Главные вкладки

    Музыка и музыкальные способности
    учебно-методический материал (младшая группа) на тему

    Колчина Ольга Викторовна

    Музыка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muzyka.docx21.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    .

          Развитие музыкальных способностей детей.

    Музыка  от греч  муза — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

        Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. Не расстраивайтесь, если пение, движения ребёнка далеки от совершенства; системное количественное наполнение показателей обязательно перейдёт в качественный рост. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных –значит, задачей взрослого является устранение нежелательного «тормоза». Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становится, но не забывайте помогать ребёнку в пониманий прослушиваемой музыки (её содержания, характера ). Дайте ребёнку «путеводную» нить к сопереживанию; помогите малышу отыскать в душе и своём жизненном опыте в памяти те чувства и переживания, которые уже были когда-то испытаны им самим и которые созвучны характеру и содержанию прослушиваемой музыки.

         Развитие чувства ритма

        1.Спойте песню вместе с ребёнком; постарайтесь, чтобы он запомнил текст.

        2.Попросите ребёнка петь и одновременно тихонько хлопать в ладоши, отмечая ритмический рисунок песни.

        3.Исполните песни « по ролям»:

            a) Сначала поёт голосок, а ладошки отдыхают.

            б) Голосок «спрятался», а ладошки хлопают ритм песни.

        4.Попросите малыша «спеть» песенку ладошками.

     

        Необходимость музыкального развития ребенка.

     

        Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом — угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.

        Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

     

        Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

        Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности; Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры. Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

         В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

         Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма — выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально — слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

         Почему проводя музыкальные занятия мы уделяем большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.

         Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах, помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

     

        Музыкальные инструменты для детей.

        Даже если вы не ставите перед собой задачу воспитать второго Моцарта, согласитесь, что в каждом ребенке совсем неплохо развивать музыкальные способности. Уже давно установлено, что дети, занимающиеся музыкой, нередко опережают своих сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Такие дети лучше воспринимают информацию концентрируют внимание.

        Дети с большим желанием занимаются музыкой. Особенно их привлекает возможность самовыражения — возможность самостоятельно извлекать различные звуки.     Совместные занятия музыкой являются прекрасной формой общения. Даже если вы никогда не занимались музыкой, вы легко можете создать свой семейный ансамбль используя простой набор перкуссии (шейкеры, бубны и т.п.).

        Как известно, у двух полушарий нашего мозга разные функции. Левое полушарие «отвечает» за логическую деятельность, правое — за интуитивную и эстетическую.    

        Правым полушарием человек воспринимает цвет, музыку, образы, а левым — математику, языки, логику. Впечатления и мимолетные образы, которое «уловило» правое полушарие, в левом анализируются, выстраиваются в четком порядке и позволяют прогнозировать те или иные события. «Но причем здесь ритм?» — спросите вы. А притом, что ритм помогает объединить работу двух полушарий. Он упорядочивает не только слуховые или зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу почувствовать свое тело. На пианино можно играть простые песенки в достаточно медленном темпе, взяв пальчик малыша в свои руки. Таким образом ребенок привыкает правильно держать кисть, чувствует клавиши. Позвольте крохе музицировать самостоятельно. Поверьте, пианино от этого не расстроится. Пусть он сыграет бурю, дождь или пение птиц. Или еще что-то, о чем трудно сказать словами, но легко выразить звуком. Кстати, кто сказал, что играть нужно непременно на пианино? Мы например, очень любим металлофон. "Волшебный звон металлических пластинок завораживает, а извлечение звука не требует такого физического напряжения, как при игре на маракасах или пианино. Маленькие музыканты с удовольствием отстукивают на металлофоне ритмический рисунок или мелодию любимой песенки. Попутно ребенок знакомится с названиями нот, запоминает их графическое изображение». Занятия на музыкальных инструментах принесут исключительно положительные эмоции вашему малышу, и музыка войдет в вашу жизнь с радостью. Но даже если ваш ребенок не станет профессиональным танцором или музыкантом (хотя как знать?), развитое чувство ритма поможет ему хорошо двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и четкость речи.

    На опыте работы с детьми я убедилась в эффективности музыкального развития с помощью музыкально – ритмических движении и речи. Большинство детей последнего поколения, к сожалению, часто являются детьми с особенностями в развитии : недоразвитие речи, гиперактивность, некоторая расторможенность и. т. д. Нарушение речи преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно – воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, но и некоторые виды арт-терапии, например, музыка и движение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»

    Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»...

    Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»

    Консультация для родителей на тему: «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка и необходимость продолжения развития музыкальных способностей в семье.»...

    «Влияние классической музыки на развитие творческих музыкальных способностей детей»

    “Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький ...

    Выступление по теме "Использование инновационных технологий в развитии музыкальных способностей детей через слушание музыки"

    Все программы музыкального обучения включают в себя развитьие  музыкальных способностей, но не дают методов и приёмов.Технология Триз -это система методов и приёмов, то она максимально увеличивае...

    Образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе по развитию музыкальных способностей через восприятие классической музыки под названием «Беседы в музыкальной гостиной»

    Образовательная деятельность с детьми  подготовительной  к школе группе по развитию музыкальных способностей через восприятие  классической музыки под названием"Беседы в музыкально...

    Музыкальное занятие по развитию творческих, музыкальных способностей у детей 6 - 7 лет «В ГОСТЯХ У ФЕИ МУЗЫКИ»

    Музыкальное занятие по развитию творческих,  музыкальных способностей у детей 6 - 7 лет«В ГОСТЯХ У ФЕИ МУЗЫКИ»...