Сценарий родительского собрания
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Наша работа построена на тесном сотрудничестве с родителями. Благодаря этому мы достигли больших результатов. Проведённое по предлагаемому сценарию собрание оставило неизгладимые впечатления в душе наших родителей. Они с огромным интересом помогали мне в создании стенгазеты "Себя, как в зеркале , я вижу..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий родительского собрания55.36 КБ

Предварительный просмотр:

Cценарий

родительского собрания в подготовительной к школе группе

Составила:                                                                                                                  воспитатель                                                                                                          Арутюнян А. А.

                                          Энгельс - 2013                                                                                          

 Тема: «Себя, как в зеркале, я вижу…»

  Цель: 

Показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни и помочь им  понять его.                                                                                                                                                                       Осуществить психолого-педагогическую  поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми.                                                                                                                             Обсудить сотрудничество по устранению причин эмоциональных нарушений у дошкольников и  необходимость единых согласованных действий со стороны семьи и детского сада.

Форма проведения: дискуссия.

I. План подготовки собрания                                                                                                                1.Подготовка приглашений каждой семье с текстом.                                                                     2.Оформление выставки методической литературы по теме родительского собрания.                                                                                                                            3.  Оформление приглашения на собрание в виде открытки с ладошками (попросить родителей вспомнить моменты своего детства, их отношения со своими родителями, что они «обещали не делать со своими детьми»)  4.Выпуск газеты: «Себя, как в зеркале, я вижу…» с фотографиями детей и их родителей в детстве. Цель: проведение параллелей схожести, родители должны понять, что их ребенок проходит непростой период в жизни, посмотреть на мир его глазами, понять его, оказать поддержку.                                                                                                                                                                     5.Проведение теста с родителями: «Кто я?». Цель: определить какое место в жизни родителей занимает материнство, отцовство.                                                                                                                                    6.Проведение проективного теста «Рисунок моей семьи»: взяты анонимно рисунки детей из  благополучных и неблагополучных семей. Цель: сравнение видения эмоциональной ситуации в семье у детей и родителей, выявление причин возможной тревожности у детей, пути работы по ее устранению.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                7.Разработка  сценария  родительского собрания и подготовка проекта  решения совместно с родительским  комитетом.                                                      8. Раздать памятки родителям.

 II. План проведения собрания.

 1.Вступление. Короткое, эмоциональное выступление, настраивающее на тему предстоящего разговора.  Использование  музыкального фона.                                                                 2.Дискуссия. Рассматривание вопросов и ситуаций по теме «Себя, как                                          в зеркале, я вижу…»                                                                                                                                  3. Игра с родителями.                                                                                                   4.Рассматривание стендов с рисунками детей и анализ детских работ.                                            5.Проведение тестов «Кто я?» и «Какой мой ребёнок?»                                                                6.Пословицы и поговорки. Что же говорят о  воспитании ребёнка наши великие педагоги, обратите внимание на их высказывания. Прочтите их вслух. (Родители читают высказывания.) 

7.Работа с памяткой.  Родители знакомятся с памяткой «Основные причины эмоционального неблагополучия детей». Делают выводы, делятся своим опытом.     

8.Подведение итогов собрания

 

                                                    ХОД СОБРАНИЯ.

Столы стоят полукругом. Звучит музыка (песня «Родительский дом» в исполнении Льва Лещенко).

Воспитатель: Добрый вечер, наши дорогие родители, рассаживайтесь. Мы очень рады нашей встрече! Мы собрались, чтобы ближе познакомиться, пообщаться в нетрадиционной обстановке, и поговорить о воспитании детей. Для начала хочется представить вашему вниманию презентацию. (После просмотра воспитатель продолжает своё выступление.)    Трудности в воспитании детей заставили нас обратить внимание на следующие правила:                                                                                                               • Ребёнка сначала люби, а потом – учи.                                                                                                                        • Какой ребёнок есть – таким его и принимай!                                                                • Ребёнок может быть любым, но обязательно любимым!                                                                                                                                                                                                                                                                        • Помогай ребёнку действовать самостоятельно; он должен познавать себя и самосовершенствоваться.

 Воспитатель: Если вы согласны с этими правилами, и принимаете их, тогда будем начинать. Проблемы воспитания решать! Для начала, дорогие родители, мы узнаем с вами, какое настроение царит в нашей аудитории. Сейчас предлагаем вам описать своё настроение, с которым вы пришли на встречу, используя термины прогноза погоды. Например, если настроение хорошее: «солнечное, безоблачное, дует ветерок, т. д. », если грустное, неважное, то: «пасмурно, скоро грянет гром, налетит ураган, и т. д. »

Начали… (подводим итоги настроения).                                                   ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТА ЛЮШЕРА С РОДИТЕЛЯМИ.                                                                           А какого цвета становится ваше настроение, когда вы думаете о том, что скоро          в вашу  семью войдет школа и связанные с ней заботы, обязанности, режим, отношения?  Перед каждым из вас лежит листочек с надписью того цвета, какой выбрал ваш ребёнок при ответе на этот же вопрос. Сопоставьте, насколько вы и ваш ребёнок одинаково чувствуете приближение школьной жизни.                                                                                                                 ХАРАКТЕРИСТИКА ЦВЕТА.                                                                             СИНИЙ. Этот цвет выбирают чувствительные, впечатлительные, но в то же время спокойные и уравновешенные дети. Они отличаются утончённостью и хорошим эстетическим развитием, имеют потребность в глубоком личностном, а не поверхностном игровом общении. Если эта потребность удовлетворяется (либо в школе, либо дома), то ребёнок чувствует себя хорошо.                                                                                           ЗЕЛЁНЫЙ. Этот цвет предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть отличниками, проявляют высокую чувствительность во взаимоотношениях с учителями, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим ( если, например, такой ребёнок получит пятёрку, но об этом не объявят всему классу, то это может не на шутку расстроить его).                                                                                                      КРАСНЫЙ. Этот цвет предпочитают активные, энергичные, деятельные дети. Обычно они оптимистичны, шумны и веселы. Часто несдержанны. В школе им будет трудно усидеть на месте.                                                                                             ЖЁЛТЫЙ. Этот цвет предпочитают мечтательные дети, полные надежд, но не готовые активно действовать и склонные занимать выжидательную позицию. Если желтый цвет ассоциируется у ребёнка с обстановкой в школе, это свидетельствует о том, что она вызывает у него хорошее и светлое настроение.                                                                             ФИОЛЕТОВЫЙ. Этот цвет предпочитают дети, у которых доминируют инфантильные установки. Скорее всего, ребенок еще не чувствует ответственности ученика. Таким детям нравится в школе, когда там бывает интересно и когда их там хвалят. Однако, если они начинают испытывать трудности в обучении и получать замечания, отношение к школе резко меняется: дети начинают капризничать и не хотят ее посещать.                                  КОРИЧНЕВЫЙ. Этот цвет предпочитается тревожными детьми, которые часто испытывают эмоциональный или физический дискомфорт, неприятные болезненные ощущения типа «болит живот», «меня тошнит», хронические заболевания, страх. Ребёнок, выбирающий коричневый цвет для обозначения своего настроения в школе, обычно плохо себя чувствует в учебных ситуациях: боится школы, испытывает затруднения в учебе и др.                                                                                                               ЧЁРНЫЙ. Предпочтение чёрного цвета отражает негативное отношение к себе и ко всему окружающему миру, активное, резкое неприятие, протест. Дети, у которых черный цвет ассоциируется со школой, как правило, ненавидят всё, что связано с учёбой, и открыто говорят об этом.                                                         СЕРЫЙ. Предпочтение серого цвета связано и инертностью и безразличием. «Серое» настроение в школе отличает детей, для которых характерны пассивное неприятие школы и равнодушное отношение к ней.                                                                                                                                                                                                                                          Что же касается энергетики, то у большинства детей был установлен средний ее уровень, что говорит о необходимости более тщательно подходить к продумыванию режима дня ребенка. Ведь если уже в детском саду энергетика средняя, что ждет ребенка в школе, где нагрузка намного больше. И здесь главных рекомендаций две: никогда не наказывайте ребенка ограничением двигательной активности и не отдавайте ребенка в один год с началом школы в кружки и секции. Малыш не выдержит таких перегрузок, и это обязательно скажется на его здоровье и успеваемости. Дошкольный возраст – самое подходящее время для того, чтобы вселить в человека уверенность в себе, своих силах, построить гармоничные взаимоотношения с ним в семье. Позже это будет сделать трудно. Сейчас ваши дети стоят на пороге новой – школьной жизни. Давайте поговорим немного о ней. Перед ребёнком откроется совершенно незнакомый мир, и именно наличие поддержки в семье для него в этот период – самое главное.                                                                                    Тема нашего собрания сегодня – «Себя, как в зеркале, я вижу…» И она не случайна. Как часто мы узнаем в своих детях себя. Даже если окружающие уверены, что мы и наш ребёнок совершенно разные, мы знаем: это не так. Как в мультфильме о волке, который выкармливал маленького барашка, помните? Когда они стоят перед зеркалом:                                                                                                         - Ты знаешь, папаня, а Кабан говорит, что я совсем на тебя не похож.                                                                                                                                                - Как не похож? Смотри, вылитый я!                                                                               Это наше сходство и помогает, и мешает. Помогает, потому что мы, вспоминая себя, можем что – то исправить в своих детях. А мешает потому, что одинаковые заряды, как известно, отталкиваются…                                                                                                                                                  Сегодня мы подготовили для вас несколько ситуаций, в которых вы попытаетесь посмотреть на себя глазами детей, и наоборот – увидите, какими глазами смотрят на вас ваши дети. Несмотря на то, что занятия наши будут по преимуществу практическими, просим вас отнестись к ним серьезно, потому что мы порой сами не осознаем, насколько педагогика и психология могут помочь нам в воспитании детей.

ИГРА с родителями: занять стулья, которых на один меньше, чем самих родителей.

 «Поменяйтесь местами те, кто…»                                                                                                                                                                                                                                                     Кто волнуется перед поступлением своего ребёнка в школу?                                                                                                                                   Кто вчера читал ребёнку на ночь книжку?                                                                                                                                                       Чей ребёнок брезгливо выкладывает из супа вареный лук?                                                                                                                                   Кто уже играл со своим ребёнком в школу?                                                                                                                                     Кому ребёнок помогает мыть посуду?                                                                                                Кто ни разу не кричал на своего ребёнка?                                                                                                                                                      Кто испытывает тревогу, что ребёнок будет учиться в школе не так хорошо, как бы вам хотелось? И т.д.

Видите, игра показала, как много сложностей возникает у каждого родителя при воспитании чада. И главное – проблемы – то у всех, как оказалось, общие. Давайте же попытаемся и решить их сообща.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Наша взрослая жизнь постоянно наполнена всевозможными трудностями, связанными с работой, домашним хозяйством, непониманиями в семье. И эти проблемы нам представляются значительными. А вот вопросы, которые решают ежеминутно наши дети, выдаются нам чаще всего с высоты нашего «взрослого» роста ничтожными, забавными, не стоящими особого внимания. На самом же деле мы даже себе не представляем, насколько детские проблемы влияют на их настроение, психику, на формирование всей их, уже большой, личности. Поэтому надо быть очень внимательными к их трудностям.                                                                                                                 Вы и сами, наверняка,  вспомнили бы пару случаев из собственного              детства, когда взрослые посчитали ваши проблемы ничтожными, а вот для вас они были очень важны. Это может быть чья – то негативная оценка, влюблённость – что угодно. И вам тогда, наверняка,  было очень обидно от невнимания взрослых.

Как вы считаете, что в настоящее время оказывает наибольшее влияние на эмоциональное, психологическое состояние вашего ребенка?

До 6 – 7 лет мировоззрение ребенка складывается под влиянием двух сфер: детского сада и семьи. И именно эмоциональная обстановка в семье выходит сейчас на первый план, потому что детский сад уже сыграл свою роль и готовится ваших детей выпускать.

 В поле зрения родителей находятся 2  стенда с рисунками на тему «Моя семья» (рисунки анонимны, тема тоже не указана). На первом стенде расположены яркие и позитивные рисунки: семья изображена в полном составе, все держатся за руки или объединены какой – то общей деятельностью, фигуры хорошо прорисованы, детализированы, отчетливо видны черты лица, различные украшения. На втором стенде расположены  темные и негативные рисунки : линии, проведённые детской рукой,  размашистые, резкие. Угловатые фигуры не детализированы, люди или отделены друг от друга барьерами,  или же изображены в одиночестве. Эти рисунки оставляют неприятное, тягостное впечатление.

Воспитатель предлагает родителям внимательно посмотреть на стенды и догадаться, на какую тему рисовали дети. По поводу рисунков на первом стенде мнения родителей, как правило, едины: «Моя семья».По поводу рисунков на втором стенде вариантов несколько: «Это какая-то война», «Это роботы», «Это космос» и т. д. Выслушав все мнения, педагог сообщает, что дети рисовали на одну тему – «Моя семья», но каждый передал своё восприятие домашней атмосферы.

По свидетельству психологов, отношения в семье проецируются на детские рисунки. Не случайным является цветовое решение. Темные, мрачные тона говорят о негативном эмоциональном состоянии ребёнка или о неприятии им изображаемых членов семьи. Барьеры между людьми в виде неодушевленных предметов ассоциируется с существующими в действительности барьерами общения, близость же фигур на рисунке свидетельствует об их реальной эмоциональной близости. Отсутствие на рисунке кого – либо из членов семьи может означать, что ребёнок «избавляется» от эмоционально неприемлемых для него людей.

Изображение себя преувеличенно маленьким (или в углу листа) свидетельствует о неуверенности, замкнутости, робости ребёнка, а рисование себя чрезмерно большим говорит о повышенном чувстве значимости, привлечении внимания к своей персоне. Если ребёнок вообще не рисует себя, значит, он не видит своего места в семье.                                                                        

Чрезмерно заостренные, угловатые фигуры, резкие размашистые движения карандаша, так же как и темные цвета,- признак негативного эмоционального состояния ребёнка во время рисования. Очевидно, это задание было ему неприятно, и он стремился выполнить его побыстрее.

 Воспитатель даёт возможность родителям несколько минут подумать над этой информацией, подойти поближе к рисункам, рассмотреть их, не называя фамилий «художников». Выслушав спонтанную реакцию родителей, педагог продолжает всеобуч.

То, что вы видите, практически не связано с изобразительными навыками. Ведь это дети одной возрастной группы, и навыки рисования у них примерно одинаковы. Кроме того, вы прекрасно знаете другие работы своих детей – они неоднократно выставлялись для просмотра в группе. Связано это, в первую очередь, с эмоциональным дискомфортом ребёнка в семье, ведь, как считают специалисты, рисунок является проекцией его душевного состояния.

 Давайте подумаем, почему дети именно так изобразили свою семью, а некоторые вообще не включили себя в ее состав? ( «Может быть, мы много наказываем детей, и они обижаются»; «Возможно, мы мало времени уделяем своим детям и поэтому отдаляемся от них»; «Может быть, ребята просто хотели на рисунках показать себя более взрослыми, самостоятельными, независимыми?» и др.) Безусловно, ваши догадки правильные, но они не исчерпывают всей сложности душевных переживаний ребёнка, чувствующего себя в своей семье дискомфортно. Существует принцип, без соблюдения которого попытки наладить отношения с ребёнком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие ребёнка.  Безусловно принимать ребёнка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, помощник и т.д., а просто так, за то, что он есть.                                                                                                                                                       Многие родители считают главными воспитательными средствами наказания и поощрения. А это говорит об «условной любви» : что – то выполнил – хороший, чего – то не сделал – плохой. Таким образом, естественный процесс воспитания, т.е. передачи взрослыми своего опыта, знаний, сводится к какой – то дрессуре.                                                                                                                                   Психологами доказано, что любовь, забота, ласка – это основные жизненные потребности ребёнка. Никогда и ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в расположении родителей, в своей психологической защищённости. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, любим. Делать это можно разными способами: ласковыми прикосновениями, улыбкой, словами: «Я очень скучала по тебе, пока была на работе», «Я очень люблю играть с тобой» и т.д.  Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий не только ребёнку, но и взрослому.   Удовлетворение потребности в любви и принятии – необходимое условие нормального психического развития детей. Если они не получают знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, иными словами, эмоциональные нарушения. Безусловно, многие из вас при рассматривании «неблагополучных» рисунков задумались о своих взаимоотношениях с детьми, об атмосфере, которая сложилась в семье.

Для этого я предлагаю вам два теста. Мы не будем обсуждать или анализировать ваши ответы. Вы сделаете это сами. Тесты очень просты. Надо быстро ответить на вопросы и сделать для себя выводы, стоит ли «работать над собой» и менять свои взаимоотношения с ребёнком или в вашей семье всё прекрасно.(Пока родители отвечают на вопросы, звучит спокойная мелодия о детях.)

Тест 1. «Кто я?» 

Задание: «10 раз задайте себе этот вопрос и запишите ответы на листочке бумаги.» Если некоторые родители задумываются и говорят, что 10 ролей –это много, воспитатель подбадривает их, советует вспомнить, чем они увлекаются, какую работу выполняют дома, на даче, и т. д.                                       Обработка результатов : По завершению работы педагог предлагает родителям оценить её результаты: «Посмотрите, на каком месте стоит ответ «Я мать» или «Я отец». Если вы написали об этом в начале, значит, родительская позиция является для вас наиболее важной в жизни. Если же такой ответ встречается в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отделились от своего ребёнка, отвлеклись на повседневные заботы или же очень загружены работой»  

Тест 2. «Какой мой ребёнок?»

    Задание: «Напишите 10 эпитетов, которые отражают особенности вашего ребёнка. Оцените каждое названное качество знаком «плюс» или «минус» с вашей точки зрения. Будьте предельно откровенны с собой.                                                                                                                                                    Обработка результатов: Когда работа закончена, каждый подсчитывает, сколько получилось плюсов и минусов. Если плюсов не менее 8, то вы любите своего ребёнка, стараетесь принимать таким, каков он есть. Если нет ни одного минуса, то эта крайность не имеет ничего общего с принятием и истинным расположением. «Слепая любовь» не поможет ребёнку избавиться от недостатков. Если результаты 50 на 50, то ваше принятие ребёнка ставится под сомнение. Нельзя считать своего ребёнка наполовину плохим. Если же родители видят в своём ребёнке только плохие качества, то ни о каком принятии и любви не может быть и речи. Недостатки выделяют для того, чтобы бороться с ними, но нельзя в этой борьбе терять главное – любовь и искренность ребёнка.

  

Вспомните пословицы и поговорки о воспитании.                                                                                         - Кто свою мать уважает, чужую не обругает .                                                                                                        - Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи.                                                                                                              - Детей наказывай стыдом, а не кнутом.                                                                                                                           - К ребёнку полагается относиться с наибольшим почтением, т. е. взрослым следует беречь его нравственную чистоту, не показывать дурного примера (Ювенал) .                                                                                                                               - Не делайте из ребёнка кумира: когда он вырастет - потребует жертв. (П. Буаст) .                                                                                                                                                      - Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью (А. П. Чехов) .                                                                                - Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить (А. Дистервег) .                                                                                                                            - Побои и брань подобны опию: чувствительность к ним быстро притупляется, и дозы приходится удваивать (Бичер-Стоу) .                                                                                                                                     - У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим (Ж. Лабрюйер) .                                                                                                                                                                      - Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем если бы он оставил им наследство (Уэйтли) .                                                                                                                  - Не тот богат, кто много имеет, а тот, кто много дает (Фромм) .                                                               - Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей (И. Кант) .                                                                                                               - Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них (Я. Райнис) .                                                                     - Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов (Ж. -Ж. Руссо) .                                                                                                             - У ребёнка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим (Ж. -Ж. Руссо) .                                                                                                                 - Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребёнка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чём отказа (Ж. -Ж. Руссо).                                                                                                                                                       - Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети (В. А. Сухомлинский) .                                                                                                                                                                      - Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни (К. Д. Ушинский) .                                                                                                       - Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя (А. Н. Острогорский) .                                                                                                            - -Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома (А. С. Макаренко).                                                                                                                          -Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сестры, дедушка и бабушка являются первыми воспитателями детей в дошкольном возрасте и остаются ими, когда их питомцы пошли в школу. (В.С. Сухомлинский.)                      -Счастлив тот, кто счастлив дома.  ( Л.Н. Толстой).                                          Предлагаю всем вместе выслушать и обсудить следующую педагогическую ситуацию:                                                                                                                                                                                          «За Димой в сад пришла мама. Он радостно рассказывает ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!» Мама: «А почему у тебя вся одежда грязная? » Дима: «Мама, воспитатель сказала, что я очень старался! » Мама: «Сколько раз тебе говорила, на улице не играй в песок, вечно грязный!», Дима: «А я еще дома попробую такую же сделать». Мама «Вот и пойдешь, как свинья, грязный».  Родители, почему диалог не состоялся?   (Ответы, обсуждение)                                                                                                        В  приглашении на собрание была к вам просьба - вспомнить своё детство, отношения с родителями. Ведь, наверное, каждый из вас, будучи ребёнком, в сердцах произносил: «Вот когда у меня будет сын (дочь, я никогда не буду…).   Наверняка есть правила, которые вы вынесли из своего детства и сейчас соблюдаете их со своими детьми. Так давайте мы составим коллективный родительский кодекс. Например: всегда выполнять обещания, данные ребёнку, не рассчитывая на то, что «да он уже забыл»; не скрывать и не врать ребёнку о важных для него вещах из лучших побуждений; что бы ни случилось, не делать трагедии и так далее.                                                                                                Хороший кодекс составили, молодцы! Теперь, что бы всегда он был перед глазами, мы поместим его в уголке для родителей!                                                                 В заключении хотелось бы прочесть вам стихотворение моего любимого поэта Эдуарда Асадова

Берегите своих детей,                                                                                                                    Их за шалости не ругайте.                                                                                                                       Зло своих неудачных дней                                                                                                       Никогда на них не срывайте.                                                                                                        Не сердитесь на них всерьез,                                                                                                                     Даже если они провинились,                                                                                                    Ничего нет дороже слез,                                                                                                Что с ресничек родных скатились.                                                                                                    Если валит усталость с ног,                                                                                             Совладать с нею нету мочи,                                                                                                      Ну а к Вам подойдет сынок,                                                                                                               Или руки протянет дочка.                                                                                                                Обнимите покрепче их,                                                                                                                  Детской ласкою дорожите                                                                                                                           Это счастье, короткий миг,                                                                                                                                Быть счастливыми поспешите.                                                                                                        Ведь растают как снег весной,                                                                                               Промелькнут дни златые эти,                                                                                                              И покинут очаг родной                                                                                                        Повзрослевшие Ваши дети.                                                                                                   Перелистывая альбом                                                                                                                         С фотографиями детства,                                                                                                         С грустью вспомните о былом,                                                                                                              О тех днях, когда были вместе.                                                                                                                      Как же будете Вы хотеть                                                                                                                          В это время опять вернуться,                                                                                                     Чтоб им маленьким песню спеть,                                                                                               Щечки нежной губами коснуться.                                                                                                                                              И пока в доме детский смех,                                                                                                         От игрушек некуда деться,                                                                                                                  Вы на свете счастливей всех,                                                                                                     Берегите ж, пожалуйста, детство!                                                                            

Подведение итогов собрания

      В завершение родительского собрания предлагаю родителям высказать своё мнение о проведённом родительском собрании. Наиболее целесообразны выступления по ролевому принципу: «Если бы я был ведущим родительского собрания…», « Если бы я наблюдал за родительским собранием со стороны…» и т. д. В  информационный родительский стенд предлагаем поместить памятки для родителей «Основные причины эмоционального неблагополучия детей», «Десять заповедей родителей», «Типы семей».

      Вот и подошло к концу наше собрание. Я благодарю всех, кто принял участие в нём. Каждая семья получит памятки, чтобы они всегда были у вас перед глазами. Желаю света, тепла, уюта и добра вашему дому! Спасибо.

                             

                                    Памятка для родителей

«Основные причины эмоционального                                              неблагополучия детей».

Многие родители обращаются к педагогам и психологам с жалобами на то, что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны или, наоборот, заторможены, плаксивы, очень робки. Как отмечают воспитатели, дошкольники с проблемами в эмоциональном развитии невнимательны на занятиях, плохо воспринимают программный материал. Кроме того, у них часто возникают трудности в социальной адаптации ( неумение общаться со взрослыми  и сверстниками, высокая конфликтность). К сожалению, взрослые зачастую не могут понять причин такого поведения ребёнка, пытаются ругать, наказывать, тем самым ещё больше усугубляя его неуравновешенное состояние. Чтобы помочь родителям найти подход к таким детям, прежде всего надо знать основные причины эмоционального неблагополучия.                                                                                                            

Во-первых, неблагоприятная обстановка дома. От опытного воспитателя не укроется подобное обстоятельство. Ведь своё отношение к «домашним проблемам» ребёнок обязательно отражает в рассказе о семье, в рисунках, играх.

Например, Дима, придя в детский сад после выходных дней, говорит о том, что дома ему было очень скучно, родители занимались своими делами, им было некогда поиграть или погулять с ним, и он весь день рисовал, а игра у него не получилась. В группе же Дима – заводила, всегда может предложить друзьям темы совместных игр, участвует в распределении ролей.                                                                                                  Кристина очень переживает из-за конфликта между мамой и папой. Девочка ласковая, добрая, но неуверенная в себе, робкая, стеснительная, часто плачет. Обычно она, прижавшись к любимой воспитательнице, тихонько рассказывает о том, как ей было страшно, когда папа кричал на маму, как ей было жалко маму. Воспитательница успокаивает её: «Не переживай, Кристиночка, мама с папой  - взрослые, они сами разберутся, всё будет хорошо.»                                                                                                                                       Веня жалуется на то, что дома его наказывают физически: «Когда у меня буковки не получилось аккуратно писать в тетради, папа сказал, что я – бестолочь, и обещал ремня всыпать». Опять на помощь приходит педагог: «Ты научишься хорошо писать буковки, и когда за тобой придёт папа, мы ему покажем твою тетрадку.»

Во-вторых, у детей с эмоциональными нарушениями практически всегда деформирована самооценка (занижена, завышена или амбивалентна, т. е . противоречива и неустойчива) и ожидаемая оценка её со стороны близких взрослых.

Например, Ульяна на вопрос о том, какая она девочка, отвечает: «Я не знаю, потому что иногда себя хорошо веду, иногда плохо. Вообще-то, мама думает, что я плохая.»                                                                                                                                          Володя так характеризует себя: «Папа часто меня ругает, когда я хулиганю, говорит, что я плохой. Я немного хорошо веду себя, а немного плохо, но я хороший.»                                                                                                                                                   Шурочка говорит: «Мама считает, что я и плохая, и хорошая иногда: когда ей помогаю – я хорошая девочка, а когда нет – плохая.»                                                                                  

  В-третьих, для «трудных» детей характерен повышенный уровень тревожности ( реже – пониженный, носящий компенсаторный характер). Педагоги отмечают, что такие дети чрезмерно робки, беспокойны, плаксивы, не уверены в себе.

Вот так проявляется тревожность у детей: Даша сомневается в себе и своих силах. Никогда не участвует в игре в главных ролях. Она вообще опасается того, что её не примут в игру. Всегда думает, что у неё не получится рисунок, аппликация. И даже если результат налицо, обычно недовольна им.  Если ребята скажут  ей  что-то обидное, сразу же плачет.                                                                                                                                                           Марина чрезвычайно боязлива, подвержена разнообразным страхам. Часто испытывает чувство тревоги за себя, за своих близких. В течение дня несколько раз подходит с вопросами: « А за мной точно мама придёт? А я буду играть с ребятами на улице?»

Так давайте же будем любить наших детей и беречь их! И не забывайте!                                                                                                                            • Ребёнка сначала люби, а потом – учи.                                                                                                                        • Какой ребёнок есть – таким его и принимай!                                                                • Ребёнок может быть любым, но обязательно любимым!                                                                                                                                                                                                                                                                        • Помогай ребёнку действовать самостоятельно; он должен познавать себя и самосовершенствоваться.

Памятка для родителей

«Десять заповедей  родителей»

1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.                                                                                            2. Не думай, что ребёнок твой: он Божий.                                                                                         3. Не требуй от ребёнка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему: это необратимый закон благодарности.                                                                                                4. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдёт.                                                                                                              5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него ещё нет привычки.                                                                                     6. Не унижай!                                                                                                                              7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребёнка, мучь - если можешь и не делаешь.                                                                                                                             8. Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) - для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано все.                                                                            9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.                                                                                                         10. Люби своего ребёнка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок - это праздник, который пока с тобой.

                                             

Памятка для родителей                                                                 «Типы семей»

 Тип первый.  Наседки.                                                                                                                                                                                                                                            При таких родителях дом подобен ухоженному курятнику. Папы, и особенно мамы, выказывают беспредельную любовь и заботу о своих чадах. Они то и дело звонят с работы (хотя мамы «наседки» работают не так уж часто), проверяя благополучно ли разогрет суп «сынулей» или «дочей» и понравился ли ей (ему) десерт. Они беспокоятся о каждой мелочи и, что более всего раздражает, привносят в жизнь сына или дочери суету и ощущение постоянной назойливой опеки. Чаще всего от подобных родителей страдают единственные и младшие дети.                                                                                             Как с этим «бороться»?                                                                                             «Рецепт» один: развивать в ребёнке самостоятельность и делать это не «разово», а изо дня в день.                                                                                               Тип второй. Экспериментаторы.                                                                                                                                                                                                                          В противоположность «наседкам» придерживаются принципа: «Ты все должен делать сам», ссылаясь при этом на расхожий довод: «Я в твои годы...» Стремясь подготовить своих отроков во всеоружии встретить превратности судьбы, такие родители как бы экспериментируют на них, взваливая на их неокрепшие плечики непосильный груз взрослых забот и проблем, отчего те чувствуют себя скорее подавленными и подневольными, чем самостоятельными.                                                                                            «Перевоспитать» таких пап и мам очень нелегко - тут требуется терпение и время. Необходимо объяснить таким родителям, что детям не под силу выдерживать такие физические и эмоциональные нагрузки и что такая перегрузка неизбежно скажется на здоровье ребёнка. А этого они, конечно же, не хотят. Такие дети чувствуют себя, в отличие от своих сверстников, лишенными родительской любви.                                                                                    Тип третий. Мечтатели.                                                                                                                                                                                                                                                             Эти родители видят в своем ребёнке будущего Ньютона, Софью Ковалевскую или же пытаются «вылепить» из него свою точную копию. Всю собственную жизнь и жизнь своего ребёнка они подчиняют этой цели, пытаясь пресечь любое «отклонение», любое другое увлечение сына или дочери. Они всячески «тянут» их до намеченной планки.                                              Необходимо объяснять родителям, что они ошибаются, что ребёнок может стать посредственностью в выбранной ими для него роли, необходимо уважать его призвание и влечение, ведь там он может преуспеть. Как правило, этот тип родителей радеет о том, чтобы их дети были в будущем счастливы, только считают, что они лучше знают, как этого достичь. Необходимо убедить их, что, если им удастся сломить волю своего ребёнка, то его доля будет незавидной, а сами они будут чувствовать себя виноватыми в этом.                                                                                                                              Тип четвертый.  Неудачники.                                                                                                                                                                                                                              «Пунктик» таких родителей состоит в том, что у них - стойкая ностальгия по тому времени, когда их дети были маленькими, послушными, и они постоянно напоминают им о тех золотых временах, сетуя на то, что они прошли. А суть вот в чём. Они чувствуют себя неудачниками, не способными обеспечить семью, мама так и осталась рядовым бухгалтером, тогда как её подруга, учившаяся вместе с ней, уже «современная деловая дама», чем-то руководит. Они опасаются, что дети их будут стесняться.                                      Необходимо убедить их, что дети их любят, они дороги им, и для детей неважно, как к родителям относятся на работе и сколько денег они получают. Главное, что они - родители своих детей и никто не сможет заменить им их.               Тип пятый. Преуспевающие.                                                                                                                                                                                                                                                                                      Антиподом неудачников можно считать тип преуспевающих родителей, занятых бизнесом, творческим процессом, уверенно добивающихся своих целей. У них есть всё для комфортно обустроенной жизни, кроме времени для детей. Большинству из них достаточно знать, что дети ухожены и ни в чём не испытывают недостатка. Они редко, а то и вовсе никогда не разговаривают с детьми, не играют с ними, не разговаривают по душам, перепоручают их гувернанткам и нанятым нянькам, а то и вовсе никогда не подозревают, что их сверх нормы обеспеченные дети чувствуют себя обделёнными.                                                                                                                   Как дать им понять это?  Да очень просто: вызвать на откровенный разговор, дать им понять, что детям необходимо их внимание, любовь. Именно любовь, а не замена ее излишествами, ведь в этих случаях не исключено, что позже, если чадо не оправдает возложенных надежд, то разочарованные родители выставят ему «счёт» за все их прошлые ассигнования. Получится не любовь, а бизнес.                                                                                            Необходимо приблизить семью к заботам детского сада, к самому ребёнку. Ведь, отдаляясь постепенно от ребёнка, родители действуют неосознанно и наверняка захотят исправить свою ошибку, так как есть одно, неоспоримое: они любят своего ребёнка.

                         Пословицы и поговорки о воспитании.

                                                                                                                                                    - Кто свою мать уважает, чужую не обругает .                                                                                                        - Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи.                                                                                                              - Детей наказывай стыдом, а не кнутом.                                                                                                                           

- К ребёнку полагается относиться с наибольшим почтением, т. е. взрослым следует беречь его нравственную чистоту, не показывать дурного примера. (Ювенал.)                                                                                                                               - Не делайте из ребёнка кумира: когда он вырастет - потребует жертв. (П. Буаст.)                                                                                                                                                      

- Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью. (А. П. Чехов.)                                                                               

- Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить (А. Дистервег.)                                                                                                                            

- Побои и брань подобны опию: чувствительность к ним быстро притупляется, и дозы приходится удваивать. (Бичер-Стоу.)                                                                                                                                     - У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим. (Ж. Лабрюйер.)                                                                                                                                                                       

- Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем если бы он оставил им наследство.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  (Уэйтли.)                                                                                                                   - Не тот богат, кто много имеет, а тот, кто много дает. (Фромм.)                                                               - Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей. (И. Кант.)                                                                                                                

- Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них (Я. Райнис) .                                                                     - Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. (Ж. -Ж. Руссо.)                                                                                                             

- У ребёнка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. (Ж. -Ж. Руссо.)                                                                                                                                                                                                                                                        

- Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребёнка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чем отказа. (Ж. -Ж. Руссо.)                                                                                                       

- Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети. (В. А. Сухомлинский.)                                                                                                                                                                       

- Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни (К. Д. Ушинский) .                                                                                                       - Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя. (А. Н. Острогорский.) 

 

                                                                                                                                         

 -Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома (А. С. Макаренко.)

 -Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сестры, дедушка и бабушка являются первыми воспитателями детей в дошкольном возрасте и остаются ими, когда их питомцы пошли в школу. (В.С. Сухомлинский.)

 -Счастлив тот, кто счастлив дома.  ( Л.Н. Толстой. )

 Тест 1. «Кто я?»

       Задание: «10 раз задайте себе этот вопрос и запишите ответы.» 

Тест 2. «Какой мой ребёнок?»

    Задание: «Напишите 10 эпитетов, которые отражают особенности вашего ребёнка. Оцените каждое названное качество знаком «плюс» или «минус» с вашей точки зрения. Будьте предельно откровенны с собой».                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания "Путешествие в страну Знаний продолжается или Только вперед!"

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей....

Сценарий родительского собрания "В игре готовимся к школе"

Это диагнстическая игра-путешествие в ходе которой родители смогут оценить уровень дошкольной зрелости своего ребёнка....

Сценарий родительского собрания в старшей группе «В лучах родительского солнца» (отношения: взрослые – ребёнок)

Сценарий родительского собрания в старшей группе«В лучах родительского солнца» (отношения: взрослые – ребёнок)...

Сценарий родительского собрания «За здоровьем в детский сад!» Собрание - диспут

Хорошее здоровье, ощущение полноты,неистощимости физических сил— важнейший источник жизнерадостного мировосприятия,оптимизма, готовности преодолеть любые трудности....

Сценарий родительского собрания для родителей детей младшего дошкольного возраста "Понятие общения и его значение в развитии дошкольника" (в рамках родительского клуба "Поможем друг другу")

Первый опыт общения ребенок получает в семье. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Общественные интересы взрослых, любовь к...