они пытаются передать характер того или иного персонажа. Помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей - дидактические игры, например «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить и назвать произведение народного творчества). Практикуются и упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучат непосредственно, эмоционально. В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети. На первых порах они просто выполняют речевые указания своих товарищей, но с каждым разом чувствуют все большую уверенность в своих силах и проявляют собственную речевую активность.

Сказки, потешки – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, игру, овладевая родным языком, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.  Знакомство  с народным творчеством начинается с потешек, колыбельных песенок. Детям нравится, когда взрослый ласковым, нежным голосом начинает припевать, покачивая куклу:

   ***

 Баю, баю, баю - бай,

 Ты собаченька не лай.

 Белолоба, не скули,

 Мою дочку не буди.

После таких  коротких обыгрываний дети легко запоминают песенки и переносят их в повседневную игру.  Своеобразие восприятия у детей  2 – 4 лет заключается в том,  что при осмыслении текста  ребенок опирается главным образом  на имеющийся у него опыт, еще  очень ограниченный и узкий. Существует еще одна характерная особенность младшего дошкольника -– это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Сама природа ребенка дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать, при этом они тяготеют к ритмам, радостной мелодике. От того малышам нравятся произведения фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям детей. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке – белобоке» – это блестящий миниспектакль, в котором ребенок одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, интонации, ребенок усваивает колорит русской национальной речи, ее дух.

        На  первых порах дети, слушая потешки,  издают восклицания, произносят  с разнообразными интонациями  неразборчивые звукосочетания, что  еще не имеет отношения к  тексту. Затем малыши начинают подражать крикам животных, пытаются проговаривать рифмующиеся окончания, отдельные целые слова, короткие фразы, в дальнейшем они способны повторить весь текст, состоящий из 3 – 4 строчек. Это способствует процессу развития активной речи детей, а положительная роль маленьких фольклорных текстов выступает с очевидностью. Дети способны воспроизвести некоторые выразительные средства, которыми пользуется взрослый, читая пестушку, прибаутку. Они повышают голос в конце фразы «бай - бай», «догоняй - ка», «улетела, ай», протягивают или, наоборот отрывисто произносят слова, имитирующие крики животных «ку – ка – ре – ку – у», «му – у».

НАРОДНЫЕ  СКАЗКИ,  ИХ  РОЛЬ  В  ОБЩЕМ  И   РЕЧЕВОМ  РАЗВИТИИ  ДЕТЕЙ.

 Гениальными произведениями народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики.

        Само  слово «сказка» происходит от  «сказывать» (говорить, рассказывать). С этим связана и простая  разговорная манера ее преподнесения.  Народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы ее рассказывали. Именно так родились сказки, так они живут до сих пор – в передаче рассказчиков. Читающий по книге или лучше наизусть как бы обращается к детям, желая воспроизвести историю, событие, случай свидетелем которого он был сам или необычность которого намерен передать «Я там был…», «Жили – были…» и др.

        Сказки  пользуются большой популярностью  у детей младшего и среднего  дошкольного возраста. Они прочно  вошли в детский быт. По своему  содержанию, народная сказка, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению.

        Сказка  вызывает у  дошкольников любовь  и интерес своей яркостью образов,  необычностью, загадочностью, занимательностью  событий, неограниченными возможностями для фантазии, выдумки, игры ума. Познавательные сказки о труде, о вещах, о технике, о природе интересны дошкольникам. В образной форме показывают детям сущность явлений, формируют мышление, подготавливают научное миропонимание, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу.

 «Хорошо рассказанная сказка – это уже начало культурного воспитания, - писал А. С. Макаренко. – Было бы весьма желательно, если бы на каждой книжной полке был сборник сказок… Выбор сказки имеет большое значение… Лучшими сказками для малышей всегда будут сказки о животных. В сказочном богатстве этих сказок очень много, и они очень хороши. По мере роста ребенка можно переходить к сказкам о человеческих отношениях, где уже изображается борьба между бедным и богатым.»  

       Сказка – благодатный и ничем  не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы; живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ  

Самыми  любимыми у дошкольников становятся  волшебные русские народные сказки  с их чудесным вымыслом, фантастичностью,  развитым сюжетным действием,  полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие сил и др.). Русские народные сказки, такие, как «Василиса прекрасная», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка» и многие другие, открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, непримиримой борьбе добра и зла, где дети утверждаются в неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам.

        Через  художественные образы народных  сказок у детей вырабатывается  умение осмысливать содержание произведений. Через сказку взрослый может научить детей замечать художественную форму, выражающую содержание, богатство языка, осваивать его, обогащать речь образными выражениями, оборотами; наряду с этим развивать у детей понимание красоты родного языка, его выразительности, меткости. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами, свойственными человеку: они умеют говорить, думать.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание детям сказок и развитие речи

Консультация для  родителей...

Рекомендации для родителей " Прослушивание сказок в развитии дошкольников"

На море - океане, на острове БуянеСтоит дерево - золотые маковкиПо этому дереву ходит кот – Баюн;Вверх идет – песню заводитВниз идет – сказки сказывает.…А было это, голубчики, в старину, когда задумал...

Влияние сказок на развитие личности ребенка

«В некотором царстве в некотором государстве;Жили-были….»Многим знакомы эти слова из детства и ощущение защищенности и спокойствия когда кто-то рассказывает сказку, а ты, затаив дыхание, слушаеш...

Цикл сказок для развития артикуляционной моторики

Коррекционная работа сложный процесс и поэтому учитель-логопед должен иметь не только теоретический багаж знаний, но и творческий потенциал....

Конспект ООД "Незнайка в стране сказок" Познавательное развитие + Речевое развитие

ООД "Незнайка в стране сказок" Старшая группа. Образовательная область: Познавательное развитие + Речевое развитие...

Конспект Оод "Экскурсия в музей сказок" Познавательное развитие+Речевое развитие

Конспект Оод "Экскурсия в музей сказок" для  детей старшей группы. Образовательная область: Познавательное развитие+Речевое развитие...

НОД № 3. Сочинение сказок «Салат из сказок» Цель: развитие детского словесного творчества

Задачи:1. Формировать умение детей совместно придумывать сказочный сюжет, используя морфологическую таблицу;2. Развивать воображение, мыслительные операции;3.Воспитывать интерес к совместной творческо...