Главные вкладки

    Выступление по теме "Использование инновационных технологий в развитии музыкальных способностей детей через слушание музыки"
    статья на тему

    Мартынова Светлана Анатольевна

    Все программы музыкального обучения включают в себя развитьие  музыкальных способностей, но не дают методов и приёмов.Технология Триз -это система методов и приёмов, то она максимально увеличивает эффективность любой программы. Методы и приёмы Триз технологии возможно использовать в работе с дошкольниками в развитии музыкальных способностей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

           города Набережные  Челны  «Детский сад комбинированного вида № 32 «Чайка»

    Тема выступления «Использование инновационных технологий в развитии  музыкальных способностей детей через слушание музыки»

    Подготовила:

    музыкальный руководитель

    Мартынова С.А.

    первой квалификационной категории

    г. Набережные Челны, 2015 г.

    Использование инновационных технологий в развитии  музыкальных способностей детей через слушание музыки.

    В последнее десятилетие в России в сфере дошкольного образования вышли в свет различные инновационные программы и технологии. Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером. Принципы и аксиомы общей теории сильного мышления позволяют педагогам учить детей решать проблемные ситуации в различных видах деятельности. Классическая технология ТРИЗ имеет многолетний опыт в разных странах: Азии, Европы и Америки и убедительно показывает полезность и эффективность предлагаемых ТРИЗ моделей для решения различных задач.

    Все программы музыкального обучения и развития включают в себя развитие музыкально-творческих способностей детей, но не дают методов и приемов. Поскольку технология ТРИЗ – это система методов и приемов, то она максимально увеличивает эффективность любой программы.

    Методы и приемы ТРИЗ технологии возможно использовать в работе с дошкольниками, в развитии музыкально-творческих способностей.

    Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации технологии ТРИЗ.

    Мною будет сделана попытка адаптировать и проверить на практике некоторые методы и приемы технологии ТРИЗ. Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности.

    Метод проб и ошибок – врожденный метод мышления. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые. В музыкальной практике с детьми подбираем звучание музыкального инструмента к какому-нибудь предмету или явлению (шуршание листьев, тиканье часов, музыка дождя, звон капели).

    При использовании в работе с детьми метода активизации мышления – морфологического анализа –  для большей наглядности используется Морфологическая таблица . По горизонтали ставится картинка с изображением времен года, по вертикали – герои песен. Дети должны вспомнить название песни и рассуждать о характере музыки. Морфологическая таблица  используется для придумывания с детьми нового музыкального инструмента: по горизонтали картинки с изображением предметов, по вертикали – изображения предметов, которыми можно заполнить взятые емкости. На соединении осей координат получается новый инструмент. Дети должны придумать название новых, получившихся музыкально-шумовых инструментов (например, коробочка + пуговицы =корпуг, бутылка +бусинки = бутбус).

    Ассоциативная аналогия «Что с чем связано?».

    Цель: этого метода развивать самостоятельность мышления, благоприятствовать проявлению эстетических чувств и желания общаться с музыкой. В работе используются карточки с ассоциативными аналогиями. Дети, получив карточку, должны определить ассоциативные аналогии между объектами, изображенными на ней. Например: если на карточке даны изображения дирижера, солдат, симфонического оркестра и барабана, то им необходимо связать между собой изображение солдат и барабана, симфонического оркестра и дирижера. Если даны изображения инструментов симфонического оркестра и оркестра народных инструментов, то нужно объединить эти инструменты, согласно их принадлежности к тому или иному виду оркестра. Подобных заданий можно придумать множество, исходя из поставленных задач.

    Метод фокальных объектов - Очень интересный метод для активизации мышления, расширения словарного запаса у детей. Выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства. Например, «Вальс». Детям предлагается придумать несколько слов, объектов. Например, «ваза», «дерево», «море». Эти предметы характеризуются, а затем сформулированные свойства переносятся на выбранный нами фокальный объект. Этот метод очень эффективно используется когда дети с трудом подбирают слова для характеристики эмоционально-образного содержания музыкальных произведений. А с этим методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения.

    Метод Мозгового Штурма используется на каждом музыкальном занятии, для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычную музыку, а музыкальных инструментов нет.

    Синектика – возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Дети перевоплощаются в движениях в клоунов грустных и веселых в пьесе Д. Кабалевского «Клоуны». В смелого, преодолевшего все преграды наездника в пьесе «Смелый наездник» Шумана, в весеннюю радостную птичку в пьесе П.И. Чайковского «Жаворонок».

    Я выделила ряд приемов, которые могут помочь мне оценить мою практическую работу по развитию у детей музыкально-творческих способностей:

    • делай вместе с нами;
    • эти звуки обо мне – элементарная импровизация. Импровизация – акт самовыражения, сиюминутным психическим состоянием человека;
    • музыка моего тела – музицирование со звучащими жестами – ритмическая игра звуками своего тела, игра на поверхностях;
    • игры со звуками – музыка, рожденная из шума – шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления;
    • речевое музицирование – элементарная музыкальная композиция – игры с фонемами, фонемными слогами;
    • графическая запись – символическое изображение отдельных свойств звука (динамики, высоты, длительности, тембра), запись простейшей музыки и озвучивание ее с помощью графических символов.                                                                                Технология ТРИЗ и используемые в ней методы и приемы также помогут мне в работе с педагогами нашего ДОУ. Ведь как сказал Я. Каменский: «взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек».

    Литература

    1. Альтшуллер Г.С. «Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач».

    2. Ардяцева Н.И., Сидорчук Т.А. «Садко» Научно-методический центр развивающего образования (сборник материалов).

    3. Боровик Т. «Осенняя гамма». Учебно-методическое пособие.

    4. Боровик Т. «Звуки, ритмы и слова». Учебно-методическое пособие.

    5. Деменьтьева Т.В., Шарова Н.М. Статья «Музыкальное развитие дошкольников средствами ТРИЗ».

    6. Тютюнникова Т.Э. « Элементарное музицирование».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Развитие творческих способностей детей через интеграцию музыки и художественного творчества"

    Через цикл интегрированных занятий "Времена года" развиваю творческие способности детей...

    Выступление из опыта работы "Инновационные технологии в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

      Процесс информатизации общества стремительно движется вперед, и у детского сада нет иного выбора, как адаптации его к информационному веку. По сравнению с традиционными формами музыкальн...

    Выступление на педсовете "Инновационные технологии в ДОУ"

    Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников...

    Статья "Реализация принципа индивидуализации через использование инновационных технологий в речевом развитии детей"

    В статье идет речь о реализации принципа индивидуализации  в речевом развитии детей, о путях повышения качества речи дошкольников, посредством использования инновационных технологий, а именно: ме...

    Инновационные технологии в развитии связной речи через театрализованную деятельность.

    Инновационные технологии в развитии связной речи через театрализованную деятельность является «сказкотерапия», «куклотерапия». Особенность используемого цикла сказкотерапии сос...